Файл: Инновационный педагогический менеджмент характеризуется как комплекс принципов.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 238

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- наличие цели;

- необходимость волевого лица, принимающего решение, т.к. решение принимается через борьбу мотивов и мнений.

В сущности, любая деятельность в своем составе содержит момент выбора и принятия соответствующего решения. Например, в педагогической деятельности при подготовке к занятиям преподаватель в соответствии с учебной программой определяет содержание обучения (выбор изучаемых вопросов, фактов, гипотез и т.д.), выбирает адекватные содержанию методы и средства обучения, выдает задания для самостоятельной работы (выбор заданий) и т.д. В инженерной деятельности процесс принятия решений связан с выбором параметров проектируемых технических систем, выбором различных материалов, оборудования, технологий и др. В предпринимательстве приходится принимать решения при выборе видов бизнеса, партнеров, офисных помещений, банка, при приеме на работу сотрудников фирмы и т.д.

Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы управления. Принятие управленческого решения необходимо в ситуациях, где есть какая-то неопределенность. Если решение очевидно (при типовой ситуации), от менеджера требуется только его санкционирование. Ситуации неопределенности (проблемные ситуации) возникают в случаях, когда:

- нет четкого диагноза причин отклонений параметров производства от заданных значений;

- не известен способ решения той или иной задачи;

- предлагается множество критериев оценки решения, имеющих различную значимость или противоречат друг другу.

Например, на любом производственном предприятии проблемные ситуации могут быть связаны с такими проблемами, как снижение затрат и повышение рентабельности производства, улучшение качества продукции или услуг, внедрение новой техники и технологии, повышение квалификации сотрудников, улучшение состояния трудовой дисциплины и т.д.

Таким образом, импульсом управленческого решения является необходимость решения актуальной проблемы в организации.

Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:

- для чего делать (решение проблемы для достижения определенных целей);

- ради чего делать (удовлетворение потребностей и интересов клиентов, извлечение прибыли);

- что делать (решение задач, выполнение работ);

- как делать (методы решения задач, технология выполнения работ);

- кому делать (исполнители работ);


- с какими финансовыми и производственными затратами делать (ресурсы);

- в какие сроки (время выполнения работ) и т.д.

Функция менеджера по подготовке и принятию решений, как и коммуникативная функция, пронизывает все компоненты и этапы управленческой деятельности. М. Мескон и др. управленческую деятельность определяют через функции принятия решения, отмечая, что суть управления состоит в воздействии на организацию и изменении ее структуры в целях принятия решений.

А. В. Карпов подчеркивает, что суть деятельности руководителя в том состоит, что он «обязан решать», он затем и нужен в системе управления, чтобы принимать решения и брать на себя бремя ответственности за них.

В структуре управленческой деятельности процессы принятия управленческих решений занимают центральное, иерархически главное место. Они в наибольшей мере определяют как ее результаты, так и ее процессуальное содержание.

Управленческая деятельность организуется таким образом, чтобы в максимальной степени содействовать реализации процессов принятия решения в ней. Сама же функция выработки решений выполняет, поэтому структурообразующую роль в формировании и реализации управленческой деятельности.

Процессы принятия управленческих решений включены во все этапы реализации деятельности, представлены на всех уровнях ее организации, реализуется во всех управленческих функциях. Входя во многие разнородные задачи и функции, эти процессы проявляют такую характеристику как полифункциональность. Например, определение целей организации связано с их выбором из некоторого их множества и принятием соответствующего решения; функция планирования предполагает выработку и принятие решения по выбору того или иного стратегического варианта развития; функция организации труда - выбор структуры предприятия; реализация контрольной функции связана с выбором форм и методов контроля. Мотивация трудовой активности сотрудников предполагает выбор различных стимулирующих приемов и средств, принятие решения по определенному объему выплат и персонального состава премируемых.

Управленческое решение характеризуется также множеством типов, видов и форм процессов их подготовки и принятия, т.е. обладает свойством полиморфизма. Лишь благодаря полиморфизму этих процессов функция принятия решения вообще оказывается возможной. Дело в том, что любая из разновидностей процессов принятия решения адекватна не любым, а лишь определенным управленческим ситуациям. Следовательно, лишь комплекс - множество различных видов решений могут обеспечить реализации функции принятие решения во всем многообразии реальных управленческих ситуаций.



Полиморфизм и полифункциональность процессов принятия решений в сочетании с их центральным положением в структуре деятельности обуславливают ряд других характеристик этих процессов. Это - высшая степень сложности, максимальная развернутость, существования и в индивидуальной, и в коллективной форме, специфичность меры ответственности за принимаемые решения.

На процессы подготовки и принятия управленческих решений воздействует множество факторов, в том числе организационных, социально- экономических, производственно-технологических, субъективнопсихологических и др. В теории управления выделяют три интегральных параметра среды, в наибольшей мере влиявших на реализацию этой функции: неопределенность, сложность и динамичность среды принятия решения.

Под неопределенностью среды понимают недостаточность релевантной информации для выбора вариантов управленческого решения. Релевантная информация - та, которая адекватна содержанию возникающих проблемных ситуаций и необходима для выработки обоснованного решения.

Именно условия неопределенности являются наиболее явным и характерным атрибутом управленческой деятельности. Руководитель практически всегда принимает решения в условиях той или иной степени неопределенности - как при оценке текущего состояния, так и в отношении потенциально возможных вариантов развития событий. В связи с этим важнейшим профессиональным требованием к руководителю является его способность к принятию решений в условиях неопределенности.

Под сложностью среды принятия решения понимается очень большое количество факторов, которые необходимо учитывать в процессе принятия решения, а также их тесную взаимосвязь, взаимовлияния друг на друга.

Под динамичностью среды принятия решения понимается постоянная и высшая степень изменчивости внутри и внешне организационных факторов. В силу этого практически любое управленческое решение должно быть не только диагностическим, но и прогностическим. Оно должно учитывать те изменения среды, которые произойдут тогда, когда будет реализовываться принятое решение. Динамичность среды накладывает временные ограничения (сроки) на реализацию функции принятия решения. Управленческие решения надо принимать вовремя (часто очень оперативно).

Наряду с объективными факторами процессы принятия управленческих решений обязательно включают дополнительную и еще более сложную систему факторов субъективного и межличностного плана. К субъективным факторам относятся стиль управления и личностные качества менеджера (лица, принимающего решение), в частности его способности, деловые, эмоциональные и нравственные качества, мотивационная сфера, воля и др. Межличностные факторы включают отношения руководителя с подчиненными, коммуникативные процессы, психологический климат в коллективе. Следует также учесть, что управленческие решения обычно реализуются не теми, кто их вырабатывает (руководителями), а другими субъектами - подчиненными. Следовательно, возникает проблема мотивации их труда при использовании (реализации) принятого решения.


Следующая особенность процессов принятия управленческих решений обусловлена маргинальностью статуса руководителя. (Маргинальность - характеристика статуса личности и ее поведения, обусловленная ее принадлежностью одновременно к двум или более референтным группам). С одной стороны, вырабатываемые им решения должны удовлетворять корпоративные интересы организации и ее сотрудников (подчиненных руководителя). Но с другой стороны, он обязан реализовывать в своих решениях требования и предписания вышестоящей организации.

Характерная особенность процессов принятия управленческих решений - их комплексность. В них включены все виды психологических процессов: когнитивных (познавательных), эмоциональных, волевых и мотивационных. Лишь на основе такого синтеза оказывается возможной выработка и принятие управленческих решений.

Принятие управленческого решения является исключительно ответственным действием руководителя, так как оно влияет на успешность функционирования всей организации, на экономическое благополучие ее сотрудников. При конкурентной борьбе в условиях рынка принятие ошибочного управленческого решения может стать причиной банкротства предприятия. Вот почему за рубежом труд компетентных менеджеров всех рангов ценится очень высоко. В крупных организациях на подготовку и повышение квалификации менеджеров тратится сотни тысяч долларов. При принятии их на работу проводятся собеседование, тестирование, конкурсы, деловые игры и другие формы оценки и отбора.

К управленческим решениям предъявляются следующие требования:

• целенаправленность и мотивированность решения;

• эффективность решения (решение должно обеспечить конструктивное преодоление проблемной ситуации);

• экономическая и юридическая обоснованность решения;

• своевременность принятия решения;

• реализуемость (выполнимость) решения;

• конкретность и регламентированность решения (план действий, конкретные сроки и способы их выполнения);

• сочетание жесткости и гибкости в принятии решения (возможность внесения необходимых изменений);

• полнота, краткость и четкость изложения решения.

24. Государственно-общественное управление инновационными процессами в образовании

Основной задачей руководителя образовательной организации, решающей задачи инновационного развития, является создание условий для достижения целей целостного образовательного процесса с учетом инновационной составляющей и повышения зоны ответственности всех участников образовательного процесса за его результаты.


Несомненно, что к школе как важнейшему институту социализации, предъявляются высокие требования по подготовке выпускников к активному участию в жизни общества, профессиональной и личностной самореализации, способности решать те задачи, которые ставит перед ними современная действительность. Школа выполняет важнейшую функцию координации всех субъектов государственно-общественного управления процессом социализации. В качестве субъектов государственно-общественного управления выступают:

— участники образовательного процесса: дети, педагоги, родители;

— социальные группы, общественные и государственные институты;

— семья, учреждения профессионального образования, основные институты государства (армия, правоохранительная система, здравоохранение, органы власти и управления и др.), общественные организации, политические партии, религиозные организации, работодатели, наука, культура и др.

Существует достаточно много действующих форм государственно-общественного управления образовательной организацией: попечительский совет, советы старшеклассников и другие детские организации, ассоциации (советы, союзы выпускников), советы отцов, управляющие советы, ассоциации (советы, союзы родительской общественности), советы школ, советы органов управления образованием, советы руководителей ОУ.

Рассмотрим по порядку статус, состав и сферу деятельности каждого органа управления.

Совет школы — это коллегиальный орган управления без статуса юридического лица. Члены совета — участники образовательного процесса: родители (законные представители) учащихся, учащиеся второй и третьей ступеней обучения, работники школы, руководитель школы, выпускники школы, представители Владимирского государственного университета. Совет школы действует в целях повышения эффективности образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности в образовательном учреждении на основе реализации принципа демократического, государственно-общественного управления образованием. Совет школы участвует в разработке и реализации программы развития образовательной организации, защищает права субъектов образовательного процесса с юридической стороны.

Общешкольный родительский комитет — это орган самоуправления образовательной организацией без статуса юридического лица. Члены комитета — представители родителей учащихся, заместитель руководителя общеобразовательного учреждения (педагогический работник по представлению руководителя). Общешкольный родительский комитет возглавляет и организует работу по оптимальному взаимодействию учреждения и родителей по повышению