Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 563
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами.
Агглютинация – сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, необычных комбинациях (например, кентавр, русалка, ковер-самолет и пр.).
Акцентирование – подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:
– утрирование – намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека;
– преувеличение или преуменьшение (Дюймовочка, Змей Горыныч);
– типизация – обобщение и эмоциональная насыщенность образа.
Воображение можно тренировать и развивать как любую сторону психического процесса.
Материалы к практическим занятиям
Занятие 1. Механизмы психического отражения
1. Ощущение и восприятие как психические познавательные процессы.
2. Память как психическая особенность человека.
3. Внимание как психический процесс.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определения ощущения. В чем заключается субъективная и объективная сторона ощущений?
2. Какие существуют виды ощущений?
3. Что такое абсолютные пороги ощущений?
4. Приведите примеры адаптации ощущений.
5. Почему при употреблении алкоголя в первые 10–15 минут чувствительность анализаторов повышается, а затем снижается до 50–60 процентов?
6. К чему может привести потеря болевой чувствительности?
7. Чем отличаются процессы восприятия от процессов ощущения?
8. Назовите основные виды восприятия.
9. Что означает апперцепция в процессах восприятия?
10. Охарактеризуйте механизм восприятия времени.
11. На каких ощущениях основывается человек, воспринимая пространство?
12. Какова психологическая основа иллюзий и галлюцинаций?
13. Каково ваше отношение к экстрасенсорному восприятию?
14. В чем, на ваш взгляд, заключается различие между восприятием и представлением?
15. Какую роль играет память в жизни человека?
16. Что общего между восприятием и памятью?
17. Какие различают виды памяти?
18. Назовите наиболее важные законы памяти.
19. Назовите основные механизмы развития и тренировки памяти.
20. В чем заключается своеобразие внимания как психического процесса?
21. Чем отличается внимание от других познавательных процессов?
22. Каковы основные виды и свойства внимания?
23. Каковы причины рассеянности?
Темы рефератов
1. Нарушение ощущений.
2. Экстрасенсорное восприятие.
3. Приемы управления памятью.
4. Развитие внимания.
Занятие 2. Механизмы психического отражения
1. Мышление как наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение мышления.
2. Сможет ли человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, научиться правильному мышлению?
3. В чем состоит главная функция речи в формировании мышления?
4. Какие существуют виды мышления?
5. Каковы отличительные особенности наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления?
6. Раскройте суть основных операций мыслительной деятельности: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения.
7. Какая из представленных ниже фраз относится к понятию, к суждению, и умозаключению?
Прямая линия – кратчайшее расстояние между двумя точками.
Все студенты добросовестно относятся к занятиям.
Пушкин – великий поэт.
Все планеты вращаются вокруг Солнца. Земля тоже вращается вокруг Солнца, следовательно, она – планета.
8. Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления. Охарактеризуйте наиболее существенные из них: самостоятельность, широту и глубину ума, гибкость мысли, быстроту, критичность ума.
9. В чем заключается суть такой формы организации мыслительного процесса как «мозговой штурм», или брейнсторминг?
10. Охарактеризуйте следующую группу расстройств мышления: ментизм, обстоятельность мышления, разорванное мышление, аустическое мышление, бред (в частности, «бред преследования», «бред реформаторства», «бред ревности» и т.п.).
11. В чем, на ваш взгляд, может заключаться социальная опасность «интеллектуальной мономании» (бреда)?
12. Зачем человеку нужно воображение?
13. Свойственен ли процесс воображения животным?
14. Охарактеризуйте основные виды воображения (пассивное, активное, мечта, фантазия).
15. Охарактеризуйте такие формы синтеза представлений как агглютинация, акцентирование, гиперболизация, заострения, подчеркивание, схематизация, типизация.
16. Как соотносятся между собой мышление и воображение?
Темы рефератов
1. Формирование и развитие мышления.
2. Нарушения процессов мышления.
3. Воображение и органические процессы.
Б л о к 3. Социальная подструктура личности
Л е к ц и я 4. Социальная подструктура личности
4.1. Современные психологические теории личности
В психологической науке существует несколько понятий для обозначения человека: индивид, личность, индивидуальность. Понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека. Человек – это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Носителем личности является индивид. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
В тех случаях, когда имеется необходимость подчеркнуть неповторимость личности, своеобразие индивида, используют термин «индивидуальность».
Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.
Какого же человека можно назвать личностью? В психологии слово «личность» используется в двух основных значениях. Во-первых, любой человек обладающий сознанием. Во-вторых, личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития, который, по мнению Л.И. Божович, делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере – и своим психическим развитием.
В целенаправленном изучении личности человека обычно выделяют три этапа: философский, клинический и экспериментальный. С глубокой древности и вплоть до XIX в. личность изучалась в самом общем виде с позиций всевозможных сторон ее существования. В сферу интересов попадало все: психическое и биологическое, материальное и нравственное. Этот этап получил название философского.
С начала XIX в. к проблеме подключились специалисты в области психиатрии. Фактически в центре внимания оказалась психика больного человека. В основу исследований были положены клинические методы. Отсюда и название этапа – клинический.
Первые годы XX в. характеризуются интенсивным подключением к проблеме личности профессиональных психологов, использующих экспериментальные методы. Так начался экспериментальный этап, базирующийся на статистической обработке результатов и наблюдений за психически здоровой личностью.
С конца 30-х гг. XX в. в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований, сложилось несколько теорий личности. Рассмотрим некоторые из них.
Бихевиористский (поведенческий) подход. Здесь фактически ставится под вопрос необходимость понятия «личность». Представители теории (Дж.Уотсон) убеждены, что личность порождается воздействиями окружающей среды. Основная формула поведения была описана бихевиористами в символах «S–R: стимул – реакция». Под стимулом понимается любое воздействие на организм, под реакцией – любое ответное действие. Такой подход исключал принципиальную разницу между психологией животных и человека. Дж. Уотсон считал, что психология должна заниматься не душевными явлениями, недоступными научному наблюдению, а поведением.
Современные психологи-бихевиористы (необихевиористы) с целью более полного описания поведения и деятельности поместили между стимулом и реакцией промежуточный механизм – познавательные процессы: мышление, память, воображение (Э. Толмен, Б. Скиннер и др.). По мнению представителя социального бихевиоризма А. Бандуры, научение личности может осуществляться не только путем прямых подкреплений, но источниками изучения моделей поведения других людей могут выступать средства массовой информации, литературные герои, повседневные наблюдения и др.
Представители гештальтпсихологии, возникшей в Германии, выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гельштатов). По мнению В. Келера, построение сложного психического образа происходит в инсайте – особом психическом акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Именно свойства целого определяют свойства отдельных его частей, а не наоборот.
Классический психоаналитический подход. Основателем этого направления стал австрийский враг и психолог З. Фрейд (1856 – 1939). Эта теория исходит из того, что только небольшая часть активности человека обусловлена сознанием и «рассудок не является хозяином в собственном доме». Главную же область психики («подводную часть айсберга») составляет сфера бессознательного, наполненная биологически обусловленными инстинктами. Именно они определяют личность человека и его поведение.
Структура личности, по Фрейду, состоит из трех компонентов или уровней: «оно», «я», «сверх–я». «Оно» – бессознательная часть психики, насыщено сексуальной энергией – либидо, подчиняется принципу удовольствия. «Я» представлено сознанием, которое ориентируется на реальность. «Сверх–я» представлено как на сознательном, так и подсознательном уровне. «Сверх–я» руководствуется идеальными представлениями – принятыми в обществе нормами морали и духовными ценностями.