Файл: Совершенствование управления ассортиментом продукции промышленного предприятия (на примере ооо пф Дизайнлюкс).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
33
Принимая во внимание расчеты, произведенные в Приложении П можно сделать вывод, что предприятие обладает достаточно высокими показателями далеко не по всем свойствам ассортимента. Устойчивый спрос сохраняется только на половину ассортимента выпускаемой продукции (50%), а ассортимент при этом не достаточно широкий. Рассчитанный коэффициент новизны составляет всего 12% от общего количества наименований товаров.
Такое значение данного коэффициента указывает на то, что предприятие во избежание определенных рисков и неоправданных затрат направленных на обновление ассортимента продукции, избегает внедрения новых позиций товаров. Расчет интегрального показателя рациональности ассортимента свидетельствует о том, что ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС» только на 52% удовлетворяет реальные обоснованные запросы потребителей.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент и структура производства и реализации продукции и структура производства и реализации продукции.
Таблица 2.1 – Динамика продаж продукции ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС»
Наименование
2014 г
2015 г
2016 г
Темпы прироста
2014-2015гг,
%
Темпы прироста
2015-2016гг,
%
Кухонная мебель
1540 1340 1560 12,99 16,42
Шкаф-купе
810 735 840 0,09 14,29
Гостиные
660 650 677 0,02 4,15
Прихожие
642 622 650 0,03 4,50
Гардеробные
173 176 191 0,02 8,52
Итого
3825 3523 3918 0,08 11,21
Анализируя данные, представленные в таблице, можно отметить, что наибольшую долю в структуре ассортимента занимает кухонная мебель
34
(39,8%), на протяжении 3 лет его удельный вес незначительно колеблется.
Темпы выпуска кухонной мебели значительно выше роста выпуска других изделий. На втором месте после кухонной мебели находятся шкафы-купе
(21,4%), остальные ассортиментные группы занимают менее 20 %. Анализируя динамику изменения ассортиментных групп, следует отметить, что наблюдаются значительные изменения в структуре ассортимента. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции (например, гостиных), то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает.
Таблица 2.2 – Структура ассортимента ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС»
Наименование
2014 г
2015 г
2016 г шт.
% шт.
% шт.
%
Кухонная мебель
1540 40,3 1340 38 1560 39,8
Шкаф-купе
810 21,2 735 20,9 840 21,4
Гостиные
660 17,2 650 18,4 677 17,3
Прихожие
642 16,8 622 17,6 650 16,6
Гардеробные
173 4,5 176 5,1 191 4,9
Итого
3825 100 3523 100 3918 100
При анализе ассортимента продукции необходимо провести оценку выполнения плана по ассортименту (таблица 2.3).
Данные о выполнении плана по ассортименту, показывают, что план по ассортименту продукции перевыполнен на 13,18% ((65403/57787) × 100 -100).
При этом план по производству кухонной мебели перевыполнен на
16,42%, а по шкафам-купе на 13,3. Показатели прихожих, гардеробных и гостиных не превысили 9%.
Наиболее низкий показатель выполнения плана – производство гардеробных, которое составило всего 89,42% от запланированного объема.
35
Основными причинами недовыполнения плана по отдельным позициям ассортимента предприятия могли послужить изменение спроса и недостаточная работа по продвижению отдельных направлений производства мебели.
Таблица 2.3–Выполнение плана по номенклатуре продукции предприятия ООО
ПФ «Дизайн-ЛЮКС» за 2016 год
Тип продукции
Объем производства в запланированных ценах, тыс. руб.
Выпуск, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.
Выпуск, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, шт.
Выполнение плана, %
Кухонная мебель
33396 38879 1560 116,42
Шкаф-купе
10343 11821 840 113,3
Гостиные
7358 7664 677 104,16
Прихожие
5475 5722 650 104,51
Гардеробные
1214 1318 191 108,57
Всего
57787 65403 3918 113,18
Данные о выполнении плана по ассортименту, показывают, что план по ассортименту продукции перевыполнен на 13,18% ((65403/57787) × 100 -100).
При этом план по производству кухонной мебели перевыполнен на
16,42%, а по шкафам-купе на 13,3.Показатели прихожих, гардеробных и гостиных не превысили 9%.
Наиболее низкий показатель выполнения плана – производство гардеробных, которое составило всего 89,42% от запланированного объема.
Основными причинами недовыполнения плана по отдельным позициям ассортимента предприятия могли послужить изменение спроса и недостаточная работа по продвижению отдельных направлений производства мебели.
Данные таблицы 2.4 свидетельствуют о том, что основная часть прибыли от продажи мебели собственного производства (69,6%) обеспечивается за счет продажи кухонной мебели. Удельный вес прибыли от продажи гардеробных и прихожих составляет 0,77 и 5,07% соответственно. Доля в сумме прибыли от
36 продажи шкафов-купе находится на отметке 16,14%. Удельный вес гостиных равен 8,42%.
Таблица 2.4–Структура прибыли от продажи продукции предприятия
ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС» за 2016 год
Тип продукции
Себестоимость, тыс. руб.
Прибыль от продажи, тыс. руб.
Доля в сумме прибыли, %
1.
2.
3.
4.
Кухонная мебель
31103,5 7 776 69,6%
Шкаф-купе
10017,6 1 803 16,14%
Гостиные
6722,7 941 8,42%
Прихожие
5154,8 567 5,07%
Гардеробные
1231,4 86 0,77%
Итого мебель собственного производства
54230 11173 100%
Проведем анализ влияния структуры ассортимента на уровень объема реализации, на себестоимость и прибыль.
На основе данных таблицы 2.5 определим влияние двух факторов: фактического показателя объема выпуска продукции и структурных сдвигов на объем товарной продукции.
Таблица 2.5– Расчет влияния структурных сдвигов на объем товарной продукции
Изделие
Ц
ен а прод ук ци и,
т ы
с.
руб
Объем реализации продукции, шт.
Удельный вес продукции
Товарная продукция, тыс. руб.
2015г.
2016г.
2015г.
2016г.
2015
Факт при плановой структуре
При плановых ценах
Кухонная мебель
24,92 1340 1560 0,380 0,398 33396 37140,78 38879
Шкаф-купе
14,07 735 840 0,209 0,214 10343 11502,88 11821
Гостиные
11,32 650 677 0,185 0,173 7358 8183,24 7664
Прихожие
8,80 622 650 0,177 0,166 5475 6089,24 5722
Гардеробные
6,90 176 191 0,050 0,049 1214 1350,24 1318
Итого
3523 3918 100 100 57787 64266,39 65403
37
Из таблицы 2.5 видно, что произошли структурные сдвиги в ассортименте продукции. Увеличился удельный вес кухонной мебели и шкафов-купе, выпуск гардеробных равен запланированному значению, по остальным позициям наблюдается снижение удельного веса. Анализ данных показал, что изменение структуры ассортимента продукции, привело к увеличению объема выпуска продукции на 7616 тыс. рублей. Изменение объема товарной продукции за счет изменения объема выпуска равен6439,39 тыс. рублей.
Структура выпущенной продукции оказывает непосредственное влияние на совокупную себестоимость всей продукции. Исходные данные для анализа себестоимости единицы продукции представлены в таблице 2.6.
По данным таблицы 2.6 видно, что на себестоимость выпущенной продукции повлияло изменение объема и ее структуры на 6612 тыс. руб.
Таблица 2.6 – Исходные данные для анализа влияния структуры продукции на себестоимость
Изделие
Объем реализации продукции, шт.
Себестоимость единицы изделия, тыс. руб.
Себестоимость продукции, тыс. руб.
2015г.
2016г.
2015г.
2016г.
2015
При плановой себестоимости
2016
Кухонная мебель
1340 1560 19,71 19,94 26408,482 30744,2029 31103,48
Шкаф-купе
735 840 14,45 11,93 10617,626 12134,4297 10017,63
Гостиные
650 677 12,17 9,93 7907,707 8236,18098 6722,707
Прихожие
622 650 8,77 7,93 5454,794 5700,34743 5154,794
Гардеробные
176 191 12,33 6,45 2170,391 2355,36751 1231,391
Итого
3523 3918 67,42 56,17 52 559 59 171 54 230
Из таблицы 2.6 видно, что произошли структурные сдвиги в ассортименте продукции. Увеличилась себестоимость единицы изделия кухонной мебели.
Себестоимость шкафов-купе уменьшилась, что положительно скажется на финансовых показателях организации. Анализ данных показал, что изменение
38 структуры ассортимента продукции, привело к уменьшению себестоимости продукции на 11,25 тыс. рублей.
Структура выпущенной продукции оказывает непосредственное влияние на совокупную себестоимость всей продукции. Исходные данные для анализа себестоимости единицы продукции представлены в таблице 2.6.
По данным таблицы 2.6 видно, что на себестоимость выпущенной продукции повлияло изменение объема и ее структуры на 6612 тыс. руб.
Детальный анализ структуры продаж с учетом уровня доходности отдельных видов продукции представлен в таблице 2.7.
Таблица 2.7– Расчет влияния структуры продукции на сумму прибыли от ее реализации
Изделие
Объем реализации продукции, шт.
Прибыль продукции, тыс. руб.
Прибыль единицы изделия, тыс. руб.
Отклонение тыс. руб.
2015г.
2016г.
2015г.
При плановой прибыли
2016г.
2015г. 2016г.
За счет изменени я объема продаж
За счет изменения себестоимост и ед. продукции
Общее
Кухонная мебель
1340 1560 5590,55 6508,40 7775,87 4,17 4,98 917,85 1267,46 2185,32
Шкаф-купе
735 840 1339,53 1530,89 1803,17 1,82 2,15 191,36 272,27 463,64
Гостиные
650 677 768,09 800,002 941,17 1,18 1,39 31,90 141,17 173,28
Прихожие
622 650 454,70 475,16 567,02 0,73 0,87 20,46 91,85 112,32
Гардеробн ые
176 191 66,87 72,57 86,19 0,38 0,45 5,69 13,62 19,31
Итого
3523 3918 8219,75 9 387 11 173 1167,28 1786,4 2953,68
Из таблицы 2.7 видно, что по всем позициям наблюдается рост прибыли на единицу изделия. Более доходными видами продукции являются кухонная мебель и шкаф-купе, увеличение их доли в общем объеме продаж способствовало увеличению прибыли. За счет изменения объема продаж и структуры прибыль возросла на 1167,28 тыс. рублей.
Проведя анализ влияния структуры ассортимента на уровень объема реализации, на себестоимость и прибыль, можно сказать, что предприятие
39 ведет достаточно грамотную политику, но из данных таблиц видно, что ООО
ПФ «Дизайн-ЛЮКС» может достичь еще более высоких результатов и получить большую прибыль. Полученные результаты аналитических расчетов составляют необходимую информационную базу для разработки ассортиментной политики предприятия и поиска резервов снижения себестоимости продукции.
Для проведения комплексного анализа можно совместить несколько известных и универсальных методов, возможных для адаптации к ситуации на конкретном предприятии. От портфеля заказов зависят производственная мощность предприятия и степень ее использования в процессе дальнейшей деятельности. В бакалаврской работе предложена процедура анализа ассортимента продукции, позволяющая как осуществить оперативное управление, так принять решения связанные со стратегическими изменениями.
Одними из наиболее распространенных методов анализа товарного ассортимента в настоящее время являются методы АВС – анализа, метод
Дибба-Симкина, а также анализ по адаптированной матрице Бостонской консалтинговой группы.
Адаптированная матрица БКГ строится на основании(таблица
2.8),внутренней информации предприятия и позволяет провести полноценный анализ.
Таблица 2.8 – Исходные данные для построения матрицы БКГ
Изделие
Объем продаж по месяцам, тыс. руб.
Общи й
Структур а продаж
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 11 12
Кухонна я мебель
3210 3305 3182 3198 3058 3502 3108 3240 3295 3050 3310 3421 38879 59%
Шкаф- купе
975 998 1022 899 948 1102 878 925 1109 990 908 1067 11821 18%
Гостины е
621 596 599 641 703 642 581 576 798 532 803 572 7664 12%
Прихожи е
481 448 396 522 518 462 438 477 389 603 521 467 5722 9%
Гардероб ные
109 98 122 81 101 96 96 88 118 125 154 130 1318 2%
Итого
5396 5445 5321 5341 5328 5804 5101 5306 5709 5300 5696 5657 65404 100
40
По данным таблицы была построена матрица БКГ (рисунок 2.2)
Рисунок 2.2 –Матрица БКГ
«Звёздой» представлен товар кухонная мебель. Он имеет высокий темп роста и значительную долю прибыли.
«Дойные коровы» – шкаф-купе и гостиные. Товары с низким темпом роста и большой долей рынка, приносят высокий доход, который компания использует для поддержки других направлений своей деятельности, требующих инвестирования.
«Собаки
» – прихожие и гардеробные. Товары с низкой скоростью роста и небольшой долей рынка, приносят достаточный доход для поддержания самих себя, но не обещают стать более серьезными источниками дохода.
Идея портфеля заказов состоит в том, чтобы компания могла достичь своих целей, связанных с прибылью, балансируя соответствующим образом объемом продаж, вложениями капитала и степенью риска. По мере того, как тот или иной продукт компании проходит стадию роста или спада, сегмент рынка расширяется или сужается, изменяется при этом и портфель заказов компании.
Поэтому весь портфель заказов должен пересматриваться на регулярной основе, причем необходимо проводить активную политику, как в отношении
-5 0
5 10 15 20 25 30 35 40 45
-10 0
10 20 30 40 50 60 70
Кухонная мебель
Шкаф-купе
Гостиные
Прихожие
Гардеробные
41 разработки нового продукта, так и в отношении снятия с производства старого товара.
Представленный портфель равновесный, так как он состоит из группы товаров в фазе зрелости или роста, способных обеспечить долгосрочные интересы фирмы.
Построенная матрица БКГ свидетельствует о том, что портфель заказов предприятия является толстым, так как в нем преобладают товары, относящиеся к категории «звезды» и «дойные коровы» и отсутствуют товары
«трудные дети». Это означает, что предприятие ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС» характеризуется низким уровнем инновационности, развития научно исследовательских и опытно конструкторских работ.
Проведя соответствие между матрицей Бостонской консалтинговой группой и стадиями жизненного цикла товаров, был построен график, отражающий расположение различных товаров предприятия ООО ПФ
«Дизайн-ЛЮКС» по стадиям ЖЦТ (рисунок 2.3).
Стадии развития ЖЦТ
Рисунок 2.3– Взаимосвязь позиций товаров по матрице БКГ и их жизненному циклу
Объем продаж
Гостиные
Кухонная мебель
Шкаф-купе
Прихожие
Гардеробные
42
Таким образом, можно сделать вывод, что находящийся на стадии спада товары прихожие и гардеробные («собака» в БКГ), не пользующиеся повышенным спросом, подлежит постепенному выводу с рынка. Гостиные и шкаф-купе («дойные коровы» в БКГ) – товары, стабилизирующие выручку от продаж и находящиеся в стадии зрелости.
Для обобщения результатов анализа сгруппируем товары в рамках ассортимента по вкладу в формирование выручки. Для этого используем принципы АВС – анализа, который предусматривает ранжирование товаров по принципу убывания параметра (таблица 2.10).
Таблица 2.10 – Ранжированный список продукции по методу АВС- анализа
Товарные группы
Выручка, тыс. руб.
Доля в выручке
Накопленная доля
Доля позиции
Кумулятивная доля
Группа
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Кухни с фасадами из МДФ
15003,45 22,94%
25%
0,05 0,05
А
Кухни с фасадами из ламинированного ДСП
15271,60 23,35%
50%
0,05 0,1
Кухни с фасадами из массива дерева
6546,84 10,01%
61%
0,05 0,15
Шкаф-купе с фасадом из
МДФ
4074,61 6,23%
66%
0,05 0,2
Шкаф-купе фасадом из стекла и зеркал
3656,03 5,59%
72%
0,05 0,25
Шкаф-купе с фасадом из ламинированного ДСП
3420,58 5,23%
76%
0,05 0,3
Кухни с фасадами из шпонированного ДСП
3113,18 4,76%
81%
0,05 0,35
Гостиные с фасадами из МДФ
3080,48 4,71%
85%
0,05 0,4
B
Гостиные с фасадами из шпонированного ДСП
2583,42 3,95%
89%
0,05 0,45
Комплекты мебели для прихожей из МДФ
2256,40 3,45%
91%
0,05 0,5
Комплекты мебели прихожей из шпонированного ДСП
1569,67 2,40%
93%
0,05 0,55
Комплекты мебели для прихожей из ламинированного ДСП
1419,25 2,17%
95%
0,05 0,6
Гостиные с фасадами из ламинированного ДСП
1255,74 1,92%
97%
0,05 0,65
C
Системы хранения для кладовой
640,95 0,98%
98%
0,05 0,7
Гостиные с фасадами из массива дерева
529,76 0,81%
99%
0,05 0,75
Шкаф-купе с фасадом из массива дерева
353,18 0,54%
99%
0,05 0,8
Системы хранения для прихожей
248,53 0,38%
99%
0,05 0,85
Системы хранения для детской
189,67 0,29%
99%
0,05 0,9