Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 565
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В целом, сохранение определенной меры конформности является условием оптимальной социализации, а доминирование или отсутствие данного качества может рассматриваться как нарушение процесса социализации и начало отклонения.
Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс. Это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Выделяют наиболее влиятельные институты социализации – семью, школу (или школьный класс), производственную группу.
Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6–7 лет для ребенка – это главное социальное окружение, которое формирует его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей и т.д. Дестабилизация института семьи, проявляющаяся в многочисленных конфликтах и разводах, может иметь весьма серьезные социально-психологические последствия, которые сказываются, прежде всего, на качестве социализации подрастающего поколения.
Школа, если рассматривать ее с точки зрения социализации человека, имеет также свои особые функции, которые связаны не столько с обучением и воспитанием, сколько с объективным процессом социальной дифференциации детей в свете их достижений, с функцией усвоения общественных норм и ценностей и др. Школа определяет социальное становление индивидов на определенном этапе жизненного пути, влияет на социальное становление каждого молодого человека систематически и в течение длительного периода времени.
Значение трудового коллектива в социализации определяется возможностями самореализации и самоактуализации человека в интересующей его деятельности. На работе человек проводит много времени, и, если его выбор оказался неудачным, если он испытывает разочарование в своей профессиональной деятельности, это может послужить серьезной причиной для нарушения всех других социальных отношений и способствовать социальной дезадаптации личности.
Материалы к практическому занятию
Занятие 1. Социальная подструктура личности
1. Современные психологические теории личности.
2. Социализация личности.
3. Механизмы социализации.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы различия понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность»?
2. Какого человека можно назвать личностью?
3. Назовите три основные этапа в целенаправленном изучении личности человека.
4. В рамках бихевиористского подхода утверждается, что личность порождается действиями окружающей среды. Согласны ли вы с этим? Почему?
5. Назовите особенности подхода З. Фрейда к изучению личности.
6. Что положено в основу изучения личности в гуманистическом подходе?
7. Что представляет собой процесс социализации личности?
8. Какие этапы в развитии личности выделяют в концепции Э. Эриксона? Что такое критические периоды или кризисы в развитии личности?
9. Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие целенаправленно?
10. Какие механизмы социализации вы можете назвать? В чем заключается сложность механизмов социализации?
11. В чем, на ваш взгляд, заключается различие между такими механизмами социализации, как конформность и негативизм?
12. Назовите основные механизмы социализации. Какой из них является, по вашему мнению, наиболее значимым.
Темы рефератов
1. Современные психологические теории личности.
2. Комплекс неполноценности и его преодоление.
3. Стадии развития личности (по Э. Эриксону).
Б л о к 4. Направленность личности
Лекция 5. Направленность личности
5.1. Мотивация поведения человека
Одной из главных проблем психологии является выяснение движущих сил поведения человека: к чему стремится тот или иной человек? Насколько сильно он к этому стремится. В психологической науке влияние этих вопросов связано с анализом мотивации поведения человека. Мотивация – это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. Иначе говоря, мотивация – это движущие силы поведения, т.е. проблема мотивации, является проблемой причин поведения индивида.
Отсюда становится ясно, что одной из основных проблем психологии является выяснение причин поведения человека. Многие психологи полагают, что главной причиной активности является стремление человека удовлетворить свои потребности.
Потребности – это отражение в сознании надобности в чем-то, субъективно переживаемое как внутреннее напряжение и побуждающее психическую активность человека. Для того чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек нуждается в пище, воде, воздухе, движениях, нуждается в материальной и духовной культуре, в других людях и т.д. Таким образом, потребность необходимым образом связана с нуждой.
Но в психологии различают нужду и потребность. Нужда – это объективная необходимость в чем-то, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Например, только что родившийся ребенок объективно нуждается во взрослом человеке, но сам субъективно этого не только не осознает, но и не чувствует, не переживает. И только на третьем месяце жизни объективная нужда преобразуется в субъективное психическое состояние – потребность в общении: ребенок при виде матери бурно радуется, тянется к ней руками, улыбается и т.д.
Существует множество видов потребностей.
По происхождению потребности делят на естественные и культурные. Естественные потребности отражают нужды организма для поддержания его существования. Поэтому их также называют органическими – потребности в виде пище, кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении и т.д. Социальные или культурные потребности отражают зависимость человека от продуктов человеческой деятельности и общения.
По предмету потребности делятся на материальные и духовные. Материальные – отражают зависимость человека от предметов материальной культуры. Духовная зависимость человека – от продуктов общественного сознания.
В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей. В развитии личности – стремление к удовлетворению культурных потребностей. Особую роль в развитии личности играют духовные потребности – стремление к знаниям, творчеству, восприятию произведений искусства, самовыражению и самоутверждению.
Мотив и мотивация. Потребности – источник активности человека. Поскольку потребности всегда сопровождаются субъективными переживаниями: желаниями, тревогой и др., они побуждают человека к определенным действиям, поступкам, направленным на удовлетворение потребностей. Иными словами, потребности порождают мотив. Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта и определяющее направление действия. Мотив выступает как соображение, по которому субъект должен действовать. Следовательно, мотив дает потребности определенное направление. Мы часто плохо осознаем мотивы, но хорошо проводим мотивировку наших действий.
Мотивировка – это рациональное объяснение субъектом причин своих действий. С помощью мотивировки личность оправдывает свои действия и поступки.
Мотивы могут быть неосознаваемые и осознаваемые. Неосознаваемые мотивы – это, прежде всего, влечения и установки. Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.
Влечение – неосознанная по содержанию и цели потребность.
Осознаваемые мотивы – это желания, интересы, ценности, убеждения, идеалы, мировоззрение и т.д. Совокупность мотивов составляет мотивационную сферу человеческой деятельности.
Желание – мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она еще не выступает в качестве сильного побуждения к действию.
Интерес – избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы человека чрезвычайно разнообразны. Одна и та же деятельность у отдельных людей может быть мотивирована разными интересами и удовлетворять различные потребности.
Склонность – ярко выраженная потребность личности заниматься определенной деятельностью. Между интересом и склонностью есть много общего, но есть и различия. Например, есть много любителей спорта, которые сами спортом не занимаются.
На основе интересов и склонностей у человека формируются идеалы. Идеал – важная цель личных стремлений человека, зовущий пример, эмоционально окрашенный эталон действия.
Формирование идеала тесно связано с мировоззрением, которое представляет собой систему взглядов человека на мир. Оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения – и действий, привычек и склонностей.
Ядро мировоззрения составляют убеждения, которые представляют собой сплав из познавательных, эмоциональных и волевых компонентов.
Многие из мотивов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности.
Мотивация – более широкое понятие, чем мотив. Чаще всего мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. Вопрос о мотивации деятельности возникает всякий раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека.
Процесс мотивации индивида следует отличать от мотивировки. Мотивировка – даваемое человеком объяснение своим поступкам и действиям, их причинное обоснование. Мотивировка может быть использована человеком для осознания своих действительных мотивов; оправдания своих действий; сокрытия своих действительных мотивов в ситуации, угрожающей осуждением его действий со стороны окружающих людей.
5.2. Направленность как одна из ведущих характеристик
личности
Чтобы всесторонне описать личность человека, надо, по мнению С.Л. Рубинштейна, получить ответы на три вопроса. «Первый вопрос гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, естественно встает второй: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека, одаренности. Однако способности – это сначала только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно еще знать, что он есть, что…закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере человека».
Эти три вопроса – не только программа научного изучения личности, но и ориентир для самопознания. Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы как бы спрашиваем: «Чего он хочет? что он может? и что он есть?».
Наиболее полные ответы на эти вопросы отражаются в одной из ведущих характеристик личности – направленности, столь тесно переплетаемой с мотивационной сферой, что возникает необходимость разобраться с этим психологическим феноменом. В трактовке разных авторов направленность это:
– совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций;
– понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения;
– одно из важнейших свойств личности, которое выражается в целях и мотивах поведения, потребностях, интересах, убеждениях, установках и т.п.
Из этих формулировок можно сделать некоторые выводы. Во-первых, направленность – это системообразующая характеристика человека.