Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 593
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Неоднократно предпринимались попытки выявить принципы и законы воздействия на людей, правила манипуляций и ухищрений. В частности П.С. Таранов описывает такие ухищрения:
1. Принцип «в качестве свиньи». Сильные мира сего иногда «прикармливают» людей, чтобы затем воспользоваться ими и отшвырнуть прочь «Не верьте благодетелям!»
2. Принцип «всегда вдвоем». Люди добиваются успеха, если действуют вдвоем. Вывод: «никогда не иди один!», а с другой стороны: «остерегайся, если с тобой беседуют двое!»
3. Принцип «идиотизма». Создавая запутанные многовариантные ситуации с искаженной и неопределенной информацией, можно даже умного человека превратить в идиота.
4. Принцип «покажи товар лицом». Покажи достоинства объекта, его ценность и необычность. Покажи, что знатоки ценят объект, который ценен и малодоступен другим и успех обеспечен.
5. Принцип «сделай, а потом отмени». Главное – максимально искренне вести себя на фазе делания, а потом и отмены: «извините, ошибся»; «виноваты обстоятельства». Первая информация, в которую поверили, первоначальное обещание все равно остается в памяти и продолжает влиять на поведение людей.
Манипуляции людьми содействуют и знание о следующих психологических законах:
1. «Жесты отчаяния»: люди, демонстрируя отчаяние максимально театрально, хотят своим отчаянием повлиять на других.
2. «Кратковременность совершенства»: быстрота и краткость события придают ему эффект «совершенства», не позволяя заметить «изъяны».
3. «Пример». Чтобы оказать более сильное воздействие на человека, надо показать ему наглядный пример, лучше из своей жизни.
4. «Слезы» – они располагают к себе человека.
5. «Хитрость или притворство». Притворяясь, создавая видимость, можно успешно ввести людей в заблуждение.
П.С. Таранов вскрывает и некоторые противоречивые порывы человеческой души – феномены, способствующие манипуляциям:
1. Феномен «близкого расстояния». Нетрудно заменить, что стремясь уговорить, люди стараются подойти к вам поближе, даже иногда вплотную, прикасаясь к вам.
2. Феномен «двойного великодушия». Если люди видят великодушие какого-либо человека к кому-либо, то они столь же великодушны к лицу, проявившему его.
3. Феномен «искушения». Всякий раз, когда кто-то апеллирует к нашему благу, он искушает, т.е. перенацеливает нас: привлекает нас к чему-либо (например «это наш шанс» и т.д.).
4. Феномен «обещания». Это безотказно действующий механизм манипуляций в политике, бизнесе, любви, орудие мошенников. Причем наблюдается удивительная закономерность: обещание тем притягательнее, чем оно невыполнимее. Вместо того чтобы понять: эти чудесные обещания никогда не могут быть выполнены в силу их нереальности и невозможности существования и, следовательно, – это чистейший обман, наивно доверчивые люди готовы отдать тому, кто обещает «райское завтра», свои реальные сегодняшние блага: свое имущество или деньги, свои голоса, свои силы и энергию.
Эффекты манипуляции многообразны. Это, например, эффект «внимания». Одинокий человек на многое готов ради внимания. В производственной сфере на производительность труда влияет внимание к персоналу.
Эффект «края» – лучше запоминается начало или конец разговора.
Эффект «нарочитой правдивости» – сообщается чуть больше правды, чем это обычно бывает.
Эффект «отвлечения внимания» – чтобы осуществить желаемое действие, против которого будет возражать собеседник, надо переключить его внимание на какое-то иное событие или действие, и реализовать задуманное. Чем более странным или безумным будет ваш «отвлекающий маневр», тем выше вероятность успеха.
Таким образом, осуществление определенных манипуляций позволяет оказать мощное воздействие на поведение или состояние другого человека вопреки его желанию и помимо его разума и понимания.
Материалы к практическому занятию
Занятие 1. Межличностные отношения и общение
1. Психология взаимодействия людей.
2. Психология общения.
3. Средства и методы психологического воздействия.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие формы межличностного взаимодействия выделяют?
2. Укажите позиции, которые, по мнению Э. Берна, создают реальный процесс взаимодействия.
3. Перечислите и опишите факторы, которые способствуют формированию аттракции.
4. Назовите наиболее типичные формы межличностного общения.
5. Какие три стороны общения можно выделить?
6. Опишите типовые схемы, по которым строится образ другого человека.
7. Назовите вербальные средства общения?
8. Что относят к невербальным средствам общения?
9. Какова роль жестов в процессе общения?
10. К какой из групп собеседников (доминантный – недоминантный, мобильный – ригидный, экстраверт – интроверт) вы отнесли бы себя и почему?
11. Каковы основные положения теории общения?
12. Какая репрезентативная система характерна для вас?
13. Какие ухищрения и правила манипуляций существуют для воздействия на сознание людей?
14. Назовите феномены, способствующие манипуляциям.
Темы рефератов
1. Трансактный анализ общения.
2. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений.
3. Манипуляции собеседником. Защита от манипуляций.
Л е к ц и я 9. Барьеры общения и пути их преодоления
9.1. Понятие о барьерах общения
Общение – намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. При общении происходит обмен информацией, взаимовлияние, взаимооценка, сопереживание, формирование убеждений, взглядов, характера, интеллекта.
Наибольшее расположение собеседников друг к другу возникает при наличии духовной близости, ценностно-ориентационном единстве, общности позиций и интересов.
Однако на пути такого взаимопонимания лежат барьеры общения, защитные стереотипы, из-за которых люди не могут раскрыться, понять друг друга и по достоинству оценить.
Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, а нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие.
Чтобы успешно преодолевать такие психологические барьеры, следует вооружиться элементарными знаниями о сущности потребностей, характеров, установок.
Никто не застрахован от неудач, невзгод, волнений. Но как часто источником их являются не внешние, объективные обстоятельства, а неумение находить общий язык с окружающими. Никого не надо убеждать соблюдать гигиену тела. А ведь не менее важна и гигиена взаимоотношений. Тот, кто забывает о ней, оказывается вовлеченным в пучину конфликтов, ссор, споров по пустякам.
Чтобы разобраться, в чем же причина межличностных столкновений, придется коснуться такого сложного психологического понятия, как «потребность», а точнее, «осознанная потребность», или «желание». Дело в том, что за любым поступком человека всегда кроются определенные цели, желания, а за конфликтом – столкновение несовместимых желаний партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороны грозит ущемлением интересов другой. К важнейшим мотивам общения относят потребности в самопознании и самоутверждении, духовном и эмоциональном контакте, реализации полового и других биологических влечений, руководстве, агрессии, в подчинении себе других, потребности в познании окружающего, в альтруизме, служении обществу, в поиске эмоционального контакта, осознании смысла своей жизни.
Препятствия к удовлетворению разнообразных желаний – истоки, первопричина конфликтов, как в семейной жизни, так и в сфере служебного общения.
В сфере служебного общения чаще всего разочарование постигает тех, кто ставит перед собой нереальные, недостижимые по объективным и субъективным причинам задачи. Потеря интереса к работе, а тем более изначальное его отсутствие – один из факторов, приводящих человека к нервозности и конфликтности.
Темперамент также может стать барьером общения в семейных, дружеских и служебных взаимоотношениях. К примеру, медлительность в принятии решений мужа–флегматика может постоянно раздражать излишне вспыльчивую и суетливую жену, обладающую холерическим темпераментом. Недопонимание родителями особенностей темперамента своих детей – суть одного из самых первых конфликтов «отцов и детей».
С барьером темперамента приходится сталкиваться и на работе. У холерика, к примеру, бывают столкновения с людьми, протекающие по типу мгновенной эмоциональной разрядки. В таких случаях разговор начинается без мысли о ссоре, но внезапно в ответ на нечто его возмутившее (для другого это, может быть, пустяк) у него возникает вспышка негодования. А если у собеседника слабый тип нервной системы (меланхолический), то он надолго погружается в пучину обиды, в то время как сам «застрельщик» уже через 20–30 минут забывает о высказанном.
Руководящий работник с темпераментом флегматика порой испытывает значительные трудности при исполнении служебных обязанностей. Он не может одновременно решать несколько задач, быстро переключаться с одного вопроса на другой.
Какова связь темперамента с характером? Характер человека – сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. К примеру, И.П. Павлов выделил три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и средний. Представители мыслительного типа весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений и событий, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. У людей художественного типа мышление образное, воображение яркое, они стремятся к широкому кругу общения. Естественно, что люди художественного и мыслительного типа часто воспринимают одно и тоже явление, событие по-разному, что и является психофизиологической подоплекой их столкновений, споров.