Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 567

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что находится в «Сверх–я», т.е. с социальными и нравственными нормами поведения. Конфликт разрешается с помощью «Я», т.е. сознания, которое стремится примирить обе стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

Авторы неофредистских подходов (К. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон и др.) не соглашались с З. Фрейдом по вопросу полной обусловленности поведения человека психосексуальными факторами, а включали в это состав ряд социальных потребностей, мотивов и условий жизни.

По мнению А. Адлера, человек рождается с социальным интересом, определяющим его взаимодействие с другими людьми, а также способы достижения цели жизни. Именно цели, а не инстинкты объясняют повседневное поведение человека. К.Г. Юнг подчеркивал, что не сексуальные влечения, а коллективное бессознательное, вобравшее в себя общечеловеческий опыт, определяет психическое развитие личности.

Гуманистический подход. Здесь приоритет отдается изучению сознательного опыта человека, его высших потребностей. Человек не запрограммирован, а открыт для самосовершенствования (К. Роджерс). Американский психолог А. Маслоу считает наивысшей врожденной потребностью человека потребность в самоактуализации. Этим он подчеркивает роль самого индивида в построении своей личности.

Представители когнитивной психологии У. Найсер, А. Пайвио и др. отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, которое позволяет ему воспринимать окружающий мир и выбирать способ правильного поведения в нем.

Становление личности – диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития – природного и социального. Личность сложна и многообразна в своих проявлениях. Наиболее обоснованную и развернутую структуру личности предложил К.К. Платонов. На основе критерия соотношения социального и биологического в структуре личности выделены четыре подструктуры:

направленность личности. Включает в себя характеристики – интересы, склонности, идеалы, моральные свойства, мировоззрение, убеждение. Подструктура формируется в процессе обучения;

особенности психических процессов. Включают в себя характеристики – волю, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. Подструктура формируется в процессе упражнений;


биопсихические свойства, объединяющие темперамент, половые и возрастные свойства личности. Активность этой подструктуры зависит от свойств нервной системы и мало поддается коррекции.

На приведенные выше подструктуры накладывается еще две подструктуры: характер и способности.
4.2. Социализация личности
С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласно сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. С каждым типом теорий, рассмотренным выше, связано свое особенное представление о развитии личности.

Становление личности проходит в процессе социализации. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Выделяют следующие стадии социализации (Г.М. Андреева):

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения).

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество).

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Психосоциальная концепция развития личности, разработанная известным психологом Э. Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения.



Наиболее существенный вклад Э. Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

1. Кризис доверия – недоверия (в течение первого года жизни).

2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (около 2–3 лет).

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).

4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).

5. Личностное самоопределения в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению» в себя (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Формирование эгоидентичности длительный процесс, который включает ряд стадий развития личности.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать. В результате правильного ухода у ребенка формируется базовое доверие к миру. Вторая стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок обучается контролировать себя. В конце этой стадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». На 3–й стадии ребенок уже убежден, что он личность, у него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. В младшем школьном возрасте (4–я стадия) уже школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этнос культуры. В подростковом возрасте (5–я стадия) формируется центральная стадия эгоидентичности. Подросток находит свое «Я», признание себя со стороны окружающих. На 6–й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой. Центральная стадия – 7–я – взрослый этап развития личности. Положительные симптомы этой стадии: личность посвящает себя нужному любимому труду и заботе о детях, удовлетворена собой и своей жизнью. Если не на кого излить свое «Я», то человек опустошается. После 50 лет (8–я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек «принимает» себя и свою жизнь. Если «принятие себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря.

4.3. Механизмы социализации личности
Социализация человека проходит посредством механизмов социализации – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм, который с известной долей условности, можно обозначить как единство подражания, имитации, идентификации. Сущность данного механизма заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Если мы посмотрим на детскую игру с точки зрения действия данного механизма, то увидим воспроизведение многих социальных отношений, о которых ребенок знает, особенно в сюжетно-ролевых играх.

Выделяют также механизм полоролевой идентификации или полоролевой типизации. Сущность данного механизма состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации ребенок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения. При неправильном воспитании, например, когда родители очень хотели мальчика, а родилась девочка, которую они воспитывали как мальчика, и наоборот, нередко возникают нарушения полоролевой идентификации. Иногда это происходит, если в воспитании ребенка принимает участие только один родитель, представляющий эталон только мужского или только женского поведения. Возникает путаница ролей, приводящая к нарушению нормальных отношений с представителями другого пола.

Полоролевая идентификация является одним из ведущих механизмов социализации в любом обществе. Она сопровождает реализацию многих других механизмов, таких как социальная оценка желаемого поведения, подражание, конформизм и др.

Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия – страдания – чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей. В этом случае подкрепляющим и формирующим фактором служит реакция окружающих, а образ взаимного восприятия является регулятором поведения.


Люди по-разному воспринимают друг друга и по-разному стремятся влиять на других. Одни действуют положительно, опираясь на доброжелательность, другие отрицательно, обращаясь к критичности. То есть присутствие других тормозит либо вообще блокирует деятельность человека. Это так называемые эффекты действия механизма социальной оценки, которые получили название социальной фасилитации и социальной ингибиции.

Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. Данный эффект возникает при положительном отношении людей друг к другу.

Существует психологический эффект обратного действия – социальая ингибиция, которая проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого. Такой эффект возникает обычно, когда индивиды испытывают друг к другу негативные чувства – страх, пренебрежение, неуважение, ненависть, презрение и т.д. В ситуации социальной ингибиции снижается уровень собственного достоинства, падает самооценка. Практически во всех ситуациях обучения и воспитания, когда критичность воспитателей преобладает над доброжелательностью, можно наблюдать возникновение эффекта социальной ингибиции.

Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм», т.е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии. Конформность можно рассматривать как механизм социализации, действующий на уровне всего общества, так и в качестве индивидуализированного феномена. Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы может быть разной у разных людей. Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии, но при этом индивид остается при своем мнении. Есть внутренняя конформность, при которой индивид действительно меняет свою точку зрения и преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих. Он воспринимает оценки окружающих как более обоснованные и убедительные, чем свои собственные.

Негативизм – это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения. Зная негативные установки такого конформиста, можно заставить его поступать так, как нужно манипулятору. Негативист легко поддается на провокации окружающих и манипулировать им так же легко, как и конформистом.