Файл: Глобальное чтение. Системаобучения чтению для детейот восьми месяцев и старше.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 336
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
руководствуясь смысловым зна-
чением
Мы читаем для того, чтобы понять значение написанного, и поэтому сразу же пытаемся исправить видимые ошибки, достроить образ до правильного – до того, который имеет смысл.
Детский мозг, как мы уже убедились, предпочитает информацию воспринимать гло- бально, как на фотоснимке. Это обусловлено тем, что мозг ребенка в первые годы жизни каж- дый день получает огромный поток самой разнообразной новой информации. Эта информация не выводится аналитическим путем, не является результатом умозаключений. Наоборот, она воспринимается целиком как данность, и лишь потом обрабатывается, анализируется и систе- матизируется. Нет никакого смысла доводить ребенка окольными путями к глобальному чте- нию, когда можно сразу давать ему возможность видеть целое слово, и даже предложение.
А до технологии он обязательно додумается сам, с небольшой – если это потребуется – нашей помощью.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
34
Этапы формирования навыков чтения
(в системе глобального обучения)
Очень занимательно, что большинство людей нисколько не сомневаются в том, что ребе- нок может запомнить графическое написание огромного количества самых разных слов и пра- вильно «угадывать» их. Удивительно то, что люди не придают этому никакого значения. Мно- гие рассуждают: «Ну, отгадывает ребенок сотни разных слов, включая разные части речи,
предлоги и междометия, и что тут такого особенного?». На мой взгляд, такие потрясаю- щие способности зрительного восприятия и зрительной памяти тоже достойны восхищения.
Но дело даже не в этом, а в том, что если в голове у ребенка хранятся сотни образов разных слов, то он неизбежно выведет технологию их записи.
Каким же образом происходит переход от узнавания знакомых слов к чтению незнако- мых новых слов? Давайте рассмотрим этапы формирования читательских навыков в системе глобального обучения, предлагаемой в этой книге.
1 этап – лексический уровень – регулярное восприятие одновременно в несколь- ких модальностях (зрительно и на слух) отдельных слов, значение которых понятно ребенку.
Это самый продолжительный этап в процессе обучения. В зависимости от возраста ребенка и ваших предпочтений можно использовать разнообразные карточки с напечатанными на них крупно словами. Это могут быть и большие карточки с красным шрифтом, и карточки среднего размера, и совсем небольшие с черным шрифтом распечатанные на принтере. Размер карто- чек и шрифт не принципиальны, на наш взгляд, если заниматься с ребенком индивидуально.
Гленн Доман настаивал на том, чтобы карточки были непременно очень большие, с красным шрифтом. Это имеет значение, если демонстрировать карточки группе детей – слово должно быть хорошо видно на расстоянии. Красный цвет принципиален для совсем маленьких детей –
малышей первого года жизни. Цветовосприятие у детей в этом возрасте еще не сформировано,
и красный цвет является основным, который привлекает внимание малыша и воспринимается им. Но так как мы предлагаем начинать заниматься с 8-месячным ребенком, то огромные
«красные» карточки уже не имеют принципиального значения. Шрифт тоже можно выбирать любой, главное требование – чтобы он был четким, ясным, достаточно крупным и пока всегда одинаковым.
Какие неосознанные знания умения и навыки формируются у ребенка на этом этапе? Как правило, в конце данного этапа ребенок знает все буквы алфавита (хоть и не знает, как они правильно называются). В любом случае происходит соотнесение звука с графическим изоб- ражением буквенного знака. Вторым качественным скачком является то, что ребенок может угадать напечатанное изображение практически любого слова по совокупности его графиче- ских признаков: его длине, наличию знакомых слогов-слияний, буквосочетаний, отдельных букв и т. п. – то есть ребенок в состоянии найти и выбрать из нескольких предложенных слов нужное.
Основная задача на этом этапе – предоставить мозгу ребенка как можно больше графи- ческой информации (в виде слов) для дальнейшего анализа. Также важнейшей задачей этого этапа является приучение ребенка к процессу восприятия слов, создание положительных ассо- циаций с самим процессом чтения. Поэтому очень важно, чтобы наши 5-минутные занятия проходили весело. Важно, чтобы мама (или другой взрослый, который занимается с ребенком)
общались с ребенком ласково и доброжелательно, почаще хвалили его за внимание, за сооб- разительность. Экзаменовки и проверки на этом этапе недопустимы.
2 этап — синтаксический уровень – регулярное восприятие словосочетаний, корот- ких фраз и предложений. Результативный конец данного этапа: узнавание знакомых слов
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
35
в новых ситуациях, угадывание фраз и предложений в повторяющихся учебных ситуациях.
Можно быть уверенным, что к этому моменту ребенок уже знает все буквы, его мозг накопил достаточное количество «образцов» типичных слияний и соединений, и ребенок легко узнает эти слияния и сочетания в новых ситуациях, что позволяет ему «догадываться», что за слово написано. На этом же этапе происходит привыкание к книге, к небольшим текстам, приня- тие функций пунктуации, синтаксиса ребенком усваиваются правила записи диалогов, прямой речи и другие синтаксические нормы.
3 этап – морфемно-фонематический уровень – состоит из двух параллельных про- цессов. С одной стороны, продолжается многократное восприятие одновременно в несколь- ких модальностях небольших текстов, их заучивание и чтение-воспроизведение с элементами угадывания. С другой стороны, на этом этапе ребенку предоставляется возможность работать со складовой организацией слова, анализировать и сравнивать склады, слоги-слияния, сочета- ния букв в разных словах, записывать (печатными буквами) слова. То есть на этапе к процессу зрительного восприятия присоединяется процесс письменного воспроизведения. Результатив- ный конец этапа: выведение звуко-буквенной технологии чтения ребенком. На этом этапе ребё- нок овладевает звуко-буквенной технологией записи слова, навыками деления слова на слоги и выполнения простейшего фонетического анализа, составления звуковых схем слова.
Коротко результативные моменты каждого из описанных этапов можно описать так:
лексический уровень – узнавание знакомого слова в повторяющейся ситуации; беглое чтение знакомых слов; подбор и угадывание слова по его графическим признакам (длине слова,
сочетанию букв и др.);
синтаксический уровень – узнавание знакомых слов в новых условиях; беглое чтение фразы и предложения, состоящих из знакомых слов; принятие синтаксических функций пред- ложения, чтение несложных текстов, в которых встречаются новые слова;
морфемно-фонематический уровень – беглое чтение любого слова, фразы, предложе- ния; понимание звуко-буквенной технологии записи слова; выполнение фонетического ана- лиза слова; чтение любых текстов.
Как организовать процесс обучения на каждом этапе, какие использовать карточки и пособия я расскажу подробно в следующей главе.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
36
Организация обучающего пространства
1 этап – Лексический уровень
Этот этап посвящен чтению слов. Это базовый, самый важный и самый продолжитель- ный период в процессе обучения чтению. Итак, начинать обучение малыша чтению можно в возрасте примерно 8—9месяцев. Ребенок каждый день на протяжении довольно длительного времени видит+слышит написанные крупным шрифтом слова. На наш взгляд, важно, чтобы слова, которые вы используете для показа, были понятны ребенку или имели конкретное изоб- ражение. Начинать лучше, разумеется, с существительных и действий, с которыми ребенок сталкивается ежедневно в повседневной жизни.
Самым простым способом организовать для ребенка регулярное восприятие слов явля- ется развешивание по дому карточек слов. На каждый предмет в своей квартире или доме вы прикрепляете карточку с соответствующим словом: на стене висит слово «стена», на холо- дильнике «холодильник», на кровати «кровать» и т. п. В первые дни взрослый несколько раз прочитывает ребенку эти слова, обращает его внимание на эти надписи. Через некоторое время ребенок улавливает, что если слово находится на каком-то предмете, то оно именно этот пред- мет и обозначает. Далее от взрослого требуется лишь время от времени привлекать внима- ние ребенка к этим надписям, поощрять его интерес, особенно его «чтение» вслух, стремясь к тому, чтобы ребенок как можно чаще смотрел на эти слова. Положительные эмоции у всех членов семьи вызывают «показательные выступления» ребенка для гостей, бабушек, дедушек и соседей. Не думайте, что это пустая забава! Именно в этот момент, когда ребенок пытается получить одобрение от «зрителей», показывая «фокус», читая все слова, развешанные по дому,
и идет обучение.
Размер карточек и цвет шрифта принципиального значения не имеют. Это могут быть как большие карточки с красным шрифтом, так и более мелкие. Главное, чтобы слово было хорошо видно ребёнку, и шрифт был читаемым. На мой взгляд, лучше всего надписи делать чёрно-белыми – так они выглядят и контрастно, и общий вид комнаты не портят (см. рис.10).
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
37
рис.10
Если вы не хотите или не имеете возможности «обвешивать» свою квартиру карточками,
то можно просто выделить место на одной стене и создать на ней экспозицию «Слова-кар-
тины на стене». Хорошо, чтобы эта «экспозиция» находилась в комнате ребенка, рядом с его кроваткой, в поле его зрения, чтобы у него была возможность видеть слова перед засыпанием и когда он проснулся. Слова-картины на стену делаются так: берете обыкновенные листы пис- чей бумаги формата А4, приклеиваете или распечатываете на них картинку с крупной под- писью. Слова в этой выставке должны быть подобраны таким образом, чтобы в них встреча- лись все буквы алфавита и наиболее часто встречающиеся слоговые сочетания. Разумеется,
таких слов получится довольно много, поэтому экспозиция должна периодически обновляться и видоизменяться. Менять нужно не только слова-картины на новые, но и между собой менять их местами в рамках одной выставки. Помните про 15-кратное восприятие для запомина- ния. Экспозиция должна меняться, в среднем, раз в две недели, а слова внутри каждой такой выставки желательно менять местами каждый день или хотя бы раз в два-три дня.
Я знаю несколько семей, в которых родители, кроме такого развешивания карточек по дому больше вообще ничего не делали, и их дети научились читать самостоятельно.
Если уж мы говорим о начале занятий в возрасте ребенка 8—9 месяцев, то всё же основ- ным приёмом обучения является регулярный показ карточек слов. Конечно, сейчас прода- ются карточки готовые, и, если у вас совершенно нет времени на их изготовление, то можно и купить. Но, всё же, я рекомендую делать карточки самим (см. рис.11). Во-первых, часто у покупных карточек бумага тонкая, держать их неудобно, лист просвечивается, шрифт какой- то тусклый… Но даже, если вам удалось найти карточки хорошего качества на плотной бумаге с ярким шрифтом, всё же там не будет самым главных слов для вашего малыша – там не будет ни его имени, ни имён членов семьи, ни названий его любимых игрушек. Если вы сделаете карточки своими руками, то тогда ваш малыш будет читать именно те слова, которые сделаны специально для него, которые ему интересны. Вы напишете именно те слова, которые привле- кут внимание вашего ребенка. Имена членов семьи и самого ребенка, названия его любимых игрушек и предметов, которые его окружают. А кто же лучше родителей знает интересы сво- его ребенка? Ваши самодельные карточки будут наполнены любовью к ребенку. Если вы сами будете делать карточки, то гораздо больше шансов, что вы их используете! Иначе вам будет просто жаль потраченного труда. Делая карточки для своего ребенка, вы также сможете регу- лировать их количество. Такое огромное количество слов, как предлагают в готовых наборах,
вам, скорее всего, и не понадобится.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
38
рис.11
Размер карточки и шрифта, а также его цвет зависят от возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем крупнее должен быть шрифт и размер самой карточки. Если вы начинаете заня- тия с младенцем до года, то желательно, чтобы цвет шрифта был красным. После года уже можно печатать обычным черным шрифтом. Размер карточек также зависит от того, на каком расстоянии вы будете показывать слова ребенку. Можно посадить ребенка на коврик, а взрос- лому сесть напротив и в быстром темпе показывать карточки слов. Размер таких карточек довольно большой – примерно 50смХ15см. Обычно действия взрослого привлекают внима- ние малыша, который хорошо умеет сидеть, и он с интересом смотрит на слова. Если малыш отвлекается и уползает, то, возможно, нужно ускорить темп показа. Можно показывать кар- точки ребенку, держа его у себя на коленях. В этом случае размер карточек может быть зна- чительно меньше. Но такой способ подходит для деток постарше – от года. Карточки слов распечатываются на принтере на листе плотной бумаги формата А4 (при горизонтальной ори- ентации листа). Чтобы карточки прослужили вам продолжительное время можно распечатать слова на обычной писчей бумаге и потом наклеить их на плотный картон.
Занятия должны быть регулярными. Можно выделить специальное время для таких
«сеансов» – например, перед едой или после еды, пока малыш сидит в стульчике для корм- ления; или вечером перед купанием, или во время прогулки, или просто выделить специаль- ное время для уроков, а также место занятий. Очень хорошо, если существует повторяемость обстановки и занятия проходят в одних и тех же условиях.
Считается, что ребенку для запоминания требуется 15-кратное повторение информации.
Но не стоит напрягаться, вести записи с учетом того, какие слова уже показаны, и сколько раз,
какие еще надо показать. Ничего страшного не будет, если какое-то слово вы покажете меньше или больше пятнадцати раз. Главным критерием всегда является интерес ребенка.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
39
Показывать карточки надо быстро, не заставляйте ребенка смотреть – ваши действия все равно привлекут его внимание. Повторять слово ребенок может, если сам захочет, требовать этого от него не нужно.
Всё начинается с чтения знакомых и родных слов. Первые слова существительные – их лучше написать заглавными буквами (см. рис.12). Обязательно в словах пишите букву «ё»
с точками.
рис.12
Предлагаю первые слова вот по таким темам:
1. Близкие и родные люди, окружающие ребенка, домашние питомцы, родственники,
близкие друзья (МАМА, ПАПА, МАША, ЛЁША, БАБА, ДЕД, ГРЭЙ и т.д.)
2. Еда, которую ребенок каждый день получает (МОЛОКО, ВОДА, СОК, КАША, ХЛЕБ,
ПЕЧЕНЬЕ, СУП и т.д.)
3. Игрушки, в которые малыш играет, а также названия игрушечных зверюшек. (МЯЧ,
ЮЛА, БАРАБАН, КУКЛА, ДОМИК, КУБИКИ и т.д.) Слова должны быть именно такими, как вы называете игрушку. Если вы игрушечную кошку называете «киса», то и пишите на карточке слово «киса». Слоник, петушок, мишка и т. д. Именно такие «игрушечные» названия, как вы их называете, когда играете.
4. Заодно можно написать и слова, обозначающие, как ваши игрушки говорят. Вы же играете с малышом: «Смотри, это мышка! Как говорит мышка? Мышка говорит: «пи-пи-пи!».
На карточках пишем: «ПИ-ПИ», «ГА-ГА-ГА», «МЯУ» и т. д. Ваш малыш будет одновременно учиться и говорить, и читать.
5. Части тела (нога, рука, нос, рот, глаза, живот и т.д.)
6. Окружающие предметы в доме (кровать, стул, стол, пианино, кресло, телевизор,
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
40
телефон, картина и т.д.)
7. Слова-действия, которые ребенок каждый день слышит от вас и пытается говорить сам, и значение которых он понимает: дай, на, пока, спасибо, надо, не надо, да, нет, ку-ку, буду,
не буду и т. п.
8. Затем глаголы в неопределенной форме: читать, играть, есть, пить, спать, гулять, оде- вать и т. д.
9. Названия цвета (красный, зеленый, синий и т.д.) Кстати, эти слова можно написать соответствующим цветом, тогда заодно и цветовосприятие будем тренировать и названия цве- тов запоминать. Именно с этими словами – названиями цвета – мы будем составлять первые словосочетания.
10. Прилагательные-антонимы, наречия, междометия, и местоимения другие слова.
Например: весёлый, грустный, большой, маленький, ура, здорово, далеко, близко, ой, ай, мы,
и др.
Абстрактные неизвестные ребенку понятия пока не берем. Например, слово «веселый»
можно отобразить на картинке или показать. И, кстати, подобные понятия лучше преподносить вместе с противоположными по смыслу – антонимами – в таком случае они более понятны.
А вот слова «счастье», «погода» и другие абстрактные понятия, значение которых для ребенка пока сложно, лучше на первых порах не брать. Местоимения также следует брать осторожно.
Годовалый ребенок еще не идентифицирует себя от окружающего мира, в его речи еще нет слова «я», оно появляется ближе к двум годам. Поэтому, чтобы при прочтении слов «я» и «ты»
не возникало путаницы, лучше пока их не использовать. Из местоимений можно взять «мы»,
«он», «она».
Каждый «сеанс» состоит из показа в среднем 10—15слов. Начинать самые первые заня- тия можно и с пяти слов. Примерно с четвертого-пятого показа можно довести количество слов до 15. Считается, что ребенку для запоминания информации требуется 15-кратное повто- рение. Опыт показывает, что у детей есть «любимые» слова, которые они хотят читать изо дня в день. Думаю, что ничего страшного не будет, если карточки менять не регулярно и даже хао- тично. Важно, чтобы ребенок видел как можно больше самых разнообразных слов. И пусть какие-то слова повторяются многократно, а какие-то появляются лишь несколько раз. Переме- шивайте ваши наборы карточек, показывайте их снова и снова. Если ребенок с удовольствием занимается, и просит больше и больше слов – показывайте больше, и не бойтесь его перегру- зить. Важно заканчивать урок
чением
Мы читаем для того, чтобы понять значение написанного, и поэтому сразу же пытаемся исправить видимые ошибки, достроить образ до правильного – до того, который имеет смысл.
Детский мозг, как мы уже убедились, предпочитает информацию воспринимать гло- бально, как на фотоснимке. Это обусловлено тем, что мозг ребенка в первые годы жизни каж- дый день получает огромный поток самой разнообразной новой информации. Эта информация не выводится аналитическим путем, не является результатом умозаключений. Наоборот, она воспринимается целиком как данность, и лишь потом обрабатывается, анализируется и систе- матизируется. Нет никакого смысла доводить ребенка окольными путями к глобальному чте- нию, когда можно сразу давать ему возможность видеть целое слово, и даже предложение.
А до технологии он обязательно додумается сам, с небольшой – если это потребуется – нашей помощью.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
34
Этапы формирования навыков чтения
(в системе глобального обучения)
Очень занимательно, что большинство людей нисколько не сомневаются в том, что ребе- нок может запомнить графическое написание огромного количества самых разных слов и пра- вильно «угадывать» их. Удивительно то, что люди не придают этому никакого значения. Мно- гие рассуждают: «Ну, отгадывает ребенок сотни разных слов, включая разные части речи,
предлоги и междометия, и что тут такого особенного?». На мой взгляд, такие потрясаю- щие способности зрительного восприятия и зрительной памяти тоже достойны восхищения.
Но дело даже не в этом, а в том, что если в голове у ребенка хранятся сотни образов разных слов, то он неизбежно выведет технологию их записи.
Каким же образом происходит переход от узнавания знакомых слов к чтению незнако- мых новых слов? Давайте рассмотрим этапы формирования читательских навыков в системе глобального обучения, предлагаемой в этой книге.
1 этап – лексический уровень – регулярное восприятие одновременно в несколь- ких модальностях (зрительно и на слух) отдельных слов, значение которых понятно ребенку.
Это самый продолжительный этап в процессе обучения. В зависимости от возраста ребенка и ваших предпочтений можно использовать разнообразные карточки с напечатанными на них крупно словами. Это могут быть и большие карточки с красным шрифтом, и карточки среднего размера, и совсем небольшие с черным шрифтом распечатанные на принтере. Размер карто- чек и шрифт не принципиальны, на наш взгляд, если заниматься с ребенком индивидуально.
Гленн Доман настаивал на том, чтобы карточки были непременно очень большие, с красным шрифтом. Это имеет значение, если демонстрировать карточки группе детей – слово должно быть хорошо видно на расстоянии. Красный цвет принципиален для совсем маленьких детей –
малышей первого года жизни. Цветовосприятие у детей в этом возрасте еще не сформировано,
и красный цвет является основным, который привлекает внимание малыша и воспринимается им. Но так как мы предлагаем начинать заниматься с 8-месячным ребенком, то огромные
«красные» карточки уже не имеют принципиального значения. Шрифт тоже можно выбирать любой, главное требование – чтобы он был четким, ясным, достаточно крупным и пока всегда одинаковым.
Какие неосознанные знания умения и навыки формируются у ребенка на этом этапе? Как правило, в конце данного этапа ребенок знает все буквы алфавита (хоть и не знает, как они правильно называются). В любом случае происходит соотнесение звука с графическим изоб- ражением буквенного знака. Вторым качественным скачком является то, что ребенок может угадать напечатанное изображение практически любого слова по совокупности его графиче- ских признаков: его длине, наличию знакомых слогов-слияний, буквосочетаний, отдельных букв и т. п. – то есть ребенок в состоянии найти и выбрать из нескольких предложенных слов нужное.
Основная задача на этом этапе – предоставить мозгу ребенка как можно больше графи- ческой информации (в виде слов) для дальнейшего анализа. Также важнейшей задачей этого этапа является приучение ребенка к процессу восприятия слов, создание положительных ассо- циаций с самим процессом чтения. Поэтому очень важно, чтобы наши 5-минутные занятия проходили весело. Важно, чтобы мама (или другой взрослый, который занимается с ребенком)
общались с ребенком ласково и доброжелательно, почаще хвалили его за внимание, за сооб- разительность. Экзаменовки и проверки на этом этапе недопустимы.
2 этап — синтаксический уровень – регулярное восприятие словосочетаний, корот- ких фраз и предложений. Результативный конец данного этапа: узнавание знакомых слов
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
35
в новых ситуациях, угадывание фраз и предложений в повторяющихся учебных ситуациях.
Можно быть уверенным, что к этому моменту ребенок уже знает все буквы, его мозг накопил достаточное количество «образцов» типичных слияний и соединений, и ребенок легко узнает эти слияния и сочетания в новых ситуациях, что позволяет ему «догадываться», что за слово написано. На этом же этапе происходит привыкание к книге, к небольшим текстам, приня- тие функций пунктуации, синтаксиса ребенком усваиваются правила записи диалогов, прямой речи и другие синтаксические нормы.
3 этап – морфемно-фонематический уровень – состоит из двух параллельных про- цессов. С одной стороны, продолжается многократное восприятие одновременно в несколь- ких модальностях небольших текстов, их заучивание и чтение-воспроизведение с элементами угадывания. С другой стороны, на этом этапе ребенку предоставляется возможность работать со складовой организацией слова, анализировать и сравнивать склады, слоги-слияния, сочета- ния букв в разных словах, записывать (печатными буквами) слова. То есть на этапе к процессу зрительного восприятия присоединяется процесс письменного воспроизведения. Результатив- ный конец этапа: выведение звуко-буквенной технологии чтения ребенком. На этом этапе ребё- нок овладевает звуко-буквенной технологией записи слова, навыками деления слова на слоги и выполнения простейшего фонетического анализа, составления звуковых схем слова.
Коротко результативные моменты каждого из описанных этапов можно описать так:
лексический уровень – узнавание знакомого слова в повторяющейся ситуации; беглое чтение знакомых слов; подбор и угадывание слова по его графическим признакам (длине слова,
сочетанию букв и др.);
синтаксический уровень – узнавание знакомых слов в новых условиях; беглое чтение фразы и предложения, состоящих из знакомых слов; принятие синтаксических функций пред- ложения, чтение несложных текстов, в которых встречаются новые слова;
морфемно-фонематический уровень – беглое чтение любого слова, фразы, предложе- ния; понимание звуко-буквенной технологии записи слова; выполнение фонетического ана- лиза слова; чтение любых текстов.
Как организовать процесс обучения на каждом этапе, какие использовать карточки и пособия я расскажу подробно в следующей главе.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
36
Организация обучающего пространства
1 этап – Лексический уровень
Этот этап посвящен чтению слов. Это базовый, самый важный и самый продолжитель- ный период в процессе обучения чтению. Итак, начинать обучение малыша чтению можно в возрасте примерно 8—9месяцев. Ребенок каждый день на протяжении довольно длительного времени видит+слышит написанные крупным шрифтом слова. На наш взгляд, важно, чтобы слова, которые вы используете для показа, были понятны ребенку или имели конкретное изоб- ражение. Начинать лучше, разумеется, с существительных и действий, с которыми ребенок сталкивается ежедневно в повседневной жизни.
Самым простым способом организовать для ребенка регулярное восприятие слов явля- ется развешивание по дому карточек слов. На каждый предмет в своей квартире или доме вы прикрепляете карточку с соответствующим словом: на стене висит слово «стена», на холо- дильнике «холодильник», на кровати «кровать» и т. п. В первые дни взрослый несколько раз прочитывает ребенку эти слова, обращает его внимание на эти надписи. Через некоторое время ребенок улавливает, что если слово находится на каком-то предмете, то оно именно этот пред- мет и обозначает. Далее от взрослого требуется лишь время от времени привлекать внима- ние ребенка к этим надписям, поощрять его интерес, особенно его «чтение» вслух, стремясь к тому, чтобы ребенок как можно чаще смотрел на эти слова. Положительные эмоции у всех членов семьи вызывают «показательные выступления» ребенка для гостей, бабушек, дедушек и соседей. Не думайте, что это пустая забава! Именно в этот момент, когда ребенок пытается получить одобрение от «зрителей», показывая «фокус», читая все слова, развешанные по дому,
и идет обучение.
Размер карточек и цвет шрифта принципиального значения не имеют. Это могут быть как большие карточки с красным шрифтом, так и более мелкие. Главное, чтобы слово было хорошо видно ребёнку, и шрифт был читаемым. На мой взгляд, лучше всего надписи делать чёрно-белыми – так они выглядят и контрастно, и общий вид комнаты не портят (см. рис.10).
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
37
рис.10
Если вы не хотите или не имеете возможности «обвешивать» свою квартиру карточками,
то можно просто выделить место на одной стене и создать на ней экспозицию «Слова-кар-
тины на стене». Хорошо, чтобы эта «экспозиция» находилась в комнате ребенка, рядом с его кроваткой, в поле его зрения, чтобы у него была возможность видеть слова перед засыпанием и когда он проснулся. Слова-картины на стену делаются так: берете обыкновенные листы пис- чей бумаги формата А4, приклеиваете или распечатываете на них картинку с крупной под- писью. Слова в этой выставке должны быть подобраны таким образом, чтобы в них встреча- лись все буквы алфавита и наиболее часто встречающиеся слоговые сочетания. Разумеется,
таких слов получится довольно много, поэтому экспозиция должна периодически обновляться и видоизменяться. Менять нужно не только слова-картины на новые, но и между собой менять их местами в рамках одной выставки. Помните про 15-кратное восприятие для запомина- ния. Экспозиция должна меняться, в среднем, раз в две недели, а слова внутри каждой такой выставки желательно менять местами каждый день или хотя бы раз в два-три дня.
Я знаю несколько семей, в которых родители, кроме такого развешивания карточек по дому больше вообще ничего не делали, и их дети научились читать самостоятельно.
Если уж мы говорим о начале занятий в возрасте ребенка 8—9 месяцев, то всё же основ- ным приёмом обучения является регулярный показ карточек слов. Конечно, сейчас прода- ются карточки готовые, и, если у вас совершенно нет времени на их изготовление, то можно и купить. Но, всё же, я рекомендую делать карточки самим (см. рис.11). Во-первых, часто у покупных карточек бумага тонкая, держать их неудобно, лист просвечивается, шрифт какой- то тусклый… Но даже, если вам удалось найти карточки хорошего качества на плотной бумаге с ярким шрифтом, всё же там не будет самым главных слов для вашего малыша – там не будет ни его имени, ни имён членов семьи, ни названий его любимых игрушек. Если вы сделаете карточки своими руками, то тогда ваш малыш будет читать именно те слова, которые сделаны специально для него, которые ему интересны. Вы напишете именно те слова, которые привле- кут внимание вашего ребенка. Имена членов семьи и самого ребенка, названия его любимых игрушек и предметов, которые его окружают. А кто же лучше родителей знает интересы сво- его ребенка? Ваши самодельные карточки будут наполнены любовью к ребенку. Если вы сами будете делать карточки, то гораздо больше шансов, что вы их используете! Иначе вам будет просто жаль потраченного труда. Делая карточки для своего ребенка, вы также сможете регу- лировать их количество. Такое огромное количество слов, как предлагают в готовых наборах,
вам, скорее всего, и не понадобится.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
38
рис.11
Размер карточки и шрифта, а также его цвет зависят от возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем крупнее должен быть шрифт и размер самой карточки. Если вы начинаете заня- тия с младенцем до года, то желательно, чтобы цвет шрифта был красным. После года уже можно печатать обычным черным шрифтом. Размер карточек также зависит от того, на каком расстоянии вы будете показывать слова ребенку. Можно посадить ребенка на коврик, а взрос- лому сесть напротив и в быстром темпе показывать карточки слов. Размер таких карточек довольно большой – примерно 50смХ15см. Обычно действия взрослого привлекают внима- ние малыша, который хорошо умеет сидеть, и он с интересом смотрит на слова. Если малыш отвлекается и уползает, то, возможно, нужно ускорить темп показа. Можно показывать кар- точки ребенку, держа его у себя на коленях. В этом случае размер карточек может быть зна- чительно меньше. Но такой способ подходит для деток постарше – от года. Карточки слов распечатываются на принтере на листе плотной бумаги формата А4 (при горизонтальной ори- ентации листа). Чтобы карточки прослужили вам продолжительное время можно распечатать слова на обычной писчей бумаге и потом наклеить их на плотный картон.
Занятия должны быть регулярными. Можно выделить специальное время для таких
«сеансов» – например, перед едой или после еды, пока малыш сидит в стульчике для корм- ления; или вечером перед купанием, или во время прогулки, или просто выделить специаль- ное время для уроков, а также место занятий. Очень хорошо, если существует повторяемость обстановки и занятия проходят в одних и тех же условиях.
Считается, что ребенку для запоминания требуется 15-кратное повторение информации.
Но не стоит напрягаться, вести записи с учетом того, какие слова уже показаны, и сколько раз,
какие еще надо показать. Ничего страшного не будет, если какое-то слово вы покажете меньше или больше пятнадцати раз. Главным критерием всегда является интерес ребенка.
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
39
Показывать карточки надо быстро, не заставляйте ребенка смотреть – ваши действия все равно привлекут его внимание. Повторять слово ребенок может, если сам захочет, требовать этого от него не нужно.
Всё начинается с чтения знакомых и родных слов. Первые слова существительные – их лучше написать заглавными буквами (см. рис.12). Обязательно в словах пишите букву «ё»
с точками.
рис.12
Предлагаю первые слова вот по таким темам:
1. Близкие и родные люди, окружающие ребенка, домашние питомцы, родственники,
близкие друзья (МАМА, ПАПА, МАША, ЛЁША, БАБА, ДЕД, ГРЭЙ и т.д.)
2. Еда, которую ребенок каждый день получает (МОЛОКО, ВОДА, СОК, КАША, ХЛЕБ,
ПЕЧЕНЬЕ, СУП и т.д.)
3. Игрушки, в которые малыш играет, а также названия игрушечных зверюшек. (МЯЧ,
ЮЛА, БАРАБАН, КУКЛА, ДОМИК, КУБИКИ и т.д.) Слова должны быть именно такими, как вы называете игрушку. Если вы игрушечную кошку называете «киса», то и пишите на карточке слово «киса». Слоник, петушок, мишка и т. д. Именно такие «игрушечные» названия, как вы их называете, когда играете.
4. Заодно можно написать и слова, обозначающие, как ваши игрушки говорят. Вы же играете с малышом: «Смотри, это мышка! Как говорит мышка? Мышка говорит: «пи-пи-пи!».
На карточках пишем: «ПИ-ПИ», «ГА-ГА-ГА», «МЯУ» и т. д. Ваш малыш будет одновременно учиться и говорить, и читать.
5. Части тела (нога, рука, нос, рот, глаза, живот и т.д.)
6. Окружающие предметы в доме (кровать, стул, стол, пианино, кресло, телевизор,
А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
40
телефон, картина и т.д.)
7. Слова-действия, которые ребенок каждый день слышит от вас и пытается говорить сам, и значение которых он понимает: дай, на, пока, спасибо, надо, не надо, да, нет, ку-ку, буду,
не буду и т. п.
8. Затем глаголы в неопределенной форме: читать, играть, есть, пить, спать, гулять, оде- вать и т. д.
9. Названия цвета (красный, зеленый, синий и т.д.) Кстати, эти слова можно написать соответствующим цветом, тогда заодно и цветовосприятие будем тренировать и названия цве- тов запоминать. Именно с этими словами – названиями цвета – мы будем составлять первые словосочетания.
10. Прилагательные-антонимы, наречия, междометия, и местоимения другие слова.
Например: весёлый, грустный, большой, маленький, ура, здорово, далеко, близко, ой, ай, мы,
и др.
Абстрактные неизвестные ребенку понятия пока не берем. Например, слово «веселый»
можно отобразить на картинке или показать. И, кстати, подобные понятия лучше преподносить вместе с противоположными по смыслу – антонимами – в таком случае они более понятны.
А вот слова «счастье», «погода» и другие абстрактные понятия, значение которых для ребенка пока сложно, лучше на первых порах не брать. Местоимения также следует брать осторожно.
Годовалый ребенок еще не идентифицирует себя от окружающего мира, в его речи еще нет слова «я», оно появляется ближе к двум годам. Поэтому, чтобы при прочтении слов «я» и «ты»
не возникало путаницы, лучше пока их не использовать. Из местоимений можно взять «мы»,
«он», «она».
Каждый «сеанс» состоит из показа в среднем 10—15слов. Начинать самые первые заня- тия можно и с пяти слов. Примерно с четвертого-пятого показа можно довести количество слов до 15. Считается, что ребенку для запоминания информации требуется 15-кратное повто- рение. Опыт показывает, что у детей есть «любимые» слова, которые они хотят читать изо дня в день. Думаю, что ничего страшного не будет, если карточки менять не регулярно и даже хао- тично. Важно, чтобы ребенок видел как можно больше самых разнообразных слов. И пусть какие-то слова повторяются многократно, а какие-то появляются лишь несколько раз. Переме- шивайте ваши наборы карточек, показывайте их снова и снова. Если ребенок с удовольствием занимается, и просит больше и больше слов – показывайте больше, и не бойтесь его перегру- зить. Важно заканчивать урок
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10