Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 809

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

77 1. Условнорефлекторная терапия. Больному дается препарат, вызывающий рвоту (чаще апоморфин) и когда появляются позывы на рвоту – спиртное, вырабатывается условный рефлекс – рвота на прием спиртного. Но это лечение не задействует личность, а условный реф- лекс можно подавить. Поэтому эффективность методики невысока.
2. Сенсибилизирующая терапия – наиболее часто применяется антабус (тетурам), реже фуразолидон, метронидазол. При этом нару- шается нормальный процесс метаболизма алкоголя в организме и, в случае его приема, наблюдаются выраженные проявления токсическо- го действия нерасщепленного ацетальдегида, что, в процессе лечения, больному, как правило, 3-5 раз демонстрируют. Но те же недостатки, больной может прекратить прием антабуса, а затем начать алкоголизи- роваться.
3. Главное в лечении алкоголизма принадлежит психотерапии, которая должна изменить отношение больного к спиртному. К сожа- лению, в настоящее время психотерапия, в том числе и многочислен- ные варианты кодирования, сводятся к различным способам запугива- ния больного, а это не самое эффективное.
4. Большое место в лечении алкоголизма должно принадле- жать амбулаторной службе, а также неформальным объединениям ти- па «Ассоциации анонимных алкоголиков».
В настоящее время лечение алкоголизма направлено на полное прекращение употребления спиртного больным в будущем. А среди всех обратившихся за лечением по поводу алкоголизма только 70% хотят избавиться, а 30% вообще не желают менять алкогольный образ жизни; причем среди желающих избавиться только 15% психологиче- ски готовы полностью прекратить употребление спиртного. Поэтому, хороший результат лечения: 60-70% пролеченных больных в течение года не принимали спиртное.
Алкогольные психозы
Алкогольные психозы – психозы, возникновение и развитие ко- торых связано с алкоголизмом. Их клиническая картина выражается в экзогенном типе реакций. Алкогольные психозы встречаются у 10% алкоголиков, в первую очередь, у употребляющих крепкие и/или не- доброкачественные спиртные напитки, имеющих органическую недо- cтаточность головного мозга. Алкогольные психозы развиваются только у лиц с алкоголизмом, причем чаще всего на 3-й, но встречают- ся и на 2-й стадии.
В МКБ-10 нет четкого выделения различных форм алкогольных психозов, как нозологических единиц, что принято в нашей стране.
Однако, практически все формы, о которых пойдет речь, включены в

78 уточняющие подрубрики «Состояние отмены с делирием», «Психоти- ческое расстройство», «Амнестический синдром» и рубрику «Органи- ческие поражения головного мозга».
1. Алкогольный делирий (белая горячка, delirium tremens).
Наиболее частая форма алкогольных психозов – на нее приходится примерно 75% всех психозов. Возникает не раньше 5-го года алкого- лизма. В большинстве случаев делирий развивается через 2-4 суток после прекращения запоя, на высоте абстинентного синдрома, но мо- жет и на высоте запоя.
Иногда выделяют предвестники делирия, длящиеся несколько часов – обычно к вечеру тревожно-тоскливое настроение, свойствен- ное абстиненции, начинает чередоваться с эйфорией (очень важный прогностический признак). Появляется наплыв ярких представлений, красочных воспоминаний. Сон становится поверхностным, с обилием кошмарных сновидений, вызывающих частое пробуждение и беспо- койство больного. Далее постепенно теряется способность различать сновидения и действительность, появляются различные иллюзии. За- тем, на фоне бессоницы, развивается полная картина делирия, харак- теризующаяся, в первую очередь, наплывом ярких истинных, преиму- щественно, зрительных галлюцинаций, как правило, угрожающего характера (змеи, черти, какие-то чудовища, бандиты); в меньшей мере истинные слуховые и тактильные галлюцинации. Вследствие этого – страх, тревога и двигательное возбуждение. Больной спасается от на- падающих, его поведение определяется болезненными переживаниями и видениями.
При делирии больной ориентирован в собственной личности, но дезориентирован в окружающем; поэтому после выхода из делирия больной вспомнит о своих видениях и переживаниях, но не о реальных событиях. Относительно специфичны для алкогольного делирия зри- тельные галлюцинации в виде чертей.
Делирий сопровождается мышечным тремором, гипертермией.
Наиболее выражены болезненные проявления вечером и ночью, утром уменьшаются, а днем могут даже вообще отсутствовать. Наиболее час- то делирий длится 3-5 суток, но встречаются и абортивные, неразвер- нутые формы, продолжительностью несколько часов.
Иногда бывают и более тяжелые случаи, когда двигательное возбуждение больного постепенно уменьшается, ограничивается по- стелью, появляются стереотипные движения рук, напоминающие про- фессиональные. Далее какие-то ощупывания, стряхивания с себя, раз- глаживание чего-то на теле (т. е. нарастают тактильные галлюцина- ции). Речь превращается в маловнятное бормотание. Температура тела


79 достигает 40оС и выше. В этих случаях говорят о тяжелых формах делирия – профессиональном и мусситирующем (бормочущем).
2. Алкогольные галлюцинозы – составляют 10-20% всех алко- гольных психозов и развиваются чаще на 10-11-м году алкоголизма
(но не раньше 7-8-го года). Основное клиническое проявление – ис- тинные слуховые галлюцинации с характерными особенностями: алко- гольная тематика занимает основное место в этих «голосах»; «голоса»
(один или несколько, часто в виде диалога) ругают, угрожают больно- му, нередко приказывают ему что-то сделать (выпрыгнуть из окна, повеситься, а то «будет еще хуже»), но при этом есть и «защищающие голоса», которых намного меньше.
Зрительные галлюцинации не характерны; редко отдельные, не стойкие элементарные зрительные галлюцинации. Критика отсутству- ет. Настроение и поведение больного определяется содержанием слу- ховых галлюцинаций; на их основе возможно формирование конкрет- ных, неразвернутых бредовых идей преследования, отношения.
По течению различают острый (от нескольких часов до 4-х не- дель) и, реже, хронический (протрангированный, затяжной) алкоголь- ный галлюциноз, длящийся более 6 месяцев. Иногда выделяют проме- жуточный – подострый алкогольный галлюциноз.
3. Бредовые психозы (алкогольный бред). Наиболее часто встречаются 2 варианта.
-
Бред ревности (алкогольная паранойя). Возникает у лиц с паранойяльной или эпилептоидной акцентуацией характера. Бред раз- вивается чаще всего постепенно. Сначала обвинения в супружеской неверности при алкогольном опьянении или во время абстиненции, затем и вне их. По своему содержанию бредовые идеи конкретны, свя- заны с окружающей больного действительностью. Поведение больных с бредом ревности может отличаться упорядочностью, нередко бредо- вые идеи диссимулируются, но поведение может целиком определять- ся фабулой бреда и больные могут быть агрессивными.
-
Алкогольный бред преследования возникает преиму- щественно в период похмелья, а в ряде случаев и в запое. Обычно пси- хоз развивается остро. Больные считают, что их хотят уничтожить, они страшатся как знакомых, так и незнакомых людей. Эмоции – тревога, страх. Поведение определяется бредом, могут совершать опасные для себя и окружающих действия; нередко обращаются сами в милицию за помощью. Бред преследования конкретен, часто сочетается с бредом толкования или отношения, возможны, особенно в вечернее время, отдельные зрительные и слуховые галлюцинации.

80
Наличие бредовых идей воздействия чаще всего говорит о де- бюте шизофрении. По течению алкогольные бредовые психозы разде- ляют на острые (длительностью до 3-4-х недель), подострые (до 2-3-х месяцев) и хронические (свыше 3-х месяцев).
4. Алкогольные энцефалопатические психозы. Нередко разви- ваются после делирия. Наиболее часто встречается корсаковский пси- хоз (фиксационная амнезия, конфабуляции и/или псевдореминисцен- ции, ретро- и/или антероградная амнезия, полиневропатии) [36].
Когда заходит речь об алкоголизме и алкоголиках, разговор ча- ще всего сворачивает в «мужское» русло. Наверное, дело в том, что пьющий мужчина по ряду причин чаще оказывается на виду. И лишь немногие имеют представление о том, сколько невидимых миру жен- ских слез капает в бокалы со спиртным. Женский алкоголизм – явле- ние, о котором широкой публике известно немногое. И потому вокруг него рождается масса всевозможных мифов.
Народная молва гласит, что женщин-алкоголиков существенно меньше, нежели мужчин. Наверное, никто с точностью до одного-двух процентов не сможет привести данные на этот счет, поскольку в нашей стране официальный, то есть государственный, контроль за такими людьми значительно снизился. Раньше эту работу, так или иначе, вы- полняли районные психонаркологические диспансеры, и существен- ный перевес был на стороне мужчин: примерно одна сильно пьющая женщина на 10 представителей противоположного пола. Сейчас поло- жение явно изменилось, и соотношение стало куда менее значитель- ным. И причиной тому, к сожалению, отчасти являются те процессы в экономической жизни, которые мы наблюдаем в России в последние лет 15.
Женщины быстрее попадают в зависимость от алкоголя. Часто, хотя далеко не всегда, дамский организм быстрее разрушается под воздействием больших доз спиртного. Однако в целом механизм раз- вития недуга одинаков для обоих полов, как и одинаков механизм из- лечения.
Главная сложность заключается в том, что женщина сама редко обращается за помощью к специалисту. Во-первых, потому что у нас в стране, в отличие от Запада, не принято приносить свои переживания в медицинский кабинет.
А, во-вторых, потому что женщина до последнего момента пы- тается скрыть свое пристрастие от окружающих. Ведь общественное мнение сформировано на протяжении многих веков и очень неспра- ведливо по отношению к женщине. Если пьет мужчина, считается, что его надо пожалеть и ему надо помочь, поэтому проблемы пьющего


81 представителя сильного пола почти сразу превращаются в проблемы его жены (подруги), матери, сестры и т. д. И женщина, как существо более социально организованное, ведет своего пьяницу к врачу, слу- жит ему «костылем» весь период лечения, да еще и выворачивается наизнанку, когда он начинает привыкать к новой, трезвой жизни (од- нако, это обстоятельство нередко может служить основой для развития еще одного варианта аддиктивного поведения – созависимости).
Но если пьет женщина, ее все осуждают и от нее все отворачи- ваются. Понимая это, часто на подсознательном уровне, все предста- вительницы слабого пола скрывают свою «связь» с бутылкой до тех пор, пока результат не появляется на лице в прямом и переносном смыслах (появляются отеки, одышка, нездоровый цвет лица, резко портится характер). А это уже тот этап развития заболевания, который и у мужчин, и у женщин лечится значительно сложнее, чем начальная стадия. Беда в том, что женщины чаще пьют в одиночку.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   21

Наркомании и токсикомании
Что такое наркотики?
Понятие «наркотик» наряду с медицинским смыслом (средство для наркоза) имеет так же общеупотребительное значение (средство для получения удовольствия) и юридическое, наряду с терминами
«сильнодействующее вещество», «психотропное вещество», «одурма- нивающее вещество» и т. д. (т. е. принадлежность субстанции к нарко- тикам определяется национальными правовыми документами).
К наркотикам те или иные вещества относят обычно по сле- дующим критериям:
- способность вызывать эйфорию (приподнятое настроение) или, по крайней мере, приятные субъективные переживания;
- способность вызывать зависимость (психическую и/или фи- зическую) – то есть непреодолимую потребность снова и снова ис- пользовать наркотик;
- существенный вред, приносимый психическому и/или фи- зическому здоровью регулярно употребляющего их;
- возможность и опасность широкого распространения этих веществ среди населения;
- в данной культурной среде потребление рассматриваемого вещества не должно быть традиционным (иначе в первую очередь не- обходимо было бы отнести к наркотикам табак и алкоголь).
Некоторые вещества, способные вызывать опьянение, в Список наркотиков не входят: например, отдельные снотворные препараты
(реладорм), клей «Момент», бензин и пр. Злоупотребление ими назы-

82 вается «токсикомания», но с врачебной (не юридической) точки зрения от наркомании ничем не отличается. То же самое можно сказать об алкоголе, табаке и некоторых других продуктах, употребление кото- рых является традиционным в отдельных человеческих культурах.
Среди причин, по которым наркотики так легко прижились в
России, безусловно, самыми вескими можно назвать следующие:
- развал системы детских и молодежных организаций;
- резкое изменение социального статуса – расслоение в обще- стве;
- массированное влияние западной культуры и пропаганда западного стиля жизни;
- ценностный кризис в обществе – потеря жизненных ценно- стей;
- ослабление семейных связей (в частных случаях).
Все это привело к тому, что молодежь, а именно она – самая легко раскачиваемая часть общества, начинает употреблять наркотики.
Наркоманией, в первую очередь, оказываются задетыми низшие слои общества. Дети из малообеспеченных, пьющих семей, находящиеся без присмотра родителей, начинают в раннем возрасте употреблять алкогольные напитки, нюхают бензин, клей «Момент» и «Резиновый», затем переходят на анашу, маковую соломку, «балуются» паркопаном, кетамином. Потом уже пробуют тяжелые наркотики, такие, как «винт» и «подсаживаются»... И если для них это способ уйти от окружающей их «грязной» действительности, то отпрыски богатых родителей начи- нают принимать наркотики ради «крутизны». Запретный плод – сла- док. Как ни странно, для них низший слой является неким олицетворе- нием свободы и безнаказанности, и они по-своему ему завидуют. Они невольно повторяют их действия и пытаются таким образом выделить- ся перед сверстниками. Богатые начинают с паркопана, анаши, экста- зи, затем переходят на героин, кокаин. По экспертным оценкам, ис- тинная численность наркоманов в 5-10 (по мнению ряда специалистов
– в 20-50) раз превышает цифры официальной статистики и на 2001 год составляла 0,1-0,2% населения нашей страны [31].
Когда нарколог принимает или консультирует больного, он ста- рается выяснить, чем отличается его анамнез (биография и история болезни) от анамнеза нестрадающих наркоманией. И обычно обнару- живаются одна или несколько из следующих особенностей (факторов- предикторов).
-
Патология беременности (т. е. выраженные токсикозы и пе- ренесенные матерью во время беременности инфекционные или тяже- лые хронические заболевания).


83
-
Осложненные роды (затяжные, с родовой травмой или с ги- поксией новорожденного).
-
Тяжело протекавшие или хронические заболевания детского возраста (не исключая простудных, воспаления легких, частых ангин).
-
Сотрясения головного мозга, особенно многократные.
-
Воспитание только одним из родителей (т. е. в неполной семье).
-
Постоянная занятость одного из родителей (длительные ко- мандировки, деловая загруженность и т. д.).
-
Больной – единственный ребенок в семье.
-
Алкоголизм (запойное пьянство) или наркомания у кого- либо из близких родственников: отца, матери, реже – деда, дяди, брата.
-
Психические заболевания, скверный характер или частые нарушения общепринятых правил поведения у кого-либо из близких родственников.
-
Раннее (до 12-13 лет) начало употребления алкоголя самим больным, злоупотребление больным летучими наркотически дейст- вующими веществами (клей «Момент», растворители, бензин и пр.).
Как видите, список обширный. Конечно, множество не ставших наркоманами людей также имеют в анамнезе один или несколько ука- занных фактов – это не фатально ведет к наркомании. Но, тем не ме- нее, у них всегда выше риск заболеть наркоманией даже при одно- кратном употреблении наркотиков. Еще одна неприятная новость.
Люди, не имеющие в анамнезе ни одной из перечисленных особенно- стей, тоже болеют наркоманией. Хотелось бы еще заметить, что ком- бинация из нескольких факторов-предикторов одной или разных групп резко снижает устойчивость индивида к заболеванию наркоманией.
Даже по сравнению с теми, кто имеет только один фактор-предиктор в анамнезе. То же самое, кстати, относится и к алкоголизму.
Наркоманиями называется группа заболеваний, характеризую- щихся стойким влечением к регулярному употреблению психоактив- ных веществ с целью получить удовольствие или поддержать состоя- ние психического и физического комфорта. Общность всех наркома- ний определяется наличием в их клинической картине трех «больших наркоманических синдромов»: психической зависимости, физической зависимости и измененной реактивности организма к употребляемому веществу.
Психоактивное вещество – химическое вещество, способное вы- зывать при однократном приеме эйфорию, либо другие желательные с точки зрения потребителя психотропные эффекты, а при систематиче- ском приеме – психическую и физическую зависимость. Введение оп-

84 ределенных средств в организм приводит к появлению в ограниченном временном интервале эйфории, стимуляции восприятия, идеаторного и моторного возбуждения, седации, сна, галлюцинаций. Психоактивные вещества (ПАВ) вызывают у индивида эмоционально-позитивные и нейтрализуют эмоционально-негативные состояния.
Наркотическим веществом (наркотиком) называется вещество, удовлетворяющее медицинскому, социальному и юридическому кри- териям:
- вещество или лекарственное средство должно оказывать специфическое (стимулирующее, седативное, галлюциногенное и др.) действие на ЦНС, что является причиной его немедицинского потреб- ления;
- потребление вещества имеет большие масштабы, и послед- ствия этого приобретают большую социальную значимость;
- вещество в установленном законом порядке признано нар- котическим и включено в список наркотических средств.
Виды наркотической зависисмости.
Наркотическая интоксикация – состояние, развившееся после употребления психоактивного вещества, имевшего своей целью удо- вольствие или поддержание состояния психофизического комфорта.
Термин предложен для разграничения данного состояния с острой ин- токсикацией, под которой традиционно подразумевается отравление с острыми проявлениями, повлекшими за собой более или менее про- должительное расстройство здоровья или смерть. Наркотическая ин- токсикация в частных случаях может протекать незаметно для окру- жающих, стабилизировать или улучшать состояние индивида.
Психическая зависимость – состояние психического комфорта в наркотической интоксикации и болезненное влечение к употреблению психоактивного вещества с целью вновь ощутить желаемый гедониче- ский эффект или подавить явления психического дискомфорта. Влече- ние может осознаваться или не осознаваться, носить обсессивный или компульсивный характер, сопровождаться или не сопровождаться борьбой мотивов, а также проявляться не менее остро и интенсивно, чем жажда или голод.
Физическая зависимость – состояние физического комфорта в наркотической интоксикации и явления абстиненции (абстинентный синдром, синдром отмены) при внезапном прекращении употребления вещества. Регулярное употребление психоактивных веществ приводит к перестройке регуляторных систем организма, реализованной на всех биологических уровнях, а само вещество включается в естественные метаболические циклы. В результате формируется новый гомеостаз, в