Файл: Родители или родственники школьников и студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Теневая экономика — это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов от государственных органов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью.

Частный сектор экономики — часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу.

Частный сектор экономики подразделяется на корпоративный, финансовый и индивидуальный секторы экономики.

 

Обратите внимание на:

     то, что в структуре распределительных отношений выделяются следующие уровни:

o  распределение орудий производства - предмет анализа рынков капитала;

o  распределение членов общества по родам производства - предмет анализа рынка труда;

o  распределение продукта - предметов потребления между - участниками производства - предмета анализа распределения доходов в обществе;

 

     то, что в экономической теории сложились два подхода к распределению доходов:

1)       функциональный, в соответствии с которым выделяется функциональное или факториальное, горизонтальное распределение - в зависимости от выполняемой каждым фактором производства функции в процессе производства: заработная плата - за работу, рента и процент - за ресурсы, находящиеся в чьей-то собственности, прибыль - предпринимательский доход;

2)       персональный - персональное (личное), вертикальное распределение доходов, т. е. распределение доходов среди домохозяйств;

 

     то, что механизм распределения доходов состоит из трех блоков.

 

Первый блок составляет функциональное распределение доходов. Такое распределение возможно только при условии формирования факторных рынков, устанавливающих цены факторов производства. Важнейшую роль в структуре факторных рынков играет рынок труда.

Второй блок - это социальное перераспределение. Оно обусловлено государственным вмешательством в процесс рыночного, социально индифферентного распределения доходов и осуществляется с помощью налогового и трансфертного механизмов.


Третий блок - распределение, обусловленное деятельностью групп с особыми интересами. Такое распределение связано с двумя предыдущими типами распределения доходов в обществе. Выделение такого способа распределения доходов обусловлено его специфической (промежуточной) экономической природой;

 

     то, что в рыночной экономике влияния государства на уровень доходов носит посреднический характер, поэтому большое значение имеет создание с помощью экономической по¬литики условий для повышения доходов населения;

     то, что можно выделить следующие способы распределения:

1)       марксистская трудовая теория стоимости: для рабочих - по стоимости рабочей силы, для капиталистов - по вложенному капиталу, при социализме распределение будет осуществляться по труду и через общественные фонды потребления;

2)       неоклассическая теория - по факторам производства;

3)       современная теория - интеграция всех способов распределения;

 

     то, что Концепция реформы распределения основывается на следующих исходных положениях:

1)       многообразию форм собственности, адекватному технологической неоднородности современного производства, соответствует многообразие форм и способов распределения доходов;

2)       эффективность обратного воздействия распределения на производство зависит от формируемых тем или иным способом распределения мотивов экономического поведения и, прежде всего, мотивов труда;

3)       генетической основой мотивации активного экономического поведения является диалектика труда и собственности;

4)       абстрактно-всеобщими направлениями реформирования системы распределения в обществах современной цивилизации являются обособление хозяйствования и индивидуализации присвоения;

 

     то, что Молодежь как наиболее перспективная социально-возрастная группа населения страны обладает рядом особенностей, которые можно свести к следующим характерным чертам:

o  в силу объективных причин российскую молодежь отличает недостаточное формирование ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ею ответственных решений;

o  молодежи присуще неполное включение в существующие социально-экономические отношения. Однако именно она в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником экономической инициативы в государстве;



o  молодежь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда совпадают с целями и интересами всего общества, особенно той части, которая представляется старшими поколениями;

 

     то, что Главными нерешенными вопросами по проблеме реализации государственной молодежной политики на региональном уровне являются:

o  незавершенность и недостаточная определенность процесса формирования самостоятельных структур по работе с молодежью на всех уровнях власти;

o  узковедомственный и отраслевой подход в работе с молодежью;

o  отсутствие общих подходов;

o  нескоординированность деятельности структур по работе с молодежью;

o  отсутствие государственных и региональных социальных нормативов и стандартов социальной поддержки молодежи.

 

Вопросы темы:

1.  Рыночный механизм распределения, регулирования и дифференциации доходов.

2.  Способы изменения дифференциации доходов.

3.  Исходные положения концепции реформы распределения.

4.  Государственная молодежная политика.

 

Теоретический материал по теме

 

Вопрос 1. Рыночный механизм распределения, регулирования и дифференциации доходов.

 

Начало рыночных реформ в России сопровождалось не только падением реального среднего уровня населения, но и нарастающими масштабами неравенства в их распределении. За годы реформ произошли кардинальные изменения в распределении доходов и национального богатства страны между различными слоями населения России. Появляется необходимость в «косвенном» регулировании хозяйственных отношений со стороны государства.

Хозяйственные отношения между людьми существуют столько, сколько существует человеческое общество. Однако здесь уже присутствовало определение суждения относительно способов и методов хозяйствования, таких как производство, распределение, обмен и потребление. Как и во всяком производственном отношении в распределении можно выделить материально вещественное содержание (распределение продукта) и социальную форму (отношения между людьми по поводу этого процесса). Распределение из натурально-вещественной формы продукта (натуральное хозяйство - распределяется между участниками производства) переходит в распределение стоимости от реализации продукта,
 т. е. распределение дохода.

Формирование и распределение доходов в условиях рынка строятся на том, что каждый собственник факторов производства получает свой доход в зависимости от спроса на предлагаемый ресурс и предложения этого ресурса на рынке. Собственники рабочей силы, участвующие в производственной деятельности, получают доходы в зависимости от качества и количества выполненной работы. Собственники средств, производства и денежного капитала получают доход в зависимости от величины собственности в денежном выражении и условий ее реализации. Эти формы доходов представляют собой прибыль и процент. Владелец получает доход в форме арендной платы за предоставляемую арендатору землю для соответствующего использования. В основе распределения доходов в рыночной экономике лежит распределение, диктуемое собственностью на средства производства и рабочую силу.

В условиях товарного производства материально-вещественное распределение продукта остается материальной основой распределения, но начинает носить внутрипроизводственный характер. В структуре распределительных отношений выделяются следующие уровни:

     распределение орудий производства - предмет анализа рынков капитала;

     распределение членов общества по родам производства - предмет анализа рынка труда;

     распределение продукта - предметов потребления между - участниками производства - предмета анализа распределения доходов в обществе.

 

Формирование и распределение доходов в рыночной экономике происходит при непосредственном участии государства, которое практически во всех экономически развитых странах осуществляет государственное регулирование этими процессами.

В экономической теории сложились два подхода к распределению доходов:

1.  Функциональный, в соответствии с которым выделяется функциональное или факториальное, горизонтальное распределение - в зависимости от выполняемой каждым фактором производства функции в процессе производства: заработная плата - за работу, рента и процент - за ресурсы, находящиеся в чьей-то собственности, прибыль - предпринимательский доход.

2.  Персональный - персональное (личное), вертикальное распределение доходов, т. е. распределение доходов среди домохозяйств.

 

Функциональное распределение характеризует распределение между факторами производства, прежде всего, между трудом и капиталом. Под доходами каждого фактора понимается доля его участия в производственном продукте и произведенной прибыли. Для оценки уровня и динамики получаемого дохода используются показатели номинального и реального дохода. Номинальный доход - это количество денег, полученное в определенный период отдельным лицом. Если из этого дохода вычесть налоги и обязательные платежи, то мы получим располагаемый доход, который будет использован на потребление и накопление.


Роль распределения в экономической системе определяется выполняемыми распределением функциями:

1.  первичное распределение (на основе собственности);

2.  вторичное распределение (государство может воздействовать на характер распределения доходов в экономике двумя основными способами:

     во-первых, путем косвенного регулирования экономики. Примеры подобного регулирования очень разнообразны. К ним относятся, например, гарантирование цен сельскохозяйственным производителям, законодательство о минимальных ставках заработной платы, налоговые мероприятия (введение прогрессивного подоходного налога с целью изменить распределение доходов в пользу бедных слоев населения). Однако, как отмечают многие исследователи, подобные методы регулирования имеют ограниченное влияние на размеры доходов различных социальных групп;

     во-вторых, с помощью трансфертных платежей пенсий, пособий, стипендий и других форм выплат, выплачиваемых за счет государства. Специфика данной формы регулирования состоит в том, что трансфертные платежи являются нерыночными доходами. Они предназначены тем социальным группам, которые полностью или частично исключены из рыночного механизма распределения доходов. Следовательно, их наличие не корректирует, а дополняет работу рыночной системы;

 

3.  перераспределение (осуществляется с помощью государства, фондов, финансовых институтов). Содержание перераспределительной функции государства заключается в изменении тех пропорций распределения доходов и богатства в обществе, которые складываются в рамках рыночной системы, в целях достижения социальной справедливости. Конкуренция в условиях свободной рыночной экономики представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на ее основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем это желательно для общества. Чрезмерное имущественное расслоение населения может порождать социальные конфликты и, как следствие, несет угрозу для стабильного развития страны.

 

Практически любое вмешательство государства в экономику оказывает влияние на благосостояние граждан. Например, ограничение или поддержка определенных видов хозяйственной деятельности, введение налогов или расширение бюджетных расходов приводят к тому, что доходы одних категорий населения растут, а других - снижаются. Перераспределение доходов далеко не всегда является целенаправленным и может быть вызвано применением мер, преследующих совсем иные задачи.