Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 815
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
172
ПОДРОСТОК И КРИМИНАЛ
Психобиологические предпосылки
криминального поведения подростков
Признание того факта, что преступность как социальное явле- ние имеет, прежде всего, социальную обусловленность, отнюдь не обозначает игнорирования индивидных свойств личности при изуче- нии генезиса преступного поведения. Выявление роли и места психо- биологических предпосылок, особенностей организма и психики в ан- тиобщественном поведении затруднено тем, что в психологии в на- стоящее время не решена до конца проблема соотношения биологиче- ского и социального в личности. Понимание же глубинных механиз- мов развития обсуждаемых проблем и применение адекватных спосо- бов воздействия на них, может дать позитивные результаты.
Криминологический анализ социального и биологического в личности предполагает, прежде всего, рассмотрение соотношения этих факторов в процессе социального развития, формирования личности.
Попытку сопоставить соотношение биологического и социального на разных иерархических уровнях структуры личности в процессе се он- тогенеза в свое время предпринял К. К. Платонов, показав, что соот- ношение этих факторов неодинаково на различных подструктурах.
Если на нижней, биологической подструктуре, куда автор включил такие особенности индивида как: пол, соматику, телесную организа- цию, тип нервной системы, патологии и задатки, то есть все то, что человек получает при рождении, биологические факторы – наследст- венные и врожденные – выступают ведущими, то высшая подструкту- ра, представленная направленностью, важнейшей личностной соци- ально-нравственной характеристикой человека, включающей его ве- дущие мотивы и ценностные ориентации, в основном, обусловлена социальными факторами: средой и воспитанием [81].
Косвенное опосредствованное влияние социального фактора на особенности биологической подструктуры не менее очевидно, как и косвенное опосредствованное влияние биологического на подструкту- ру направленности. Хотя пол, тип и структура нервной системы, пато- логии и задатки – природные свойства индивида, но это не значит, что на них никак не отражаются социальные факторы, например, образ жизни, определяющий состояние здоровья и психики матери во время беременности, условия протекания родов и беременности. Сегодня, к сожалению, известны такие явления, как «воскресные дети», «дети карнавала», то есть дети, зачатые пьяными родителями и появляющие- ся на свет с различными патологиями нервной системы, затрудняю-
173 щими их социальную адаптацию. Так, по данным, приведенным
Ф. Г. Угловым, наблюдения за 1500 женщинами-роженицами показа- ли, что различные отклонения в организме детей наблюдаются у 2% непьющих матерей, у 9% умеренно пьющих и у 74% матерей, злоупот- ребляющих спиртными напитками.
Г. А. Аванесов, останавливаясь на данной проблеме, отмечает определенные трудности в ее исследовании, связанные с тем, что «всё биологическое в личности в большей или меньшей степени социали- зировано. Это делает задачу изучения влияния биологических факто- ров чрезвычайно трудной, однако реально решаемой».
Выделяя биологические предпосылки, играющие отрицатель- ную роль в поведении человека, он отмечает, что речь отнюдь не идет
«о специальных генах, фатально обусловливающих преступное пове- дение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педаго- гической требуют также и медицинской коррекции».
Так, в частности, Г. А. Аванесов среди таких предпосылок рас- сматривает следующие.
-
Патология биологических потребностей, что, в частности, нередко служит причиной половых преступлений, сексуальных извра- щений.
-
Состояние нервно-психического здоровья, нервно- психичес-кие заболевания, психопатии, неврастении, пограничные состояния, повышающие возбудимость нервной системы, обусловли- вающие неадекватную реакцию и затрудняющие социальный контроль за действиями.
-
Влияние наследственных заболеваний, а особенно наслед- ственности, отягощенной алкоголизмом, которой страдает до 40% ум- ственно отсталых детей.
-
Влияние психофизиологических нагрузок, конфликтных си- туаций, изменение химического состава окружающей среды, исполь- зование новых видов энергии, которые приводят как к различным пси- хосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям, так и служат дополнительным криминальным фактором [1].
-
Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера. А. И. Личко определяет акцентуации характе- ра как крайние варианты нормы, при которых «отдельные черты ха- рактера чрезмерно усилены, от чего обнаруживается чрезмерная уяз- вимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей или даже пониженной чувствительности к другим» [59].
Акцентуации в большей степени обусловлены врождёнными свойствами нервной системы, чем приобретёнными качествами, по-
174 этому устранить их либо кардинально скорректировать не предостав- ляется возможным, но своевременное их распознавание и построение воспитательной тактики, учитывающей характерологические особен- ности ребёнка, помогло бы предотвратить многие проблемы личност- ного развития, не допустить эмоциональных срывов или серьёзных отклонений в поведении подростка. Более того, любая акцентуация, при создании для неё правильных условий, делает своего обладателя яркой, интересной личностью, способной добиться успеха в жизни (и даже оставить след в истории) именно благодаря акцентуированным качествам.
Любая акцентуация, в то же время, выступает в качестве пред- посылки к переходу в подростковом возрасте к девиантным (в том числе и криминальным) стратегиям поведения.
Гипертимная – характеризуется повышенным настроением, стремлением к лидерству, сменой увлечений, подвижностью, склонно- стью к переоценке возможностей, повышенной активностью, склонно- стью к риску, экстравертированностью. Предприимчивость, легкость общения, активность, энергичность, выносливость, умение вызывать доверие, готовность быть ответственным.
Формы дезадаптации: авантюризм, недисциплинированность, склонность к алкоголю, склонность к риску, конфликтам с взрослыми.
Провоцирующие факторы: безделье, одиночество, регламенти- рование деятельности, жёсткий контроль.
Циклоидная – характеризуется цикличностью настроения от приподнятого до упаднического. В приподнятой фазе – гипертимы, в депрессивной – неустойчивые.
Формы дезадаптации: по фазам.
Провоцирующие факторы: перегрузки, неожиданность, притес- нения, эмоциональное отвержение значимыми людьми.
Неустойчивая - характеризуется безволием, зависимостью от других, внушаемостью, пассивностью в деятельности, непоседливо- стью, непостоянством, доверчивостью, открытостью, услужливостью.
Формы дезадаптации: побеги из дома, аддиктивное поведение, особая склонность к криминальному поведению.
Провоцирующие факторы: бесконтрольность, нецеленаправлен- ное воспитание.
Лабильная - характеризуется крайней изменчивостью настрое- ния, чувствительностью к чужому мнению, ранимостью, раздражи- тельностью, слабым самоконтролем, общительностью, добродушием, чуткостью.
175
Формы дезадаптации: аффективное поведение, неврозы, депрес- сия, демонстративные побеги, суицидальное поведение, гомосексуа- лизм.
Провоцирующие факторы: отвержение близких, потери, утраты.
Конформная - отсутствие личностного отношения к миру, чрез- мерная приспособляемость ценой личностных жертв, некритичность поведения, несамостоятельность, консерватизм, уживчивость, предан- ность интересам группы.
Формы дезадаптации: участие в групповых правонарушениях и преступлениях.
Провоцирующие факторы: отрицательный пример группы.
Истероидная – жажда внимания, потребность удивлять, восхи- щать, вызывать сочувствие, завышенная самооценка, похвальба несу- ществующими успехами, неспособность переносить удары по эгоцен- тризму. Ненасытная жажда поклонения, упорство, инициативность, активность, организаторские способности.
Формы дезадаптации: демонстрация деликвентного или аддик- тивного поведения, аффективное поведение, демонстративный суицид.
Может «заиграться».
Провоцирующие факторы: публичное решение ореола, развен- чание, изоляция, серость.
Шизоидная - характеризуется замкнутостью и отгороженностью от окружающих. Трудности контактов, эмоциональная холодность, резонёрство, малая активность, но вместе с тем холодный ум, способ- ность к нестандартному мышлению, увлечённость, способность рабо- тать в одиночку.
Формы дезадаптации: побеги, асоциальное поведение борца за справедливость, аддиктивное поведение, сексуальные суициды.
Провоцирующие факторы: насильственное помещение в группу, эмоциональные контакты, лидерство.
Астеноневратическая - характеризуется повышенной утомляе- мостью, ипохондрией. Раздражительность, вялость, пугливость, неуве- ренность, постоянные жалобы – «нытик». Но одновременно – способ- ность рассчитывать свои силы, аккуратность, дисциплинированность, покладистость.
Формы дезадаптации: дидактогения, школьная тревожность, аффективное поведение.
Провоцирующие факторы: инвалидизация, гиперопека, гипо- опека.
Элилептоидная - характеризуется склонностью к тоскливо- злобному настроению со стремлением сорвать его на окружающих.
176
Вязкость, инертность, грубость, льстивость к руководителям, деспо- тизм, мстительность к сверстникам. Вместе с тем – упорство в дости- жении цели, пунктуальность, обязательность, выносливость, внима- тельность к мелочам.
Формы дезадаптации: сексуальные отклонения, склонность к азартным играм, воровство, алкоголизация, аффективное поведение. В антисоциальных группировках легко «делают карьеру».
Провоцирующие факторы: отсутствие эмоционального тепла в семье, жесткость, ущемление их эгоистических интересов.
Сензитивная - характеризуется чрезмерной чувствительностью, мнительностью, пугливостью, замкнутостью, повышенной впечатли- тельностью. Легко развивается комплекс неполноценности. Одновре- менно – острое нравственное зрение, способность чувствовать внут- реннюю суть, ориентация на истинные чувства.
Форма дезадаптации: побеги в результате эмоциональных травм, суицид, попытки реакций компенсации и гиперкомпенсации.
Провоцирующие факторы: эмоциональные переживания, повы- шенная моральная ответственность, домашняя гиперпротекция.
Психоастеническая - характеризуется тревожной мнительно- стью, нерешительностью, педантизмом, опасением за свое будущее и будущее близких, суеверность, ответственность за дело, способность брать на себя ответственность за других.
Формы дезадаптации: невротизация и тяжёлое перенесение не- взгод.
Провоцирующие факторы: повышенная моральная ответствен- ность, ситуация выбора, доминирующая гиперпротекция.
Наши наблюдения позволяют констатировать, что среди подро- стков с девиантно-криминальным поведением встречаются различные акцентуации характера, но преобладают гипертимы, конформные,
эпилиптоиды и истероиды. Сложности переходного возраста, вызвав- шие обострение акцентуации, усугубленные неблагоприятными се- мейными и социальными факторами, подтолкнули их к противоправ- ным действиям.
Акцентуации зачастую служат благоприятной почвой для про- явления специфических поведенческих реакций, свойственных подро- стковому возрасту [39].
-
Реакция оппозиции или протеста - непослушание, грубость, агрессивное поведение или отказ от еды, уход из дома, отказ от речи
(мутизм), замкнутость, нарушение эмоционального контакта, прогулы школы. Возникает в ответ на утрату или резкое сокращение внимания
177 со стороны матери или близких в связи с рождением ребёнка или по- явления в доме отчима, мачехи и т. д.
-
Реакция отказа от еды, общения и т. д. В подростковом возрасте может вызываться внезапным переездом, отрывом от близ- ких, компании сверстников.
-
Реакция имитации характеризуется копированием наиболее авторитетного для ребёнка лица. Подросток может подражать актив- ности взрослого или поведению референтной группы (асоциальной компании). Нарушение поведения в этом случае возникает, когда ко- пируются асоциальные формы поведения (сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество).
-
Реакция компенсации возникает как форма психологиче- ской защиты, при которой разочарование своей неудачей в одной сфе- ре компенсируется стремлением добиться больших успехов в других областях. Опасна если подросток не сумевший добиться успехов в просоциальной деятельности стремится компенсировать свои неудачи за счёт асоциального поведения.
-
Реакция гиперкомпенсации – проявляется тогда, когда на- стойчиво и упорно стремится к достижению значимых для него ре- зультатов, где оказывается особенно слабым.
-
Реакция эмансипации – стремление освободиться из-под опёки взрослых. Способствует появлению этой реакции мелочная опё- ка, лишение самостоятельности, постоянное давление, свойственное такому типу воспитания как доминирующая гиперпротекция. Реакция эмансипации проявляется скрытым или явным сопротивлением поряд- кам, выражающимся в игнорировании советов, указаний и инструкций, неприятие помощи, отвержении правил и норм, устанавливаемых взрослыми. Крайним проявлением реакции эмансипации является уход из дома и бродяжничество.
-
Реакция группирования выражается в стремлении к принад- лежности к устойчивой неформальной группе сверстников. Наиболь- шую опасность здесь представляют группы с антисоциальной направ- ленностью.
В последние годы в отечественной литературе выделяется само- стоятельная акцентуация характера по «криминогенному» типу, под которой понимается «определённый тип развития подростка, когда с раннего детства определяется неуправляемость поведения и трудности социализации в сочетании с нарушениями построения общепринятой системы ценностей» [75]. Их поведение отличается бездумной жесто- костью, отсутствием корыстных побуждений на фоне постоянной ожесточённости и агрессивности. М. Клайн указывает, что поведению
178 представителей данного типа акцентуации в раннем детстве присущи следующие признаки:
- сверхактивность (ребёнок беспокоен, непоседлив, очень энергичен и агрессивен, он постоянно задевает детей-сверстников, обижает их);
- отвлекаемость и рассеянность внимания (ребёнок испыты- вает трудности сосредоточения, не способен довести начатое дело до конца);
- импульсивность (ребёнок неожиданно бросает начатое, по- ступает необдуманно, может легко солгать, взять чужую вещь, нару- шить запрет, абсолютно не задумываясь о последствиях)
- возбудимость (ребёнок крайне раздражителен, неуравнове- шен, часто плачет, быстро обижается, начинает кричать, ломать вещи, драться).
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 21