Файл: 1 теоретические аспекты закупочной деятельности 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что и карточка, и может использоваться для под­готовки заказа. Для товаров, закупаемых у разных поставщиков, заводятся отдельные карточки, позволяющие сравнивать и анали­зировать содержащуюся в них информацию и сделать правильный выбор поставщика.

Планирование для деятельности фирмы является деятельно­стью высшего порядка. Оно нередко (но вовсе не автоматически) приводит к улучшению показателей сбыта и прибылей, уменьшая расходную часть бюджета при прочих равных условиях. При пла­нировании закупок главная задача оптовой фирмы состоит в уста­новлении необходимого уровня товарных запасов, который должен быть сбалансирован так, чтобы избежать как переизбытка товаров на складе, так и дефицита на нем. Товарооборот находится в пря­мой зависимости от суммы вложенного в товар капитала. Средняя частота товарооборота вычисляется как частное от деления общей суммы годовых продаж на среднюю стоимость закупаемой партии товара. Уменьшением товарных запасов и увеличением частоты закупок достигается повышение уровня товарооборота. Увеличе­ние же товарооборота является одним из методов быстрого оборота капитала и сокращения используемых площадей хранения.

На товарооборот оказывают влияние многие факторы, и среди них: количество товарных запасов на складе; время, затрачиваемое на закупку товара; организация процесса закупочной деятельности; условия поставки продукции и др.

При планировании закупок следует тщательно изучать предло­жения поставщиков и рассматривать различные альтернативные решения с целью изыскания наиболее выгодных источников при­обретения товара. Изучение поставщиков поэтому имеет большое значение при планировании закупок. Для наиболее полного удов­летворения требований потребителей необходимо хорошо знать возможности поставщиков, располагать информацией о их произ­водственной мощности, объеме и ассортименте продукции, усло­виях и размерах поставки товаров. При этом считается необходи­мым напомнить, что самый лучший товар не принесет сколько-нибудь значительной прибыли, если его поступление не будет обеспечено вовремяи в нужном количестве. В такой ситуации сле­дует искать другой источник товара, отказавшись от услуг прежне­го поставщика [14.c. 86].

Продажная цена товара (назначенная поставщиком) не является окончательной. В стоимость товара входят самые разные затраты, связанные с доставкой товара, разгрузкой, размещением на складе для хранения. Цена единицы товара зави­сит от закупочной партии товаров или совокупного количества то­варов, приобретенных за определенный период времени. При этом, чем больше партии закупаемого товара, тем ниже стоимость еди­ницы продукции. Комплектность продукции также влияет на цену единицы продукции.


На решение о закупке товара влияют такие факторы, как: а) расстояние и тип перевозки; б) транспортные тарифы; в) условия поставки; г) общий уровень обслуживания.

Планирование и осуществление закупок представляют собой непрекращающийся, непрерывный, а потому - потоковый процесс, требующий больших затрат денежных средств. Решения о закупке должны приниматься, поэтому при тщательном рассмотрении всех показателей плана будущих закупок. Правильная организация закупочной деятельности способствует увеличению прибылей и повышению благосостояния всех работающих. И наоборот, ошибки в планировании закупок приводят к большим убыткам, а иногда и к банкротству фирмы.

Планирование поступления и закупки товаров розничными предприятиями.

Важнейшим условием выполнения плана реализации товаров и формирования необходимого размера товарных запасов является обеспечение поступления товаров на торговое предприятие. Основной целью планирования поступления товаров в соответствии с этим планом является обеспечение ритмичной поставки товаров на торговое предприятие в необходимых объемах и ассортименте.

Процесс планирования поступления товаров включает на торговом предприятии следующие основные этапы:

  1. анализ поступления товаров на предприятие в предплановом периоде;

  2. определение планового объема и структуры поступления товаров на предприятие;

  3. определение планового объема и источников закупки необходимых товаров;

  4. обеспечение ритмичности и оптимизация партий поступле­ния товаров на предприятие.

Анализ поступления товаров на предприятие в предплановом периодепроводится в тесной увязке с показателями анализа реализации товаров и товарных запасов. Для увязки этих показателей анализ по­ступления товаров осуществляется в розничных ценах. В процессе проведения анализа изучаются следующие основные вопросы:

а) динамика общего объема и товарной структуры поступления.

Динамический анализ поступления товаров проводится в сопоста­вимых ценах. В процессе анализа устанавливаются темпы измене­ния объема поступления товаров в предплановом периоде в целом по предприятию и в разрезе отдельных товарных групп;

б) обеспеченность предусмотренных объемов реализации и размеров прироста товарных запасов необходимым объемом поступления товаров на предприятие. Снижение объемов реализации товаров, предусмотренных в предплановом периоде, при одновременном сокращении размеров товарных запасов свидетельствует, как правило, о недостаточности объемов поступления товаров на предприятие;



в) состав источников поступления товаров на предприятие. В процессе проведения этого анализа устанавливается удельный вес поступления товаров от непосредственных производителей, оптовых торговых предприятий, торговых посредников и т.п. Кроме того, определяется удельный вес поставки товаров от местных и иногородних поставщиков. При необходимости отдельные аспекты этого анализа могут быть углублены;

г) соответствие объемов фактического поступления товаров объемам, предусмотренным заключенным контрактами;

д) равномерность поступления товаров по отдельным периодам (месяцам, декадам, неделям). Такой анализ производится в сопоставимых ценах в целом по предприятию и в разрезе отдельных товарных групп. Для анализа равномерности поступления товаров используются показатели среднеквадратического отклонения и коэффициента вариации. В процессе анализа показатели равномерно­сти поступления товаров сопоставляются с показателями равно­мерности их реализации по отдельным периодам;

е) частота поставки товаров на предприятие. Этот показатель играет существенную роль в обеспечении устойчивости ассорти­мента товаров, формировании размера товарных запасов, объеме затрат торговых предприятий по транспортированию и хранению товаров. Такой анализ следует проводить в разрезе групп (а в необходимых случаях и подгрупп) товаров. [13.с. 210]

Результаты проведенного анализа используются в процессе осуществления всех последующих этапов планирования поступления и закупки товаров.

Определение планового объема и структуры поступления то­варов на предприятие. Основу проведения таких плановых расче­тов составляют ранее обоснованные планы реализации товаров и формирования товарных запасов. Объемы необходимого поступления товаров рассчитываются в разрезе отдельных товарных групп и по предприятию в целом. Плановые расчеты производятся после­дующим формулам:
П = Р + Зк- 3и+ В или П = Р± Δ3 + В, (1.1)

где П - плановый объем поступления товаров на предприятие (в розничных ценах);

Р - плановый объем реализации товаров;

Зи - фактическая сумма товарных запасов на начало планового периода;

Зк - расчетная сумма товарных запасов на конец периода;

Д 3 - предусматриваемое изменение (прирост, снижение) суммы товарных запасов в плановом периоде;


В - ожидаемое выбытие товаров в связи с естественной убылью и прочим причинам (уценка, сезонная распродажа и т.п.)

Определение планового объема и источников закупки необходимых товаров. Плановый объем закупки товаров определяется на основе планового объема поступления товаров на предприятие. При этом следует учесть, что объем поступления товаров рассчи­тывается в розничных ценах, в то время как объем закупки товаров - в ценах их закупки (разница между этими показателями составля­ет сумму торговых надбавок или коммерческий доход от реализа­ции товаров). Кроме того, следует учесть, что прирост товарных запасов, предусмотренных в плановом периоде, также обеспечива­ется закупкой товаров в закупочных ценах. С учетом этих положе­ний плановый объем закупки товаров торговым предприятием оп­ределяется по следующей формуле:

03 = П - КДР – Н тз, (1.2)

где 03 - объем закупки товаров торговыми предприятиями с их поставкой в плановом периоде (в ценах их закупки);

П - плановый объем поступления товаров на предприятие (в розничных ценах);

КДР- планируемая сумма коммерческого дохода от реализации товаров (сумма торговых надбавок);

Н тз - сумма торговых надбавок на предусматриваемый объем прироста товарных запасов.

Методы определения плановой суммы коммерческого дохода от реализации товаров рассматриваются в соответствующем разделе. Сумма торговых надбавок на предусматриваемый объем прироста товарных запасов определяется исходя из среднего уровня этих надбавок и планируемой суммы прироста товарных запасов.

Расчеты планового объема закупки товаров осуществляются в разрезе отдельных товарных групп и по предприятию в целом.

В силу изменчивости конъюнктуры потребительского рынка, нестабильности хозяйственных связей с поставщиками и других причин обеспечить заранее весь объем закупки товаров на плано­вый период в большинстве случаев невозможно. Поэтому на дан­ной стадии планирования закупок определяются лишь источники закупки товаров с учетом обеспечения эффективности коммерче­ской работы [7.c. 78].

В составе источников закупки выделяют обычно непосредственных производителей товаров и торговых посредников (оптовые, торгово-посреднические и другие аналогичные предприятия или физические лица), а также местных и иногородних (включая зару­бежных) поставщиков.


1.2 Изучение, поиск и выбор поставщиков при закупке товаров


Вторым этапом коммерческой работы по оптовым закупкам является выявление и изучение источников поступления, выбор поставщиков и каналов. Очень важно выявить, изучить и выбрать наиболее подходящие источники поступления товаров, в которых будет осуществляться закупка. Многообра­зие поставщиков зависит от разнообразия ассортимен­та вырабатываемых товаров. Возникает необходимость всестороннего изучения источников поступления това­ров с точки зрения ассортимента и объема производи­мых товаров, условий поставки и других факторов. Формирование товарных ресурсов является предметом постоянной работы коммерческих работников. В ры­ночных условиях формы и методы этой работы сильно изменились. Главные изменения заключаются в том, что на смену методам централизованного распределе­ния товарных ресурсов пришла рыночная практика свободной купли-продажи товаров по ценам спроса и предложения. Коммерческая инициатива торговых ра­ботников по вовлечению в товарооборот максимальных товарных ресурсов имеет цель — получение максималь­ной прибыли. Кроме того, она должна сочетаться с за­ботой о конечных покупателях, учитывать их плате­жеспособность, не допускать неоправданного роста цен, предоставлять населению возможность приобретать то­вары по доступным ценам [15.c. 274].

Коммерческие работники должны хорошо знать эко­номику своего района деятельности, его производствен­ные возможности и природные богатства, промышлен­ность, сельское хозяйство. Они должны владеть специ­фикой ассортимента производимых товаров на промыш­ленных предприятиях своего региона. Коммерческий аппарат торговых предприятий должен выявлять воз­можности развития новых видов производства и вос­становления старых забытых промыслов. Важная роль в коммерческой работе отводится изысканию дополнительных ресурсов из мес­тного сырья, фермерских хозяйств, продукции индиви­дуальных предпринимателей.

Коммерческие работники должны посещать произ­водственные предприятия, т.е. поставщиков-изготови­телей, для знакомства с объемом, ассортиментом и ка­чеством выпускаемой продукции, а также для изучения производственных возможностей потенциальных поставщиков. Необходимо участвовать в работе опто­вых ярмарок, выставок-просмотров новых товаров, в совещаниях с работниками промышленности и пред­принимателями. Следует постоянно следить и анализи­ровать рекламные объявления в средствах массовой информации, проспекты, каталоги, специализирован­ные издания, биржевые сведения и другую информа­цию о производстве и оптовой продаже товаров. Тща­тельный анализ полученной информации позволит торговому предприятию составить необходимое пред­ставление об источниках поступления товаров.