Файл: 1 теоретические аспекты закупочной деятельности 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме учета работы с постоянными поставщиками, следует вести учет и повседневно регистрировать производителей товаров, еще не связанных договорными отношениями с оптовым предприятием. Нужно готовить предложе­ния поставщикам по вопросам увеличения производ­ства нужных товаров, расширения ассортимента и улуч­шения качества. Данные изучения источников закупки товаров отражают в книгах или карточках, в которых указывают основных покупателей по выпуску опреде­ленных товаров и потенциальные возможности пред­приятий-поставщиков.

Главными источниками поступления товаров в тор­говлю являются различные отрасли народного хозяй­ствах страны, вырабатывающие различные товары на­родного потребления.

К источникам поступления товаров относятся пред­приятия производственной сферы, и, в первую очередь — предприятия промышленности. Основное место в про­изводстве непроизводственных товаров занимает лег­кая промышленность, охватывающая текстильную, швейную, меховую, кожёвенно-обувную и галантерей­ную, трикотажную и парфюмерно-косметическую отрас­ли. Главным источником поступления продовольствен­ных товаров в торговлю являются отрасли пищевой промышленности, сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство. Пищевая промышленность тесно связа­на с сельским хозяйством и встречается повсюду, где постоянно проживают люди. Этому способствует широ­кое распространение используемого сырья и повсемест­ное потребление пищевых продуктов.

- К поставщикам товаров относят конкретные пред­приятия различных источников поступления, то есть тех или иных отраслей народного хозяйства, различ­ной производственно-экономической деятельности, вырабатывающих товары и услуги. В связи с большим многообразием поставщиков товаров применяется их классификации по различным признакам.

а)По территориальному признаку:

— местные поставщики — внутриобластные поставщики, которых зачастую поставляют товары непосредственно розничным торговым предприятиям, минуя оп­товые базы; внеобластные поставщики; республиканс­кие поставщики; внереспубликанские поставщики.

Оптовые предприятия: чаще всего закупают товары у внеобластных и внереспубликанских поставщиков. Они учитывают тот фактор, что не во всех областях и республиках развито производство товаров и их приходиться завозить.


б)По форме собственности:

- государственные поставщики;

- муниципальные поставщики;

- частные поставщики;

- кооперативные поставщики;

- поставщики иных форм собственности.

в) По ведомственной принадлежности:

— внутрисистемные поставщики — относятся к той же системе, в которую входят и оптовые покупатели (например, потребительская кооперация);

— внесистемные поставщики — все остальные.

г) По функциональным признакам:

1. Поставщики-изготовители — производственные предприятия, фирмы, частные предприятия и т.д., выпускающие товары потребительского назначения различного ассортимента для удовлетворения спроса потребителей.

2. Поставщики-посредники (оптовые предприятия) — они закупают товары у поставщиков-изготовителей, у оптовых посредников и реализуют их оптовым поку­пателям. К оптовым покупателям относятся: рознич­ные торговые предприятия, агенты, брокеры, рознич­ные торговцы и т.д. Поставщиками — оптовыми пред­приятиями — могут быть:

а) оптовые предприятия общенационального (федерального) и регионального уровней различного товар­ного ассортимента (специализации). Они составляют основу оптовой структуры на потребительском рынке страны, специализируются на оптовой торговой дея­тельности и используют переход к ним права собствен­ности на товар (оптовые торговцы);

б) посреднические оптовые структуры, не использу­ющие в своей деятельности перехода к ним права соб­ственности на товар (предприятия-брокеры, дистрибь­юторы, агенты, дилеры).

в) организаторы оптового оборота (товарные опто­вые ярмарки, аукционы, оптовые и мелкооптовые рын­ки, магазины-склады).

Такое подразделение поставщиков на изготовителей и посредников зависит от канала сбыта. Канал сбыта — это путь, по которому товары движутся от произво­дителей к потребителям. Канал сбыта характеризуется числом составляющих его звеньев или уровней. На каж­дом уровне выполняются различные операции конеч­ному по приближению товара к конечному потребите­лю. Выбор оптимального варианта распределения зависит от многих факторов (например: от характера то­варов, от назначения). В последние годы все чаще при­меняется канал нулевого уровня (прямой канал товародвижения), когда производители стремятся продавать вырабатываемые ими товары непосредственно конеч­ном потребителям. Здесь используется три способа пря­мой продажи товаров:

- торговля через фирменные, принадлежащие про­изводителю, магазины;



- развозная (разносная) торговля;

- посылочная торговля.

При одноуровневом канале посредником на рынке потребительских товаров является оптовый и рознич­ный торговец. При многоуровневом канале между про­мышленным предприятием и предприятием розничной торговли стоят два и более оптовых торговца. Чем большее число посредников использует производственное предприятие, тем меньше непосредственных контактов с потребителями оно имеет, тем медленнее подвигается товар. Также многоуровневые каналы товародвижения используются при продаже товаров сложного ассортимента, где требуются большие затраты на хранение за­пасов товаров, их обработку и т.д.

Изучая источники закупок товаров, коммерческие работники составляют на каждого поставщика специальные карточки. Целесообразно эти карточки группировать по территориальному признаку: по межобластным и межреспубликанским поставщикам. В карточ­ках указывают:

- данные о производственной мощности предприятия;

- количество выпускаемых товаров;

- ассортимент изготовляемой продукции;

- возможности производства других товаров;

- условия поставки товаров и другие сведения. Изучение источников оптовых закупок — важный элемент коммерческой работы с поставщиками по вы­явлению товарных ресурсов производимых товаров и возможностей производителей в освоении новых видов продукции, а также по внедрению в производство но­вых сортов и видов товаров. Изучение товарных источ­ников сливается в коммерческой деятельности с рабо­той по воздействию на производство и рациональное потребление товаров. При проведении закупочной ра­боты исходят из возможности максимально использо­вать товарные ресурсы региона, в котором находится торговое предприятие. Для этого используют информа­цию о местных промышленных и сельскохозяйствен­ных предприятиях и производимых ими товарах (ассортименте, качестве, упаковке, ценах). При выборе коммерческих партнеров учитывают не только то, ка­кие товары они производят и продают в настоящее вре­мя, но и их возможности по их усовершенствованию и пуску новых товаров [8.c. 241].

В закупочной работе большое место отводится деятельности по выбору коммерческих партнеров по товарам, которые производят местные предприятия.

Поиск таких поставщиков производится на оптовых ярмарках, оптовых и мелкооптовых рынках
, товарных биржах, выставках-просмотрах и выставках-продажах, проводимых в других регионах страны. Регулярное уча­стие, коммерческих работников в работе организаторов оптового оборота позволяет повысить эффективность закупочной работы. Расширяется круг поставщиков и возможности установления с ними долгосрочных хо­зяйственных связей. Развитие таких отношений благо­приятно сказывается на расширении ассортимента и повышении качества закупаемых товаров.

Выбор поставщика – на этом этапе изучают поступившие предложения и выбирают одного или несколько поставщиков. При выборе поставщика составляет список требований к поставщику, отмечая их относительно значимость. В одном исследовании отмечалось, что руководители отделов закупок в качестве наиболее важных факторов, влияющих на взаимоотношение поставщика и потребителя, выделили следующие: качественные товары и услуги, своевременная поставка, этичность поведения сотрудников компании, искренность в общении и конкурентные цены. Не менее важными являются такие моменты, как способность поставщика выполнять ремонт и техническое обслуживание поставляемых изделий, проводить консультации по техническим вопросам, местонахождение поставщика, опыт работы с ним и его репутация, устанавливают рейтинг поставщиков по этим характеристикам и определяют лучших из них. Для оценки поставщиков часто используются специальные формы. Образец такой формы представлен в табл. 1.1. В приведенном примере поставщик имеет отличные оценки качества товара, уровня обслуживания, соответствия требованиям покупателя и репутации. По ценам и своевременности поставок поставщик получил средние оценки. Теперь покупатель должен решить, насколько важны для него те показатели, которые не получили отличных оценок, и сравнить их с оценками других поставщиков. Составление рейтинга может быть проведено повторно с учетом степени значимости каждой из семи характеристик [25.c. 305].

До принятия окончательного решения покупатели могут вести с предпочтительными поставщиками переговоры о более выгодных ценах и условиях поставки. В результате покупатель останавливает свой выбор на одном или нескольких поставщиках. Многие компании-покупатели предпочитают иметь нескольких поставщиков, чтобы избежать абсолютной зависимости от одного из них. Такой подход позволяет покупателю постоянно сравнивать цены и качество работы различных поставщиков.

Таблица 1.1

Рейтинг поставщика [15.с.289]

Характеристика поставщика

Очень плохо

Плохо

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично




(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

Конкурентоспособность







Х







Качество и надежность товара













Х

Способность выполнять ремонт и техническое обслуживание













Х

Своевременность поставок







Х







Качество работы торговых представителей










Х




Общее соответствие требованиям потребители













Х

Репутация













Х

Средняя оценка = 4,29



Теперь покупатель приступает к оформлению заказа. Заказ включает в себя техни­ческие характеристики товара, необходимое его количество, предполагаемые сроки поставки, условия возврата и гарантии. В случае покупки изделий, необходимых для технического обслуживания, ремонта и эксплуатации оборудования, покупатели все больше склоняются к заключению генеральных контрактов, а не к периодиче­ским: заказам. Генеральный контракт устанавливает долгосрочное сотрудничество между поставщиком и покупателем. Такой контракт обычно предусматривает, что поставщик обязуется по мере необходимости осуществлять повторные поставки то­вара по согласованным ценам в течение всего срока действия контракта. Продавец поддерживает у себя определенный запас товара. Когда у покупателя возникает не­обходимость в этом товаре, его компьютер автоматически передает заказ поставщи­ку. Генеральный контракт освобождает от трудоемкого, процесса ведения перегово­ров каждый раз, когда необходимо произвести закупку, определенного товара. Он также позволяет покупателю делать менее крупные, но частые заказы, что сокраща­ет объем хранения запасов и расходы на доставку.