ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 713
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 5. Производительность труда и методы её измерения ………………..
Рис. 1.7. Механизм воздействия потребностей на трудовое поведение
Рис.1.9. Уровневые разделы экономики труда
Фазы воспроизводства рабочей силы
Сокращение численности трудоспособ-ного населения
IЧ1 Неизменные способности к труду
IЧ1 Развивающи-еся способнос-ти к труду
Рис. 2.2. Виды воспроизводства рабочей силы
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ТРУДА (МКТ) – высший орган МОТ, проходит ежегодно в Женеве
Рис. 3.3. Структура Международной организации труда
Рис. 4.1. Система понятий, характеризующих ресурсы для труда
Рис. 4.4. Схема формирования и условия изменения
Возрастная структура населения Российской Федерации,(%)
Рис. 4.5. Виды и компоненты трудового потенциала
Виды занятости и их характеристика
Основные направления работы по улучшению занятости населения
Убз = Чбз : Чэан · 100 = Чбз : (Чз + Чбз) ·100 и
Рис. 5.1. Показатели и методы измерения
Расчёт технологической трудоёмкости изделий
Расчёт трудоёмкости управления
Кто = Фввр : Фвор ≈ Чвр : Чор;
Изменение затрат живого и прошлого труда
Рис. 6.4. Классификация резервов роста производительности труда
- метод прямого (директивного) воздействия управляющего на управляемых и через них на управляемый процесс. Примерами такого метода управления могут служить любые запретительные нормы в законах о труде (минимальный размер заработной платы, установленная продолжительность рабочего времени, продолжительность отпуска и сверхурочных работ, стандарты по условиям труда др.), прямые административные решения – указы, приказы, распоряжения, направленные на регулирование трудовых отношений. Поэтому нередко такой метод управления называют административным;
- метод косвенного (через интерес) воздействия управляющего на управляемых и через них на управляемый процесс. Косвенные методы управления (экономические, психологические) применяются тогда, когда управляемым субъектам предоставлена возможность выбора различных вариантов трудового поведения. Универсальной формой разнообразных косвенных методов управления трудом является стимулирование;
- метод самоуправления, когда участники процесса сами принимают и исполняют решения.
В зависимости от того, какие субъекты социально-трудовых отношений реализуют те или иные методы управления, различают формы управления трудом. Укрупнённо выделяют три формы управления трудом: государственные, договорные и формы общественной активности различных субъектов социально-трудовых отношений.
Государственные формы управления используются тогда, когда субъектом управления трудом выступает государство в виде органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Соответственно этому формами управляющих воздействий государства в социально-трудовой сфере являются законы, Указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения правительства, правосудие посредством судопроизводства (в Российской Федерации в сфере управления трудом используется конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство).
Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществлявшим работу по обеспечению единой государственной политики в области труда, занятости и социальных вопросов и одновременно координировавшим работу по этим направлениям, до середины 2004 г. являлось Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд России).
Министерство труда РФ, во взаимодействии с другими центральными органами федеральной исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, общественными объединениями, вместе с подчинёнными ему организациями, учреждениями, местными органами по труду образовывало единую государственную систему управления социально-трудовой сферой.
В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20 мая 2004 г. №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» Министерство труда было упразднено, а его функции переданы вновь созданному Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития) и подведомственной ему Федеральной службе по труду и занятости (Роструд).
В составе функций, возложенных на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, - выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития и труда, включая вопросы уровня жизни и доходов населения, демографической политики, оплаты труда, пенсионного обеспечения, условий и охраны труда, социального партнёрства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, социальной защиты населения, взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в социально-трудовой сфере.1
Федеральная служба по труду и занятости призвана осуществлять функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования трудовых споров.2
Договорные формы управления трудом используются тогда, когда управленческие решения по социально-трудовым вопросам принимаются на основе совместных действий и договорённостей нескольких равноправных субъектов. В настоящее время в России используются следующие договорные формы:
- генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации;
- региональные и территориальные соглашения между региональными объединениями профсоюзов, региональными объединениями работодателей и правительством (администрацией) регионов;
- отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные соглашения на федеральном уровне между отраслевыми объединениями профсоюзов, работодателей, отраслевыми министерствами при участии Минтруда РФ;
- коллективные договоры между представителями трудовых коллективов (работниками) и администрацией организаций (работодателями);
- индивидуальные трудовые договоры (контракты) между работниками и работодателями.
Примерами форм общественной активности субъектов в управлении трудом могут служить пикеты, манифестации, забастовки в поддержку тех или иных социально-трудовых требований, инициирование партиями, общественными объединениями, отдельными лицами предложений об изменении действующего трудового законодательства.
Термины и понятия
Воспроизводство рабочей силы
Виды воспроизводства рабочей силы
Кооперация труда
Общественная организация труда
Рабочая сила
Разделение труда
Типы общественной организации труда
Управление трудом
Фазы воспроизводства рабочей силы
Вопросы для контроля и самопроверки
1. Что такое общественная организация труда?
2. Каковы основные элементы, формирующие понятие общественной организации труда?
3. Назовите и охарактеризуйте основные типы общественной организации труда.
4. В чём сущность разделения труда? Назовите основные формы разделения труда.
5. Каковы основные виды общественного разделения труда?
6. Какова сущность понятия "рабочая сила"?
7. Назовите основные фазы воспроизводства рабочей силы, раскройте их содержание.
8. Назовите и охарактеризуйте типы воспроизводства рабочей силы.
9. В чём сущность управления трудом?
10. Назовите основные типы, формы и методы управления трудом в обществе.
Глава 3. Социально-трудовые отношения
3.1. Сущность, субъекты и предметы социально-трудовых
отношений
Социально-трудовые отношения – это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений по поводу осуществления процессов, обусловленных трудовой деятельностью и направленных на повышение качества трудовой жизни.
При этом под качеством трудовой жизни,как элементом более широкого понятия «качество жизни», понимается систематизированная совокупность свойств, характеризующих условия труда в самом широком смысле слова (условия производственной жизни) и позволяющих учесть степень реализации интересов работника и использования его способностей.
Социально-трудовые отношения как система включают в себя следующие элементы: субъекты, уровни, предметы, типы и факторы развития социально-трудовых отношений.
Субъектами социально-трудовых отношений могут быть нндивидуумы (отдельные лица – работники, работодатели), или группы индивидуумов, объединённых каким-либо системообразующим признаком (профессиональным, функциональным, организационным и т.п.). В странах рыночной экономики основными субъектами социально трудовых отношений являются наёмные работники, работодатели (предприниматели) и государство (рис. 3.1).
Субъекты социально-трудовых
отношений
Наёмные работники
(объединения наёмных работников)
Работодатели
(объединения работодателей)
Государство
законодатель
посредник
защитник прав
арбитр
работодатель
Рис. 3.1. Субъекты социально трудовых отношений
Наёмный работник – это гражданин, заключивший трудовой договор с работодателем (отдельным лицом или руководителем организации). Работодатель – это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для работы одного или многих лиц. Обычно работодатель является собственником средств производства. Но в российской хозяйственной практике работодателем считается и руководитель предприятия (организации) в государственном секторе экономики, который нанимает работников по договору, хотя он сам является наёмным работником государства и не владеет средствами производства.
Развитые трудовые отношения предполагают существование специальных институтов, выступающих от имени субъектов социально-трудовых отношений и защищающих их интересы. Такими институтами являются профессиональные союзы наёмных работников, союзы (другие объединения) работодателей и предпринимателей.
В качестве субъекта социально-трудовых отношений может выступать организация (предприятие) или их группа, а также территориальное образование. В определённых условиях мировое сообщество может рассматривать в качестве субъекта социально-трудовых отношений отдельное государство.
Важным субъектом социально-трудовых отношений является государство. В этом качестве оно может выполнять множество функций: устанавливать законы, регулирующие социально-трудовые отношения, корректировать их, защищать интересы субъектов социально-трудовых правоотношений, быть посредником при разрешении конфликтных ситуаций, выступать собственно работодателем. Мера реализации каждой из этих функций государства, характер их сочетания в каждый
конкретный момент времени определяется историческими, политическими, экономическими условиями развития общества. Поэтому роль государства в социально-трудовых отношениях может существенно изменяться.
Производным от особенностей субъектов является уровень социально-трудовых отношений. Он определяется свойствами социально-экономического пространства, в котором функционируют субъекты социально-трудовых отношений. Выделяют индивидуальный, групповой и смешанный уровни. На индивидуальном уровне взаимосвязанными субъектами социально-трудовых отношений могут быть: работник – работник, работник – работодатель, работодатель – работодатель. На групповом уровне проявляются взаимосвязи между объединениями работников (профессиональными союзами) и объединениями работодателей. На смешанном уровне взаимодействуют объединение работников с работодателем, работник с государством, работодатель с государством.Кроме того социально-трудовые отношения могут рассматриваться на уровне страны, региона, отрасли, предприятия (организации), рабочего места.
В качестве предметов социально-трудовых отношений выступают определённые стороны в трудовой жизни человека, содержание которых зависит от его жизненного цикла и специфики задач, решаемых на каждом этапе этого цикла.
Жизненный цикл человека включает несколько стадий (этапов): период от рождения до окончания образования; период поступления на работу и обзаведения семьёй; период трудовой жизни; период старости. На каждом из этапов жизненного цикла человек в социально-трудовых отношениях будет отдавать предпочтение тем или иным целям – предметам этих отношений. Так, на первом этапе предметами социально-трудовых отношений могут выступать трудовое самоопределение, профориентация, профессиональное обучение. На последующих этапах – найм-увольнение, социально-профессиональное развитие, оценка труда, его вознаграждение и т.п.
Всё многообразие предметов социально-трудовых отношений можно сгруппировать в три относительно самостоятельных предметных блока: