Файл: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной школа россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 333

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Физкультминутка



В дождь Ботинки Без калош - Два весёлых Братца -


Вышли


Прогуляться.

А вернулись Два уродца,

Две лягушки Из болотца.

С. Прокофьева, Г. Сатир


  1. Продолжение изучения нового материала.

1.Чтение текста о л я г у ш
ках на с. 69 учебника (часть 2).

  • Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

зе-лё-ну-ю - зелёную

во-дя-ну-ю - водяную

ко-рич-ие-ву-ю - коричневую

ма-ленъ-ку-ю - маленькую

дре-вес-ни-цу - древесницу

пре-тер-пе-ва-ет - претерпевает вы-луп-ля-ют-ся - вылупляются го-ло-вас-ти-ки - головастики

по-лу-ча-ет-ся - получается

Учитель выразительно читает текст о лягушках.

  1. Анализ произведения.

  • Что нового вы узнали о лягушках?

  • Какую пользу природе приносят лягушки?

  • Какие виды лягушек перечислены в тексте?


-Где можно увидеть зелёную водяную лягушку?

-Где обитает коричневая лягушка?

  • Как рождаются лягушки?

  • Прочтите строки, где описываются превращения лягушек.

рочтите выразительно друг другу стихотворение, соблюдая знаки препинания.

Запись на доске:

РАЗВИТИЕ ЛЯГУШКИ

икра (яички) -> головастики -> лягушонок

  • Используя схему, расскажите о развитии лягушки.

  • Сравните стихотворение «Лягушата» с прочитанным текстом. Какая информация в них одинаковая?

  1. Чтение стихотворения В. Лунина «Никого не обижай».

  • Прочтите название стихотворения.

  • Кто его автор?

  • Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чём это произведение?

  • Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

не о-би-жай - не обижай тём-ненъ-ко-е - тёмненькое ска-чу-ще-го - скачущего блес-тя-щу-ю - блестящую

Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают стихотворение.

  • С какой просьбой обращается автор к детям?

  • Каких животных он перечисляет?

  • Прочтите, как автор называет жучка? кузнечика? божью коровку? крота?

  • С какой интонацией надо прочитать последние строки стихотворения?

Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

  1. Игры Деда Буквоеда.

Игра «Авария».

Это было в воскресенье У слона на дне рожденья.

Гости пели, веселились,

В хороводе так кружились.

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз-два-три-четыре-пять,

Помоги гостей собрать.







  1. Итог урока. Рефлексия.

  • С какими произведениями мы познакомились на уроке?

  • Что нового узнали о лягушках?

  • Какую пользу приносят лягушки?

  • Какие правила поведения в природе мы должны выполнять? Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение:


Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится: На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди, не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо, а море без рыб - не море,

И земля без зверей - не земля, не земля, не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

Но должно быть сердце, сердце человечье.

Люди-человеки, страны и народы,

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Т. Шеханова

Внеурочная деятельность: выразительное чтение наизусть стихотворения В. Берестова «Ля­гушата».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 37

Справочный материал для учителя.

Исконно русское слово, происходящее от народного «лягуха», «лягуша» - «бедро» («ляжка»). Такое название было дано земноводному за его длинные ляги - бедра. А возможно, оно образо­валось и от глагола «лягать» - «взбрыкивать лягами», то есть задними ножками.

В старину было у лягушки и другое, нежное прозвище - «холодяночка». Тогда и в помине не было никаких холодильников, и лягушек сажали на дно кувшинов с молоком. Считалось, что молоко останется холодным и не скиснет - наверное, оттого, что лягушки такие «хладнокров­ные». «Фу!» - скажете вы, и напрасно. Все амфибии очень чистоплотны.

Жабу не любят. Говорят, что она вредная, что от неё на руках бородавки, и ещё много плохо­го говорят про жабу. Всё это неправда. Жаба действительно выделяет через кожу беловатую, сильно пахнущую жидкость, но никаких бородавок от этой жидкости не бывает. Просто таким способом жаба спасается от врагов. Это единственная её защита - ведь у жабы нет ни острых зу­бов, чтобы обороняться от врагов, ни быстрых ног, чтоб убежать от них.

Зато пользу жаба приносит огромную, недаром же опытные огородники часто приносят на огород жаб и выпускают их там. Целый день сидит жаба где-нибудь в укромном уголке, а ко­гда стемнеет - выползает на охоту. И всю ночь без устали, как дозорный, будет ходить между грядками, то и дело выбрасывая свой длинный клейкий язык и каждый раз хватая какое-нибудь насекомое. И сколько же она за ночь всяких вредных насекомых уничтожит - не сосчитать! Вот почему жаба - наш большой друг. Правда, она некрасива, но ведь друзей любят не за красоту. Верно?


Ю. Дмитриев

Валентин Дмитриевич Берестов. Все исследователи обязательно сообщают, что Валя Бере­стов научился читать в четыре года. Но почему-то никто не рассказывает, каким необыкновен­ным способом это произошло. Дело в том, что первым буквам (во всяком случае - двум первым буквам) мальчика научила слепая прабабушка. Она выписывала газету «Известия» и, не имя воз­можности читать, просила правнука пересказывать словами карикатуры, которые в газете поме­щались. «На иных карикатурах, какие я ей рассказывал, - вспоминал Валентин Дмитриевич, - средь бурного моря высился гордый утес с четырьмя буквами по крутому обрыву. «Три одинако­вых буквы рядом? - спросила прабабушка. - Не иначе СССР!» Это и было первое слово, прочи­танное будущим поэтом.

Он родился в маленьком городе Мещовске и на исходе жизни написал книгу, которая так и называлась - «Детство в маленьком городе». Там есть и замечательный папа - учитель исто­рии, и совсем молодая мама, и бабушка, тайком от всех окрестившая внука, и единственная го­родская библиотека, где Валя Берестов, научившись читать, хохотал над книжками так громко, что его уводили на крыльцо под навес... Но мемуарный том кончается ранним детством, в нём

нет рассказа про войну, которая забросила семью Берестовых в Ташкент и в конечном счёте ука­зала вдохновенному читателю путь в писатели. Потому что именно в Ташкенте, в эвакуации, жи­ли тогда люди, с которыми мальчик из города Мещовска при других обстоятельствах вряд ли бы познакомился.

В местном Дворце пионеров преподавала английский язык женщина по имени Надежда Яковлевна. Она заметила способности ребёнка, давно писавшего стихи, и отвела его к своей зна­комой - Анне Андреевне... Так Валентин Берестов впервые увидел Надежду Мандельштам и Анну Ахматову. А потом он познакомился с Чуковским, и это была уже не просто встреча, это была судьба. Сначала Чуковский буквально спас серьёзно заболевшего подростка, а уже после войны на долгие годы остался верным старшим другом и коллегой по литературному цеху.

Правда, от писательских дел Валентин Берестов отвлёкся на десять с лишним лет, чтобы за­кончить истфак МГУ, аспирантуру Института этнографии, поработать на археологических рас­копках в Новгороде и Хорезме... Но от судьбы не уйдёшь, и поиски слов для выражения чувств пересилили всё остальное. Берестов даже спросил как-то Чуковского: «...чем же мне заниматься в литературе, на чём одном сосредоточиться?»


«Вы всегда будете переходить от науки к детстихам, от детстихов к лирике, от лирики к ху­дожественной прозе, - ответил Корней Иванович. - Такова особенность вашей психики». Мно­гоопытный мастер оказался абсолютно прав, предсказывая начинающему автору такую непро­стую. зато совсем не скучную творческую судьбу. Однако жизнь оказалась значительно богаче предсказания, ибо к перечисленным жанрам добавились еще публицистика, переводы, литерату­роведение, мемуары и даже настоящие, по выражению Новеллы Матвеевой, трубадурские песни, которые Валентин Дмитриевич стал исполнять для широкой публики уже в очень зрелом возрасте.

Такое размашистое разнообразие могло бы показаться удивительным и даже странным, если бы не одна черта, одно-единственное свойство, которое собирает в дружную семью все книги, все строчки, все слова и даже самые маленькие запятые, оставленные на бумаге Валентином Бе­рестовым. Научного названия у него нет. А «своими словами», по-человечески, волшебное это свойство называется, наверное, так: умная простота. Причём от полноты жизни, от уверенности в том, что эта жизнь, несмотря ни на что, прекрасна, добрый писатель Берестов почти всё время улыбается.

У р о к 38. Д. ХАРМС «ХРАБРЫЙ ЁЖ». Н. СЛАДКОВ «ЛИСИЦА И ЁЖ»

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития речевых умений; воспиты­вать бережное отношение к природе, к животным.

Тин урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окру­жающему миру.

Метапредметн ые (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведе­ния, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.