Файл: Инновационный педагогический менеджмент характеризуется как комплекс принципов.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


9. Заключительная экспертиза отражает качество результатов реализации программы. Они предоставлены в виде экспертного документа, который обсуждается коллективом разработчиков программы, общественностью, социальными партнерами, руководителями, представителями средств массовой информации. Экспертные заключения позволяют принять соответствующие решения, связанные с масштабом распространения нововведения. Принятие решений можно считать завершением управленческого цикла по реализации программы.

10. Этап распространения инновации. Одно из основных условий внедрения инноваций — наличие службы маркетинга, осуществляющей связь разработчика и потребителя инновации. В отличие от разработчика, который акцентирует внимание на новизне инновационного продукта, управленец службы маркетинга должен акцентировать внимание на выгоде, которую может получить клиент от продукта. Поэтому цель маркетинга - постоянное выявление новых требований потребителя к качеству производимого продукта(услуги).

22. Анализ результативности реализации инновационных проектов в образовании

В последние годы в системе образования происходят значительные изменения: появляются новые образовательные парадигмы, концепции, новые модели образовательных учреждений, обновляется содержание образования, разрабатываются новые стандарты и пр. В условиях модернизации российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

В первую очередь современное качество образования – это:

1) качество результата, проявляющееся в готовности выпускника школы к самостоятельной жизнедеятельности,

2) качество процесса, которое определяется изменениями в профессионально - педагогической деятельности учителя,

3) качество управления образованием.

Инновационные процессы в современной системе образования имеют свою главную направленность – качественное обновление педагогической деятельности, и как результат – повышение качества образования.

Проблема внедрения инноваций в образование сегодня становится актуальной в виду нескольких причин:

  1. так инновации признаны необходимым условием развития образования и находят отражение в федеральных государственных стандартах;

  2. на современном этапе модернизации образования первостепенную важность приобретают проблемы управления инновационным развитием образовательных систем;

  3. современное обучение напрямую связано с тем, насколько развита инновационная деятельность в образовательном учреждении.


Кроме того, потребность в инновациях определяется несколькими факторами:

1. Изменение содержания образования, введение новых дисциплин, поиск современных технологий обучения.

2. Социальные и экономические изменения в политике государства предопределили необходимость кардинальных перемен в системе образования. Средством обновлений сегодня является именно инновационная деятельность педагогов, которая включает в себя формирование, освоение и применение педагогических инноваций.

3. В современном обществе создаются новые типы учебных заведений, тем самым происходит реальная конкурентоспособность, что заставляет задуматься о качестве обучения.

Деятельность образовательного учреждения, функционирующего в инновационном режиме, нуждается в системе отслеживания её результативности. Следует отметить, что для обеспечения положительного воздействия новшеств на качество образовательного процесса в современной школе необходим системный анализ и оценка эффективности инновационной деятельности. Такой анализ должен проводить педагогический коллектив школы, чтобы самим оценивать изменения в образовательной системе и динамику развития школы. Анализ качества инновационной деятельности – это метод исследования совокупности свойств (характеристик) инновационной системы школы. Для анализа и оценки педагогическим коллективом свойств инновационной системы школы необходимо разработать методики анализа, критерии и инструментарий оценки, то есть мониторинг эффективности инновационной образовательной деятельности, который должен давать возможность применить его для понимания эффективности не только педагогической, но и управленческой деятельности.

Главной задачей мониторинга инноваций в образовательной организации является исследование эффективности образовательного процесса, организация обратной связи в системе.

Для того чтобы определить содержание обратной связи в образовательной организации необходимо разделить два системно связанных аспекта эффективности деятельности образовательного учреждения:

1. Уровень образовательных результатов - уровень знаний, умений и навыков, полученные обучающимися в результате изучения конкретных учебных дисциплин.

2. Уровень и качественные характеристики образовательных эффектов – новых способностей

, способов действия, компетентностей, возникающих у школьников в результате целой системы реализации инноваций. Речь идет о развитии у обучающихся ряда метапредметных способностей, являющихся не столько результатом освоения учебной программы, сколько результатом не относящихся к ней прямо способов организации образовательного пространства и форм взаимодействия в нем.

Цели образовательного процесса в организации становятся основанием в определении критериев оценки качества образования, на основе которых проводится мониторинг. По каждому критерию отработаны составляющие его показатели, методы диагностики, сроки проведения, форма представления результатов, кто проводит, кто ответственен. Все это будет составлять систему мониторинга качества образования в образовательной организации.

Таким образом, мониторинг инноваций в образовательном учреждении предполагает решение следующего спектра задач:

  1. отслеживание развития инновационной деятельности в образовательном учреждении;

  2. использование результатов в управленческой деятельности с целью коррекции и предотвращения негативных вариантов развития ситуации;

  3. подготовка аналитических и справочных изданий;

  4. прогнозирование, выявление тенденций и перспектив развития инновационной деятельности образовательного учреждения.

При проведении мониторинга инноваций в образовательной организации достаточно эффективным является использование показателей.

Признаками показателей являются:

  1. диагностичность – возможность наблюдать, сравнивать, описывать, качественно определять, количественно замерять;

  2. достоверность – «достаточность» для объективной характеристики состояния педагогических или управленческих процессов, закономерностей, фактов, не допускающая спорных или противоречивых оценок разными людьми;

  3. валидность – адекватность выбранного признака показателя тому, что именно хочет оценить инноватор;

  4. комплексность – возможность через совокупности признаков показателей раскрыть содержание и сущность состояния педагогического или управленческого объекта инновационного процесса;

  5. нейтральность – устойчивость от воздействий на исследуемые процессы.



Система показателей эффективности инновационной деятельности

При рассмотрении классификации инноваций было отмечено, что новшества могут быть покупными и собственной разработки, а инновации как результат внедрения новшеств могут осуществляться только в самой организации.


Инновации не могут продаваться, продаются новшества для превращения их в инновации в сфере потребления.

Жизненный путь новшеств может развиваться по одному из трех путей:

- накопление в инновационной организации (ИО);

- превращение в ИО в инновацию;

- продажа как товара.

Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночных отношений не может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов. Подробнее этот вопрос излагается в учебных курсах «Экономика предприятия», «Финансовый Менеджмент» и др. Ниже излагаются предложения автора, не претендующие на их полноту.

К системе показателей предъявляются следующие требования:

- показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;

- показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации;

- показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период;

- важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами (например, прибыль, рентабельность товара и производства, удельная цена товара);

- показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана;

- показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации (доходы, расходы, страхование, ликвидность ценных бумар и средств, налоги, эффективность использования ресурсов и др.);

- проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты работы организации.

Одним из основных показателей эффективности и стабильности функционирования организации является показатель ее устойчивости.

Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта:

- экономический;

- научно-технический;

- социальный;

- экологический.


23. Психологические особенности принятия инновационных управленческих решений

Любая организация как объединенная группа сотрудников создается и существует для решения определенных задач с целью достижения целей в соответствии с предназначением (миссией) организации. Одной из основных составляющих организации являются менеджеры (руководители), осуществляющие процесс управления и решающие стоящие перед организацией проблемы, а значит разрабатывающие и принимающие управленческие решения. Разработка и принятие управленческих решений - одна из главных функций любого менеджера. Владение современными методами разработки управленческих решений является необходимым условием успешного функционирования организации, а при рыночной экономике - условием успешного бизнеса.

Одним из первых зарубежных изданий по основам управления, в том числе по теории принятия решений, является учебное пособие, написанное американскими учеными М. X. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури. В нем раскрываются проблемы развития теории и практики управления, характеристики внутренней среды организации и внешней среды, влияющей на систему управления организацией; вопросы социальной ответственности и этики; рассматриваются связующие процессы: коммуникация и принятие решений; функции управления; анализируются групповые процессы, различные стили руководства; проблемы обеспечения эффективности деятельности организаций.

В настоящее время издано множество учебных пособий по управления, в которых, как правило, раскрываются различные аспекты принятия управленческих решений.

Что такое решение? Какова его структура? Чем характеризуется управленческое решение?

Понятие «решение» в научной литературе трактуется по-разному. Решение понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Решение как процесс характеризуется тем, что оно, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. Различают этапы подготовки, принятия и реализации решений.

Решение как результат выбора представляет собой предписание к действию (план работы, вариант проекта и т.п.). Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие признаки:

- возможность выбора из множества вариантов;