Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 818
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
166 структивно вырабатывая более комфортный стиль совместной жизни.
Наряду с конструктивным снятием эмоционального дискомфорта при семейной терапии могут быть произведены персональные изменения в окружении. Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; гос- питализация может принести облегчение как больному, так и семье.
13. Важность сохранения заботы и поддержки. Если критиче- ская ситуация и миновала, то специалисты или семьи не могут позво- лить себе расслабиться. Самое худшее может не быть позади. За улучшение часто принимают повышение психической активности больного. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бди- тельность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рас- считаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно по- кончить с собой. И, действительно, половина суицидентов совершает самоубийство не позже чем через три месяца после начала психологи- ческого кризиса.
Иногда в суматохе жизни окружающие забывают о лицах, со- вершивших суицидальные попытки. По иронии судьбы к ним многие относятся как к неумехам и неудачникам. Часто они сталкиваются с двойным презрением: с одной стороны, они «ненормальные», так как хотят умереть, а с другой – они столь «некомпетентны», что и этого не могут сделать качественно. Они испытывают большие трудности в поисках принятия и сочувствия семьи и общества.
Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко раз- решаются полностью, даже когда кажется, что худшее позади. Поэто- му никогда не следует обещать полной конфиденциальности. Оказание помощи не означает, что необходимо соблюдать полное молчание. Как правило, подавая сигналы возможного самоубийства, отчаявшийся человек просит о помощи. И, несомненно, ситуация не разрешится до тех пор, пока суицидальный человек не адаптируется в жизни.
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 21
Особенности подросткового суицида
Кончают жизнь самоубийством люди всех возрастов, с разным социальным статусом. Однако наиболее характерно это для кризисных периодов жизни человека – подросткового и околопенсионного воз- раста. Повышенная импульсивность молодых, их незакаленность в житейских бурях нередко толкают их к страшному исходу.
167
Психологи практически единодушны в том, что причинами под- ростковых самоубийств являются не общественные и экономические факторы, социальные и бытовые стрессы, как это нередко происходит со взрослыми, а процессы, связанные с отношениями в семье, с друзь- ями, в школе. 70% наших пациентов в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты.
Но когда разбираешься в существе дела, то, как правило, обнаружива- ешь неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: речь идет о дисфункциональ- ных паттернах взаимодействия в семье, где в первую очередь наруше- ны родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа – это место, где ребенок прово- дит значительную часть своего времени. В школьном конфликте могут участвовать и сверстники, и учителя: традиционная школа жесткая, нормативная, не гибкая, к ребенку не расположенная. Суицидальное поведение – это ответ на глубинные переживания, а они связаны с тем, что по-настоящему актуально. Чем младше ребенок, тем в большей степени он внедрен в жизнь семьи, тем больше своим суицидом он
«дебатирует» именно с семьей.
Почему подростки добровольно уходят из жизни? Однозначно- го ответа на него дать невозможно. По наблюдениям психологов, ко- торые работают с детьми, спасенными после попытки самоубийства и их родителями, можно выделить шесть основных поводов к суициду.
1. Безответная любовь.Десятилетняя Инна Р. влюбилась в старшеклассника и написала ему любовную записку. Но мальчик, вме- сто того, чтобы промолчать, выставил Инну на всеобщее посмешище.
Он в школе вслух читал ее письмо и откровенно издевался над «мало- леткой». Инна долго переживала и решила рассказать маме о своем горе. Но мама тоже посмеялась и сказала, что сама виновата, нечего было писать всякие глупости. Девочка закрылась у себя в комнате, долго плакала, но у мамы не было времени даже пожалеть ее. В ре- зультате Инна выбросилась с третьего этажа. К счастью, девочка отде- лалась переломами ребер, рук и ног. А мама Инны только после посе- щения психолога, наконец, признала, что именно она виновата в сло- жившейся ситуации. Ведь если бы она вовремя услышала свою дочь, а не смеялась над ее «безответной любовью», то все могло бы закон- читься по-другому.
2. Нет сил бороться. Вике 13 лет, но разговаривает она как взрослый, умудренный опытом человек, который многое пережил в жизни. К психологу Вику привела учительница, которая случайно на- шла «предсмертную» записку девочки. Оказывается, Вика уже давно
168 задумывалась о самоубийстве и готовилась к этому событию. Папа
Вики военный и семья два раза в год переезжала с одного места на другое. Девочке было очень трудно налаживать отношения с новыми одно-классниками, а как только у нее появлялись подруги, они опять меняли местожительства. В результате девочка замкнулась в себе, она перестала сближаться с людьми (зачем ведь скоро опять переезжать).
Мама радовалась, какая у них тихая и послушная дочь. Целыми днями сидит дома и читает, а не слоняется по улице. А Вике такая жизнь на- доела, и у нее не было сил идти наперекор обстоятельствам.
3. Всем назло. Из предсмертной записки двенадцатилетней
Ольги С. «В моей смерти виновата Оксана П. из 9 «А» класса. Она мне завидует и всем рассказывает про меня неправду. Мальчишки ей верят, и я не хочу так жить». Ольга выбросилась с четвертого этажа. Девочка осталась жива, но на протяжении двух лет она была прикована к инва- лидному креслу. Сейчас Ольга заново учится ходить. Она понимает, что тот поступок был безрассудным и ничего не решил. По своей глу- пости девочка потеряла два года, а соперница Оксана по-прежнему живет и радуется жизни. Кстати, как потом призналась Ольга психоло- гу, все, что тогда рассказывала Оксана, было чистой правдой.
4. Обратите на меня внимание. Игорю десять лет. Он очень хочет жить. Но в тоже время он устал быть один и способен на все, лишь бы мама вспомнила о нем. Папы у мальчика нет. Мама целый день на работе, приходит уставшая и сразу же засыпает. А в редкие выходные дни она пытается устроить свою личную жизнь. Игорь це- лый день проводит со старенькой бабушкой, которая его и вырастила.
Но у бабушки то же много дел – сериал посмотреть, еду приготовить, по телефону поговорить, а там и новый сериал начинается. В результа- те вся ее забота ограничивается трехразовым питанием и просьбами не мешать. Игорь уже четыре раза пытался покончить жизнь самоубийст- вом. Он резал себе вены, но не слишком глубоко, чтобы не умереть.
Мама воспринимала его попытки самоубийства, как детские шалости и не воспринимала их всерьез. И только в последний четвертый раз
Игорь немного перестарался и чуть не умер от потери крови. Мальчи- ку повезло: в больнице он познакомился с хорошим доктором, кото- рый и привел его к психологу. Сейчас Игорь постоянно приходит к этому доктору на работу, и мечтает вырасти и стать детским врачом.
Он больше не думает о самоубийстве и не пытается таким образом привлечь внимание матери.
5. Пусть мучаются.На вопрос, зачем он выпил все лекарства из домашней аптечки, 13-ти летний Витя сказал: «Я давно просил ры- бок, а родители против. Раз они не хотят покупать мне рыбок, значит,
169 я умру. Пусть они всю оставшуюся жизнь мучаются и чувствуют себя виноватыми». Витя с сильнейшим отравлением попал в больницу. К счастью, дома кроме аспирина, анальгина и супрастина ничего не бы- ло. Родители естественно сразу же купили ему рыбок. А теперь маль- чик, чуть что не так, грозится выпрыгнуть из окна или опять отравить- ся. Мама боится ему перечить и выполняет все его желания. Она до сих пор не может забыть свой ужас, когда Виктор лежал в реанимации.
Сейчас родители вместе с психологом пытаются понять и исправить все свои ошибки.
6. Я никому не нужен.Из предсмертной записки Маши Н. (11 лет): «Меня никто не любит! Я им не нужна. Папа ушел жить к другой девочке, наверное, более хорошей, чем я. А мама только и думает, как от меня избавиться. Мамочка я тебя очень люблю, и больше не буду мешать тебе жить! До свидания...» Как потом выяснилось, девочка очень сильно переживала развод родителей. А они не скрывали от
Маши свои чувства и выясняли отношения при ней. Именно так Маша узнала, что папа ушел жить к другой девочке (его новая женщина ро- дила ему дочку) и решила, что она чем-то провинилась, раз ее бросили.
А последней каплей стал случайно услышанный девочкой телефонный разговор. Мама, считая, что Маша спит, жаловалась подруге, что ребе- нок помеха в личной жизни и с такой взрослой дочкой она никому не нужна. Маша (воспитанная телевизором и сериалами) выпила целую упаковку снотворного.
К счастью, Машу удалось спасти, даже страшно представить, что могло бы произойти, если бы врачи опоздали с помощью. Сейчас, спустя год после того страшного события, Маша сильно изменилась и научилась более безопасными способами решать свои проблемы.
И все это потому, что собственное «Я» в подростковом возрасте возрастает до огромных размеров и заслоняет весь остальной мир. Вот и получается, что они очень-очень одиноки! Из-за одиночества у под- ростков возникают мысли о суициде. Мысль покончить с собой может возникнуть из-за малейшего, по мнению ребёнка, непонимания. К примеру, у 16-летней девушки рушится мир из-за того, что она поссо- рилась со своим парнем. Поверьте, рассказать об этом своим родите- лям для девочки – большой шаг. А если ответная реакция родителей – смех? Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, не продуманные и спланированные, а совершенные на высоте эмоций. И часто это не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о по- мощи: «Обрати на меня внимание! Пойми меня!»
Особый разговор – о подростковых депрессиях. В отличие от взрослых, которые жалуются на подавленное настроение, у подростков
170 она проявляется по-другому. Взрослых должно насторожить, что пре- жде общительные дети вдруг становятся замкнутыми, одинокими, те- ряют интерес к прежним увлечениям, начинают плохо учиться. А еще могут «проговориться»: мол, жизнь утратила смысл. Это тревожный знак, который подает сам подросток.
Суицидальные планы чаще появляются у неординарных, особо одаренных детей. Часто родители совершают ошибку, формируя у ре- бенка обязательные, не доступные для него приоритеты. Например, со школьной скамьи постоянно говорят о его поступлении в вуз. А быва- ет, что ребёнок не в силах оправдать родительские надежды. Когда ребенок узнает, что не набрал нужное количество баллов, он понимает, что разочаровал родителей. Так как вариант о провале экзаменов не обсуждался, подросток начинает думать, что дальше жизнь лишена всякого смысла. Отсюда вывод: надо говорить ребенку о его незаме- нимости для вас, даже если у него такие «крупные» неудачи.
Частая ситуация: у 14-летней девушки появляется 27-летний па- рень. Родители в шоке. Криком они «сообщают» дочери, что с ним у нее отношений не будет! Сила сопротивления со стороны дочки начи- нает возрастать. И в знак протеста против непонимания и неприятия со стороны родителей – суицид. Лучший выход в этой ситуации – спо- койно объяснить ей, какие последствия может повлечь за собой его поведение, привести примеры из жизни авторитетных для неё людей.
Когда человек идёт на самоубийство, то не срабатывает даже мощный инстинкт самосохранения. Преодолеть его нелегко и психо- логически, и физически. Другое дело, что у самоубийц присутствует так называемое «туннельное видение»: они не способны увидеть дру- гой способ выхода из ситуации, кроме самоубийства – словно свет в конце тоннеля, кроме которого, ничего не видно.
Обдуманное суицидальное поведение включает в основном три стадии развития:
- стадия вопросов о смерти и смысле жизни;
- стадия высказываний о нежелании жить;
- собственно суицидальная попытка.
Сообщения о желании умереть появляются без всякой внешней провокации, обычно носят характер угрозы близким. В этих случаях попытки самоубийства предпринимаются в отсутствии взрослых, втайне от них и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте носят в основном по-детски наивный характер. Больные пытаются голодать, подолгу сидят в ванне с холодной водой, дышат через форточку мо- розным воздухом, едят снег или мороженое, чтобы простудиться и
171 умереть. Смерть ребенка обычно «запускает» у родителей механизм мучительного поиска ответа на вопрос: «Почему?»
Если условно провести классификацию причин суицидов в дет- ском и подростковом возрасте, мы бы начали с того, что в понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребё- нок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понима- ние и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.
Вторая причина – отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе «без родины и флага» чаще испытывает ощущения ненуж- ности, депрессии.
Третьей причиной следовало бы назвать раннюю половую жизнь, приводящую к ранним разочарованиям. Тогда возникает ситуа- ция, по мнению подростка, не совместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременно- сти и т. д.), т. е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жиз- ненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.
Четвёртая причина – это дисгармония в семье.
Пятая причина – саморазрушаемое поведение (алкоголизм, нар- комания, криминализация общества).
Многие из тех, кто покушается на самоубийство, вовсе не хотят умирать. Они просто утратили способность общаться с миром обыч- ным способом. Для них сверхдоза таблеток или перерезанные вены - способ сообщить всем о глубине своего отчаяния. Некоторые из само- убийц, умирая, молятся, чтобы их кто-то нашел до того, как наступит конец. А бывает и так, что неудачная попытка приводит к тому, что оставшуюся жизнь такой ребенок проводит в инвалидном кресле или полностью утратив разум.
Среди всего многообразия причин мы хотим подчеркнуть самое важное: за любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!
При исследовании множества подростковых самоубийств специали- сты, занимающиеся данной проблемой, обнаружили одно сходное об- стоятельство, о котором мы уже упоминали: у этих детей очень сильно нарушаются эмоциональные взаимодействия с семьей, в частности отношения с матерью. Как бы подросток ни был ориентирован на цен- ности своей возрастной группы, острота его переживаний становится не совместимой с жизнью, если он отвергнут в родной семье. Формы отвержения всегда бывают разные и далеко не всегда это подчеркну- тое равнодушие.