Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 804
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
62
Заражение определяется в психологии как бессознательная, не- вольная подверженность индивида определенным психическим со- стояниям. Оно проявляется не осознанным принятием какой-либо ин- формации или образцов поведения, а путем передачи определенного эмоционального состояния.
Внушение представляет собой особый вид эмоционально- волевого целенаправленного, неаргументированного воздействия од- ного человека на другого или группу людей.
Подражание – такой способ воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит воспроизводство индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
Идентификация рассматривается как отождествление индивида с другим человеком, в результате чего происходит воспроизводство поведения, мыслей и чувств другого лица [6].
Следует отметить, что все эти социально-психологические ме- ханизмы лишь в относительной степени можно отнести к неосозна- ваемым, поскольку осознание этих способов воздействия взрослым человеком в той или иной мере все-таки происходит. В чистом виде неосознаваемые механизмы могут быть представлены лишь у детей, когда рациональный компонент, сознание, самосознание еще не сфор- мированы, и в силу этого ребенок не способен осознать и выработать оценочное отношение к групповым нормам и предписаниям, а также к тем видам социально-психологических воздействий, которые он испы- тывает со стороны ближайшего окружения. Как в свое время указывал
Б. М. Бехтерев, условиями, благодаря которым становится возможным действие неосознаваемых социально-психологических механизмов на личность, являются «эффект доверия» к лицу, оказывающему вну- шающие воздействия либо вызывающему желание подражать, стрем- ление идентифицироваться с ним, положительная эмоциональная ок- раска, которой характеризуется отношение индивида к этому лицу, а также снижение самокритичности, повышенная внушаемость индиви- да [13].
По мере роста и формирования сознания и самосознания у ин- дивида начинает складываться довольно четкое оценочное, избира- тельное отношение к окружению, его нормам и ценностям, ролевым предписаниям.
В условиях группового общения эта избирательность к нормам и ценностям своего окружения находит проявление в таких социально- психологических феноменах, одновременно выполняющих функции механизмов социализации, как референтная группа, престиж, автори- тет, популярность.
63
Особое место среди этих социально-психологических механиз- мов отводится референтной группе. Среди ближайшего окружения, в котором протекает жизнедеятельность индивида, лишь отдельные группы и лица для индивида приобретают особую значимость при оценке его поступков, при выборе его социально-нравственных ориен- тации. Такие группы, на которые индивид ориентируется в своем по- ведении, норм и ценностей которых придерживается, получили назва- ние референтных групп. Как известно, референтные группы делятся на условные и реальные, сравнительные, нормативные, престижные.
Понятие референтной группы было впервые введено Г. Хайма- ном, затем нашло свое развитие в работах Г. Келли, Т. Шибутани,
Т. Кемпера, Х. Линдерна и других американских авторов. Понятие референтной группы широко применяется и в работах отечественных социальных психологов Г. М. Андреевой, И. С. Кона, E. С. Кузьмина,
А, В. Петровского [79].
В процессе социализации референтная группа выполняет как бы функции перцептивного фильтра, отбирающего из социальных норм и ценностей наиболее значимые для индивида, которые он готов разде- лить и которые, в конечном счете, превращаются в его собственные. И в этом смысле референтная группа выступает как весьма действенный механизм социализации, особенно в подростковом возрасте, о чем мы будем ниже говорить.
Важную роль в интериоризации, усвоении индивидом группо- вых норм и ценностей играют такие социально-психологические явле- ния, как авторитет, популярность, престиж.
Под авторитетом понимают степень влияния, оказываемого от- дельными лицами в той или иной отрасли знания или сфере занятости.
Авторитет как механизм социализации проявляется, прежде всего, в сфере «человек – деятельность», в накоплении опыта, профессиональ- ных знаний, умений, навыков, ибо в этой сфере наибольшее влияние способны оказать именно авторитетные люди.
Особое место как механизм социализации занимает престиж. Он выступает как групповое оценочное явление, совокупность внешних оценок одобрения, которыми с позиции групповых норм и критериев оцениваются различные социальные явления.
Специфическим проявлением престижа как механизма социали- зации является то, что наряду с самооценкой он участвует в формиро- вании уровня притязаний личности, тех целей и задач, которые лич- ность перед собой выдвигает под влиянием своего окружения.
Популярность также складывается как групповое оценочное яв- ление и также формируется как совокупность внешних оценок одобре-
64 ния, но в отличие от престижа проявляет себя не в сфере притязаний личности, а в области формирования общественных вкусов, ценностей, предписаний, то есть, прежде всего, при формировании групповых регуляторов. Популярность некоего певца, спортсмена, актера необя- зательно влечет за собой потребность в достижении уровня его соци- альных успехов, но определенным образом проявляет себя в общепри- нятой моде, вкусах, ценностях и, таким образом, через групповые предписания также отражается на процессе социализации отдельной личности.
Особое место среди механизмов социализации занимают груп- повые ожидания, так называемые групповые экспектации, направлен- ные на индивида со стороны его окружения.
Эти групповые экспектации могут выступать как в виде роле- вых предписаний, так и в виде оценочных стереотипов, проявляющих- ся в социальной перцепции людей.
Личность в процессе социализации наряду со знаниями, норма- ми и ценностями усваивает и многочисленные как межличностные, так и конституциональные, профессиональные, социальные роли. Приня- тие и усвоение ролей происходит как под влиянием санкций поощре- ния и наказания, одобрения и осуждения, применяемых в обществе, так и под влиянием экспектаций, ролевых предписаний и ожиданий, направленных на индивида со стороны его окружения. Особенно большое значение социальные экспектации имеют при освоении меж- личностных социальных ролей (отец, мать, муж, жена, друг, сын, дочь, сосед и т.д.), где практически отсутствуют официально действующие санкции, призванные способствовать усвоению этих ролей.
Как показывают исследования А. А. Бодалева, групповые экс- пектации в сфере социальной перцепции складываются на основе сте- реотипизации, когда новые впечатления об объекте восприятия обоб- щаются благодаря сходству с прежними знаниями. Таким образом, возникают национальные, профессиональные стереотипы восприятия, связанные с восприятием определенных черт лица, фигуры, одежды, поведения [15]. Эти оценочные стереотипы могут играть роль группо- вых ожиданий, экспектаций и, таким образом, «вгоняют» индивида в определенный поведенческий образец. Такую неблаговидную роль, в частности, может играть стереотип «трудный подросток», сформиро- ванный в школе по отношению к отдельным учащимся, и который, благодаря законам социальной перцепции, закрепляет за учащимися определенный поведенческий стереотип.
Все эти социально-психологические механизмы имеют двойст- венную природу. С одной стороны, они, являясь продуктом коллек-
65 тивных оценочных явлений, определенным образом проявляют себя в групповых нормах и ценностях, а с другой – как реально существую- щие социально-психологические явления в той или иной мере отра- жаются в сознании индивида, формируя его собственные ценностно- нормативные представления и ориентации.
Как мы уже говорили, социализация индивида осуществляется в процессе его активного взаимодействия со средой, в процессе воспро- изводства индивидом тех общественных связей, которыми он овладе- вает и которые усваивает.
Отсюда необходимо наряду с общесоциальными детерминанта- ми, институтами, механизмами социализации рассматривать и спосо- бы социализации, то есть те виды активного взаимодействия со сре- дой, посредством которых индивид включается в систему обществен- ных отношений и усваивает социальный опыт, интериоризует, усваи- вает социальные нормы и ценности своего окружения. В общей и воз- растной психологии способы социализации раскрыты в таком близком ей понятии, как «ведущая деятельность», в котором нашел свое выра- жение принцип деятельностного подхода к рассмотрению психическо- го развития ребенка.
По определению А. Н. Леонтьева, «ведущая деятельность» – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие из- менения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития [56].
В понятии «ведущая деятельность» отражены как те качествен- ные изменения, которые происходят под ее влиянием в психике и лич- ности ребенка, так и тот факт, что содержание самой ведущей деятель- ности также обусловливается возрастными психологическими особен- ностями ребенка.
Выделение ведущей деятельности отнюдь не означает игнори- рования других видов деятельности, в которые также включен инди- вид. Однако, тем не менее, именно этот вид деятельности играет наи- более важную роль в психическом развитии на данном возрастном этапе, опосредствуя отношения индивида со своим ближайшим окру- жением.
Роль ведущей деятельности в усвоении индивидом социального опыта весьма полифункциональна. Она служит основой для развития высших психических функций человека, для усвоения необходимых для будущей профессиональной деятельности знаний и навыков, а также определяет, опосредствует характер взаимоотношений индивида со своим окружением и, прежде всего, с тем, которое выступает в ка- честве ведущего института социализации на данном этапе.
66
Вот эти деятельностно-опосредствованные отношения, на что справедливо указывал А. В. Петровский [80], и являются тем актив- ным функционально-динамическим звеном, которое выступает в каче- стве способа социализации, обусловливающего перевод системы внешней регуляции, групповых норм и ценностей во внутренние пове- денческие регуляторы. Таким образом, характеристика функциональ- ной стороны процесса социализации предполагает рассмотрение раз- личных социально-психологических факторов, обусловливающих процесс усвоения индивидом социального опыта, и, прежде всего, процесс формирования системы внутренней регуляции общественного поведения индивида.
Прежде всего, это различного рода группы, составляющие бли- жайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных групповых норм и ценностей, что составляет систему внешней поведенческой регуляции. Эти группы получили название институтов социализации.
Далее, это социально-психологические воздействия среды, иг- рающие роль механизмов социализации и непосредственно способст- вующие интериоризации внешних групповых норм и ценностей. И, наконец, это способы социализации, то есть виды активного взаимо- действия индивида со средой, выражающиеся в форме деятельностно- опосредствованных, формирующихся на основе ведущей деятельности взаимоотношений индивида со своим ближайшим окружением, высту- пающим в качестве ведущего института социализации.
Очевидно, что нарушения процесса социализации, приводящие к различным отклонениям в поведении и сознании индивида, могут происходить за счет различных дефектов, возникающих в любом из перечисленных звеньев в цепи этих социально-психологических де- терминант. Очевидно также и то, что как содержательная, так и функ- циональная сторона социализации, включая институты, механизмы, способы социализации, на разных возрастных этапах представлены по- разному, так и для управления процессом социального развития инди- вида необходимо знать возрастные особенности усвоения социального опыта, и в первую очередь в наиболее опасный кризисный переходный период от детства к взрослости, на рубеже подросткового и юношеско- го возраста.
67
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 21
Нарушения социализации.
Прямые и косвенные десоциализирующие влияния
Социализация индивида, усвоение им социального опыта про- ходит по мере все более активного включения в многоплановые и раз- носторонние общественные отношения, по мере расширения его мно- гообразных связей с окружающим миром. Показателем социальной зрелости личности служит ее готовность быть активным, сознатель- ным, полноценным членом общества, выполняющим многочисленные профессиональные, общественные, внутрисемейные, товарищеские и другие функции и обязанности. Социально зрелая личность способна не только успешно адаптироваться к своей среде, но и активно влиять на нее, перестраивая свое окружение в соответствии со своими убеж- дениями, принципами и ценностными ориентациями.
Однако, вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств, могут возникнуть различные нарушения процесса социализации, выражаю- щиеся в социальной дезадаптации индивида, то есть неадекватности его поведения нормам, требованиям той системы общественных отно- шений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления. Нарушения социализации могут принимать разные формы и обусловливаться различными причинами. Скажем, инфантильность, социальная незрелость, возникающие в результате
«тепличных условий» воспитания, преднамеренного ограждения под- ростка, юноши от всяких обязанностей, от самостоятельных усилий по достижению каких-либо жизненных целей и т. д. Либо социальная де- задаптация, проявляющаяся в различных социальных отклонениях корыстного, агрессивного, социально-пассивного типа как на докри- миногенном уровне, когда происходят нарушения норм морали, так и на криминогенном уровне, выражающемся в преступных, уголовно- наказуемых действиях.
Г. М. Миньковский выделяет четыре типа несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от степени выраженности преступ- ной направленности.
-
Несовершеннолетние с преступной направленностью (10-
15%). Для них характерны примитивные, низменные потребности, аг- рессивность, жестокость, склонность к пустому времяпрепровожде- нию, азартным играм, уголовному фольклору. Они проявляют настой- чивость, активность в преступлениях, зачастую выступают организа- торами.
-
Отрицательная направленность личности (30-40%). Эта категория подростков характеризуется привычкой к бесцельному вре- мяпрепровождению, склонностью к выпивкам. Преступление они со-