Файл: Отчет по производственной практике преддипломная практика 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 470

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результаты исследования показали, что на основе семибалльной рейтинговой шкалы уровень удовлетворенности сотрудников ведущими факторами профессиональной деятельности - средний (4,4), что позволяет говорить о нормальном ходе адаптационного процесса в целом. Однако в таблице показано, что материальные и организационные условия являются дисадаптивными факторами. Остальные факторы (профессия, место работы, занимаемая должность) оцениваются как положительные.

Кроме того, изучалось также влияние личных и профессиональных способностей в выполняемой работе. (см. табл. 9).

Таблица 9

Соответствие выполняемой работы личностному и профессиональному потенциалу % от общего количества опрошенных)



Параметр

%

1.

работа вполне соответствует потенциалу

29

2.

потенциал выше выполняемой работы

64,5

3.

профессиональные требования выше потенциала

0

4.

затрудняюсь ответить

6,5

Результаты показали, что около трети сотрудников считают, что их потенциал вполне соответствует выполняемой работе, и почти две трети оценили свой потенциал выше уровня выполняемой работы. Это позволяет сделать вывод, что сотрудники имеют потребность в профессиональном совершенствовании и психологически готовы к повышению профессиональной подготовки. Этот вывод подтверждается рядом других показателей (см. табл. 10).

Таблица 10

Профессиональные трудности (в % от общего количества опрошенных)



Трудности в профессиональной деятельности

%

1.

недостаток профессионального опыта

16,1

2.

психологическая неготовность к работе

0

3.

неопределенность должностного статуса

29

4.

проблемы в служебных взаимоотношениях

3,2

5.

необходимость переучиваться

16

6.

отсутствие необходимых профессиональных знаний и навыков

22,6


Наиболее значимыми проблемами для сотрудников являются неопределенность статуса работы (29%), отсутствие необходимых профессиональных знаний и опыта (22,6%), а также отсутствие профессионального опыта и необходимости переучиваться (по 16%). Социально-психологический фактор, как вертикальный, так и горизонтальный, является скорее положительным, чем негативным фактором, влияющим на адаптацию (см. табл. 11).

Таблица 11

Внутригрупповые взаимоотношения (в % от общего количество опрошенных)



Параметры внутригрупповых отношений

%

1.

удовлетворенность отношениями в коллективе

96,8

2.

оценка сплоченности коллектива

90,3

3.

соответствие личных и групповых ценностей

67,7

4.

оценка отношений с руководителем

83,9

5.

удовлетворенность своим статусом в группе

80,6

В процессе психологической адаптации работника ООО «РЕГРАД» к условиям профессиональной деятельности можно выделить следующие этапы:

  • начальный (до 6-9 месяцев), характеризующийся активным поиском и обработкой информации, связанной с ориентацией работника в новой среде;

  • критический (до 1 года), который может характеризоваться сильнейшими внутриличностными и межличностными конфликтами, связанными с несоответствием системы ожиданий работника о предстоящей

деятельности и реальной действительности. В этот период наиболее значимой является эмоциональная реакция, возникновение стрессовых дезадаптирующих состояний. Этот период приводит либо к полному увольнению сотрудника и

его неспособности продолжать работу, либо к этапу стабилизации, когда с помощью объективных и субъективных факторов сотрудник преодолевает негативные тенденции второго этапа;

  • стабилизация (от 1 до 3 лет), когда формируется мотивационно- ценностная система регулирования профессиональной деятельности, развивается стабильное отношение работника к службе, становятся очевидными цели его практической деятельности, уравновешиваются системы субъективных ожиданий и реальных достижений.

В этой связи был проведен сравнительный анализ уровней и адаптационных факторов сотрудников с различным опытом.

Выделялись три группы сотрудников со стажем до 1 года, 1-2 года и более 3 лет. Исследование выявило ряд существенных различий в психологии сотрудников с разным опытом, что подтверждает предположение о трёх этапах в социально-психологической адаптации (см. табл. 12).

Таблица 12

Факторы адаптированности сотрудников с разным стажем работы (в % от общего количества опрошенных)

Стаж работы

Рейтинг профессиональных трудностей (%)

Соответствие работы личностному и

профессиональному потенциалу (%)

менее 1

года

Отсутствие необходимых профессиональных знаний и опыта - 42,8

Недостаток профессионального опыта - 28,6

Неопределенность должностного статуса - 14,3

Работа соответствует

потенциалу - 71,4

Потенциал выше той работы, которую приходится выполнять - 42,9

1 - 2

года

Необходимость переучиваться - 25

Отсутствие необходимых профессиональных знаний и навыков- 25

Недостаток опыта - 25

Неопределенность должностного статуса - 12,5

Потенциал выше той работы, которую приходится выполнять - 75

Потенциал соответствует работе - 12,5

Более 3 лет

Неопределенность должностного статуса - 38,5

Отсутствие необходимых знаний и навыков - 30,8

Необходимость переучиваться - 23,1

Недостаток опыта - 7,7

Потенциал выше выполняемой работы - 76,9

Потенциал соответствует работе - 23,1


Рейтинги профессиональных трудностей для сотрудников, имеющих менее 1 года стажа и более 3 лет стажа, существенно различаются: для первых главная проблема - отсутствие профессиональных знаний и опыта, для вторых - неопределенность официального статуса. Сотрудники с 1-2-летним стажем составляют переходную группу от нескорректированной к адаптированной, поэтому структура их профессиональных трудностей имеет размытую структуру. Субъективные оценки степени соответствия работников своему личному и профессиональному потенциалу существенно различаются.

Большинство сотрудников с опытом менее 1 года считают, что работа полностью соответствует их потенциалу (71,4%). Сотрудники с более чем 3- летним стажем имеют противоположное мнение. Этот эмпирический факт позволяет предположить, что многолетняя работа в ООО «РЕГРАД» (особенно в подразделениях с экстремальными условиями деятельности) значительно повышает самооценку работников, что выражается, в частности, в субъективном ощущении высокого личного и профессионального потенциала. Этот факт также свидетельствует о том, что к третьему году работы сотрудники достигли высокого уровня адаптации.

О нескольких этапах адаптации персонала свидетельствуют также различия в ценностных ориентациях и личностных качествах, которые сотрудники считают наиболее важными для обеспечения надежности боевых заданий в экстремальных условиях эксплуатации.

Материальное благополучие и хорошая семья являются основными ценностями, актуальными для большинства людей, поэтому они занимают лидирующие места в рейтингах сотрудников по всем обследованным группам. Однако надо помнить, что трудности с реализацией ценности материального благополучия (недостаток) - это дезадаптирующий социально-психологический фактор для работника. Эта потребность может дестабилизировать ценностно- мотивационную структуру личности работника и, следовательно, сделать его уязвимым для психологического давления со стороны криминальных структур.


Таблица 13

Ценностные ориентации и профессионально важные качества сотрудников % от общего количества опрошенных)

Стаж работы

Рейтинг ценностей (%)

Рейтинг наиболее важных качеств в условиях экстремальной деятельности (%)

менее 1

года

1.-Материальное благополучие -57,4

-Реализация своих способностей - 57,4

- Достижение успехов в работе - 57,4

2.Хорошая семья - 42,8

3.- Одобрение со стороны членов коллектива - 28,6

- Здоровье - 28,6

1.Профессионализм - 85,7

2.Дисциплинированность - 71,4

3. Нестандартность решений - 42,8

4.Чувство ответственности и долга - 28,6

-Самостоятельность исполнения решений и операций - 28,6

1 - 2 года

1.Материальное благополучие - 87,5

2.Хорошая семья - 50

3.Повышение образовательного и

профессионального уровня - 37,5

1.Профессионализм - 87,5 2.Дисциплинированность-50

3. Коллективизм - 50

4. Чувство ответственности и долга

- 37,5

Более 3

лет

1.Хорошая семья - 76,9

2.Метариальное благополучие - 61,5

3.Здоровье - 46,1

- Повышение образовательного и профессионального уровня- 46,1

4.Интересная работа - 38,5

1.Профессионализм - 92,3

2.Чувство ответственности и долга - 69,3

3.Дисциплинированность-53,8

4.Коллективизм - 30,8