Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 605
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Динамические процессы в малой группе.
3. Развитие малой группы.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое социальная группа?
2. Как осуществляется взаимодействие людей в малой группе? Какие виды групп можно выделить?
3. Чем характеризуется референтная группа?
4. Какие отличительные признаки присущи малым группам?
5. Какие основные динамические процессы присущи малым группам?
6. Под влиянием каких факторов человек уступает группе?
7. Что такое социометрический статус? Какие слои внутри группы выделяются? Как оценить уровень благополучия взаимоотношений в группе?
8. Что представляет собой социально-психологический климат группы?
9. Какие роли присущи людям в группе?
10. Назовите положительные и отрицательные стороны группового решения.
11. Оцените роль групповой дискуссии, предшествующей принятию группового решения.
12. В чем суть феномена, называемого «сдвиг риска»?
13. Укажите отличительные особенности коллектива, его структуру из страт-слоев, этапы создания коллектива.
14. Какие стадии зрелости выделяют для коллектива?
Темы рефератов
1. Влияние группы на индивида.
2. Процесс принятия группового решения.
3. Общественное мнение в коллективе.
Б л о к 4. Взаимодействие субъекта и объекта управления
Л е к ц и я 12. Взаимодействие субъекта и объекта управления
12.1. Лидер и проблема лидерства
Всякая групповая структура представляет собой своеобразную иерархию статусов, на вершине которой находится лидер группы. Лидер – это член группы, за которым все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Лидером является такой член малой группы, который демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния на поведение других. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.
Существует несколько теоретических подходов в понимании происхождения лидерства. Наиболее известны три из них.
«Теория черт» (харизматическая теория) концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Среди них называют такие, как: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие, бдительность, популярность, красноречие, сила воли, ум и т.п.
«Ситуационная теория». В данной концепции значение личностных черт не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство – продукт ситуации. Если социальная ситуация существования группы кардинально меняется, то высока вероятность смены лидера. В различных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера.
«Теория определяющей роли последователей» провозглашала, что лидерство-функция от ожиданий последователей. Группа будет до тех пор поддерживать лидера, пока он разделяет ценности, значимые для нее.
Поскольку и черты лидера, и ситуация, и мнение последователей являются значимыми почти во всех условиях деятельности лидера, была разработана «комплексная (реляционная) теория» лидерства, включающая в себя идеи всех трех вышеназванных теорий.
Лидер и руководитель – это не одно и то же. В любой группе есть руководитель и лидер. Первый назначается официально извне, второй выдвигается снизу. В реальной практике управления выделяют следующие типы лидеров:
Лидер – организатор. Действует активно, оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. Умеет убеждать.
Лидер – творец. Способен видеть новое, берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми. Умеет заинтересовать людей.
Лидер – борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Готов отстаивать то, во что верит, не склонен к уступкам.
Лидер – дипломат. Будучи в курсе всех событий в коллективе, хорошо знает как и на кого можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников.
Лидер – утешитель. К нему тянутся люди, потому что он готов поддержать в любую минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.
Стиль лидерства. Сразу же нужно оговориться, что в связи с неоднозначностью употребления терминов очень часто проблему обозначают как стиль руководства. Стиль лидерства – это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы.
Авторитарный стиль проявляется в жестких способах управления, пресечении инициативы членов группы, отсутствии обсуждения принимаемых решений, управлении группой только одним человеком – руководителем, который сам вырабатывает решения, контролирует и координирует работу подчиненных. При авторитарном стиле качество решений руководителя зависит от информации, которой он обладает и от его способности правильно ее интерпретировать. Однако авторитарный руководитель не всегда владеет достаточной информацией для принятия решений, поскольку между ним и его группой существует большая социальная дистанция. Подчиненные не слишком откровенны с авторитарным руководителем, и о многих событиях он может не знать. В целом при таком стиле принятие решений и их поддержка членами группы зависят от авторитета руководителя. Сами решения доводятся до подчиненных в ясной, конкретной и четкой форме. Авторитарный стиль предполагает четкое планирование работы, выполнение всех дел в соответствии со сроками, оперативное принятие решений по важным вопросам. Авторитарный стиль прост и оперативен, однако ведет к пассивности подчиненных и лицемерию по отношению к руководителю.
Демократический стиль отличается коллегиальным обсуждением проблем в группе, поощрением инициативы подчиненных, активным обменом информацией между лидером и членами группы, принятием решений на общем собрании. При демократическом стиле руководитель имеет больше информации о групповых процессах, что облегчает принятие решений и делает их более адекватными ситуации. Однако само принятие осуществляется медленнее в связи с демократическими процедурами. Кроме того, руководитель должен обладать особыми качествами: гибкостью поведения, толерантностью по отношению к подчиненным, терпением и сдержанностью при высоком уровне общительности. Данный стиль способствует более благоприятному психологическому климату в группе, нежели авторитарный. Наблюдается относительно высокая степень удовлетворенности членов группы своей деятельностью и положением среди коллег. Тем не менее у руководителя могут быть проблемы в связи с контролем деятельности. Демократический стиль делает возможным участие всех в управлении, однако мешает при необходимости быстрому принятию решений.
Попустительский стиль (либерально-анархический) встречается значительно реже, чем авторитарный и демократический. Он выражается в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций управления членам группы. При таком стиле группа существует самостоятельно и сама определяет основные направления своей жизнедеятельности. Постепенно происходит полный отказ от формальных отношений, социальная дистанция между членами группы резко сокращается, увеличивается фамильярность в общении друг с другом. В такой ситуации может снизиться интерес к делу, и совместная цель может быть и не достигнута. Только высокий уровень личностного или профессионального развития членов группы может способствовать нормальной работе группы при таком управлении. В то же время попустительский стиль может способствовать росту ответственности и самостоятельности рядовых членов группы. Попустительский стиль ориентируется на самостоятельность членов группы, но это возможно только при их высочайшей квалификации.
Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива. Если уровень развития низкий (низкая квалификация, недобросовестные работники) реализуется такая форма управленческого поведения, как «авторитарное указывание» (указания, контроль, наказания, поощрения).
При среднем уровне (недостаточно опыта, хотя старательны) рекомендуется «популяризация» как форма управления (инструктажи, контроль, интенсивное общение). При хорошем уровне (имеют базовые навыки и необходимую квалификацию и желание работать) полезна такая форма управленческого поведения, как «участие в управлении» (консультации, поощрение инициативы, предоставление большей ответственности, ограничение контроля, широкое общение). При высоком уровне развития (экстраспециалисты, ответственные, инициативные работники) реализуется такая форма управления, как «передача полномочий» (предоставление прав для самостоятельного решения проблемы, невмешательство в дела, самоуправление и самоконтроль, поддержка, вознаграждение творческого решения проблем).
12.2. Психологические требования к менеджеру
Менеджер – профессионально подготовленный руководитель. Однако по своей эффективности руководства менеджеры различаются. От чего это зависит? Опрос выдающихся менеджеров США, Европы, Японии показал, что они в качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера выделяют следующие:
– желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера;
– умение работать с людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества);
– гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения;
– оптимальное сочетание раскованности и ответственности в характере;
– способность предвидеть будущее развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция;
– высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.
Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить, что для каждого человека характерен свой уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями.
Качествами, которые противопоказаны менеджеру, являются повышенная чувствительность, которая плохо корректируется, высокая неуравновешенность и тревожность. Ядром психологической структуры личности менеджера являются, безусловно, организаторские способности. Здесь выделяют три основные подструктуры: организационная проницательность (психологическая избирательность, практическая направленность интеллекта, психологический такт); эмоционально-волевая действенность (способность воздействовать на других волей и эмоциями); склонность к организаторской деятельности. От степени развитости перечисленных психологических структур зависит психологический тип менеджера и его индивидуальный стиль руководства.
В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру: 1) искусство быть равным; 2) искусство быть лидером; 3) искусство разрешать конфликты; 4) искусство обрабатывать информацию; 5) искусство принимать нестандартные управленческие решения; 6) искусство распределять ресурсы в организации; 7) дар предпринимателя; 8) искусство самоанализа.
Проблемы, связанные со временем, стоят перед очень многими людьми. Приведем 15 признаков слабого руководства в связи с недостатками в организации труда.
1. Всегда сталкивается с непредвиденными обстоятельствами.
2. Убежден, что знает дело и умеет его делать лучше всех, поэтому все старается сделать сам.
3. Занят делами, участвует во всех делах, из-за чего никогда не имеет времени.
4. Письменный стол его всегда загружен бумагами. причем совершенно не понятно, какие из них важные, какие срочные, а какие вовсе не нужны.
5. Работает по 10–14 часов. Засиживается на работе допоздна. Работает даже по ночам.
6. Всегда ходит с портфелем, в котором носит непрочитанные бумаги с работы домой, а из дома на работу.
7. Решение старается отложить на завтра, ведь вопрос может решиться сам или его решит кто-то другой.
8. Никогда ничего не решает до конца, бремя нерешенных вопросов ложится на его плечи, давит на психику.
9. Все видит белым и черным, для него нет оттенков, нюансов.
10. Склонен из мухи делать слона, не способен отличать главное от второстепенного.
11. Старается принять наилучшее решение, вместо того, чтобы принять выполнимое.