Файл: Дальневосточный государственный гуманитарный университет П. И. Колесник, О. А. Сысоева Современная русская литература.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 531

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Согласно концепции Е.Ю. Барруэло Гонзалез, важным фактором модификации жанровых форм является изменение присущей классической жанровой системе модели авторства. Согласно концепции, предложенной М. Фуко, авторство первоначально выступает в истории как некое отклонение, преступание границы, так что автором становится лишь тот, кто пишет нечто, отличное от предания, и в любой момент может быть отслежен и идентифицирован как преступник. Эта функция авторства сохраняется и в дальнейшем, делая позицию автора сакральной, голос автора – откровением, позволяющим диктовать определенную картину действия, разрешение противоречий, распутывание загадок и приведения содержания произведения в согласие с признанной картиной мира.

Однако последние десятилетия XX века демонстрируют нам возвращение на культурную орбиту архаических жанров. Отсутствие прежней фигуры Автора, гарантирующего вневременную Истину своего произведения, переводит литературный текст в разряд своего рода мифа, скорее создающего свою реальность, чем отражающего обыденную реальность мира. Непосредственный контакт современной прозы с «неготовой, становящейся современностью» все чаще сопровождается регенерацией архаических сюжетных архетипов, возвращающих роман к его истокам – к летописи, агиографии, к анекдоту, притче, сказке, мифу.

Востребованность мифа в эпоху постмодерна мотивируется, прежде всего, тем, что хаотическую случайность эмпирической жизни миф возводит к закономерно-осмысленной модели, аморфные типы современности представляются актуализациями вечных характеров, в результате злободневное оказывается «кажимостью», а вечное – сущностью.

Н.Т. Рымарь выделяет следующие признаки романа ХХ века как дифференциальные: «редукция фабулы»; «началом, организующим произведение как целое... становится... развертывание текста в системе интертекстуальных отношений, создающих особую знаковую реальность, как это происходит, например, в новом или постмодернистском романе»; «роман-монтаж» – Б. Пильняк и Дж. Дос Пассос44.

Динамика романного жанра в ХХ веке, по мнению Н.Т. Рымаря, движется тремя основными путями:

1) «поэтологический роман» – «Дар» В. Набокова, «Назову себя Гантенбайн» М. Фриша, «Доктор Фаустус» Т. Манна;

2) внутренняя точка зрения героя – М. Пруст, Л.-Ф. Селин, Г. Белль, Андрей Белый;

3) «авторский сюжет» – «Улисс» Дж. Джойса, «Пруд» А. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка.


Таким образом, романные новации фиксируют конструктивные эксперименты как внутренних уровней (сюжетно-фабульного, собственно композиционного, композиции повествуемого мира), так и субъектной, субъектно-объектной и интерсубъектной организации текстовых структур.

Одной из характерных черт современной системы эпических жанров становится подвижность границ их элементов на разных уровнях жанровой системы. Из синтеза лирического и эпического начал возникает стилистическая разновидность художественной прозы – лирическая проза, куда входит большое число жанров с разной степенью соотношения эпики и лирики.

Основные жанровые разновидности русского романа ХХ века – символистский роман (Ф. Сологуб, В. Брюсов, А. Белый), модернистский роман-миф (А. Ремизов, А. Платонов, В. Набоков), неклассическая проза (К. Вагинов, Л. Добычин, С. Кржижановский, Д. Хармс), лирический роман (И. Бунин, Б. Пастернак, К. Паустовский), роман-эпопея (М. Горький, М. Шолохов, А. Солженицын), постмодернистский роман (Вен. Ерофеев, Д. Галковский, В. Пелевин), метароман (В. Розанов, М. Булгаков, А. Битов) Каждая из названных разновидностей, по мнению Н. Беляевой, в силу принадлежности к романному архитексту, характеризуется «общевидовыми интертекстуальными интенциями: неканоничностью, гетеродоксией, установкой на чужое слово, способностью интегрировать нероманный жанровый материал и т.д. В свою очередь, для каждой из внутрижанровых разновидностей эти интенции должны служить дифференциалами, корректирующими их видовые признаки»45.

Процесс жанровых трансформаций носит активный характер – традиционные жанры уступают место новообразованиям, возникающим в результате разного рода трансформаций; объединение нескольких жанровых моделей приводит к появлению синтетических жанров. Такие жанровые трансформации в научной литературе называют либо «авторскими жанрами»46, либо «синкретичными»47, либо «жанровыми изменениями и новообразованиями»48. Синтез, формально-содержательные эксперименты в области сложного соединения литературных норм разных исторических эпох и литературных направлений становятся определяющими для литературы данного периода. Заметим, что идея синтеза проявляется во всех элементах романного произведения. Сложность и многооаспектность этого явления очевидны.

Понятие синкретизма было введено А.Н. Веселовским, подразумевая под ним первую стадию в истории поэтики. Синкретизм, по А.Н. Веселовскому, есть «выражение свойственного архаическому сознанию целостного взгляда на мир, еще не осложненного отвлеченным, дифференцирующим и рефлексивным мышлением»

49. Синкретизм трансформируется от первичного синкретизма первобытной эпохи, когда он представлял собой особое мировоззрение, к синкретизму как фактору культурного развития, преобразования.

В науке по-новому ставится вопрос о содержании понятия «синкретизм», об уникальности и относительной самостоятельности данного понятия, о возможности объединения, взаимосвязи разнопорядковых компонентов, движения к универсализации.

В современных исследованиях концепция синкретизма, предложенная А.Н. Веселовским, в целом принимается, хотя чаще всего рассматривается не во всем ее объеме, а лишь применительно к учению о родах и жанрах. Основной принцип синкретизма формулируется как принцип семантического тождества при различии форм (О.М. Фрейндерберг). Этот принцип может проявляться на разных уровнях: поэтического языка и стиля, в структуре художественной образности, родов и жанров, в формировании авторства, мотива и сюжета.

Таким образом, синкретичный жанр – это исторически обусловленный, самостоятельно существующий, своеобразный, обладающий качественно новой спецификой тип художественного произведения, созданный неповторимым уникальном авторским сознанием, возникший в результате трансформаций различных жанровых структур и отвечающий потребностям нового этапа развития литературного процесса. Сама эта структура подвижна: «В каждом отдельном случае законы жанрообразования специфические для конкретного авторского замысла»50.

Авторские жанры, как правило, отличаются особой организацией сюжета, чаще всего по замкнутой модели, включают ретроспекцию, многоплановость, характеризуются открытой авторской позицией, сочетанием анализа и комментария описываемых событий, а также использованием разнообразных внесюжетных элементов и средств документальности. Необычайная активизация жанрово-стилевых экспериментов присуща творчеству многих современных писателей: В.В. Ерофееву, Саше Соколову, В.С. Маканину, В.Г. Сорокину, В.О. Пелевину, Л.С. Петрушевской, Т.Н. Толстой, и др.

В результате объединения нескольких жанровых моделей возникли такие жанры, как роман-сказка («Белка» А. Кима), повесть-эссе («Смотрение тайн, или последний рыцарь розы» Л. Бежина), роман-мистерия («Сбор грибов под музыку Баха» А. Кима), роман-житие («Дурочка» С. Василенко), роман-хроника («Дело моего отца» К. Икрамова), роман-притча («Отец-Лес» А. Кима), рассказ-воспоминание («Роман с английским» Л. Миллер), роман-комментарий («Подлинная история «Зеленых музыкантов» Е. Попова).


Таким образом, жанр постоянно вбирает в себя новые формы, позволяющие моделировать множество точек зрения на действительность, превращая само ее субстанциальное содержание в переплетение множественности позиций, причем все чаще художественный интерес переносится с построения характера литературного героя на исследование и реконструкцию механизмов подсознания и структур бессознательного.
Вопросы

1. Что такое жанр? Как соотносятся жанр и род?

Согласны ли Вы с высказыванием М.М. Бахтина о том, что исследовать явления литературного процесса без опоры на анализ жанровой принадлежности невозможно, поскольку «писатель мыслит и понимает едиными в себе комплексами-высказываниями»51, то есть на языке жанра?

2. Что такое доминирующая авторская установка применительно к жанру? Какие виды авторских установок Вы знаете?

3. «Художник, создавая произведение искусства, сознательно или бессознательно принимает во внимание жанровый опыт (канон), сформированный в предшествующую литературную и долитературную эпоху; речевые, обрядовые и бытовые аналоги, особенно если дело касается адресованных жанров. Но и этим дело не ограничивается. Ориентируясь на определенные жанровые ожидания, бытующие в сознании современников, писатель одновременно их же и нарушает, в противном случае ему грозит опасность эпигонства. То есть он не только следует «канонам» жанра, которые достаточно общи, но и привносит в жанровую модель индивидуальные черты, что приводит к постоянному обновлению жанровой традиции»52.

Соглсны ли Вы с приведенным высказыванием Л.Г. Кихней? Дайте определение жанрового канона.

4. Как соотносятся друг с другом две противоположные тенденции развития современной отечественной прозы: минимализация и гибридизация? Свой ответ аргументируйте примерами из известных Вам произведений

5. Как можно охарактеризовать актуализировавшиеся в современной литературе авторские жанровые формы? Приведите примеры жанрового синтеза или жанровой трансформации в современной прозе.


РАЗДЕЛ II
ПЕРСОНАЛИИ

А.Г. Битов

Б итов, Андрей Георгиевич (р. 1937) – русский писатель.

Родился в Ленинграде в семье архитектора. Окончил Ленинградский горный институт (1962), Высшие сценарные курсы (1967) и аспирантуру ИМЛИ (диссертация не защищена).

Пишет с 1956, печатается с 1960: три рассказа в альманахе «Молодой Ленинград». Член СП СССР (1965).

Председатель комиссии по литературному наследию А.Платонова (с 1988). Вице-президент (с 1989), президент (с 1991) Русского ПЕН-центра, вице-президент ассоциации «Мир культуры», председатель правления Набоковского фонда (с 1992). Член Совета Общества Ф.М.Достоевского в СССР (с 1990), редколлегий журналов и альманахов «НМ» (с 1996 обществ. совета), «Соло», «ВЛ» (с 1989), «Круг чтения», общественного совета «ЛГ» (1990-97), ред.-издат. совета альманаха «Петрополь», попечительского совета журнала «Другие берега», жюри премии «Триумф» (с 1992), комиссии по Гос. премиям при Президенте РФ (с 1997).
Автор книг:
- Большой шар. М. –Л.,1963;

- Такое долгое детство. М. –Л., 1965;

- Дачная местность. Повести. М.,1967;

- Аптекарский остров. Л.,1968;

- Путешествие к другу детства; Л., 1968;

- Образ жизни. Повести. М.,1972;

- Семь путешествий. Л., 1976;

- Дни человека. Повести. М., 1976;

- Воскресный день. М., 1980;

- Грузинский альбом. Тбилиси, 1985.

- Пушкинский Дом (Анн Арбор, «Ардис», 1978).

- Статьи из романа. М., 1986;

- Книга путешествий. М., 1986;

- Человек в пейзаже. Повести и рассказы. М., 1988;

- Последняя повесть. М., 1988;

- Повести и рассказы. М., 1989;

- Пушкинский дом. Роман. М., 1989; То же. СПб, 1999 (послесл. С. Савицкого, Э. Хаппеннн, Ю. Карабчиевского, В. Курицына);

- Улетающий Монахов. Роман-пунктир. М., 1990;

- Мы проснулись в незнакомой стране. Публицистика. Л., 1991;

- Жизнь в ветреную погоду. Повести. Л., 1991 (М., 1999);

- Ожидание обезьян. М., 1993;

- Вычитание зайца. М., 1993;

- Оглашенные. Роман-странствие. М., 1995;

- Первая книга автора. СПб, 1996;

- Империя в четырех измерениях. В 4 тт. Харьков, 1996;

- Новый Гулливер (Айне Кляйне Арифметика русской литературы). Нью-Йорк, 1997;

- В четверг после дождя. СПб, 1997;

- Записки новичка. М., 1997;

- Обоснованная ревность. Повести. М., 1998, 2000 (предисл. И.Роднянской);

- Неизбежность ненаписанного. М., 1998, 1999;

- Дерево. СПб, 1998;

- Похороны Доктора. М., 1999.