Файл: Сравнительный анализ примерных рабочих программ начального общего образования и действующих программ по предмету Сравнительный анализ примерной рабочей программы начального общего образования Русский язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В действующем ФГОС сделан акцент на личностно-ориентированный подход к организации образовательного процесса обучения и предполагает 4 цели изучения иностранного языка в школе: учебную, образовательную, воспитательную и развивающую.
Особое внимание уделено интегративной цели обучения иностранному языку – формирование коммуникативной компетенции младшего школьника. Характеристика планируемых результатов освоения предмета по итогам обучения представлена в общем виде: «Выпускник научится… Выпускник получит возможность научиться…». Эти же коммуникативные умения в обновленном ФГОС конкретизированы в содержании учебного предмета по годам обучения. Конкретно сформулированы метапредметные результаты. Личностные результаты освоения программы начального общего образования отражают нацеленность на формирование готовности у обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе. Конкретизированы в соответствии с направлениями воспитания.
Примерная рабочая программа обновленного ФГОС в разделе «Содержание учебного предмета «Иностранный (французский) язык»» включает тематическое содержание речи, коммуникативные умения, языковые знания и навыки, социокультурные знания и умения, а также компенсаторные умения. Почасовое тематическое планирование, которое ранее было включено в содержании УМК, в Примерной рабочей программе обновленного ФГОС предлагается в графе «Программная тема, число часов на ее изучение (тематика общения)». Также указывается, что количество учебных часов на изучение той или иной темы может варьироваться по усмотрению учителя, при условии, что общее количество часов (68 часов в год) сохраняется.
Примерная рабочая программа обновленного ФГОС публикует обязательный список тем общения, большая часть которых повторяется из класса в класс, реализуя концентрический принцип.
Подробно по классам обозначен список тем к изучению.
Во 2 классе остались традиционные темы, такие как «Знакомство», «Мир моего «я»», «Мир вокруг меня», «Мир моих увлечений». Акцент сделан на теме «Родная страна и страны изучаемого языка».
В программе 3-го класса повторяются те же темы (кроме «Знакомства»), добавляются сюжеты про распорядок дня, любимую сказку, каникулы, комнату, погоду и времена года.
Примерная рабочая программа обновленного ФГОС предлагает программные темы (тематику общения) и примерное количество учебных часов на ее изучение, не привязывая темы к УМК.
Программное содержание (коммуникативные умения и языковые навыки) и характеристика деятельности (учебной, познавательной, коммуникативной/речевой) предлагаются на учебный год, без привязки к конкретным темам.
Количество учебных часов на изучение отдельных тем может варьироваться по усмотрению учителя, при условии, что общее количество часов (68 часов в год) сохраняется.
Сохранилась структура таблицы, отражающей тематическое планирование, однако изменились ее разделы.
действующий ФГОС | обновленный ФГОС |
Содержание | Программная тема, число часов на ее изучение (тематика общения) |
Содержание УМК | Программное содержание (коммуникативные умения и языковые навыки) |
Характеристика основных видов деятельности учащихся | Характеристика деятельности (учебной, познавательной, коммуникативной/речевой); методы и формы организации |
Отличия в содержательном разделе были рассмотрены выше.
Отсутствие раздела «Содержание УМК» вполне объяснимо: содержательные компоненты ПРП еще не вошли в школьные учебники. В Программном содержании представлены коммуникативные умения и языковые навыки, которые логично повторяются каждый год обучения, но без соотнесения к конкретному УМК. Важно понимать, что построение программы основано на концентрическом принципе: освоенные формы и конструкции на одном этапе обучения повторяются и закрепляются на следующем этапе на новом лексическом материале и новом тематическом содержании. Именно этим объясняется нелинейный характер построения программы.
Более детальное описание планируемых результатов обучения дано в главах «Содержание учебного предмета» и «Планируемые результаты освоения учебного предмета «Иностранный (французский) язык», исходя из года обучения.
В примерной рабочей программе НОО даны следующие рекомендации:
«При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании».
Также и в Конструкторе рабочих программ на сайте «Единое содержание общего образования» последняя графа тематического планирования – это ссылки на электронные (цифровые) образовательные ресурсы.
Какие новые планируемые результаты заявлены
Само понятие «предметные результаты» не является новым в обновленных стандартах. Однако в новом проекте рабочих программ в содержании учебного предмета «Иностранный (французский) язык» присутствует его подробное описание по годам обучения.
Предметные результаты описывают умения и навыки, освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета в соответствии с видом деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению в учебных, условно-коммуникативных ситуациях.
действующий ФГОС | обновленный ФГОС |
Предметное содержание речи | Тематическое содержание речи |
Коммуникативные умения по видам РД: говорение (диалогич. / монологич. речь) аудирование чтение письмо | Коммуникативные умения: говорение (диалогич. / монологич. речь) аудирование смысловое чтение письмо |
Языковые средства: графика, каллиграфия, орфография фонетическая сторона речи лексическая сторона речи языковая сторона речи | Языковые знания и навыки: графика, орфография, пунктуация фонетическая сторона речи лексическая сторона речи языковая сторона речи |
Социокультурная осведомленность | Социокультурные знания и умения |
Компенсаторные умения | Компенсаторные умения |
Учебно-познавательные умения | - |
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный (французский) язык» на уровне НОО отдельно описаны по годам обучения. Также следует отметить, что ПРП обновленного ФГОС дает им более четкие и краткие определения.
В действующем ФГОС личностные и метапредметные результаты описаны лишь в планируемых результатах освоения учебного предмета по итогам обучения во 2-4 классах. В действующем ФГОС подчеркивается, что «личностные результаты выпускников на ступени начального образования в полном соответствии с Требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке». А оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в комплексной работе на межпредметной основе возможно вынести оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
Однако подчеркнем, что данные определения были описаны в Примерных программах начальной школы действующих Стандартов. В рабочих программах начальной школы по французскому языку личностным и метапредметным результатам было дано общее описание.
Коммуникативные умения:
-
диалогическая речь: заявлен объем обмена репликами (не менее 3-х высказываний для 2 класса и не менее 4-х для 3 класса) с соблюдением правил речевого этикета; -
монологическая речь: заявлен объем высказывания (не менее 3 фраз для 2 класса и не менее 4 предложений для 3 класса) со зрительной или вербальной опорой, -
аудирование: заявлено время звучания текста (для 2 класса – до 40 секунд, для 3 класса – до 1 минуты) с использованием зрительной или языковой догадки; -
смысловое чтение:
а) читать вслух и понимать тексты объемом до 60 слов во 2 классе и до 70 слов в 3 классе,
б) читать про себя и понимать тексты объемом до 80 слов во 2 классе и до 130 слов в 3 классе
– письмо:
2 класс – заполнять простые формуляры, писать с опорой на образец короткие поздравления 3 класс – заполнять простые анкеты и формуляры, создавать подписи к иллюстрациям с пояснениями, писать с опорой на образец короткие поздравления.
Все эти требования к объему и содержанию коммуникативных умений не были отражены в Рабочей программе по французскому языку ФГОС второго поколения
Языковые знания и навыки в ПРП НОО по французскому языку нового поколения подробно описаны по годам обучения. В предыдущей редакции они были обозначены лишь по результату освоения программы начального образования.
Лексическая сторона: заявлен объем распознавания и употребления не менее 200 лексических единиц во 2 классе и не менее 350 слов в 3 классе.
В рассматриваемой новой Примерной рабочей программе отсутствует подраздел «каллиграфия», однако появилось понятие «пунктуация».
Также отсутствует раздел «Учебно-познавательные умения», что нам кажется весьма логичным, поскольку эти умения являются частью универсальных учебных действий и обеспечивают достижение метапредметных результатов обучения.
Социокультурные и компенсаторные умения в проекте ПРП и действующей программе, в целом созвучны.
Характеристика деятельности обучающихся
Характеристика деятельности обучающихся закономерно перекликается с программным содержанием и дополняется методами и формами ее организации.
Например, программное содержание монологической речи во 2 классе– это «создание устных монологических высказываний с опорой на ключевые слова, вопросы и/или иллюстрации». В характеристике деятельности это выражается в следующих умениях: