Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 599

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Разный склад личности также может явиться причиной барьеров общения. Так, известный психолог К. Юнг подразделяет людей на экстравертов (обращенных вовне) и интровертов (обращенных в себя). Экстраверты по темпераменту сангвиники или холерики, интроверты – флегматики и меланхолики. Определенное соотношение экстра– и интровертированности у конкретного человека определяет также своеобразие и непохожесть его общения с окружающими.

Как считает известный немецкий психиатр Карл Леонгард, у 20–50 % людей некоторые черты характера или темперамента столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипных конфликтам и «нервным срывам». Акцентуация проявляется непостоянно, лишь в определенных ситуациях (например, кто-то вспыльчив и груб с коллегами, но сдержан с начальством). Кроме того, она с годами может существенно сгладиться, приблизиться к норме.

Не только темперамент и характер, но и эмоции в определенных случаях могут становиться отрицательными и превращаться в барьер общения. Основной причиной отрицательных эмоций являются межличностные столкновения, особенно конфликты. Пожалуй, у любого из нас в ответ на чьи-то преднамеренные или даже невольные действия, препятствующие достижению цели, возникают обида, раздражительность, гнев. Не только действия, но и слова могут вызывать неприятные чувства.

По мнению психологов, чрезмерная эмоциональная возбудимость нередко отмечается у творческих личностей, для которых яркие переживания служат своеобразным допингом. Таким людям зачастую никак не удается преодолеть барьер отрицательных эмоций во взаимоотношениях. Столкновения могут возникать по самым неожиданным и, казалось бы, незначительным поводам. Нередко также усталость, раздраженность, подавленность, болевые ощущения снижают порог возникновения отрицательных эмоций.

Эмоции могут влиять на восприятие партнера по общению. Испытывая к нему неприязнь, брезгливость, трудно рассчитывать, что удастся правильно его понять, и, наоборот, влюбленность, очарование, например красотой и остроумием собеседника, часто приводит к тому, что его видят сквозь «розовые очки» – даже явные недостатки не воспринимаются.

Не любая, а лишь устойчивая отрицательная эмоция способна воздвигнуть серьезный барьер в общении. К таким эмоциям относят горе, гнев, отвращение, презрение, страх.

Неприятные эмоции могут вызвать слишком громкий голос, неприятное (вялое, жесткое) рукопожатие, отталкивающие манеры (почесывание и облизывание губ во время лекции), дистанция общения, неприятный (зловонный) запах изо рта, запах пота, выраженные дефекты внешности и т.д.


На пути понимания человека нередко встает также барьер восприятия, который воздвигаем мы сами, если нечетко формулируем свои мысли, или невнимательно слушаем, оказываясь во власти отрицательной установки. К примеру, эмоциональное состояние человека может существенно повлиять на его речь. Нередко человек теряет дар речи и при переживании и при радостном волнении. Чем хуже человек владеет речью, тем он чаще попадает в нелепые ситуации.

Прошлый опыт незаметно, неосознанно подготавливает человека реагировать, поступать так, а не иначе, т.е. в человеке формируется установка – готовность к определенному поведению, готовность положительно или отрицательно реагировать на те или иные события, явления, факты. Установка проявляется привычными суждениями, представлениями, поступками.

Установки могут быть отрицательными и положительными в зависимости от того, негативно или позитивно готовы мы отнестись к тому или иному человеку, явлению.

Барьером общения чаще служат отрицательные установки. Они могут обусловливать формирование предвзятого мнения. Нередко взгляд, верный лишь по отношению к одному человеку или группе людей, проявивших себя аморально в определенной ситуации, начинает переноситься на других людей («все торговые работники – нечестные люди»). Барьер установки мешает и семейным и служебным отношениям.
9.2. Приемы преодоления барьеров общения
Преодолеть барьеры общения помогают разнообразные приемы и средства. К ним относят вербальные (устные, словесные) и невербальные средства. К вербальным относят приемы убеждения, рефлексивное слушание и комплименты – явные и скрытые. К невербальным средствам можно отнести: нерефлексивное слушание, визуальный контакт, позы и жесты, взаимное расположение в пространстве, межличностное расстояние, паузы, ведение записей (во время деловой беседы), улыбка.

Особенно эти приемы эффективны в комплексе, тогда они, дополняя, усиливают друг друга.

Психологической основой расположения одного человека к другому является потребность каждого человека в положительных эмоциях. В благодарность за удовлетворение этой важнейшей человеческой потребности люди отвечают расположением к тому, кто вызвал положительные эмоции.

Познакомимся с этими приемами подробнее.

Умение слушать. Большинство из нас плохие слушатели. Часто мы только делаем вид, что слушаем, дожидаясь лишь момента, чтобы высказаться самому. А плохое слушание – это антикомплимент говорящему, негативная оценка того, что тот говорит.



Слушать гораздо труднее, чем говорить. Скорость говорения в четыре раза меньше скорости мышления. Поэтому ¾ возможностей мозга не задействованы в слушании и ищут себе применение. И обычно находят его в посторонних мыслях.

В психологической литературе приводится следующий занимательный случай. Молодая женщина решила проверить, действительно ли люди крайне плохо слушают друг друга. Во время коктейля она сказала собеседнице бодрым светским тоном: «Между прочим, уходя из дома, я пристрелила своего мужа» – «О, как тебе повезло, дорогая!» – последовал ответ. Комментарии, как говорится, излишни.

Чтобы слушать нужны волевые усилия. Однако куда проще утешить себя словами «ничего интересного я не услышу». Такой вывод мы стремимся сделать побыстрее, ибо он избавляет нас от волевых усилий, необходимых для слушания. Говорящему нужно помнить это и, во-первых, стараться заинтересовать собеседника самыми первыми своими словами, а во-вторых – быть кратким.

К эффективным приемам слушания можно отнести следующие.

Активное слушание – оно состоит в том, что вы пытаетесь предугадать, что скажет собеседник и подсказываете ему подходящие слова.

Задавание уточняющих вопросов. Это оживляет слушание.

Активная поза слушающего: корпус слегка наклонен в сторону говорящего.

Различают слушание рефлексивное и нерефлексивное.

Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Нерефлексивное слушание полезно в ситуациях, когда собеседник горит желанием высказаться; хочет обсудить то, что его беспокоит; испытывает трудности в выражении своих мыслей и проблем; является человеком, занимающим более высокое положение.

Рефлексивное слушание характеризуется активной обратной связью с говорящим. Оно позволяет более точно понять собеседника.

Виды рефлексивного слушания:

выяснение («Что Вы имеете в виду?, «Уточните пожалуйста» и т.д.);

перефразирование («Другими словами…», «Как я понимаю, Вы говорите о …»);

отражение чувств («Вижу, что Вы этим очень расстроены» и т.п.);

резюмирование («Если подытожить все сказанное, то…»).

Во время деловой беседы принято делать записи. Это является необходимым элементом деловой культуры. И это не случайно, поскольку мы забываем 90 % того, что слышим, 50 % того, что видим, и только 10 % того, что делаем. Записывая, мы и видим и делаем, то есть лучше запоминаем.


Кроме объективных, есть и субъективные моменты, мешающие слушать: пассивное, безвольное слушание. Расслабленная поза, сидение откинувшись на спинку стула, мягкое сиденье.

Очень мешает попытка делать несколько дел сразу: машинально рисовать что-то, штриховать, чертить во время слушания.

Всякое проявление интереса к собеседнику является скрытым комплиментом: каждому приятно сознавать, что он интересен. Чтобы интерес был действительно искренним, найдите в человеке то, что Вам на самом деле по-человечески интересно.

Каждый из нас с удовольствием говорит о себе, о своих делах. Используйте это, заведите разговор о том, что интересно собеседнику, о нем, о его проблемах. Улыбнитесь человеку. Хорошая улыбка творит чудеса. Секрет улыбки состоит в следующем: действия более выразительны, чем слова, и верят больше именно действиям. Улыбка – это действие, означающее «я к Вам хорошо отношусь, Вы мне нравитесь». Все это очень приятно осознавать и поэтому улыбка является завуалированным комплиментом. Дружеское расположение рождает ответное такое же расположение.

Известно, что человеку приятно слышать свое имя, отчество.

Когда мы хотим убедить кого-то, мы непроизвольно и довольно часто произносим его имя.

Произносить имя – означает проявить уважение к человеку.

Невербальные средства уже рассматривались нами. Это нерефлексивное слушание и все, что связано с умением слушать, а также улыбка. Они являются основными средствами, помогающими расположить к себе собеседника. Кроме них существуют и иные не менее эффективные механизмы аттракции.

Визуальный контакт – он является исключительно важной частью общения. Глядя на говорящего, слушатель, во-первых, проявляет заинтересованность, а во-вторых, сосредоточивает внимание на говорящем, что способствует слушанию.

Исключение составляют обсуждения неприятных вопросов: здесь следует воздерживаться от визуального контакта.

Оптимальная продолжительность взгляда не превышает 10 секунд. Встреча взглядами обычно длится несколько секунд – этого вполне достаточно для взаимопонимания.

Позы и жесты играют важную роль в создании атмосферы беседы. Слегка наклонившийся к нам собеседник воспринимается как более внимательный слушатель. Наоборот, мы чувствуем определенное неудобство, когда собеседник откидывается назад, а тем более разваливается на сиденьи.


Поза непринужденная предпочтительнее скованной, ибо соответствующее состояние передается и партнеру.

Не скрещенные руки и ноги во время разговора свидетельствуют об открытости, доверии, а скрещенные означают защиту, оборону.

Руки, закинутые за голову, означают позицию превосходства.

Кивание головой во время слушания благотворно действует на говорящего, ибо в большинстве случаев кивок означает согласие, одобрение. Замечено, что говорящий больше обращается к тем из слушателей, кто кивает.

Отзеркаливание. Установлено, что когда беседующие симпатизируют друг другу или пришли к общему мнению, то они невольно повторяют позы и жесты друг друга. Позы и жесты эти обычно дружественные. Установлено, что принятие собеседником отличающихся поз является дополнительным препятствием в достижении взаимопонимания. Поэтому желающему добиться расположения рекомендуется зеркально отображать позы (жесты) собеседника, если они дружественные или нейтральные.

Взаимное расположение в пространстве. Сотрудничающие или хорошо знающие друг друга люди предпочитают располагаться сбоку друг от друга. При официальных переговорах, при приеме посетителей более естественно положение напротив друг друга.

Внешний вид. Первое впечатление обычно влияет на все последующие восприятие, и именно внешний вид – первая информация, которую получают люди друг о друге при встрече.

80 % визуальной информации о человеке получают, видя его лицо. Всякий сразу отметит, чисто ли выбрит мужчина, продумана ли косметика у женщины, как причесан собеседник, какие запахи он источает.

Плохое впечатление производит любая неопрятность во внешнем виде. Старомодный костюм, обувь или галстук также понижают имидж, ибо могут служить указанием на невосприимчивость ко всему новому.

Не перебивайте собеседника. Большинство из нас грешит этим недостатком. Мужчины перебивают чаще, чем женщины. Руководители перебивают чаще – и не только в общении с подчиненными, а и в быту. Внимательно слушая, мы как бы отдаем приоритет мыслям говорящего перед своими (скрытый комплимент). Наоборот, перебивая, мы как бы говорим: «Послушай лучше меня, мои мысли ценнее твоих. А все, что ты хочешь сказать, я и так знаю».

Если все же пришлось перебить, то помогите затем восстановить ход мыслей собеседника, прерванный Вами.