Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 606

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конформизм может быть внешним, когда индивид, не меняя своего мнения, изменяет свое поведение, демонстрируя согласие, и внутренним, когда индивид, доверяя информации, изменяет свое мнение, т.е. принимает новую точку зрения.

На степень выраженности конформизма оказывают влияние такие факторы, как пол (женщины более конформны, чем мужчины), возраст (конформное поведение чаще проявляется в молодом и старческом возрасте), социальный статус и психическое и физическое состояние.

Второй стороной проблемы формирования малой группы является проблема групповой сплоченности. В русле социометрического направления сплоченность прямо связывается с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. Социометрия предложила специальный «индекс групповой сплоченности», который вычисляется как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов. Американским психологом Дж. Морено был предложен социометрический способ выявления межличностных отношений в группе – социометрический опрос и техника их фиксирования, которая и была названа социометрией. Этот метод предлагает проведение опроса членов группы по принципу «С кем бы ты хотел…». Этот вопрос может быть отнесен к любой сфере человеческих взаимоотношений. При социометрическом опросе выявляется тяготение одного человека к другому, которое выражается быть ближе к объекту привязанности.

Процедура социометрического опроса выглядит следующим образом: члены группы получают инструкции, в которых заложен социометрический критерий, исходя из заданного критерия, членам группы предлагается высказаться друг о друге, предпочесть или отвергнуть друг друга. Например: кого из членов вашей группы вы хотели бы увидеть в составе новой группы, в случае расформирования прежней (назовите три фамилии), кого не хотели бы (назовите три фамилии). Полученные письменные ответы обрабатываются и представляются в виде социометрических матриц (социограмм). Социограмма – это рисунок, на котором члены группы изображаются условными знаками (геометрическими фигурками), а их выборы – стрелками. Социометрический статус члена группы – это положение, которое он занимает в системе межличностных отношений. Люди, которые получают наибольшее число выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, считаются «звездами». Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов, то – к категории «изолированных», если получил только одни отклонения, то – к категории «отвергаемых». Следует иметь в виду, что для каждого индивида имеет большое значение удовлетворенность своим положением в группе. Эта удовлетворенность рассчитывается с помощью специального коэффициента, получаемого в результате деления числа взаимных выборов на число выборов, сделанных данным индивидом.


Формирование групповой сплоченности характеризует степень приверженности к группе ее членов. Буквально сплоченность определяется как сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удержать их в ней. С точки зрения деятельностного подхода сплоченность следует рассматривать в качестве меры единения, которое вызвано осознанием общности цели, задач и идеалов, а также межличностными отношениями, имеющими характер товарищества, взаимопощи. В рамках концепции А.В. Петровского, структуру малой группы представляют как состоящую из трех слоев (страт): на первом уровне сплоченность выражается развитием эмоциональных контактов; на втором – в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности; на третьем – все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности.

Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. По мнению известного российского психолога Б.Р. Парыгина, понятие «социально-психологический климат группы» отражает характер отношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в группе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами.

Всякая групповая структура представляет собой своеобразную иерархию статусов, на вершине которой находится лидер группы. Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии. Исходя из ее важности в системе профессиональных знаний, мы рассмотрим ее особо, в рамках отдельной лекции, не делая на данной проблеме акцент при характеристике динамических процессов в малых группах.

С проблемой лидерства и руководства тесно связан процесс принятия группового решения. Тот факт, что групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные, отмечался неоднократно. Исследуя проблему принятия группового решения, социальная психология должна ответить на следующие вопросы: что такое групповое решение? Какую роль в процессе принятия группового решения играет предшествующая ему дискуссия? Всегда ли групповое решение лучше, чем индивидуальное, и если да, то в каких случаях оно лучше? Каковы последствия для группы и каждого ее члена принятия общего решения? Так, наиболее исследована роль групповой дискуссии, предшествующей принятию группового решения. К примеру, эксперимент К. Левина по сравнению эффективности воздействия на мнение группы (домохозяек) традиционной формы (лекции) и новой формы (выработки собственного группового решения на основе групповой дискуссии) показал, что в группах, слушавших лекции, было зарегистрировано 3 % изменения мнений, а в группах, где прошли групповые дискуссии, – 32 %.



Что касается вопроса о сравнительной ценности групповых и индивидуальных решений, то при исследовании его был обнаружен чрезвычайно интересный феномен, получивший название «сдвиг риска». Предполагается, что группа отбрасывает наиболее крайние решения и принимает своего рода среднее от индивидуальных решений. Однако это положение не подтвердилось в тех случаях, когда принимаемое решение включало в себя момент риска. В 1961 году Дж. Стоунер показал, что групповое решение включает в себя в большей мере момент риска, чем индивидуальные решения. Групповое решение приводит вообще к сдвигу выбора, т.е. к известной поляризации мнений в группе. Сущность этого явления заключается в том, что в ходе групповой дискуссии противоположные мнения не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение их большей частью группы. Более «средние» мнения как бы отмирают, напротив, более крайние отчетливо распределяются между двумя полосами.

Что касается качества принимаемого решения, то здесь можно отметить следующее: на фазе разработки выигрывают групповые решения. Нередко «группомыслие» приводит к тому, что очевидность правильного решения приносится в жертву единодушию группы. Данный феномен (группомыслие) снижает качество групповых решений (решение о вторжении на Кубу, о введении войск в Афганистан и др.).

К показателям эффективности групповой деятельности можно отнести ее продуктивность и удовлетворенность членов группы совместной групповой деятельностью. К критериям групповой эффективности относят также такой критерий, как «сверхнормативная активность» (стремление членов группы добивается высоких показателей сверх необходимого задания). Следует подчеркнуть, что так же как и другие проблемы, связанные с динамическими процессами малой группы, проблема эффективности должна быть связана с идеей развития группы.

11.3. Развитие малой группы
Динамические процессы характеризуют ситуацию в группе в каждый конкретный момент ее существования. Реальные группы в определенном смысле «проживают» свою собственную жизнь. Постоянно изменяясь, группа, тем не менее, сохраняет себя как некоторая целостность, т.е. воспроизводит себя. Чтобы был понятен характер изменений на разных стадиях ее существования, необходимо рассмотреть проблему развития группы. Данная проблема получила свое специфическое решение в психологической теории коллектива.

В отечественной социальной психологии существует несколько «моделей» развития группы, фиксирующих особые стадии, или уровни, в этом движении. Одна из наиболее развернутых попыток подобного рода содержится в психологической теории коллектива, разработанной А.В. Петровским. Коллектив рассматривается как организованная группа людей, объединенных социально значимой целью и системой непосредственных отношений в процессе труда.

Коллективы можно классифицировать по различным признакам:

по основной цели (производственные, спортивные, учебные, военные и др.);

размеру (большие и малые);

сложности (трех–, двух–, и одноуровневые) и т.д.

Производственный коллектив выполняет четыре функции:

целевую – основная функция, ради чего создан коллектив (производство определенной продукции, обслуживание населения и т.д.);

интегративную – связана с процессом объединения работников в единый сплоченный коллектив;

функцию развития личности, которая заключается в удовлетворении материальных и духовных потребностей работников;

воспитательную – направлена на создание условий по усвоению каждым работником групповых норм поведения (проявление инициативы, ответственного отношения к труду, взаимопомощи и др.).

В социальной психологии выделяют четыре стадии развития трудового коллектива, различающиеся между собой уровнем социальной зрелости.

Первая стадия – формирование коллектива, которая связана с взаимным принятием работниками друг друга. Новички присматриваются к своим товарищам, совместно вырабатываются нормы делового взаимодействия. Однако в личных отношениях работники руководствуются собственными нормами и правилами поведения.


Вторая стадия – становление или выработка решений. Как правило, на этой стадии не все члены коллектива принимают равное участие в выработке и принятии решений. В этот период формируется актив трудового коллектива, который состоит из более опытных работников. Будучи ядром коллектива, они окончательно формируют групповые нормы поведения.

Третья стадия – идентификация. Она характеризуется формированием развитой мотивации работников, т.е. постепенным усвоением групповых норм поведения в коллективе, идентификацией (отождествлением) себя с ними. Эта стадия определяет переход коллектива к зрелости.

Четвертая стадия – зрелость трудового коллектива. Она характеризуется тем, что внешний контроль работы членов коллектива полностью превращается в самоконтроль. Коллектив становится самоуправляемой организацией.

Существует два вида коллективов – формальные и неформальные. Формальные создаются руководством на определенный срок, временно или постоянно, в целях выполнения какой-то официальной работы. В отличие от формального коллектива, неформальный никто специально не создает – он образуется спонтанно. Западные специалисты выделяют пять ступеней этого процесса. На первой люди объединяются стихийно, реагируя на какие-либо события (опасность и т.п.). На второй ступени основой объединения бывают обычно более осознанные эмоции – ненависть или приверженность к кому- или чему-либо. На третьей ступени происходит сплачивание для совместной борьбы с какой-либо внешней постоянной опасностью. На четвертой ступени объединяющим людей фактором выступает уже нечто позитивное – стремление на долгий срок утвердиться в конкурентной борьбе. Постоянными такие объединения становятся на пятой ступени, когда люди объединяются для решения крупных долгосрочных целей, достичь которых иначе нельзя. Так появляются профсоюзы и политические партии, которые по своему характеру уже приближаются к формальным коллективам. Нередко наиболее высоким авторитетом в коллективе пользуется человек, формально не занимающий никаких ответственных должностей. Такой человек становится неформальным лидером данного коллектива.
Материалы к практическому занятию
Занятие 1. Взаимодействие людей в малых группах
1. Общие проблемы малой группы в социальной психологии.