Файл: Отчет по производственной практике преддипломная практика 7.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 470
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты исследования показали, что на основе семибалльной рейтинговой шкалы уровень удовлетворенности сотрудников ведущими факторами профессиональной деятельности - средний (4,4), что позволяет говорить о нормальном ходе адаптационного процесса в целом. Однако в таблице показано, что материальные и организационные условия являются дисадаптивными факторами. Остальные факторы (профессия, место работы, занимаемая должность) оцениваются как положительные.
Кроме того, изучалось также влияние личных и профессиональных способностей в выполняемой работе. (см. табл. 9).
Таблица 9
Соответствие выполняемой работы личностному и профессиональному потенциалу (в % от общего количества опрошенных)
№ | Параметр | % |
1. | работа вполне соответствует потенциалу | 29 |
2. | потенциал выше выполняемой работы | 64,5 |
3. | профессиональные требования выше потенциала | 0 |
4. | затрудняюсь ответить | 6,5 |
Результаты показали, что около трети сотрудников считают, что их потенциал вполне соответствует выполняемой работе, и почти две трети оценили свой потенциал выше уровня выполняемой работы. Это позволяет сделать вывод, что сотрудники имеют потребность в профессиональном совершенствовании и психологически готовы к повышению профессиональной подготовки. Этот вывод подтверждается рядом других показателей (см. табл. 10).
Таблица 10
Профессиональные трудности (в % от общего количества опрошенных)
№ | Трудности в профессиональной деятельности | % |
1. | недостаток профессионального опыта | 16,1 |
2. | психологическая неготовность к работе | 0 |
3. | неопределенность должностного статуса | 29 |
4. | проблемы в служебных взаимоотношениях | 3,2 |
5. | необходимость переучиваться | 16 |
6. | отсутствие необходимых профессиональных знаний и навыков | 22,6 |
Наиболее значимыми проблемами для сотрудников являются неопределенность статуса работы (29%), отсутствие необходимых профессиональных знаний и опыта (22,6%), а также отсутствие профессионального опыта и необходимости переучиваться (по 16%). Социально-психологический фактор, как вертикальный, так и горизонтальный, является скорее положительным, чем негативным фактором, влияющим на адаптацию (см. табл. 11).
Таблица 11
Внутригрупповые взаимоотношения (в % от общего количество опрошенных)
№ | Параметры внутригрупповых отношений | % |
1. | удовлетворенность отношениями в коллективе | 96,8 |
2. | оценка сплоченности коллектива | 90,3 |
3. | соответствие личных и групповых ценностей | 67,7 |
4. | оценка отношений с руководителем | 83,9 |
5. | удовлетворенность своим статусом в группе | 80,6 |
В процессе психологической адаптации работника ООО «РЕГРАД» к условиям профессиональной деятельности можно выделить следующие этапы:
-
начальный (до 6-9 месяцев), характеризующийся активным поиском и обработкой информации, связанной с ориентацией работника в новой среде; -
критический (до 1 года), который может характеризоваться сильнейшими внутриличностными и межличностными конфликтами, связанными с несоответствием системы ожиданий работника о предстоящей
деятельности и реальной действительности. В этот период наиболее значимой является эмоциональная реакция, возникновение стрессовых дезадаптирующих состояний. Этот период приводит либо к полному увольнению сотрудника и
его неспособности продолжать работу, либо к этапу стабилизации, когда с помощью объективных и субъективных факторов сотрудник преодолевает негативные тенденции второго этапа;
-
стабилизация (от 1 до 3 лет), когда формируется мотивационно- ценностная система регулирования профессиональной деятельности, развивается стабильное отношение работника к службе, становятся очевидными цели его практической деятельности, уравновешиваются системы субъективных ожиданий и реальных достижений.
В этой связи был проведен сравнительный анализ уровней и адаптационных факторов сотрудников с различным опытом.
Выделялись три группы сотрудников со стажем до 1 года, 1-2 года и более 3 лет. Исследование выявило ряд существенных различий в психологии сотрудников с разным опытом, что подтверждает предположение о трёх этапах в социально-психологической адаптации (см. табл. 12).
Таблица 12
Факторы адаптированности сотрудников с разным стажем работы (в % от общего количества опрошенных)
Стаж работы | Рейтинг профессиональных трудностей (%) | Соответствие работы личностному и профессиональному потенциалу (%) |
менее 1 года | Отсутствие необходимых профессиональных знаний и опыта - 42,8 Недостаток профессионального опыта - 28,6 Неопределенность должностного статуса - 14,3 | Работа соответствует потенциалу - 71,4 Потенциал выше той работы, которую приходится выполнять - 42,9 |
1 - 2 года | Необходимость переучиваться - 25 Отсутствие необходимых профессиональных знаний и навыков- 25 Недостаток опыта - 25 Неопределенность должностного статуса - 12,5 | Потенциал выше той работы, которую приходится выполнять - 75 Потенциал соответствует работе - 12,5 |
Более 3 лет | Неопределенность должностного статуса - 38,5 Отсутствие необходимых знаний и навыков - 30,8 Необходимость переучиваться - 23,1 Недостаток опыта - 7,7 | Потенциал выше выполняемой работы - 76,9 Потенциал соответствует работе - 23,1 |
Рейтинги профессиональных трудностей для сотрудников, имеющих менее 1 года стажа и более 3 лет стажа, существенно различаются: для первых главная проблема - отсутствие профессиональных знаний и опыта, для вторых - неопределенность официального статуса. Сотрудники с 1-2-летним стажем составляют переходную группу от нескорректированной к адаптированной, поэтому структура их профессиональных трудностей имеет размытую структуру. Субъективные оценки степени соответствия работников своему личному и профессиональному потенциалу существенно различаются.
Большинство сотрудников с опытом менее 1 года считают, что работа полностью соответствует их потенциалу (71,4%). Сотрудники с более чем 3- летним стажем имеют противоположное мнение. Этот эмпирический факт позволяет предположить, что многолетняя работа в ООО «РЕГРАД» (особенно в подразделениях с экстремальными условиями деятельности) значительно повышает самооценку работников, что выражается, в частности, в субъективном ощущении высокого личного и профессионального потенциала. Этот факт также свидетельствует о том, что к третьему году работы сотрудники достигли высокого уровня адаптации.
О нескольких этапах адаптации персонала свидетельствуют также различия в ценностных ориентациях и личностных качествах, которые сотрудники считают наиболее важными для обеспечения надежности боевых заданий в экстремальных условиях эксплуатации.
Материальное благополучие и хорошая семья являются основными ценностями, актуальными для большинства людей, поэтому они занимают лидирующие места в рейтингах сотрудников по всем обследованным группам. Однако надо помнить, что трудности с реализацией ценности материального благополучия (недостаток) - это дезадаптирующий социально-психологический фактор для работника. Эта потребность может дестабилизировать ценностно- мотивационную структуру личности работника и, следовательно, сделать его уязвимым для психологического давления со стороны криминальных структур.
Таблица 13
Ценностные ориентации и профессионально важные качества сотрудников (в % от общего количества опрошенных)
Стаж работы | Рейтинг ценностей (%) | Рейтинг наиболее важных качеств в условиях экстремальной деятельности (%) |
менее 1 года | 1.-Материальное благополучие -57,4 -Реализация своих способностей - 57,4 - Достижение успехов в работе - 57,4 2.Хорошая семья - 42,8 3.- Одобрение со стороны членов коллектива - 28,6 - Здоровье - 28,6 | 1.Профессионализм - 85,7 2.Дисциплинированность - 71,4 3. Нестандартность решений - 42,8 4.Чувство ответственности и долга - 28,6 -Самостоятельность исполнения решений и операций - 28,6 |
1 - 2 года | 1.Материальное благополучие - 87,5 2.Хорошая семья - 50 3.Повышение образовательного и профессионального уровня - 37,5 | 1.Профессионализм - 87,5 2.Дисциплинированность-50 3. Коллективизм - 50 4. Чувство ответственности и долга - 37,5 |
Более 3 лет | 1.Хорошая семья - 76,9 2.Метариальное благополучие - 61,5 3.Здоровье - 46,1 - Повышение образовательного и профессионального уровня- 46,1 4.Интересная работа - 38,5 | 1.Профессионализм - 92,3 2.Чувство ответственности и долга - 69,3 3.Дисциплинированность-53,8 4.Коллективизм - 30,8 |