Файл: Инновационный педагогический менеджмент характеризуется как комплекс принципов.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21. Основные этапы разработки и реализации инновационных проектов в образовании
Сегодня существует множество учебно-методических пособий и рекомендаций, в которых раскрыта подробная характеристика этапов разработки и реализации программ и проектов, способы оформления проектной документации. Поэтому этапы разработки и реализации проектов и программ представлены в главе в самом обобщенном виде.
1. Общественное согласование оценки качества системы, нуждающейся в преобразовании. Постановке цели предшествует всесторонний анализ проблемного состояния ситуации, выявление ее болевых точек, нуждающихся в преобразовании, и тех ресурсов, которыми она обладает для решения проблемы. Необходима также выработка общественно согласованной оценки качества социальной ситуации, которая должна учитываться при разработке программы. Информация становится доступной разработчикам, если они способны к взаимодействию, основанному на доверительных отношениях. Соотношение теоретической идеи и информационного материала о состоянии ситуации позволяет, во-первых, вычленить и четко обозначить проблему, требующую целенаправленных действий для ее разрешения; во-вторых, получить достоверное представление о ресурсах, которыми можно располагать в решении проблемы. На этой основе можно составить сводный документ, в котором отображаются характеристики ситуации, способствующие или препятствующие ее функционированию.
2. Формулировка цели, связанной с преобразованием ситуации. Цели формулируются и конкретизируются на основе учета особенностей ситуации, ее ресурсного обеспечения, анализа общественных запросов и качества имеющихся в наличии социальных сетей. Они выступают как результат коллективного творчества, как согласование позиций теоретиков, идущих к цели через поиск концептуальных идей, и практиков, идущих к цели через анализ информационного материала. Постановка цели развертывается как творческий процесс. Интеллектуальный коллективный поиск позволяет выделить несколько целей:
• первая ориентирована на поддержание положительных изменений, происходящих в самой ситуации под давлением условий среды;
• вторая предполагает усиление внимания к отрицательным тенденциям развития ситуации и поиск путей снижения рисковых обстоятельств, оказывающих негативное влияние на ее развитие;
• третья связана с выявлением наличных ресурсов социальной среды, представленных социальным капиталом, социальными сетями доверия, материальными и денежными ресурсами.
Конкретизация цели, формулировка вытекающих из нее задач создает предпосылки для четкой организации деятельности. Реальность и достижимость задач определяются умением ранжировать цели по степени значимости, приоритетности.
3. Прогнозирование. Прогноз — это многовариантная гипотеза о возможных путях и результатах развития ситуации.
Прогнозные рассуждения имеют общеметодологическое значение. Они позволяют ориентироваться в тенденциях общественного развития, формируют поле возможных вариантов прогноза применительно к конкретной ситуации. Практическое назначение прогноза как звена в разработке управленческого решения состоит в подготовке обоснованных, конкретно обозначенных предположений, раскрывающих желательные направления дальнейшего развития социального объекта; в описании предлагаемых механизмов преодоления негативных тенденций, т.е. средств, способов, путей достижения поставленной цели по изменению объекта.
4. Модели инновационных преобразований. Важным звеном разработки программы выступает создание на конкурсной основе альтернативных моделей, лежащих в основании проектов, входящих в состав программы. Модель — это порождение интеллектуальной деятельности, осуществляемой на основе синтеза мышления и процесса воображения.
Пример. Из творческой биографии американского физика Н. Винера. «Особую радость доставляла река, — пишет он, — за причудливыми капризами воды, казалось, можно следить с утра до вечера. 11о для меня, математика и физика, в этой красоте была совсем особая привлекательность. <...> У меня впервые появилась мысль, что абстрактные математические теории, которые я изучал, имеют непосредственное отношение к описанию природы. <...> Отсюда было уже недалеко до убеждения, что природа, в широком смысле этого слова, может и должна служить не только источником задач, решаемых в моих исследованиях, но и подсказывать аппарат, пригодный для их решения». Из этого суждения выделим существенную деталь, связанную с моделированием. Модель должна включать в себя аппарат, пригодный для решения задачи. Она должна наталкивать на мысль не только о том, что надо преобразовать, но и о том, как это надо делать, включать в себя в обобщенном виде представление о характере предстоящего преобразования.
Модель — это «очищенный от примесей» аналог структурного преобразования; идея, выраженная математически, графически или метафорически, способная отразить структурные преобразования социального объекта. Примеры графического и математического моделирования, отталкивающиеся от идеи системного подхода, широко представлены в научной и учебной литературе. Поскольку в данном учебнике речь идет о социальных системах, в центре которых находится человек (ребенок), нуждающийся в поддержке, графические и математические модели выступают как дополнительные по отношению к моделям метафорическим.
Примеры. Немецкие педагоги XIX в., описывая первые общественные учреждения для детей дошкольного возраста, выразили основную идею своих построений понятием «детский сад», полагая, что здесь будет происходить окультуривание «дичка» — биологической природы ребенка посредством привития нравственных норм сознания и поведения.
Разрабатывая проекты перевоспитания детей улицы, А. С. Макаренко ввел понятие «метод взрыва», обозначив идею глубокого и стремительного преобразования социальной ситуации развития ребенка.
В программе воспитания ребенка послевоенного времени В. А. Сухомлинский ввел понятие «школа радости», определив этим понятием направление гуманистического поиска построения отношений взрослого и ребенка.
Историю становления общества Э. Тоффлер раскрывает через понятие «волна». «Применение метафоры исключительно плодотворно, — считает автор, — идея волны — не только способ организовать огромные массы весьма противоречивой информации. Она помогает нам также видеть то, что находится под бушующей поверхностью перемен. Когда мы используем волновую метафору, проясняется многое из того, что казалось весьма запутанным».
Одна из метафор, применяемых сегодня в инновационной деятельности, обозначена понятием «точка роста» социальной системы. «Точка роста» может быть рассмотрена как формирующееся изменение, возникающее в системе под влиянием ее взаимодействия с другими объектами. С содержательной стороны точка роста рассматривается как новая характеристика объекта. С процессуальной стороны она выступает как определенная стадия процесса социального изменения. Распознание этого новшества — процесс достаточно сложный. Он сопряжен с особой чувствительностью проектировщика, настроенного на волну инновации. Поддержание этого новшества посредством разного рода инвестиций может дать значительный положительный эффект.
5. Превращение модели в проект. В основе проекта лежит разработанная автором модель. Для превращения модели в проект она должна обрасти рядом конкретных элементов. Имеется в виду согласование нормативно-правовой базы, расчет кадрового и ресурсного обеспечения и др.
6. Описание комплекса мероприятий, нацеленных на реализацию цели. Каждый комплекс мероприятий внутри программы представлен в виде проектов. Проект рассматривается как комплекс мероприятий, подлежащих исполнению, описание конкретных средств, с помощью которых будут решаться конкретные задачи, описание предполагаемых рисков и путей их минимизации или предотвращения. Все виды деятельности соотносятся с ресурсами, устанавливаются сроки их реализации и исполнители. В этом качестве проект внутри программы выступает как описание деятельности, с помощью которой можно, по мнению проектанта, добиться необходимого успеха, как описание способа решения конкретной задачи, адресованный конкретному человеку, группе лиц, сообществу. «Инновационные проекты, внутренне взаимоувязанные и согласовываемые, объединяются в одну группу, которая обычно называется инновационной программой».
7. Профессиональная и общественная экспертиза программы (проекта). Выбор оптимального проекта осуществляется посредством профессиональной и общественной экспертизы. Экспертиза нацелена на анализ, оценку качества, надежности и достоверности проекта. Она выступает как метод оценивания деятельности проектировщика. Экспертиза определяет, насколько содержание программы соответствует задачам изменения социальной ситуации, насколько эффективен механизм реализации программы, насколько результативны практические действия по реализации программы. Качество программы и проекта оценивается профессиональными и общественными экспертами.
Учет мнений экспертов, высказанных в ходе предварительной экспертизы, позволяет внести коррективы в программы и проекты до начала процесса их реализации. В этом смысле экспертиза выступает как средство опережающего реагирования, которое начинается «не после, а до того, как проект реализуется». Оценщик может увидеть в проекте слабые места, содействовать совершенствованию проекта «до того, как риск для человеческого потенциала становится очевидным». Экспертиза проектов, по мысли Б. Г. Юдина, частично решает проблему безопасности предлагаемых технологий, выступает как форма предваряющего «обживания обществом ситуаций, порождаемых внедрением научно-технических и социальных новшеств»[4]. Предварительная экспертиза выступает как завершающее звено, после которого следует утверждение программы и превращение на этой основе в документ, подлежащий исполнению.
8. Организационные мероприятия, нацеленные на реализацию программы. Основным инструментом реализации целевой установки программы выступают практические мероприятия. Они направлены на непосредственное решение проблемы; формирование благоприятного общественного мнения по отношению к программе; корректировку содержания программы по мере ее реализации. По ходу реализации программы осуществляется ряд организационных мероприятий, которые можно сгруппировать следующим образом:
• уточнение разработанного плана мероприятий по реализации программы с указанием сроков реализации каждого пункта, с распределением ответственных за каждый пункт и указанием формы подведения итогов - справки, отчеты, совещания и др.;
• издание распорядительного документа, утверждающего план мероприятий по реализации программы;
• контроль над ходом реализации программы в соответствии с установленными сроками;
• подведение промежуточных и завершающих итогов реализации в соответствии с выбранной формой.
Внимание проектировщиков сосредоточено на двух практико-ориентированных процессах: готовности исполнителей к внедрению инноваций и результатах внедрения и отслеживании рисков, которые могут возникнуть по ходу инновационной деятельности. Эти задачи решаются на основе использования практико-ориентированного мониторинга. В науке об управлении мониторинг — это процесс сбора, хранения, обработки информации, связанной с внедрением новшества; процесс регулярного отслеживания хода работ для сравнения текущего состояния ситуации с запланированным состоянием на основе показателей, позволяющих получить временные срезы данных, характеризующие изменение ситуации. Его роль в реализации программы может быть охарактеризована следующим образом. Мониторинг позволяет регулярно через определенные промежутки времени фиксировать:
1) запланированные изменения в социальном объекте, анализировать и оценивать потенциал этих изменений;
2) существующие или потенциальные риски прежде, чем они начнут препятствовать реализации цели;
3) отношение к изменениям со стороны общественных структур, которым эти решения предназначены.
Мониторинг информирует исполнителей, в какой мере реализуются задачи, представленные в программе; соответствуют ли этой задаче действия исполнителей, есть ли необходимость в оперативном вмешательстве в ситуацию.