Файл: Глобальное чтение. Системаобучения чтению для детейот восьми месяцев и старше.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 334

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
27
Вернике оказывают негативное влияние на способность человека воспринимать звуки речи как лингвистически значимые. Зона Брока ответственна за воспроизведение речи, это зона мото- рики речи. Этот участок коры управляет мышцами лица, языка, глотки и челюстей. Зона нахо- дится в нижней лобной доле головного мозга, в задней части нижней лобной извилины вблизи от лицевого представительства двигательной коры. При повреждениях зоны Брока наблюда- ется моторная (двигательная) афазия. Больные не могут читать и писать, но понимают речь.
Зона Брока и зона Вернике связаны между собой дугообразным пучком нервных воло- кон. Этот нервный путь, называемый также аркуатным пучком, делает возможной взаимосвя- занную и взаимозависимую работу этих двух важнейших речевых центров мозга (см. рис.7).
Повреждение аркуатного пучка ведет к проводниковой афазии. Конечно, человеческая речь –
механизм довольно сложный – обеспечивается не только работой всего лишь двух отделов мозга. В процессе речи задействованы и другие зоны мозга. Например, большое значение в речевой деятельности имеет так называемый «ассоциативный центр», с помощью которого мы формируем и отображаем образы словесных значений, а также думаем, что говорить дальше. Характерно, что все отделы мозга, в том числе и речевые центры, и «ассоциативный центр», формируются попеременно, с разной интенсивностью, разной биологической мощно- стью.
Ребенок рождается и уже на первом году его жизни появляются гуление, эхолалии и лепет – в действии зона Брока. В то же время уже в первые месяцы жизни ребенка – мы это можем утверждать со всей уверенностью – ребенок различает на слух интонации и знакомые голоса, реагирует на ласковый или строгий голос мамы – в действии зона Вернике.
рис.7
В современной науке существуют утверждения о том, что речевые центры формируются из так называемых «музыкальных центров» мозга, которые формируются у плода еще во внут-

А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
28
риутробном состоянии. Именно благодаря этим центрам ребенок способен с самого рождения распознавать различные интонации материнского голоса.
Ближе к году ребенок начинает из общего потока звуков выделять и распознавать отдель- ные слова – в действии опять зона Вернике. Примерно в этом же возрасте появляются первые слова «мама, «папа», «дай», «на» – в действии зона Брока. В то же время в речи ребенка появ- ляются «несуществующие» слова-заменители, которыми обозначаются определенные пред- меты и явления. Причем, у каждого ребенка это могут быть свои собственные слова. Зача- стую эти слова-заменители ни имеют ничего общего с «настоящим» словом обозначающим предмет, например: конфета – тика, пока-ата и т. п. В действии – ассоциативный центр. Инте- ресно, что ребенок для обозначения нужного предмета или явления пользуется в данном слу- чае как общепринятым словом (которое использует в своей речи взрослый и которое понима- ется ребенком), так и своим собственным несуществующим словом в процессе говорения.
Ближе к двум годам у ребенка формируются все три основных речевых центра, в том числе и ассоциативный центр, обусловленный воспитанием, социальной средой, культуроло- гическими особенностями. Именно в это время начинает формироваться полноценная чело- веческая речь, появляется фразовая речь, происходят удивительные по скорости процессы расширения словарного запаса и овладения лексическими и грамматическими нормами род- ного языка (или нескольких языков, если ребенок находится в многоязычной среде). В норме в период от 2 до 3 лет речевые центры человека синхронизируются, и приблизительно к пяти годам происходит закрепление вегетативных невральных механизмов речи.
рис.8


А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
29
Нужно отметить тот факт, что обеспечением речевой деятельности, разумеется, занима- ются не только зоны Брока и Вернике. Речь – это сложнейший механизм, «обслуживающийся»
множеством зон и отделов, расположенных в самых разных частях нашего мозга.
Наша речь – процесс «круговой». Чтобы этот так называемый «речевой круг» не пре- рывался, все три центра должны работать синхронно (см. рис.8). То есть, в процессе речи мы должны одновременно 1. говорить, 2.слышать, что мы говорим, 3.обдумывать и подбирать слова, чтобы их произнести с одной скоростью. Но иногда этот процесс может нарушаться.
Патологическая работа хотя бы одного из центров вызывает прерывание так называе- мого «речевого круга», грубо нарушая речь. Так, например, при детском церебральном пара- личе страдает центр Брока, как в прочем и вся двигательная сфера, поэтому речь больного становится невнятной, лишённой чёткости. При глухоте блокируется центр Вернике, поэтому люди, не имеющие возможность слышать и анализировать собственную речь, не могут гово- рить. При некоторых заболеваниях центральной нервной системы, когда страдает ассоциатив- ный центр, или, например, в состоянии бреда при сильном жаре, речь человека становится бессмысленной. Так же нарушает речь неравномерная работа трёх центров. В этом случае нару- шается плавность речи, и возникают «запинки», повторы, судорожные сокращения мышц, заи- кание. Основная причина возникновения так называемого функционального заикания состоит во временной несогласованности работы полушарий мозга. Проблемы функционального заи- кания мы коснёмся в разделе, посвященном правилам организации занятий – в главе «Фак- торы успеха».
Формирование читательских навыков – по сути письменной речи – может происходить аналогично процессу формирования речи. Сначала стимулируется и «набирается» зрительная информация, создаются и фиксируются ассоциации и образы в ассоциативном центре. Затем после переработки мозгом всей полученной информации, выделении общих признаков, син- теза и анализа, – наподобие того, как это происходит при развитии устной речи, – ребенок естественным образом овладевает технологией использования письменного языка, сформиро- вывается способность воспроизводить слова и тексты письменно.
Подчеркнём еще раз эту важную мысль: аналогично тому, как зависит от слуховых
впечатлений процесс формирования устной речи ребенка, также крайне важно предо-
ставить ребенку зрительные впечатления для того, чтобы сформировать навыки пись-
менной речи.
И, заметьте, для того чтобы ребенок научился воспринимать написанное слово и понимать его значение, ему совершенно не требуется знание алфавита. Буквы будут нужны только тогда, когда потребуется слово записать.
Когда это произошло, и ребенок научился записывать слова, можно считать, что круг
«замкнулся» – произошло овладение техникой письменной речи. Именно этот этап в созна- нии большинства людей соотносится с наличием навыка чтения. Как таковая технология чте- ния в традиционном смысле (с использованием алфавита) в глобальном обучении тоже при- сутствует. Но здесь весь процесс обучения алфавитом заканчивается, а не начинается с него.
Когда мы учим ребенка говорить, мы не объясняем ему правила изменения слов по родам и числам, падежные окончания и пр. – это естественный процесс, мы просто с ним разгова- риваем и создаем для него условия, в которых он воспринимает правильную устную речь –
воспринимает глобально. Ребенок элементарно впитывает и запоминает возможности исполь- зования родного языка – слов и их сочетаний, без всякой опоры на правила. Мы даже наоборот всячески поощряем словотворчество ребенка и «умные ошибки», которые начинают возни- кать именно тогда, когда мозг накопил определенное количество речевой информации и начи- нает ее анализировать. Например, в детских смешных фразах и вопросах «зубастая паста»,
«я-шутница, ты – шутниц», «а красители – это те, кто красят или красивые?» – очевидна
«работа мозга» с суффиксами языка, проба использования суффиксов по аналогии. Налицо
«лингвистический анализ» слов – разумеется, неосознанный и не целенаправленный. Мозг,


А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
30
накопив определенное количество языковой информации, начинает ее обрабатывать, систе- матизировать, анализировать, – это обычная повседневная «рутинная» работа мозга (и осо- бенно детского). Если мы предоставим ребенку возможность воспринимать еще и зрительную информацию в виде написанных крупным печатным шрифтом слов, то мозг при определен- ном количестве накопившейся информации, безусловно, начнет обрабатывать и ее, ища зако- номерности и взаимосвязи. Таким образом, по таким же естественным принципам и зако- нам, как формирование речи у ребенка, идет и обучение (в глобальном методе) письменному языку – чтению, печатанию, а впоследствии письму. Нужно лишь дать ребенку такую возмож- ность – видеть и слышать напечатанное целое слово, и он научится читать практически само- стоятельно.

А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
31
Суть глобального метода
Суть глобального метода состоит в том, что обучение происходит по естественным зако- нам функционирования детского мозга от общего к частному, от глобальной информации к дискретной. Маленький ребенок в естественных условиях воспринимает информацию одно- временно в нескольких модальностях (зрительно, на слух, тактильно), что помогает форми- ровать мозгу соответствующие нейронные связи и механизмы. Глобальность означает также некую интегративность, т.е. обучение «целиковое», а не по отдельным частям и алгоритмам.
Процесс обучения естественно вплетен в обычную повседневную жизнь ребенка. Обучение чтению организовано таким образом, что на протяжении длительного времени ребенок имеет возможность регулярно воспринимать (одновременно зрительно и на слух) написанные цели- ком слова, словосочетания, предложения…
В результате полученной и обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов. Точно так же, как формируется «техно- логия говорения». Уже очень скоро ребенку становится ясно, что написанное слово – это некая кодовая система обозначения предметов и явлений. До «устройства» этой системы он обяза- тельно дойдет сам, как только это ему потребуется.
Глобальное чтение может и должно являться основой обучения чтению ребенка. Я
настойчиво рекомендую отказаться от вербально-фонемного принципа овладения чтением как технологии, закрепощающей ребенка и негативно отражающейся на его психомоторном раз- витии и здоровье. По моему убеждению, именно глобальным методом – с чтения целых слов –
должно начинаться любое обучение ребенка чтению.
Будет ли ребенок знать алфавит и буквы, сумеет ли он читать любые тексты, обучаясь по глобальной технологии? Ответ: ребёнок начнёт читать бегло любые тексты до того, как вы объясните ему, что такое алфавит.
Вы, возможно, будете удивляться, откуда ребенок знает все буквы, если никто его этому не учил. Да и букв-то отдельных он никогда не видел, показывали-то слова! А на самом деле все очень просто: мозг ребенка легко и быстро учится идентифицировать звуки речи с их графи- ческим изображением. И буквы ребенок будет называть именно «звуками». Например, букву
«эм» будет называть «ма». Или «мы». Или «м». Как-то будет называть. По-своему. Но глав- ное, что он эту букву «м» будет идентифицировать именно со звуком [м], и именно с твёр- дым звуком. Мягкий звук сразу зафиксируется в виде пары букв с мягким знаком или слия- ния со смягчающей гласной (ми, мя, мё и т.п.). Алфавиту и правильным названиям букв вы научите ребенка за один день, когда это потребуется.
Мы обязательно рассмотрим далее подробнее все этапы формирования читательских навыков по глобальной технологии обучения. А пока, отвечая заранее на некоторые вопросы,
мне бы хотелось подчеркнуть, что в результате обучения глобальным способом ребенок умеет:
– читать текст целыми словами бегло и выразительно, с пониманием смысла прочитан- ного,
– читать целое слово,
– он распознает отдельные буквы (а также определяет какие звуки они обозначают в дан- ной ситуации),
– он сможет прочитывать совсем уж сложные или незнакомые слова по слогам или скла- дам.


А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
32
Кроме того, технология глобального чтения позволяет устранить трудности и устойчивые ошибки у детей при чтении (признаки дислексии
7
). При дислексии наблюдаются следующие специфические ошибки.
– Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких зву- ков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены гра- фически сходных букв (х-ж, п-н, з-в и др.).
– Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквен- ном чтении буквы называются поочередно, «бухштабируются», нанизываются одна на другую.
Например, РАМА – эР, А, эМ, А. (или рэ-а-мэ-а и т.п.)
– Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) в пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсут- ствии стечения, в) добавлении звуков, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов и др.
– Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблю- даются расстройства технической стороны процесса чтения.
– Аграмматизмы при чтении. Эта группа ошибок проявляется на аналитико-синтетиче- ской и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падеж- ных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях оконча- ний глаголов и др.
Все перечисленные выше ошибки невозможны, если вы учите ребенка читать глобаль- ным методом. Кроме того, глобальный метод активизирует работу обоих полушарий головного мозга, улучшает интеграцию мозга (взаимодействие между полушариями), что также способ- ствует устранению признаков дислексии.
В традиционном школьном обучении многие опытные учителя сознательно или инту- итивно используют в своей работе «глобальные приемы» обучения. К примеру, таким прие- мом можно считать «чтение по цепочке», при котором дети читают по очереди, и при этом каждый должен внимательно следить за текстом. Как правило, сначала учитель просит про- читать слово (фразу, предложение, абзац) «сильного» ученика (который уже умеет читать),
затем «среднего», и только потом тот же текст читают «слабые». В данном случае мы имеем дело с одновременным восприятием текста зрительно и на слух, запоминанием образа с опо- рой на ассоциацию. Таким образом, сначала всем классом воспринимается хорошо и бегло прочитанный текст, что позволяет понять его основной смысл, во время второго прочтения
«средним» учеником у учащихся хуже подготовленных появляется возможность сконцентри- ровать своё внимание на «трудных» местах. Когда доходит очередь до слабочитающего уче- ника, то читаемый текст становится для него подтверждением ожидаемого смысла, происхо- дят процессы «узнавания», «закрепления», «формирования новых ассоциаций» – происходит процесс эффективного обучения.
7
Дислексия – это нарушение способности к чтению при сохранном нормальном интеллекте, и при отсутствии нарушений устной речи и её понимания.


А. А. Самбурская. «Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше»
33
Все взрослые люди читают глобально
Когда ребенок читает по слогам, то главная его цель: соединить буквы в слоги, а слоги в слово, и при этом не забыть то, с чего слово начиналось, а потом еще слова соединить, чтобы получилось какое-то предложение, и возможно, после всего этого, когда ребенок вспомнит,
что было вначале, он узнает смысл написанного. Говорить в этом случае о понимании прочи- танного вряд ли приходится, так как ребёнок занят склеиванием «элементиков» в общую кон- струкцию слова, а не поиском мысли предложения. Взрослые люди и вообще все бегло читаю- щие люди, глядя в текст, не собирают слова по частям. В этом вы легко убедитесь, прочитав текст – см. рис.9.
В данном тексте все слова написаны с перепутанными буквами, однако мы легко читаем их. Это происходит потому, что в нашем мозге хранится бесчисленное количество графиче- ских словесных объектов – образцов. С этими образцами (образами слов) наш мозг сопостав- ляет и, если надо, достраивает до них образ читаемых слов,
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10