ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 428
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Ресурсный материал
Самостоятельная работа
Вариант I
1. На рисунке 1 АD = DС; ЕD = DF; 1 = 2 = 90°. Докажите,что треугольник АВС равнобедренный.
2. Один из углов прямоугольного треугольника равен 60°, а сумма гипотенузы и меньшего катета равна 18 см. Найдите гипотенузу и меньший катет.
Вариант II
1. На рисунке 2 1 = 2, 3 = 4 = 90°; ВD = DС. Докажите, что треугольник АВС равнобедренный.
2. Один из острых углов прямоугольного треугольника в два раза меньше другого, а разность гипотенузы и меньшего катета равна 15 см. Найдите гипотенузу и меньший катет.
Вариант III
(для более подготовленных учащихся)
1. Через середину отрезка АВ проведена прямая а. Из точек А и В к прямой а проведены перпендикуляры АС и ВD. Докажите, что АС = ВD.
2. В прямоугольном треугольнике СDЕ с прямым углом Е проведена высота EF. Найдите CF и FD, если СD = 18 см, а DСЕ = 30°.
Вариант IV
(для более подготовленных учащихся)
1. Из точки М биссектрисы неразвернутого угла О проведены перпендикуляры МА и МВ к сторонам этого угла. Докажите, что МА = МВ.
2. В прямоугольном треугольнике АВС с гипотенузой АВ и А = 60° проведена высота СН. Найдите ВН, если АН = 6 см.
Рис. 1 Рис. 2
Урок52. Решение задач
Цель деятельности учителя | Создать условия для повторения и систематизации ранее изученного материала, выработки навыков решения задач; способствовать развитию логического мышления учащихся | |
Термины и понятия | Треугольник, противолежащий угол, катеты, гипотенуза | |
Планируемые результаты | ||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | |
Умеют применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач | Познавательные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; понимают и используют математические средства наглядности. Регулятивные: осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, работать в группе. Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Фронтальная (Ф); индивидуальная (И); групповая (Г) | |
Образовательные ресурсы | • Задания для индивидуальной, групповой работы |
1 ... 28 29 30 31 32 33 34 35 ... 47
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Проанализировать ошибки, допущенные в самостоятельной работе | (Ф/И) 1. Указать ошибки, допущенные в самостоятельной работе. 2. Решить задачи, вызвавшие затруднения у учащихся | |
II этап. Устный опрос | ||
Цель деятельности | Задания для индивидуальной работы | |
Привести в систему знания учащихся по теме «Прямоугольный тре-угольник» | (Ф) К доске вызываются четверо учащихся, которые работают по карточкам (см. Ресурсный материал). Одновременно учитель проводит беседу с классом, задавая вопросы по теории | |
III этап. Решение задач | ||
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Совершенствовать навыки решения задач | (Г) Организует деятельность учащихся: решение задач № 299 и 311. Дополнительнаязадача: Через середину стороны АВ треугольника АВС проведена прямая, перпендикулярная к АВ, пересекающая ВС в точке Е. ВС = 24 см, периметр треугольника АЕС равен 30 см. Найдите АС. Выполнив задание в группах, учащиеся представляют свои решения, обсуждают и записывают в тетрадях | № 299. Дано: АВ = АС, АР = PQ = QR = RB = ВC. Найти:А. Решение: 1) Примем С = В = х, так как АВС равнобедренный. Примем СВR = у. Рассмотрим RQВ: R + Q + В = 180°. 180° – х + х – у + х – у = 180° х = 2у х = 4у 2) Рассмотрим АВС: А + В + С = 180°. 4у + 4у + у = 180° 9у = 180° у = 20° Рис. 1 Ответ: А = 20°. № 311. 1) Проведем биссектрисы углов, образованных при пересечении двух прямых ОА и ОВ. Возьмем произвольную точку С на биссектрисе АОВ. ОDC = ОЕС по гипотенузе (ОС – общая гипотенуза) и острому углу (1 = 2), следовательно, CD = СЕ. Рис. 2 2) Проведем перпендикуляры MN и МР к прямым ОА и ОВ. ОNM = ОРМ по катету и гипотенузе (ОМ – общая гипотенуза, MN = МР, так как по условию точка М равноудалена от сторон ОА и ОВ). Следовательно, NОM = РОМ, то есть луч ОМ – биссектриса АОВ. Из доказанных утверждений следует, что искомое множество точек состоит из двух прямых, содержащих биссектрисы углов, образованных при пересечении данных прямых. Дополнительная задача. Решение: ∆АЕМ = ∆ВЕМ по двум катетам, тогда АЕ = ВЕ. РАЕС = АС + АЕ + СЕ, но так как АЕ = BE, то РАЕС = АС + (BE + СЕ) = АС + СВ = = АС + 24 = 30, отсюда АС = 6 см. Рис. 3 Ответ: АС = 6 см |
IV этап. Итоги урока. Рефлексия | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
(Ф/И) – Какие цели были поставлены на уроке? Добились мы их? – Оцените свою работу и работу группы | (И) Домашнее задание: повторить пункты 15–36; решить задачи № 266, 297; принести циркули и линейки |
Ресурсный материал
Карточки для индивидуальной работы
Вариант I
1. Сформулируйте теорему о сумме углов треугольника.
2. Один из углов при основании равнобедренного треугольника равен 65°. Найдите остальные углы треугольника.
3. В треугольнике АВС В = 110°; биссектрисы углов А и С пересекаются в точке О. Найдите угол АОС.
Вариант II
1. Сформулируйте свойство катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в 30°.
2. В прямоугольном треугольнике АВС С = 90°; В = 60°, АВ = 15 см. Найдите ВС.
3. Один из углов прямоугольного треугольника равен 60°, а сумма гипотенузы и меньшего катета равна 42 см. Найдите гипотенузу.
Вариант III
1. Сформулируйте признак равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и катету.
2. В треугольниках АВС и А1В1С1В =В1 = 90°; АВ = А1В1, АС = А1С1. Найдите углы А1 и С1 треугольника А1В1С1, если А = 34°, С = 54°.
3. На сторонах угла А отмечены точки В и С так, что АВ = АС. Через точки В и С проведены прямые, перпендикулярные соответственно сторонам АВ и АС данного угла и пересекающиеся в точке М. Докажите, что МВ = МС.
Вариант IV
1. Сформулируйте признак равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и острому углу.
2. В треугольниках АВС и А1В1С1углы В и В1прямые, А = А1, АС = А1С1. Найдите стороны В1С1 и А1В1треугольника А1В1С1, если ВС = 17 см, АВ = 12 см.
3. Даны два равных прямоугольных треугольника АВС и А1В1С1, у которых В =В1 = 90°; ВН и В1Н1 – высоты. Докажите, что ΔВНС = ∆В1Н1С1.
Урок53. Расстояние от точки до прямой.
Расстояние между параллельными прямыми
Цель деятельности учителя | Создать условия для введения понятия расстояния от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми, для демонстрации применения данных понятий при решении задач | |
Термины и понятия | Параллельные прямые, расстояние от точки до прямой, перпендикуляр, наклонная | |
Планируемые результаты | ||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | |
Знают, какой отрезок называется наклонной, проведенной из данной точки к данной прямой, что называется расстоянием от точки до прямой и расстоянием между двумя параллельными прямыми | Познавательные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; понимают и используют математические средства наглядности. Регулятивные: осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) | |
Образовательные ресурсы | • Задания для фронтальной работы |
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся | |||
Цель деятельности | Совместная деятельность | ||
Проверить правильность выполнения домашнего задания | (Ф/И) Двое учеников по желанию выполняют на доске решение домашних задач. № 266. Дано:О, ОА = ОВ, АА1 = ВВ1, АА1ВВ1 = С. Доказать: ОС – биссектриса. Рис. 1 Доказательство: Рассмотрим ОАС и ОВС. ОС – общая, ОА = ОВ (по усл.), следовательно, ОАС = ОВС (по катету и гипотенузе), тогда 1 = 2 (по определению равных треугольников), тогда ОС – биссектриса. № 297. Дано:АDС, BAD, ВВ1 – биссектриса, BD = ВС, D = ВСD. Доказать:ВВ1 || DC. Рис. 2 Доказательство: 1) D + BСD = 180° – DВC || || D + С = 1 + 2. 1 + 2 = 180° – DВC Так как D = С, 1 = 2, то D = С = 1 = 2. 2) С и 2 – накрест лежащие при ВВ1 и DC и секущей ВС, тогда ВВ1 || DC, что и требовалось доказать | ||
II этап. Учебно-познавательная деятельность | |||
Цель деятельности | Совместная деятельность | ||
Ввести понятия расстояния от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми | (Ф/И) 1. Ввести понятие расстояния от точки до прямой. 1) Понятие наклонной – отрезок АВ и ВD. 2) Перпендикуляр АС, проведенный из точки к прямой, меньше любой наклонной, проведенной из той же точки к этой прямой. 3) Длина перпендикуляра, проведенного из точки к прямой, называется расстоянием от этой точки до прямой. Рис. 3 2. Рассмотреть рисунок 137 из учебника на с. 81. 3. Рассмотреть одно из важнейших свойств параллельных прямых: разобрать доказательство теоремы «Все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой» по рис. 138. 4. Ввести понятие расстояния между параллельными прямыми: расстояние от произвольной точки одной из параллельных прямых до другой прямой называется расстоянием между этими прямыми. 5. Рассмотреть утверждение, обратное доказанной теореме. Оно лежит в основе конструкции рейсмуса, применяемого в столярном деле для разметки прямых, параллельных краю бруска (см. рис. 139 учебника) | ||
III этап. Закрепление изученного материала | |||
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Научить применять полученные знания при решении задач | (Ф/И) Организует деятельность учащихся. 1. Решить задачи № 271, 275 на доске и в тетрадях. 2. Решить задачу № 278. 3. Решить задачи № 281, 282 по готовым чертежам (устно) | № 271. Дано:АВа, АС – наклонная, АВ + АС = 17 см, АС – АВ = 1 см. Найти:АВ. Рис. 4 Решение: Ответ: 8 см. № 275. Дано:АВС, АС = СВ, МАВ, МЕАС, MKВС, МЕ = MK. Доказать:СМ АВ. Рис. 5 Доказательство: 1) Рассмотрим ВKM и АЕМ. KM = ЕМ (по усл.), В = А (так как АВС – равнобедренный). ВKM = АЕМ (по катету и острому углу), тогда ВМ = МА (по определению равных треугольников). 2) Так как М – середина АВ, значит, СМ – медиана равнобедренного треугольника, опущенная на основание, тогда СМ АВ. № 278. Дано:АВ || СD, АDС = 30°, АD = 6 см, ВСАВ. Найти: ВС. Рис. 6 Решение: 1) Рассмотрим АА1D: А1 = 90°, D = 30°, так как АА1 лежит против угла 30°, то АА1 = АD, АА1 = 3 см. 2) Так как АА1 = ВС, то ВС = 3 см. Ответ: 3 см | |
IV этап. Итоги урока. Рефлексия | |||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
(Ф/И) – Что называется перпендикуляром, наклонной, расстоянием от точки до прямой, расстоянием между параллельными прямыми? – Составьте синквейн к уроку | (И) Домашнее задание: изучить п. 38; ответить на вопросы 14–18 на с. 89 учебника; решить задачи № 272, 277, 283; принести циркули и линейки |
1 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 ... 47
Урок54. Построение треугольника по трем элементам
Цели деятельности учителя | Создать условия для рассмотрения задач на построение треугольника по трем элементам | |
Термины и понятия | Угол, окружность, дуга окружности, отрезок | |
Планируемые результаты | ||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | |
Умеют применять изученные понятия, методы для решения задач практического характера | Познавательные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; понимают и используют математические средства наглядности. Регулятивные: осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Фронтальная (Ф); индивидуальная (И); групповая (Г) | |
Образовательные ресурсы | • Задания для групповой работы |
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Систематизировать теоретические знания | (Ф/И) 1. Фронтальный опрос учащихся по изученному ранее материалу. 2. Обсуждение вопросов 14–18 на с. 89. 3. Проверка домашнего задания: двое учащихся на доске решают № 272, 277. № 272. Дано:АВС, АВ = ВС = АС, АD – биссектриса А, DKAС, DK = 6 см. Найти:АD. Рис. 1 Решение: 1) Так как АВС – равносторонний, то: а) АDВС; б) А = В = С = 60°. 2) Рассмотрим ADK:K = 90°, DAK = 30°, DK = 6 см; так как DK лежит против угла в 30°, то АD = 2DK; АD = 12 см. Ответ: 12 см. № 277. Дано:а || b, АВа, АВ = 3 см, а || с, MN а, MN = 5 см. Найти: расстояние между b и с. Рис. 2 Решение: 1) Так как а || b (по усл.) а || с (по усл.), следовательно, b || с (свойство параллельных прямых). 2) KF = 5 – 3 = 2 см или KF = 5 + 3 = 8 см. Ответ: 2 см или 8 см | |
II этап. Изучение нового материала | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | |
Рассмотреть задачи на построение треугольника по трем элементам | (Г) 1. Напомнить учащимся, что значит решить задачу на построение с помощью циркуля и линейки; можно рас-сказать о том, что обычно задачи на построение решаются по схеме, состоящей из четырех частей: 1) анализ; 2) построение; 3) доказательство; 4) исследование (описание схемы содержится в пункте «Задачи повышенной трудности к главам III и IV» на с. 93 учебника). 2. Продолжить работу в группах. При выполнении задания учащиеся могут общаться друг с другом, обсуждать решение задачи. 1-я группа С помощью циркуля и линейки без делений построить ∆АВС такой, что АВ = PQ, A = М, В = N. Рис. 3 2-я группа С помощью циркуля и линейки без делений построить ∆АВС такой, что АВ = MN, AC = RS, A = Q. Рис. 4 3-я группа С помощью циркуля и линейки без делений построить ∆АВС такой, что АВ = MN, ВС = PQ, AC = RS. Рис. 5 Когда группы будут готовы, заслушать решение каждой задачи, обсудить правильность решения. 3. Обсудить общий вопрос для всех групп: – Всегда ли можно построить такой ∆АВС, который удовлетворял бы всем условиям задачи? 4. Решить в тетради задачи (самостоятельно). 1) Построение треугольника по стороне и прилежащим к ней углам. 2) Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними. 3) Построение треугольника по трем сторонам | |
III этап. Решение задач | ||
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Совершенствовать навыки решения задач на построение | (Ф/И) Организует деятельность учащихся. 1. Решить задачу № 286. 2. Решить задачу № 284 (рис. 142)(решение приведено в учебнике на с. 86) | № 286. Дано: Построить:АВС: АВ = а, А = , АD = l. Анализ: Рис. 6 Ход построения: 1) отрезок АВ = а; 2) угол А = ; 3) биссектриса АD = l; 4) соединить В и D прямой; 5) ВD сторону угла А в точке С; 6) АВС – искомый |
IV этап. Итоги урока. Рефлексия | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
(Ф/И) – Что повторили на уроке? Что нового узнали? – Оцените свою работу и работу группы | (И) Домашнее задание: изучить п. 39 (1 и 2); решить задачи № 274, 285 |