Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 595
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8.2. Психология общения
Общение – это сложное полифункциональное явление, в основе которого лежит обмен деятельностью и ее результатами, а также информацией, опытом, умениями и навыками. Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичные формы межличностного общения – анонимное, функционально-ролевое и неформальное.
Анонимное общение – взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми (пассажиры и т.п.).
Формальное общение – различной продолжительности связи между людьми, которые выполняют определенные функции по отношению друг к другу: покупатель – продавец, врач – больной и т.д.
Неформальное общение – всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений (контакты между коллегами во время досуга, между близкими людьми и т.д.).
Деловое общение возникает в ситуации, когда интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (обман, псевдодоброта и т.п.)
Светское общение – люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.
Условно можно выделить три стороны общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную.
Коммуникативная сторона общения. Общение – это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями и т.д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде или спор о политике и т.п. Необходимо помнить, что коммуникация в общении всегда значима для ее участников, так как обмен сообщениями происходит ради достижения целей, удовлетворения потребностей и т.д.
Практически для каждого важно уметь общаться таким образом, чтобы его правильно понимали, слушали и слышали. В большинстве ситуаций ответственность за эффективность общения несет говорящий. Это его вина, если он не смог привлечь внимания к главному. Иными словами, слушающий – пассивная сторона, а говорящий – активная.
Барьеры при коммуникации могут носить и чисто выраженный психологический характер. Чрезмерная застенчивость одного из партнеров, скрытность другого, некоммуникабельность третьего, неприязнь по отношению друг к другу, недоверие – все это и многое другое может обусловливать проблемы в общении.
Интерактивная сторона общения. Действие – главное содержание общения. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например, «он на меня надавил, но я не поддался», «он подстроился под меня», «он нанес мне удар» и т.д. В своем собственном общении мы также постоянно реагируем на действия партнера. В одном случае нам кажется, что партнер нас обижает, и мы отстаиваем себя, в другом – что он нам льстит, в третьем – что он нас куда-то «толкает». Что позволяет нам понять смысл действий партнера? Смысл и содержание взаимодействия невозможно понять вне определенной ситуации. Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе норм – принятых в обществе образцов поведения. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и, таким образом, исполняет определенные роли при взаимодействии с другими людьми. Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, проникновение одной личности в психику другой с целью изменения взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний.
Для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.
Перцептивная сторона общения. Вопросы о том, как происходит «беглое чтение» другого человека, что позволяет нам понимать его поведение, встает перед каждым из нас.
Психологами определены несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Знание этих схем способствует пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке.
Самоподача (самопрезентация) как механизм социального восприятия. Под этим механизмом понимается способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера. К подобным механизмам социального восприятия относятся самоподачи превосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния и причин поведения. Этот механизм имеет большое значение для руководителей, преподавателей и др.
Самоподача привлекательности. Привлекательность также является предметом управления. Правило самоподачи привлекательности гласит: не одежда сама по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена нами на ее приведение в соответствие с нашими внешними данными.
Самоподача отношения. Способы самоподачи отношения можно разделить на вербальные и невербальные. Вербальные способы нам хорошо известны по приемам, используемым подхалимами.
Самоподача актуального состояния и причин поведения. Огромное количество таких употребляемых оборотов, как «я не виноват, что…», являются достаточно простыми и всем доступными средствами самоподачи, в которой внимание партнера привлекается к той причине собственных действий, которая кажется нам наиболее приемлемой. Указанная самоподача может послужить источником ошибок при восприятии другого человека.
Средства общения. Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевому (вербальному) и неречевому (невербальному).
Речь как вербальное средство общения одновременно выступает и источником информации и способом воздействия на собеседника.
В структуру речевого общения входят:
1. Значение и смысл слов, фраз.
2. Речевые звуковые явления, к которым относятся: темп речи, модуляция высоты голоса, тональность, ритм, тембр.
3. Выразительные качества голоса – характерные специфические звуки, характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, вздохи и др.; разделитель звуки – кашель; нулевые звуки – паузы.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки и интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53 % («Говорим голосом, беседуем всем телом», – говорил Публиций).
Среди вербальных средств общения выделяют также похвалу, комплименты и поддержку.
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
1. Кинесика изучает мимику, жестику, пантомимику.
2. Такесика изучает прикосновения, поглаживания, отталкивания и др.).
3. Проксемика исследует расположение объектов общения в пространстве.
Выделяют следующие зоны в человеческом контакте:
интимная (15–45 см), в которую допускаются лишь хорошо знакомые люди;
личная, или персональная, зона (45–120 см) соблюдается в обыденной беседе с друзьями и коллегами;
социальная зона (120–400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в публичных помещениях;
публичная зона (свыше 400 см) предполагает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и т.д.
Мимика – движение мышц лица, несет свыше 70 % информации. Лицо человека может сказать больше, чем произнесенные слова. Замечено, что если глаза человека встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора, значит он лжет.
Жесты при общении несут много информации. В языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения. Все жесты можно разделить на пять групп.
1. Жесты–иллюстраторы – это жесты сообщения: своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.
2. Жесты–регуляторы выражают отношение говорящего к чему-либо (улыбка, кивок, направление взгляда, движения руками и пр.).
3. Жесты–эмблемы – своеобразные заменители слов или фраз в общении (жесты, обозначающие «здравствуйте», «до свидания» и пр.).
4. Жесты–адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук: почесывание, касания партнера, поглаживание).
5. Жесты–аффекторы выражают определенные эмоции через движение тела и мышц лица.
В процессе общения используют множество видов жестов: жесты оценки (почесывание подбородка), жесты уверенности (соединение пальцев в купол пирамиды), жесты нервозности (переплетение пальцев рук), жесты самоконтроля (сведенные за спину руки), жесты ожидания (потирание ладоней), жесты отрицания (скрещенные на груди руки), жесты расположения (прикосновение к собеседнику), жесты доминирования (выставление больших пальцев напоказ), жесты неискренности (прикрывание рукой рта, прикосновение к носу, бегающий взгляд) и др.
Взаимодействие в общении. Каждый человек обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться. Любой собеседник уникален. По общим характерным чертам их можно объединить в три группы:
доминантность – недоминантность;
мобильность – ригидность;
экстраверсия – интроверсия.
Доминантный собеседник – человек жесткий, напористый, легко перебивает других, насмешлив, резок и груб.
Недоминантный собеседник очень чуток к внешним признакам вашей силы. Он уступчив и легко теряется, не позволяет себе перебить собеседника.
Мобильный собеседник с легкостью переключается с других занятий на общение. Речь его быстра, даже тороплива, проститься с ним так же легко, как и разговориться.
Регидному собеседнику требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу. Он основателен, слушает внимательно, говорит неспешно, мысль излагает подробно. Распроститься с ним сразу невозможно. В общении с ним надо поставить перед собой задачу долготерпения.
Экстраверт весьма расположен к общению, он без общения скучает. Он любопытен ко всем сторонам жизни людей.
Интроверт не склонен к внешней коммуникации. Он тяготится контактами. Для общения он выбирает всего двух–трех собеседников, обычно похожих на него самого. Идеальная ситуация с интровертом – разговор с глазу на глаз.
Существуют определенные модели общения людей друг с другом. Их достаточно много. К примеру, синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» – та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система зрительная (визуальная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в картинках. Как узнать, какую систему предпочитает человек – визуальную, аудиальную или кинестетическую? Для этого следует внимательно понаблюдать за ним.
Визуал, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки. Его глаза при этом расфокусированы на расстоянии около 60 см от носа. В речи этих людей доминируют слова визуального смысла: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу, что вы имеете в виду» и т.п.
Аудиал, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему голосу. Глаза его в это время смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии. В речи аудиалов преобладают выражения «я вас слушаю», «давайте обсудим», «какой тон», «крики» и т.д.
Кинестетик прежде чем сказать, прислушивается к своим внутренним чувством, глаза его при этом непроизвольно смотрят вниз и вправо. В речи людей-кинестетиков преобладают слова: «я чувствую проблему» и т.д.
Наиболее эффективное общение возможно в том случае, когда человек развил у себя следующие коммуникативные умения и проявляет их:
– учитывать как свою репрезентативную систему, так и собеседника;
– позитивно формулировать свои цели общения;
– понимать и учитывать цели и интересы собеседника;
– быть гибким в общении;
– проявлять наблюдательность к изменениям в состоянии собеседника;
– входить в состояние раппорта («одной волны») с собеседником;
– своевременно задавать уточняющие вопросы-пойнтеры.
8.3. Средства и методы психологического воздействия
Цель речевого воздействия – изменить установки или сформировать их, произвести сдвиг в системе ценностей слушателя.