ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 714
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 5. Производительность труда и методы её измерения ………………..
Рис. 1.7. Механизм воздействия потребностей на трудовое поведение
Рис.1.9. Уровневые разделы экономики труда
Фазы воспроизводства рабочей силы
Сокращение численности трудоспособ-ного населения
IЧ1 Неизменные способности к труду
IЧ1 Развивающи-еся способнос-ти к труду
Рис. 2.2. Виды воспроизводства рабочей силы
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ТРУДА (МКТ) – высший орган МОТ, проходит ежегодно в Женеве
Рис. 3.3. Структура Международной организации труда
Рис. 4.1. Система понятий, характеризующих ресурсы для труда
Рис. 4.4. Схема формирования и условия изменения
Возрастная структура населения Российской Федерации,(%)
Рис. 4.5. Виды и компоненты трудового потенциала
Виды занятости и их характеристика
Основные направления работы по улучшению занятости населения
Убз = Чбз : Чэан · 100 = Чбз : (Чз + Чбз) ·100 и
Рис. 5.1. Показатели и методы измерения
Расчёт технологической трудоёмкости изделий
Расчёт трудоёмкости управления
Кто = Фввр : Фвор ≈ Чвр : Чор;
Изменение затрат живого и прошлого труда
Рис. 6.4. Классификация резервов роста производительности труда
Рис.1.2. Взаимодействие человека с элементами трудового процесса
Кроме названных простых моментов процесса труда важными его элементами являются технология и организация труда. Технология – это способ воздействия на предмет труда. Слово технология греческого происхождения. Оно произошло от двух слов: технос – мастерство и логос – слово, наука, и дословно может быть переведено как наука о мастерстве, наука о наиболее правильных, наиболее выгодных способах выполнения тех или иных работ в процессе превращения сырого материала в готовый продукт. Строгое, последовательное выполнение действий, совокупность методов воздействия на предмет труда для изменения или придания ему нужных свойств, формы, взаимного расположения частей, местоположения в пространстве составляет содержание технологии трудовой деятельности. Организация труда представляет собой определённый порядок построения и осуществления трудового процесса, который складывается из системы взаимодействия работника с предметами и орудиями труда и производственного взаимодействия людей друг с другом в трудовом процессе.
Трудовой процесс может быть представлен как явление, имеющее три формы проявления: биологическую, организационно-технологическую и организационно-социальную.
Биологическая (физиологическая, психологическая и психофизиологическая) форма проявления трудовой деятельности заключается в расходовании в процессе труда энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. На эту форму проявления труда обращали внимание многие исследователи. Так К. Маркс подчёркивает, что «всякий труд есть, с одной стороны, расходование рабочей силы в физиологическом смысле…»1, а А. Маршалл определяет труд «как всякое умственное или физическое усилие, предпринимаемое … с целью достичь какого-либо результата…»2.
Затраты энергии человека в процессе трудовой деятельности зависят от величины физической (динамической и статической) и нервно-психической нагрузок на его организм. Динамическая физическая нагрузка определяется объёмом физической работы (в килограммометрах), величиной энергетических затрат (в калориях), мощностью усилий (в ваттах).
Статическая физическая нагрузка характеризуется величиной усилия, которое совершает человек без перемещения тела или отдельных его частей (в килограммах в секунду), умноженной на время поддержания этого усилия. Нервно-психическая нагрузка определяется: объёмом и характером воспринимаемой и перерабатываемой работником информации; интенсивностью внимания, зависящей от длительности сосредоточенного наблюдения, числа одновременно наблюдаемых объектов, продолжительности активных действий; напряжённостью мыслительной деятельности, величиной эмоционального и интеллектуального напряжения; степенью монотонности труда; темпом работы.
Биологическая форма проявления труда находит отражение в таких категориях как интенсивность и тяжесть труда.
Организационно-технологическая форма проявления трудовой деятельности заключается в определённой системе взаимодействия работников со средствами производства – предметами и средствами труда. Характер и эффективность такого взаимодействия зависит от технологии и техники производства, определяющих степень технической и технологической вооружённости труда, рациональности и прогрессивности таких элементов организации труда как планировка и оснащение рабочих мест, режим труда и отдыха, приёмы и методы труда, подготовка и повышение квалификации работников.
Организационно-социальная форма проявления труда отражает производственное взаимодействие работников друг с другом. Такое взаимодействие осуществляется как по горизонтали (взаимодействие между работниками смежных рабочих мест, смежных профессий, основными и вспомогательными работниками), так и по вертикали (производственные отношения между руководителями и подчинёнными). Содержание и характер взаимодействия в рамках этой формы проявления труда зависят от организационно-правовой формы предприятия, принятых на предприятии форм организации (индивидуальной или коллективной), разделения и кооперации труда, численности и состава работников.
Все названные формы проявления труда находятся в неразрывном единстве и представляют собой единый процесс труда.
1.2. Функции труда и потребности человека
Труд играет исключительно важную роль в существовании и развитии человеческого общества и каждого его члена. Только в процессе труда человек создаёт блага, необходимые для его существования. Именно поэтому труд является основой жизнедеятельности и развития человека. В самой человеческой природе изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие жизни.
Вот как определял труд и его роль в жизни человека К. Маркс: «Труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть не зависимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т.е. не была бы возможна сама человеческая жизнь»1. И далее: «Процесс труда …есть целесообразная деятельность для созидания потребительных стоимостей, присвоение данного природой для человеческих потребностей, всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни»2.
Роль труда проявляется в выполняемых им функциях. Во всём многообразии выполняемых трудом общественных функций можно выделить ряд основных (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Функции труда
Первая и важнейшая функция труда – потребительская. Она проявляется в том, что труд выступает как способ удовлетворения потребностей. Основой удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей является производство материальных и духовных благ, созидание общественного богатства. В этом – созидательная функция труда. Удовлетворяя потребности и создавая богатство, труд лежит в основе всего общественного развития – он определяет социальный статус человека, формирует социальные слои общества и основы их взаимодействия, тем самым выполняя социальную функцию. Создавая все ценности человеческого бытия, выступая в качестве субъекта общественного развития, человек в ходе подготовки к труду и в самом процессе трудовой деятельности приобретает знания и профессиональные навыки, осваивает способы общения и взаимодействия, формирует себя как личность и как члена общества, постоянно развивается и совершенствуется. В этом – человекотворческая функция труда. Наконец труд выступает как сила, открывающая человечеству путь к свободе.
Свободотворческая функция труда состоит в том, что именно в труде и с помощью труда человечество познаёт как законы природы, так и законы своего развития и, вооружённое их знанием может заранее учитывать всё более отдалённые естественные и общественные последствия своей деятельности.
Все функции труда важны и связаны между собой. Главное, что их объединяет – нацеленность на удовлетворение потребностей человека и общества. Всё, что делают люди в течение жизни, вся человеческая жизнь имеет только одну движущую причину – стремление к удовлетворению потребностей.
Следует отметить, что до настоящего времени не существует ясного и вполне бесспорного понимания сущности и определения понятия потребности. Наиболее часто потребность определяется как «нужда, надобность субъекта (работника, коллектива, общества) в чём-либо для своего нормального функционирования»1, как «объективное стремление человека к потреблению материальных и духовных благ»2.
Рис.1.4. Иерархия потребностей по А. Маслоу3
Представляет интерес и такое развёрнутое определение потребности как «субъективное отношение личности (к явлениям и объектам окружающей среды), в котором переживается противоречие (между достигнутым и потенциально возможным в освоении ценностей – в случае духовных потребностей, или между наличными и необходимыми ресурсами жизнедеятельности – в случае материальных), выступающее источником активности»1.
Существует большое количество различных классификаций потребностей. Наиболее популярной является классификация, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу, включающая пять групп потребностей, условно подразделяемых на первичные и вторичные (рис.1.4). Более развёрнутая классификация предложена российским психологом С.Б. Кавериным (рис. 1.5). В её основе лежит принцип деятельности (всё, что
Рис. 1.5. Классификация потребностей по С.Б. Каверину2
делает человек в течение жизни, исчерпывается и описывается всего лишь четырьмя основными видами деятельности: труд, общение, познание и рекреация) и принцип соподчинения.
Осознанная человеком потребность приобретает форму интереса – стремления каким-то путём удовлетворить потребность. Это стремление побуждает человека к определённым действиям. Внутреннее побуждение к активности и деятельности,
направленной на удовлетворение потребностей, называют мотивом, а процесс формирования таких побуждений – мотивацией. Побуждение к активности и определённой деятельности может носить и внешний по отношению к субъекту характер. В этом случае оно называется стимулом1, а процесс создания условий, побуждающих индивидов действовать определённым образом – стимулированием. Многообразие стимулов трудовой деятельности может быть объединено в несколько классификационных групп (рис.1.6).
Рис.1.6. Классификация стимулов трудовой деятельности
Стремление субъекта удовлетворить осознанные им потребности определяет цели его деятельности. Представления человека, коллектива, общества в целом о главных и важных целях деятельности, а также об основных средствах достижения этих целей называют ценностями, а направленность на те или иные ценности – ценностной ориентацией.
Удовлетворение большинства потребностей так или иначе связано с трудовой деятельностью человека и оказывает самое непосредственное воздействие на качество и эффективность его труда (рис. 1.7).