Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 600

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


15. Говорите, когда партнер остыл.

16. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушить отношения.

Выразите свое уважение и расположение партнеру (оппоненту, клиенту) и выскажите соглашение по поводу возникших трудностей.

В конфликтной ситуации запрещается: критически оценивать партнера, приписывать ему низменные или плохие намерения, демонстрировать знаки превосходства, обвинять оппонента, игнорировать его интересы, уменьшать заслуги партнера и его вклад, преувеличивать свои заслуги, раздражаться, задевать уязвимые места партнера, обрушивать на него множество претензий.

Каковы же пути предотвращения конфликтов на межличностном уровне общения? Возьмем, к примеру, семейные, в частности, супружеские взаимоотношения. Вот некоторые рекомендации по предотвращению семейных ссор:

1. Если чувствуете, что созреваете для конфликта, найдите дело за пределами квартиры.

2. Дать возможность уставшему супругу/супруге «разрядить» отрицательные эмоции.

3. Не обнажайте перед посторонними свои конфликты, противоречия.

4. Не позволяйте вмешиваться в конфликт ни родителям, ни собственным детям, ни тем более посторонним.

5. Старайтесь не обобщать и не вспоминать прежние промахи.

6. Не позволяйте даже в пылу ссоры бранных слов.

7. Если в ходе ссоры вы поняли, что действительно неправы, будет самым уместным признать свою вину.

8. Если партнер не идет на примирение, прекратите разговор.

9. Если спор грозит семейной катастрофой, попытайтесь пересилить себя и признать свою вину.



Материалы к практическому занятию
Занятие 1. Межличностные конфликты
1. Типы конфликтов и причины их возникновения.

2. Психологические особенности конфликтного поведения.

3. Структурные и межличностные способы управления конфликтами.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое конфликт?

2. Какие типы конфликтов выделяют?

3. С какими условиями связано начало конфликта?

4. В чем отличие внутриличностных и межличностных конфликтов?

5. Могут ли конфликты быть полезными?

6. Каковы основные причины конфликтов в организации?

7. Какие качества характера требуются для обеспечения совместимости с другими людьми?

8. Что можно отнести к типичным искажениям восприятия в ситуации конфликта?

9. Какие психологические различия могут способствовать появлению конфликта?

10. Что такое структурные и межличностные способы управления конфликтами?

11. Какие рекомендации по разрешению конфликтов вы можете взять себе на вооружение?

12. Какие типы конфликтных личностей обостряют протекание конфликта?

13. Почему при разрешении конфликта недостаточно исчерпать инцидент?

14. Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, положения кодекса поведения в конфликте.

15. Назовите наиболее эффективные, по вашему мнению, рекомендации по предотвращению семейных конфликтов.


Темы рефератов

1. Управление конфликтом.

2. Общение в условиях конфликта.

3. Психология участников конфликта.
Б л о к 3. Взаимодействие людей в малых группах
Л е к ц и я 11. Взаимодействие людей в малых группах
11.1. Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы.

Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.



Теперь необходимо расшифровать количественные характеристики малой группы. В литературе довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. За нижнюю границу размеров малой группы принимают триаду, т.е. три человека, поскольку в группе из двух человек – диаде – групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и не превышает 20–30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5–9, но не более 12 человек. В меньших по размеру группах быстрее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на микрогруппы.

Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. Наиболее распространенными являются три классификации: 1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные», 2) деление их на «формальные» и «неформальные», 3) деление на «группы членства» и «референтные группы».

Первичными являются наименьшие по размеру группы (семья, группа друзей и т.п.), ко вторичным относят единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет.

Среди малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э. Мэйо. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Внутри формальных групп Мэйо обнаружил еще и неформальные группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Примерами таких групп являются дружеские и приятельские компании, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

Третья классификация разводит так называемые группы членства и референтные группы. Референтными группами в отличие от реальных групп членства называют такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, другими словами, референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его.


По времени существования выделяются группы временные (соседи по купе в поезде) и стабильные (семья, учебные и трудовые группы).

В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу участия в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.

Качественными признаками малой группы является контактность и целостность. контактность – возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Целостность – социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

Каждая группа имеет свою структуру, которая основывается на трех основных принципах: статусно-ролевые отношения, профессионально-квалификационные характеристики, половозрастной состав. Часто трудно определить, откуда исходят отрицательные эмоции, конфликтные ситуации в группе. Их источники можно найти, если рассмотреть схему ролевого поведения человека. Человек, играющий роль, к примеру, руководителя, должен понимать, чего от него ждут окружающие. Часто бывает, что самооценка и оценка окружающими очень расходятся, поэтому руководителю рекомендуется время от времени корректировать свое поведение.

Второй принцип в социальной структуре группы – профессионально-квалификационные характеристики: образование, профессия и уровень квалификации членов группы.

Третий принцип – половозрастной состав группы. Для руководителя понимание особенностей этой составляющей очень важно с психологической точки зрения. Каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать при формировании группы. Особенности женской и мужской психологии также накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские коллективы, к примеру, более эмоциональны, мужские группы более прагматичны, жестки, инертны.

К отличительным признакам малой группы относятся:

1) пространственное и временное соприсутствие людей, которое дает возможность для личных контактов;

2) наличие постоянной цели совместной деятельности;

3) наличие в группе организующего начала, которое может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (лидере, руководителе);

4) разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение и т.п.);


5) наличие эмоциональных отношений между членами группы;

6) выработка специфической групповой культуры.
11.2. Динамические процессы в малой группе
Главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Важнейшими из динамических процессов, происходящих в группе, являются следующие. Прежде всего процесс образования малых групп, включая феномен группового давления. Далее, это процессы групповой сплоченности, лидерства, принятия групповых решений.

Психологические механизмы формирования малых групп могут быть различны. Образование формальных групп происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями людей объединиться в рамках именно данной конкретной группы. Вхождение индивида в ту или иную формальную группу, как правило, определяется интересами и потребностями, не связанными непосредственно с его потребностью в общении и объединении именно с данными людьми. Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д. Поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности.

Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование феномена конформизма (приспособленчества). В работах последних лет часто употребляется термин «социальное влияние». Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Противоположными конформности понятиями являются понятие «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению» и т.п.

Впервые модель конформности была продемонстрирована в 1951 году в экспериментах американского психолога С. Аша. Эксперимент заключался в следующем. Группе студентов предлагалось определить, какой из трех отрезков прямой, изображенных на правой карточке равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом «подставной группы» По предварительному сговору с экспериментатором группа, кроме одного, не знавшего о сговоре, давала заведомо неверные ответы. Последним отвечал «наивный субъект». В эксперименте С. Аша более одной трети (37 %) «наивных субъектов» дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение. В последующих интервью испытуемые утверждали, что мнение большинства давит весьма сильно.