Файл: Рабочая программа по литературному чтению гбоу школа Кузьминки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся | |||||
| | родный женский день, День Победы — тема художественных произведений | | оценка его поступков, нахождение в тексте средств изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев одного произведения по предложенному алгоритму. Чтение народных колыбельных песен и авторских произведений, их сравнение. Например, М. Ю. Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный...», А. Н. Плещеев. «В бурю»: схожесть и различие тем, языка. Работа в парах: определение последовательности событий в произведении, составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, обсуждение результатов деятельности. Подробный пересказ (устно) содержания произведения. Упражнение в умении формулировать вопрос по фактическому содержанию прочитанного произведения. Работа с таблицей: сравнение текстов художественных произведений (распознавание жанров) и заполнение таблицы. | ||||
| Автор | Заголовок | Жанр | Тема | | |||
| | | | |||||
| Слушание и чтение произведений о Великой Отечественной войне: С. В. Михалков. «Быль для детей», С. А. Баруздин. «Салют», С. А. Васильев. «Белая берёза», Л. А. Кассиль. «Сестра», Б. А. Лавренёв. «Большое сердце», обсуждение авторской позиции, выражение своего отношения к героям с подтверждением примерами из текста. | |
Продолжение табл.
| | | Составление выставки книг писателей на тему о детях, о дружбе, рассказ о героях прочитанных произведений по предложенному алгоритму. Работа в группах: составление сценария праздников «8 Марта», «9 Мая»: чтение наизусть произведений, исполнение песен, слушание музыки, посвящённой праздникам. Дифференцированная работа: подготовка сообщения о своих родных — участниках Великой Отечественной войны |
10 | Зарубежная литература (11 часов) | Литературная (авторская) сказка: зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, братья Гримм, Х.-К. Андерсен). Характеристика авторской сказки: герои,особенности построения и языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания | Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться? ». Упражнение в чтении произведений зарубежных писателей: братья Гримм. «Бременские музыканты», Ш. Перро. «Кот в сапогах», Дж. Харрис. «Братец Лис и Братец Кролик», Э. Распэ. «Необыкновенный олень», Х.-К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка», «Огниво» (не менее 2 произведений по выбору). Характеристика героя: установление взаимосвязи между характером героя и его поступками, описание характера героя, нахождение портрета героя. Работа с текстом произведения: определение последовательности событий в произведении, конструирование (моделирование) плана произведения: деление текста на смысловые части, определение эпизодов, выделение опорных слов для каждой части плана, озаглавливание части (формулировать вопрос или назывное предложение по каждой части текста). Упражнение на формулирование вопросов по фактическому содержанию прочитанного произведения. Пересказ (устно) содержания сказки выборочно. Упражнение на узнавание по иллюстрациям названия сказок. Работа в группах: выбор сказки, определение эпизода, распреде- |
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся | ||
| | произведения | ление ролей, инсценирование отдельных частей произведения. Работа со схемой: обобщение информации о писателях-сказочниках, работа со схемой. | ||
| Зарубежные писатели-сказочники | | |||
/ \/ X/ \ | |||||
| |||||
Составление выставки книг на тему «Зарубежные писатели». Ролевая игра: выполнение роли экскурсовода по выставке книг писателей-сказочников (рассказывание о книгах изучаемой тематики) | |||||
11 | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) (2 часа) | Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка,тематические картотеки библиотеки. Книга учебная, | Экскурсия в библиотеку, ориентировка в пространстве школьной библиотеки, работа с тематическим каталогом. Беседа с библиотекарем на тему важности чтения для обучения и развития. Выбор книги с учётом рекомендательного списка, по тематическому каталогу в библиотеке. Сравнение книг по теме, автору, заголовку, ориентировка в содержании книги/учебника по оглавлению, аннотации, предисловию, условным обозначениям. Рассказ о прочитанной книге с использованием изученных понятий. |
Окончание табл.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1—4 классы
| | художественная, справочная | Составление списка прочитанных книг. Группировка книг по изученным разделам и темам. Поиск необходимой информации в словарях и справочниках об авторах изученных произведений. Рассказ о своих любимых книгах по предложенному алгоритму. Рекомендации по летнему чтению, оформление дневника читателя |
Резерв: 8 часов |
Последовательность тематических блоков и выделенное количество учебных часов (128 часов) на их изучение носят рекомендательный характер и могут быть скорректированы с учётом резервных уроков (8 часов) для обеспечения возможности реализации дифференциации содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся: на дополнительное включение в планирование тем, авторов, произведений, на рекомендации по организации самостоятельного чтения, на подготовку проектных заданий.
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
1 | О Родине и её истории (6 часов) | Любовь к Родине и её история — важные темы произведений литературы. Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и XX веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие | Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания произведений в этом разделе, установление мотива изучения. Восприятие на слух поэтических и прозаических произведений, понимание их фактического содержания и ответы на вопросы по содержанию текста, осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стране и земле — на примере произведений о Родине. Например, К. Д. Ушинский. «Наше отечество», Ф. Н. Глинка. «Москва», М. М. Пришвин. «Моя Родина», К. М. Симонов. «Родина» (произведение 1—2 авторов по выбору). Учебный диалог: обсуждение вопроса «С чего начинается Родина?», объяснение своей позиции, сравнение произведений, относящихся к одной теме, но разным жанрам. Работа с текстом произведения: анализ заголовка, определение темы, выделение главной мысли, осознание идеи текста, нахождение доказательства отражения мыслей и чувств автора. Упражнение в выразительном чтении, соблюдение интонационного рисунка (пауз, темпа, ритма, логических ударений) в соответствии с особенностями текста для передачи эмоционального настроя произведения. Наблюдение и рассматривание иллюстраций и репродукций картин, соотнесение их сюжета с соответствующими фрагментами текста: озаглавливание. Обсуждение вопросов, например: «Какие слова из произведения подходят для описания |
| | своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух:интонация, темп, ритм, логические ударения | картины?», «Какие слова могли бы стать названием картины?». Составление рассказа-описания по иллюстрации или картине: пейзажи А. А. Рылова, И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова (по выбору). Чтение наизусть стихотворения о Родине: С. А. Васильев. «Россия» (в сокращении), Т. В. Бокова. «Родина», Н. М. Рубцов. «Привет, Россия!» (отрывок), 3. Н. Александрова. «Родина» (по выбору). Составление выставки книг на тему Родины и её истории | ||
2 | Фольклор (устное народное творчество) (16 часов) | Расширение знаний о малых жанрах фольклора(пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь: образные слова, пословицы и поговорки, крыла- | Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения. «Чтение» информации, представленной в схематическом виде, объяснение значения слова «фольклор», обобщение представлений о жанрах фольклора малой формы, работа со схемой «Назовите жанры. Приведите примеры». | ||
| Фольклор | | |||
/ Ф Ф Ф Ф X | |||||
| |||||
Выразительное чтение (потешки, считалки, небылицы, скороговорки, пословицы, песни), используя интонацию, паузы, темп, ритм, логические ударения в соответствии с особенностями текста для передачи эмоционального настроя произведения. Беседа на тему: ценность произведений фольклора, их роль |
№ | Тема, раздел курса | Программное содержание | Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
| | тые выражения в устной речи. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России | и значение в современной жизни. Учебный диалог: обсуждение вопросов «Какие бывают загадки?», «Появляются ли загадки сейчас? Почему?», чтение загадок и их группировка по темам и видам. Работа в группе (совместная деятельность): сочинение загадок (по аналогии), проведение конкурса на лучшего знатока загадок. Задания на развитие речи: объяснение значения пословиц народов России, установление тем пословиц, сравнение пословиц на одну тему, упражнения на восстановление текста пословиц, соотнесение пословиц с текстом произведения (темой и главной мыслью), упражнения на обогащение речи образными словами, пословицами, оценка их значения в устной речи. Рассказ о В. И. Дале, знакомство с его книгами: выбор книг В. И. Даля, рассматривание их, чтение пословиц по определённой теме, составление высказывания о культурной значимости художественной литературы и фольклора с включением в собственную речь пословиц, крылатых выражений и других средств выразительности. Дифференцированное задание: подготовка сообщений о В. И. Дале, представление его сказок, написанных для детей |
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нрав- | Работа со схемой: «чтение» информации, представленной в схематическом виде, обобщение представлений о видах сказок, выполнение задания «Вспомните и назовите произведения». |
Продолжение табл.
| | ственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (например,картины В. М. Васнецова, иллюстрации Ю. А. Васнецова, И. Я. Билибина, В. М. Конашевич). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки | | | | ||||||
| Сказки | | |||||||||
| | J | | ||||||||
| Фольклорные | Литературные | |||||||||
| ф ф ф | | |||||||||
| Волшебные | Бытовые | О животных | | |||||||
Чтение вслух и про себя фольклорных произведений (народных сказок), определение мотива и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?», различение реальных и сказочных событий в народных произведениях, определение фольклорной основы литературной сказки. На примере сказок «Дочь-семилетка», «Самое дорогое» (сравнение со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»), «Про ленивую и радивую» (сравнение со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»), «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый волк», «Сивка-бурка», «Летучий корабль», «Морозко», «По щучьему веленью» (по выбору). Учебный диалог: осознание нравственно-этических норм: смелость, храбрость, доброта, трудолюбие, честность в народных и литературных (авторских) произведениях, нахождение особенностей сказок, определение их вида (бытовая, о животных, волшебная). Наблюдение за особенностями построения волшебной сказки (зачин, троекратные повторы, концовка), выделение смысловых частей сказки в соответствии с сюжетом, определение последовательности событий в произведении. Работа с текстом произведения: составление характеристики |