Файл: Аннотация Цель и задачи дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 330

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Организация американских государств (ОАГ) – международная организация. ОАГ имеет большое значение для координации международных усилий по борьбе с коррупцией в Западном полушарии. Принятое ОАГ региональное соглашение – Межамериканская конвенция по борьбе с коррупцией – открыто для подписания государствами, не являющимися членами ОАГ. Соглашение требует, чтобы государства – члены приняли меры как против разрушительных действий коррупции на территориях, подчиненных их конституциям, так и действий, совершенных их соотечественниками за границей. Согласно Конвенции, действиями, относимые к коррупции, признаются вне закона независимо от активной или пассивной формы коррупции. В понятие коррупция ОАГ включает и мошенническое использование или укрывательство собственности, полученной в результате вышеупомянутых действий, любая форма участия в таких действиях в форме посредничества или попытки к посредничеству, а также любые действия, противоречащие Конвенции.

Международная антикоррупционная академия (МАКА). Инициаторами учреждения МАКА выступили правительство Австрии и Европейское бюро по борьбе с мошенничеством, действующее в рамках Еврокомиссии Евросоюза.

Цель создания МАКА – содействие эффективному и действенному предупреждению коррупции и борьбе с ней путем обеспечения антикоррупционного образования и профессиональной подготовки, проведения и содействия проведению исследований по всем аспектам коррупции, обеспечения других соответствующих форм технической помощи в борьбе с коррупцией, углубления международного сотрудничества и взаимодействия в борьбе с коррупцией. Направлениями деятельности МАКА являются – исследовательская работа, образовательный процесс и отработка практических навыков.

Руководящими органами МАКА являются Ассамблея участников, Совет управляющих, Международный руководящий консультативный совет и Международный научно-консультативный совет. Ассамблея состоит из представителей государств – участников МАКА и собирается не реже одного раза в год. Она утверждает рекомендации, касающиеся политики Академии и управления ею, утверждает программу работы и бюджет, участвует в деятельности по мобилизации финансовых ресурсов, избирает и исключает членов Совета управляющих, на который возложены основные функции руководства.


Совет управляющих состоит в общей сложности из 11 членов, девять из которых избираются Генеральной Ассамблеей ООН на шестилетний срок, а еще двое назначаются от Управления ООН по наркотикам и преступности и Австрийской Республики. Все они выполняют индивидуальные функции. Совет принимает решения о стратегии, политике и руководящих принципах деятельности МАКА, утверждает правила, регулирующие ее деятельность, в том числе финансовые положения и правила о персонале, назначает декана на возобновляемый четырехлетний срок и при необходимости прекращает соответствующий контракт, утверждает консультативные советы и избирает их членов, готовит доклады и отчеты о деятельности Академии, определяет условия допуска к участию в научно-преподавательской деятельности и т. п. Международный руководящий консультативный совет оказывает помощь в выработке замечаний и рекомендаций относительно достижения и поддержания наиболее высоких стандартов с точки зрения целей Академии. Международный научно-консультативный совет осуществляет консультативную помощь совету в вопросах, касающихся образования, подготовки кадров и научный исследований. Текущее управление Академии осуществляет декан.

 

Вопрос 4. Модели противодействия коррупции в практике современных государств.

 

Содержание механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти включает, прежде всего, динамическую характеристику государственного регулирования в сфере поддержания необходимого уровня безопасности в стране в рамках проведения реформ, направленных на реализацию антикоррупционной политики.

Можно выделить четыре региональные модели противодействия коррупции:

1)  Европейскую;

2)  Азиатскую;

3)  Африканскую;

4)  Латиноамериканскую.

Европейская модель характеризуется относительно невысоким уровнем коррупции при почти полном отсутствии низовой коррупции. Это не исключает периодическое возникновение скандалов, связанных с верхушечной коррупцией. Низкий уровень коррупции поддерживается комплексом мер – институциональных, организационных, правовых наряду с эффективным действием традиции, культуры и институтов гражданского общества. Следует подчеркнуть, что страны, в которых реализуется эта модель, проходят, как правило,

этап исторического развития, характеризующийся весьма высоким уровнем коррупции.

Германия – является ярким представителем использования Европейской модели в борьбе с коррупцией. В Германии отсутствуют специальные законодательные акты, регламентирующие борьбу с коррупцией. Германский Уголовный кодекс содержит ряд статей, предусматривающих ответственность за преступления коррупционной направленности. В каждой земле есть свое правительство, которое имеет собственные взгляды на процесс и использует свои методы.

В условиях общественно-политической системы Германии с развитым гражданским обществом контроль за соблюдением антикоррупционных норм осуществляется по линии парламента, политических партий, исполнительной власти и правоохранительных органов. В некоторых правоохранительных структурах имеются антикоррупционные спецподразделения, во многих органах управления – отделения внутреннего аудита, омбудсмены или сотрудники по борьбе с коррупцией. В масштабе страны и на земельном уровне действуют независимые счетные палаты, контролирующие расход госсредств. Правоохранительные органы независимы, но полиция и прокуратура прикреплены к исполнительной ветви власти и отчитываются по использованию бюджета. Крупные компании имеют сотрудников или отделы по наблюдению за своими сотрудниками. Пресса открыто пишет о случаях коррупции, обвиняя и стыдя злоумышленников. Базовым звеном системы превентивного противодействия коррупции в госаппарате являются специальные антикоррупционные подразделения (как правило, отделы) в федеральных и земельных министерствах и ведомствах. На низовом уровне их функцию выполняют соответствующие уполномоченные, назначаемые из числа наиболее подготовленных и опытных работников.[55]

Азиатская модель определяет коррупцию как привычное и общественно-приемлемое культурное и экономическое явление, связанное с функционированием государства. Такая модель порождается тотальным контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Во многом коррупция в СССР подпадала под эту разновидность. Данная модель существует в Китае.

Современный Китай – одна из немногих стран, активных участков геополитического пространства, где на государственном уровне продолжает существовать социалистическая идеологическая модель. В XXI в. Китай стал бороться с коррупцией более жестко и решительно, чем в предыдущие периоды истории. Была разработана государственная стратегия в этой области. В 2007 г. было создано Государственное управление по предупреждению коррупции, которое координирует работу в данном направлении в различных органах власти, расширяет сферу антикоррупционной деятельности и возможности ее предупреждения. Кроме того, китайское руководство убеждено в необходимости усиления формирования гражданской морали и утверждения культуры неподкупного управления, а также внедрения в обществе и среди населения ценностных представлений о честности и неподкупности.


Каждый год Государственный совет проводит совещание по данной проблеме и систематически дает правительству распоряжения относительно борьбы с коррупцией в целях строительства неподкупного аппарата. Китайское руководство рассматривает поддержку и участие граждан в этом деле как один из значимых факторов успеха. За борьбу с коррупцией и строительство неподкупного аппарата отвечают органы по проверке дисциплины КПК, государственные судебные ведомства, правительственные структуры контроля и ревизии, и Государственное управление по предотвращению коррупции. Они осуществляют проведение воспитательной работы среди коммунистов относительно соблюдения дисциплины, контроль над работой руководящих кадров, выявление случаев, нарушающих партийную дисциплину, рассмотрение жалоб и заявлений от партийцев и обеспечение их прав. Главный антикоррупционный орган КНР – Центральная дисциплинарная комиссия (ЦДК) ведет работу под руководством ЦК партии. Во всех провинциальных, муниципальных и уездных органах власти, включая любые подведомственные им государственные организации, сформированы свои антикоррупционные комиссии, надзирающие за поведением своих чиновников. Аналогичные комиссии созданы и на крупных государственных предприятиях. Народные суды и народные прокуратуры самостоятельно осуществляют право вынесения приговора и проведения расследования и не подчиняются вмешательству со стороны административных органов, общественных организаций и частных лиц. Народный суд отвечает за судебную работу по уголовным делам, касающимся, в том числе и коррупции, взяточничества и должностных злоупотреблений. Народная прокуратура в соответствии со своими функциями проводит расследование уголовных преступлений и передает дела в суд для вынесения окончательного приговора, а также предотвращает должностные преступления.

Правительственные ведомства контроля занимаются проверкой государственных административных органов и их служащих, а также организаций, обладающих функциями осуществления законов и постановлений. Ревизионные структуры проводят контроль финансовых дел различных ведомств Государственного совета и местных правительств всех ступеней, финансовых органов, предприятий и учреждений. Государственное управление по предотвращению появления коррупции занимается организацией и координацией работ, общим планированием, разработкой политики и контрольным инструктажем во всей стране. Все эти органы несут важную ответственность по борьбе с коррупцией и строительству неподкупного правительства, а также обеспечению социального равноправия и справедливости.


В ходе противодействия коррупции в стране сформировалась полноценная и эффективная юридическая система. КПК утвердила нормы честного поведения и стандарты моральных качеств руководителей-коммунистов и усовершенствовала режим предупреждения конфликта интересов.

В 2007 г. были приняты «Положения относительно строгого запрета на использование должностных полномочий в корыстных целях комиссией по проверке дисциплины ЦК КПК», а в 2009 г. опубликованы «Положения о неподкупном поведении руководящих работников государственных предприятий». Кроме того, был принят документ, регламентирующий принятие ста пятидесяти подарков должностным лицом – «Относительно режима регистрации подарков, преподнесенных во время внутренних контактов служащим партийных и государственных органов». Также были разработаны «Нормы относительно доклада руководящими работниками о своих соответствующих действиях», согласно которым чиновники и члены их семей должны предоставлять информацию о личных доходах и имуществе. В китайском законодательстве предусмотрены следующие виды ответственности за коррупционные действия: уголовное наказание вплоть до смертной казни, партийное, дисциплинарное взыскание (отстранение от должностей, испытательный срок с оставлением в КПК или исключение из нее), и административное дисциплинарное взыскание (понижение в должности или ее лишение и освобождение от работы).

Система надзора КНРсостоит из внутрипартийного контроля КПК, Всекитайского собрания народных представителей и правительственных органов, демократического контроля Народного политического консультативного совета Китая, юридического, гражданского и контроля со стороны общественного мнения. В последнее время большая роль в борьбе с коррупцией отводится гражданам КНР. Китайское правительство даже учредило специальные органы, которые принимают выдвинутые гражданами обвинения, разоблачения и предложения относительно коррупции. Важной формой в противодействии коррупции стали специальные телефонные линии и интернет, посредством которых любой гражданин может сообщить о коррупционных деяниях чиновников.

Африканская модель гласит, что власть продается «на корню» группе основных экономических кланов, договорившихся между собой, и политическими средствами обеспечивает надежность их существования.

Переход к этой модели возможен при следующих условиях: