Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 822

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

153 временному этапу в истории России в полной мере применимо поня- тие аномии, а значит, аномичное самоубийство, безусловно, должно являться преобладающим типом самоубийств…» [11].
Другая классификация самоубийств предложена Э. Шнейдма- ном. На основании метода психологической аутопсии он также выде- лил три типа самоубийств:
- эготические самоубийства; причиной их является интрапси- хический диалог, конфликт между частями «Я», а внешние обстоя- тельства играют дополнительную роль; например, самоубийства пси- хически больных, страдающих слуховыми галлюцинациями;
- диадические самоубийства, основа которых лежит в нереа- лизованности потребностей и желаний, относящихся к значимому близкому человеку; таким образом, внешние факторы доминируют, делая этот поступок актом отношения к другому;
- агенеративные самоубийства, при которых причиной явля- ется желание исчезнуть из-за утраты чувства принадлежности к поко- лению или человечеству в целом, например, суициды в пожилом воз- расте [10].
Е. Г Банщикова на основании типов, выделенных Э. Дюркгей- мом, говорит о следующих типах суицидов.
1. «Протестные» формы суицидального поведения возникают в ситуации конфликта, когда объективное его звено враждебно или агрессивно по отношению к субъекту, а смысл суицида заключается в отрицательном воздействии на объективное звено. Месть – это кон- кретная форма протеста, нанесение конкретного ущерба враждебному окружению. Данные формы поведения предполагают наличие высокой самооценки и самоценности, активную или агрессивную позицию личности с функционированием механизма трансформации гетероаг- рессии в аутоагрессию.
2. Смысл суицидального поведения типа «призыва» состоит в активации помощи извне с целью изменения ситуации. При этом по- зиция личности менее активна.
3. При суицидах «избежания» (наказания или страдания) cуть конфликта – в угрозе личностному или биологическому существова- нию, которой противостоит высокая самоценность. Смысл суицида заключается в избежании непереносимости наличной угрозы путем самоустранения.
4. «Самонаказание» можно определить как «протест во внут- реннем плане личности»; конфликт по преимуществу, внутренний при своеобразном расщеплении «Я», интериоризации и сосуществовании двух ролей: «Я-судьи» и «Я-подсудимого». Причем смысл суицидов

154 самонаказания имеет несколько разные оттенки в случаях «уничтоже- ния в себе врага» (так сказать, «от судьи», «сверху») и «искупления вины» («от подсудимого», «снизу»).
5. Если в предыдущих четырех типах цель суицида и мотив деятельности не совпадали, что давало основания квалифицировать суицидальное поведение как действие, то при суицидах «отказа» обна- ружить заметное расхождение цели и мотива не удается. Иначе говоря, мотивом является отказ от существования, а целью – лишение себя жизни [10].
Особенностью выделения типов самоубийств в данной системе является то, что они представляют собой аналоги общеповеденческих стратегий поведения в ситуациях конфликта.
Способы самоубийства
С глубокой древности человечеству известны такие способы самоубийства, как самоутопление, самоповешение, самосожжение.
Древние воины, потерпевшие поражение на поле битвы, чтобы не сда- ваться в плен врагам и не терпеть унижение и позор плена, убивали себя собственным оружием, ибо подобная смерть приравнивалась к героической смерти от оружия врага.
Вообще, способов самоубийства существует не так уж и много.
Разные авторы различают от 8 до 16 возможных способов самоубийст- ва. В современной суицидологии принято выделять:
- самоповешение;
- самоудавление;
- самоутопление;
- самоотравление;
- самосожжение;
- самоубийство с помощью колющих и режущих предметов;
- самоубийство с помощью огнестрельного оружия;
- самоубийство с помощью электрического тока;
- самоубийство с помощью использования движущегося транспорта или движущихся частей механизмов;
- самоубийство при падении с высоты;
- самоубийство с помощью прекращения приема пищи;
- самоубийство переохлаждением.
Далее следует отметить, что каждый из вышеперечисленных способов самоубийства может быть совершен с помощью различных средств – то, что в судебной медицине называют средством самоубий- ства. Можно повеситься на веревке, ремне, галстуке, и все это будут различные средства одного и того же самоубийства.


155
Распознавание суицида
Социологи рассматривают самоубийство как барометр социаль- ного напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давле- ния на личность. Однако и те и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемо- го пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи на работе, становится жертвой самоубийства. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни.
Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредска- зуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше посте- пенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совер- шить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают своих врачей до этого по какому-либо поводу в течение ближайших месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи и семья не слушают их.
Суицидальными людьми в целом руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность и в то же самое время наде- ются на спасение. Часто желания за и против самоубийства настолько уравновешиваются, что если близкие в эти минуты проявят теплоту, заботу и проницательность, то весы могут накрениться в сторону вы- бора жизни. Поэтому очень важно знать во время беседы с суицидаль- ным человеком о предостерегающих признаках самоубийства.
Совершение человеком ранее попытки к самоубийству является мощным предиктором последующего завершенного суицида. Самым лучшим опознавательным знаком, свидетельствующим о намерениях человека, является попытка. Нет ничего драматичнее и мучительнее крика о помощи.
Некоторые суицидальные попытки не воспринимаются как серьезные. Например, молодая девушка принимает блистер снотвор- ных таблеток, будучи уверенной, что ее попытка будет раскрыта. Или мужчина наносит себе порезы таким образом, что это никак не может закончиться летально. Если совершаются такие попытки, то семья и друзья легко проходят мимо них или не замечают вовсе. Даже в том случае, если человек, попытавшийся отравиться, будет стремиться в деталях оправдать свое поведение. Очень часто люди реагируют на эти события раздраженным замечанием: «Она просто хотела привлечь к себе внимание». Дело же состоит в том, что к каждой суицидальной


156 попытке следует отнестись со всей серьезностью, какой бы безвредной и легкомысленной она ни казалась.
Статистика показывает, что 12% совершающих суицидальную попытку, не позднее чем через два года обязательно повторяют ее и достигают желаемого. Четыре из пяти суицидентов, покончивших с собой, пытались сделать это в прошлом, по крайней мере, однажды.
Давний миф о том, что «те, кто говорят о самоубийстве, никогда не совершают его», как доказано, является опасным и ошибочным.
Наоборот, многие люди, которые кончают с собой, говорят об этом, раскрывая свои намерения. Вначале угроза может быть бессознатель- ным криком о помощи, защите и вмешательстве. Позднее, если не на- ходится никого, действительно заинтересованного помочь, человек может наметить время и выбрать способ самоубийства.
Некоторые суициденты довольно ясно говорят о своих намере- ниях. Существуют прямые утверждения: «Я не могу этого выдержать.
Я не хочу больше жить. Я хочу покончить с собой». Часто высказыва- ния являются завуалированными и замаскированными: «Вы не должны беспокоиться обо мне. Я не хочу создавать для вас проблемы», «Я хо- чу уснуть и никогда не проснуться», «Скоро, очень скоро эта боль бу- дет уже позади», «Они будут очень жалеть, когда я их покину», «Мне бы хотелось знать, где отец прячет ружье». Принимают ли эти весьма опасные высказывания форму открытых заявлений или намеков, в лю- бом случае они не должны игнорироваться.
Ситуационные факторы
1. Риск суицида высок у людей с недавно выявленной хрони- ческой прогрессирующей болезнью, например, рассеянным склерозом или СПИДом. Фактор прогрессирования заболевания является более значимым для суицидального риска, чем его тяжесть или потеря тру- доспособности. Так, испытывающие боль пациенты с квадроплегией часто адаптируются к своему состоянию, если оно является стабиль- ным. Однако болезнь, вынуждающая человека постоянно приспосаб- ливаться к новым неблагоприятным переменам, приводит к гораздо большему стрессу; в этих условиях ряд больных решают скорее со- вершить самоубийство, чем позволить болезни поставить последнюю точку.
2. Экономические неурядицы, с которыми сталкивается чело- век, затрагивают нечто большее, чем просто кошелек. Несомненно, они порождают проблемы, связанные с едой, одеждой или жильем. Но при этом ставится под вопрос компетентность попавших в финансовые передряги. Они остро чувствуют себя неудачниками, жизнь которых не сложилась. Будущее кажется им крайне неопределенным, а само-


157 убийство рассматривается как приемлемое разрешение ситуационной дилеммы.
3. Со смертью любимого человека жизнь уже никогда не ста- нет прежней. Разрушается привычный стереотип семейной жизни.
Возможному суициду, как правило, предшествует затяжное интенсив- ное горе. В течение многих месяцев после похорон наблюдаются от- рицание возникшей реальности, соматические дисфункции, паниче- ские расстройства, все больше охватывающее чувство вины, идеализа- ция потери, апатия, а также враждебное отношение к готовым помочь друзьям и родственникам. Человек отказывается видеть одиночество и пустоту в жизни. В этих условиях суицид может казаться освобожде- нием от невыносимой психической боли или способом соединения с тем, кто был любим и навсегда ушел. Его могут рассматривать как наказание за мнимые или реальные проступки, допущенные по отно- шению к покойному.
4. По многим обстоятельствам развод и семейные конфликты могут восприниматься как события более тяжелые, чем смерть. Если человек умирает, то этому существуют рациональные («У него был рак») или религиозные объяснения («Бог дал, Бог взял»). При разводе разумные или сверхъестественные трактовки кажутся лишенными ос- нований. Они особенно не удовлетворяют, если в ситуацию вовлека- ются дети и возникают проблемы с их опекой и воспитанием, которые приходится решать на фоне бессознательного чувства вины, пораже- ния или мести. Возникающие проблемы оказывают глубокое психо- травмирующее влияние, как на родителей, так и на детей. Исследова- ния показывают, что многие люди, в конце концов, кончающие с со- бой, воспитывались в неполной семье.
Такие серьезные стрессовые ситуации, как болезнь, экономиче- ские неурядицы, смерть близких или семейные проблемы часто пре- восходят возможности защитных механизмов человека. В результате кризиса жизни возникает отчаяние и беспомощность. Таким образом, ситуационные факторы часто приводят к попытке суицида.
Семейные факторы
Чтобы понять суицидальных людей, нужно хорошо знать их се- мейную жизнь, поскольку она отражает эмоциональные нарушения у членов семьи. От особенностей семейного окружения зависит, про- явится ли их потенциал саморазрушения у подростка. Например, если человек обеспокоен, то не исключено, что и другие члены семьи также охвачены отчаянием.
В иных случаях членов семьи могут обуревать гнев и возмуще- ние. Чтобы отреагировать на свои отрицательные эмоции, они порой


158 бессознательно выбирают одного из близких объектом коллективной агрессии. К сожалению, ставший «козлом отпущения» часто не знает, как преодолеть недоброжелательность, постоять за себя или правильно поступить в этой ситуации. Если, в конце концов, он решится покон- чить с собой, то тем самым он просто проявит те антисоциальные им- пульсы, которые скрыто имеются у других членов семьи.
В семье могут возникнуть такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы. Эти коллизии вызывают сильную тревогу и эмоциональные волнения. Как правило, кто-то должен быть ответствен за возникшие нарушения социальных связей.
Чаще всего выбирается самый ранимый член семьи, наименее агрес- сивный и не умеющий отстоять свое мнение или возразить. Ему мно- гократно сообщают, что именно он является «плохим» и ответствен- ным «за все эти безобразия». Его могут даже обвинить в происшедшей от естественных причин смерти близкого. Бывают ситуации, когда люди расстаются с жизнью, искренне веря, что этим они защищают тех, кого сильнее всего любят. И более того, суицидогенная семья мо- жет быть уверена, что таким странным образом, как самоубийство, разрешаются проблемы для остальных.
Суицид нельзя серьезно изучать вне контекста социального ок- ружения конкретного человека. Обязательно следует принимать во внимание актуальные потребности, цели и стремления его близких.
Эмоциональные нарушения
Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии.
Депрессия часто начинается постепенно, появляются тревога и уны- ние. Люди могут не осознавать ее начала. Они только замечают, что в последнее время стали подавленными, печальными и «хандрят». Бу- дущее выглядит тусклым, и они считают, что его нельзя изменить.
Часто они приходят к мысли, что больны раком, психическим или иным неизлечимым заболеванием. Перед суицидом они начинают ду- мать о смерти. Им становится трудно выполнять даже простые обязан- ности. «Я даже не могу ясно мыслить», – говорят они. Им бывает трудно принять самое простое решение. Они жалуются на вялость, недостаток жизненной энергии и усталость.
Признаком депрессии и обусловленных ею суицидальных мыс- лей может быть снижение сексуальной активности. Больные депресси- ей жалуются на бесплодие или импотенцию. Интимные связи не дос- тавляют им удовольствия.

159
Признаками эмоциональных нарушений являются:
- потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
- частые жалобы на соматическое недомогание (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
- необычно пренебрежительное отношение к своему внешне- му виду;
- постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
- ощущение скуки при проведении времени в привычном ок- ружении или выполнении работы, которая раньше приносила удоволь- ствие;
- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превраще- ние в человека-одиночку; нарушения внимания со снижением качества выполняемой работы;
- погруженность в размышления о смерти;
- отсутствие планов на будущее («Почему это должно меня беспокоить? Ведь завтра я могу умереть»);
- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
Для многих людей в состоянии депрессии суицид может пока- заться разрешением эмоциональной боли и тоски.
Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной причины самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид сле- дует относиться со всей серьезностью. С особой бдительностью следу- ет принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохра- няются в течение определенного времени. Не может быть никаких со- мнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помо- гающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешать- ся в кризис одиночества.
Помощь при потенциальном суициде
Самоубийство кажется отталкивающим событием для посто- ронних наблюдателей, опустошительным для родственников и душе- раздирающим для имеющих к нему профессиональное отношение.
Поэтому, к несчастью, эта тема может совсем не обсуждаться, даже если люди угрожают покончить с собой. Быть может, потому, что не- которые свидетели суицидальных тенденций не хотят попасть в за- труднительное положение. Безразличие, которое явно прочитывается в этом отношении, естественно, не имеет ничего общего с беспристраст- ностью и непредвзятостью. Особенно опасно, если равнодушная и