ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инструменты долгосрочных сбережений для граждан.


  1. Особое внимание в документе о новых задачах уделено стимулированию долгосрочных инвестиций граждан как внутреннего источника финансирования развития экономики. В рамках данного направления предлагается, в том числе, предоставление налоговых льгот. Представляется необходимой детализация, на какие долгосрочные инвестиции будут распространяться налоговые льготы. Для развития различных секторов финансового рынка важно, чтобы это были не только пенсионные продукты, но и инвестиции, которые граждане осуществляют самостоятельно через брокеров и через институт доверительного управления.

Одной из таких мер является сохранение ИИС 1-го типа, повышение максимального размера взноса на ИИС 2-го типа, а также введение ИИС 3-го типа, в том числе рассмотрение вопроса о софинансировании со стороны государства взносов в ИИС 3-го типа. Введение ИИС 3-го типа позволит гражданам, по сути дела, иметь личный пенсионный план и самостоятельно принимать решения об инвестировании согласно своему риск-профилю. Механизм личного пенсионного планирования будет органически дополнять систему корпоративного пенсионного обеспечения.

    1. Налоговые льготы для владельцев долгосрочных вкладов, открытых в системно значимых банках.

Федеральным законом от 26.03.2022 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее ФЗ №67) предусмотрено освобождение от налогообложения
процентов, полученных физическими лицами в 2021 и 2022 гг. по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации.

Данная мера поддержки нашла большой отклик среди клиентов российских кредитных организаций, однако, на сегодняшний день нет понимания того, будет ли данная инициатива продлена на следующие налоговые периоды. Действующая формулировка ФЗ №67 предполагает, что фактически обязанность платить НДФЛ с процентов по вкладам появится, начиная с доходов, полученных уже в 2023 году.

Учитывая данные обстоятельства и в целях стимулирования интереса населения к долгосрочному размещению средств в российских кредитных организациях, предлагается освободить от налогообложения по НДФЛ доходы в виде процентов, полученных физическими лицами по вкладам, открытым в банках, при соблюдении следующих условий:

  1. денежные средства размещены на вкладе на срок не менее 3 лет;

  2. денежные средства размещены на вкладе на срок не менее 1 года с даты открытия вклада в случае, если вклад открыт в российском банке в 2022 году переходный период для того, чтобы предоставить возможность владельцам крупных вкладов получить право на освобождение процентов, полученных в 2023 г. от налогообложения.

Данная мера

мотивирует клиентов размещать существенный объем денежных средств в банках на длительный период. Условие о том, что средства должны быть размещены во вкладах, открытых именно в банках, позволит привлечь дополнительный интерес населения к банкам, которые в наибольшей степени пострадали от введения санкционных мер со стороны «недружественных» государств.

    1. Налоговые льготы при владении ценными бумагами российских юридических лиц с государственным участием.

В связи с ограничениями, связанными с владением инвестиционными портфелями, содержащими в себе активы эмитентов из «недружественных» юрисдикций, предлагается привлечь внимание клиентов к инвестициям в российский государственный сектор, осуществляемым на базе российских кредитных организаций. Для этого предлагается:

  1. освободить от налогообложения по НДФЛ купоны, выплачиваемые по облигациям с государственным участием в период 2022 2024 гг.;

  2. освободить от налогообложения по НДФЛ доходы от реализации ценных бумаг с государственным участием при условии, что лицо непрерывно владеет ими в течение 3 лет и более.


Данное положение позволяет дополнительно расширить возможности использования уже предусмотренных пп.1 п. 1 ст. 219.1 Налогового кодекса РФ льгот, при этом позволит:

  • не привязывать действие освобождения от налогообложения к обращаемости ценных бумаг на российском организованном рынке;

  • освободить от налогообложения полную сумму доходов, полученных по ценным бумагам государственного сектора, а не только иметь возможность воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом в размере 9 млн. руб. в отношении финансового результата от реализации соответствующих определенным условиям финансовых активов по итогам года (пп. 2 п. 2 ст. 219.1 Налогового кодекса РФ).


Данные меры позволят не только привлечь дополнительный интерес потенциальных клиентов к инвестированию в государственный сектор, но и увеличить спрос на банковские продукты, в состав которых входят ценные бумаги стратегических российских юридических лиц.

    1. Представляется исключительно важным развитие индустрии НПФ как долгосрочного институционального инвестора, особенно в настоящее время, когда НПФ могли бы стать внутренним инвестором, вторым по значимости с розничным. Следует согласиться с оценкой, что установленные требования к составу и структуре инвестиционных портфелей НПФ успешно ограничивают риски клиентов, но снижают инвестиционный потенциал НПФ. С учетом этого поддерживается предложение расширить инвестиционные возможности НПФ за счет отмены части требований к составу и структуре их инвестиционных портфелей.

    2. Необходимо также поддерживать корпоративные программы долгосрочной мотивации сотрудников компаний через формирование долгосрочных инвестиционных планов (НСЖ, ИИС и т.д.).




  1. Финансирование экономического развития: участие банков и инструменты рынка капитала. Экспертами РСПП поддерживается выделение блоков, посвященных роли финансового сектора в экономическом развитии в целом. Аналитические исследования демонстрируют, что доля финансирования инвестиционных проектов компаний в общей структуре финансирования таких проектов остается существенно ниже, чем в экономиках зарубежных стран. Вместе с тем, целесообразно дополнить данный блок, в частности, следующим:





    1. Представляется целесообразным поддержать идею предоставления государственных гарантий по долгосрочным проектам, так как существующий механизм поддержки через получение субсидий имеет определенные недостатки. При этом государственные гарантии и поручительства должны быть максимально унифицированы и ограничены возможностью внесения дополнительных ковенант. Гарантии Минфина России представляются более надежным инструментом, чем гарантии институтов развития. Также отмечен субсидиарный характер гарантий, что затрудняет восстановление финансирования по проблемным активам.

    2. В целях формирования условий для сбалансированного экономического развития наряду с мерами поддержки финансирования крупного корпоративного бизнеса и масштабных долгосрочных инвестиционных проектов, представляется необходимым усилить позиции как в отношении малых и средних банков, так и финансируемых ими субъектов МСП.

Кроме того, необходимо поддержать задачу по расширению потенциала развития региональных банков. Вместе с тем, представляется, что предлагаемые инициативы по кооперации и объединению банков ориентированы главным образом на их укрупнение, а не на их поддержку. Важно, чтобы предложения по форматам объединения небольших банков не создавали регуляторного арбитража, при котором малым банкам будет в принципе невыгодно работать самостоятельно, то есть без объединений. Предлагаем предусмотреть меры дополнительной поддержки региональных банков со стороны государства, в том числе банков с базовой лицензией как самостоятельных институтов.

    1. Банком России предлагается внедрение инструментов повышения инвестиционного качества и льготных режимов размещения ценных бумаг для компаний, задействованных в трансформации российской экономики и осуществляющих деятельность в перспективных и приоритетных отраслях. Полагаем, что следует уделить внимание развитию рынка IPO в целом, а не только отдельных «перспективных» секторов экономики.

    2. Следует обратить отдельное внимание на предложение Банка России о предоставлении возможности для эмитентов осуществления прямых продаж гражданам облигаций и акций с использованием финансовых платформ и паевых инвестиционных фондов. В настоящее время в Российской Федерации сформировалась достаточно эффективная индустрия финансовых посредников, и снижение ее роли может неоправданно повысить риски для розничных инвесторов. Кроме того, указанный формат реализации ценных бумаг не позволит создать ликвидный рынок для новых эмитентов, а