Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 801

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

51 ностью до форменной одержимости ее действительными или мнимы- ми дефектами. В первом случае озабоченность внешностью проявля- ется лишь в определенных ситуациях. Например, юноша, лицо которо- го покрыто угрями, избегает общества девочек, но свободно чувствует себя в мальчишеской компании. Очень худой подросток избегает пля- жей, бассейнов и других мест, где нужно раздеваться, но в остальное время забывает о своей худобе. Такие дисморфомании поддаются пси- хотерапии, а с возрастом вообще сглаживаются.
Но иногда недовольство собственным телом достигает уровня настоящего паранойяльного бреда, заслоняющего все остальное; под- росток становится угрюмым, несчастным и озлобленным. Поскольку причины этих переживаний обычно скрываются, о них можно только догадываться. Например, если юноша в отсутствие посторонних часто и подолгу подозрительно рассматривает себя в зеркале («симптом зер- кала»), или упорно не желает фотографироваться, или стремится с по- мощью косметических операций «исправить нос» или «вырезать жир из ягодиц», то, конечно, нужна консультация психотерапевта.
Другая специфически подростковая болезнь – синдром фило- софской, или метафизической, интоксикации. Мы видели, что интерес к глобальным проблемам бытия – нормальное и вполне положительное свойство юношеского интеллекта. Но у некоторых подростков эта чер- та гипертрофируется и принимает уродливые, непродуктивные формы.
Изобретая всеобщие законы мироздания и планы переустройства мира, такие юноши совершенно не воспринимают критики в адрес своих идей и не могут связно и последовательно их изложить. Часто их вле- чет к «таинственным» проблемам – парапсихологии, оккультизму, контактам с внеземными цивилизациями и т. д. Непродуктивность во- ображения в сочетании со сверхценными идеями – возможный при- знак вялотекущей шизофрении.
В отличие от созерцательной, философской интоксикации, син- дром патологических увлечений проявляется в деятельности. Патоло- гические хобби отличаются от нормальных подростковых увлечений, по мнению А. Е. Личко, тремя признаками:
- крайней интенсивностью – во имя одного какого-то увлече- ния забрасывается все остальное, порой даже совершаются правона- рушения;
- необычностью и вычурностью; предмет таких увлечений выглядит странным, малопонятным;
- непродуктивностью, работой вхолостую; подросток уверя- ет, к примеру, что занимается планированием городов, вычерчивает сотни примитивных схем, а о реальном планировании городов ничего


52 не читал и читать не хочет; однако и здесь спешить с психиатрически- ми ярлыками не следует.
Поскольку все подростковые проблемы так или иначе связаны со школой, психиатры говорят о так называемых школьных неврозах или фобиях: упорном нежелании посещать школу, связанном, в част- ности, с неуспеваемостью, и т. п. Но, как справедливо замечает
М. И. Буянов (1986), у школьников практически не бывает выражен- ных неврозов, которые не проявлялись бы в школе или не были связа- ны с ее посещением. Тем не менее, они не имеют единой этиологии, и нужно тщательно разбираться, что именно травмирует подростка: пло- хая успеваемость или конфликт с учителями или напряженные отно- шения с одноклассниками, и зависит ли это главным образом от соци- альной ситуации или же от индивидуальных особенностей старше- классника.
Трудность распознания юношеской психопатологии состоит в том, что девиантное поведение большей частью лишь гипертрофирует черты, свойственные нормальным ребятам этого возраста. Это в осо- бенности касается акцентуаций характера.
Трудность распознания юношеской психопатологии состоит в том, что девиантное поведение большей частью лишь гипертрофирует черты, свойственные нормальным ребятам этого возраста. Это в осо- бенности касается акцентуаций характера.
Описания разных типов акцентуации в психиатрической лите- ратуре выглядит обманчиво простым: гипертимный подросток отлича- ется повышенной активностью, оптимизмом, общительностью, частой сменой увлечений; шизоидный – замкнутостью и некоммуникабельно- стью; астено-невротический – повышенной утомляемостью, раздражи- тельностью и склонностью к ипохондрии; сензитивный – чрезмерной впечатлительностью и чувством собственной неполноценности; эпи- лептоидный – эмоциональной взрывчатостью, склонностью к перио- дам тоскливо-злобного настроения, когда нужен объект, на котором можно сорвать зло; истероидный – крайним эгоцентризмом, ненасыт- ной жаждой постоянного внимания к своей особе; конформный – не- самостоятельностью, постоянной оглядкой на других, зависимостью от микросреды и т. д.
Увлекающийся словесными оценками учитель легко разнесет по этим полочкам всех своих учеников. Между тем хороший психиатр ставит диагноз на основе тщательного исследования и натренирован- ной годами опыта профессиональной интуиции. Учитель ими не обла- дает. Увлечение психиатрическими определениями может даже повре- дить ему: наклеив на трудного, не совсем понятного ему ученика


53 удобный психиатрический ярлык, учитель тем самым как бы отгора- живается от его индивидуальности и оправдывает свой отказ от поис- ков контакта с учеником.
Психиатрический «ликбез» нужен учителю для того, чтобы раньше и тоньше заметить потенциально опасные черты и ситуации и отреагировать на них своими, педагогическими методами. А если они не помогают – тактично, не травмируя ребенка и его родителей пу- гающими ярлыками, прибегнуть к помощи подросткового психиатра или психоневролога.
Основанный на гиперспособностях тип девиантного поведения
– (по К. К. Платонову) особый тип отклоняющегося поведения. Выхо- дит за рамки обычного поведения человека, в подобных случаях гово- рят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека. Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни.
Такой человек оказывается нередко неприспособленным к бытовой
«приземленной» жизни. Он не способен правильно понимать и оцени- вать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зави- симым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни [81].
Если при деликвентном поведении наблюдается противоборство во взаимодействии с реальностью, то при аддиктивном – уход от ре- альности, при патохарактерологическом и психопатическом – болез- ненное противостояние, при поведении связанном с гиперспособно- стями – игнорирование реальности. Человек существует в реальности
(«здесь и теперь») и одновременно живет как бы в собственной реаль- ности, не размышляя о необходимости «объективной реальности», в которой действуют другие окружающие люди. Реакции группирования со сверстниками, эмансипации, имитации, оппозиции, а также такие клинические формы девиантного поведения, как музыкальный, рели- гиозный фанатизм.
Деликвентный тип девиантного поведения – отклоняющееся по- ведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно на- казуемое деяние.
Отличие деликвентного от криминального поведения заключа- ется в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера. Правонарушения делятся на преступления и проступки.
К. К. Платонов выделил следующие типы личности преступников.
1. Определяется соответствующими взглядами и привычками, внутренней тягой к повторным преступлениям.


54 2. Определяется неустойчивостью внутреннего мира, личность совершает преступления под сложившихся обстоятельств или окру- жающих лиц.
3. Определяется высоким уровнем правосознания, но пассив- ным отношением к другим нарушителям правовых норм.
4. Определяется не только высоким уровнем правосознания, но и активным противодействием или попыткой противодействия при нарушении правовых норм.
5. Определяется возможностью только случайного преступле- ния.
В группу лиц с деликвентным поведением относят представите- лей 2, 3, 5 групп. У них в рамках волевого сознательного действия в силу индивидуально-психологических особенностей нарушается или блокируется процесс предвосхищения будущего результата деликта
(проступка). Такие индивиды легкомысленно, часто под влиянием внешней провокации, совершают противоправное деяние, не пред- ставляя его последствий.
Сила побудительного мотива к определенному действию тормо- зит анализ отрицательных (в том числе и для самого человека) его по- следствий. Нередко деликвентные действия опосредуются ситуацион- но-импульсивными или аффектогенными мотивами. В основе ситуа- ционно-импульсных преступных действий лежит тенденция к разре- шению внутреннего конфликта, под которым понимается наличие не- удовлетворенной потребности. Реализуются ситуационно-импульсные мотивы, как правило, без этапа предварительного планирования и вы- бора адекватных объектов, целей, способов и программы действия для удовлетворения актуальной потребности [35].
Аддиктивный тип девиантного поведения – один из типов деви- антного поведения с формированием стремления к уходу от реально- сти путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (Ц. П. Короленко, Т. А. Донских).
Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным фор- мам поведения является активное изменение не удовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как
«серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Такому человеку трудно обнаружить в реальной деятельности какие-либо сферы, спо- собные надолго привлечь его внимание, увлечь, обрадовать или вы- звать иную существенную и выраженную эмоциональную реакцию.
Жизнь видится ему неинтересной в силу ее обыденности и однообра-

55 зия. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: не- обходимости что-либо делать, соблюдать какие-то принятые в семье или обществе традиции и нормы. У такого индивида значительно сни- жена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями. При этом аддиктивная активность носит избирательный характер в тех областях жизни, которые пусть и временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной бес- чувственности, он может проявлять неожиданную активность для дос- тижения цели [54].
Выделяют следующие психологические особенности лиц с ад- диктивными формами поведения (B. Segal).
-
Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.
-
Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.
-
Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.
-
Стремление говорить неправду.
-
Стремление обвинять других, зная, что они невиновны.
-
Стремление уходить от ответственности в принятии реше- ний.
-
Стереотипность, повторяемость поведения.
-
Зависимость.
-
Тревожность
Основные виды девиантного поведения: преступность; вариан- ты аддиктивного поведения – пьянство и алкоголизм, явления «нарко- тизма», «наркомании» и «токсикомании», нехимические зависимости
(например, гемблинг); проституция; сексуальные девиации и сексу- альные перверсии (извращения); суицид. Относительно специфиче- скими формами девиантного поведения детей и молодёжи являются
«черный юмор» и подростковый вандализм (граффити). Социальное творчество можно рассматривать как позитивно отклоняющееся пове- дение.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Междисциплинарный подход
в исследовании социализации
Процесс социализации традиционно является объектом при- стального внимания зарубежных и отечественных исследователей.
Понятие социализации впервые было разработано в конце 40-х
– начале 50-х годов в трудах американских социальных психологов
А. Парка, Д. Доллэрда, Дж. Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и др.

56
В дальнейшем, в конце 60-х – начале 70-х годов острый интерес к этой проблеме проявили и другие западные ученые, представители практически всех школ и течений современной социальной психоло- гии США – неофрейдисты, представители бихевиоризма, необихевио- ризма, теории когнитивного диссонанса, символического интеракцио- низма.
Показателем того пристального внимания, которое вызывают эти вопросы, стало создание в США специального комитета по про- блемам социализации. В 1956 году понятие «социализация» было вне- сено в реестр Американской социологической ассоциации.
Интерес к проблеме социализации в нашей стране возник не- сколько позже, чем за рубежом; первые отечественные работы дати- руются второй половиной 60-х годов.
Первоначально эта проблема начала разрабатываться филосо- фами, социологами в русле критического анализа зарубежных концеп- ций социализации.
В это же время проблема социализации нашла свое отражение в работах ведущих советских психологов, и, прежде всего, – социальных психологов. Появляются статьи Б. Г. Ананьева «О психологических эффектах социализации» (1971), В. С. Мерлина «Становление индиви- дуальности и социализация индивида» (1970). Эта проблема рассмат- ривается в монографиях И. С. Кона «Социология личности» (1967),
Е. С. Кузьмина «Основы социальной психологии» (1967), Б. Д. Пары- гина «Социальная психология как наука» (1967).
Позднее проблеме социализации были посвящены самостоя- тельные разделы в учебном пособии «Социальная психология»
Г. М. Андреевой (1980), монографии Б. Ф. Ломова «Методологические и теоретические проблемы современной психологии» (1984); по дан- ной тематике защищен ряд диссертационных работ.
Несколько позднее наметился интерес к проблеме социализации в педагогике. Особенно плодотворно началась разработка этой про- блемы в русле так называемой социальной педагогики, призванной управлять различными социальными воздействиями на личность. Так, в частности, эта проблема нашла отражение в монографии Р. Г. Гуро- вой «Социологические проблемы воспитания» (1981). Интерес к со- циализации, а вернее, к десоциализации и ресоциализации, активно проявляется у криминологов, юристов, в частности в работах
Ю. М. Антонина, В. Н. Кудрявцева, Н. А. Стручкова, А. Р. Ратинова,
A. M. Яковлева и других.
Тот интерес, который вызывает процесс социализации у пред- ставителей разных наук, и то, что социализация становится объектом