Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 814
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социальные предпосылки
криминального поведения подростков
Существует общая схема процесса деморализации с последую- щей криминализацией (дефекты социализации) детей, подростков:
- конфликты с родителями (дефекты семейной социализа- ции);
- трудности, неудачи в школе (дефекты социализации в шко- ле);
- контакты, сближение с деморализованными сверстниками
(дефекты социализации в группах сверстников).
Семейные дефекты социализации
Утрата положительного влияния семьи, неудачи в школе и сближение с негативной группой сверстников могут иметь различную последовательность, но почти во всех случаях, предшествующих анти- социальному поведению несовершеннолетних, наблюдается взаимо- действие этих трех моментов. Семья, школа, группа сверстников – ес- тественная среда для всех детей, подростков. Они являются важней- шими социализирующими факторами личности несовершеннолетних.
Причем семье принадлежит особая роль в формировании молодого человека, поскольку ее воздействие на личность многогранно, всесто- ронне.
Дефекты, нарушения в усвоении нравственно-правовых норм, принятых в данном обществе, наблюдаются «по вине» семьи в сле- дующих случаях.
-
Родители словесно и на деле (своими поступками) утвер- ждают аморальные или даже антисоциальные образцы поведения. В
179 этом случае может произойти прямое усвоение ребенком (подростком) норм асоциального поведения.
-
Родители словесно придерживаются общепринятых нравст- венных норм поведения, но совершают действия, поступки, им проти- воречащие. В этом случае у детей воспитывается лицемерие, ханжест- во, в целом аморальные установки.
-
Родители вербально (словесно) и на деле придерживаются общепринятых норм, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребенка (подростка). Отсутствие же прочных эмоцио- нальных, дружеских контактов родителей с подростками значительно затрудняет нормальный процесс социализации.
-
Родители применяют неправильные методы воспитания
(методы, основанные на принуждении, насилии, унижении личности ребенка (подростка)).
Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение право- нарушений и преступлений, криминологи называют неблагополучны- ми.
Выделяют следующие виды неблагополучных семей:
- криминогенная семья;
- аморальная семья, характеризующаяся алкогольной и сек- суальной деморализацией;
- проблемная семья, характеризующаяся постоянной кон- фликтной атмосферой;
- неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре;
- псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания.
Криминогенная семья – такая, члены которой совершают пре- ступления.
Согласно криминологическим исследованиям, судимость одно- го из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличи- вает вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4-5 раз. Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.
Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам образец антиобщественного поведения, порождает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает ее (семьи) кри- миногенный потенциал.
Значительную криминогенную опасность представляют амо-
ральные семьи.В них концентрируются различные отрицательные
180 факторы, такие, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические кон- фликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухуд- шение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родите- лям, развивается мрачный, озлобленный характер.
Каждый из перечисленных отрицательных факторов сам по себе уже способен нанести значительный ущерб надлежащему формирова- нию личности ребенка, подростка. Все вместе они исключают возмож- ность нравственного воспитания несовершеннолетнего в такой семье.
Среди осужденных несовершеннолетних пьянствующие роди- тели встречаются в 6-7 раз чаще, чем среди законопослушных ребят.
В воспитательной колонии для девушек осужденных за грабеж, разбой, хулиганство было проведено анкетирование. Среди вопросов был и такой: «Что Вы можете рассказать о своей семье, об условиях, в которых росли и воспитывались?» Получены были следующие ответы:
«Отцу я не доверяла. Он пил, скандалил. Я привыкла не приходить домой»; «Отец все время приходил пьяным. Мать плакала. Разговор дома был только об этом. Отец нас с братом не замечал, он даже не знал, в каком классе я учусь».
Вредное воздействие на детей в аморальных семьях оказывают родители, которые не только не пресекают опасное увлечение детей спиртным, но часто сами приобщают их к алкоголю. Большинство осужденных из «девичьей» воспитательной колонии пишут, что впер- вые выпили в кругу семьи, с ведома, а то и по прямому предложению родителей: «Взрослые заставили выпить, потому что был праздник»,
«Выпила впервые, когда мне было лет пять. Отец налил, а мама не возражала», «Смотрела, как отец пьет, и тоже стала. Вначале ему на- зло. А потом втянулась».
Родители или знакомые приобщали к выпивке. Важно то, что в семьях знали об этом, но остановить девушек уже никто из близких не мог. Или не считали нужным. Недаром начало своего падения воспи- танницы зачастую связывают именно с этим: «А потом я начала пить, курить».
Аморальные семьи характеризуются систематическим наруше- нием нравственных норм, дезорганизацией семейного микроклимата, ссорами, а то и драками между родителями на глазах у детей, что на- носит детям сильную психическую травму.
Такие семьи калечат детей не только нравственно, но и физиче- ски. Они не обеспечивают им должного интеллектуального и эмоцио-
181 нального развития, формируют психопатические черты характера, своевременно не выявляют различного рода заболевания, причиняют детям травмы в результате побоев, выгоняют их из дома. Подростки вынуждены скитаться на улице, по подъездам и вокзалам. В школу они приходят менее или совсем не подготовленными, чем их ровесники из благополучных семей. У них часто отсутствуют нормальные условия для приготовления домашних заданий из-за скандалов, устраиваемых пьяными родителями. Они резко отстают в учебе. Нередко в классе их называют «тупицами», «двоечниками», что порождает у них повы- шенную чувствительность и душевную ранимость. Болезненно пере- живая свое положение, они ожесточаются, вступают в конфликт с учи- телями, одноклассниками. Оказавшись в позиции изолированных или
– еще хуже – пренебрегаемых, не находя понимания и поддержки в семье, в школе, среди одноклассников и педагогов, они начинают ис- кать товарищей на стороне, в уличных компаниях, где собираются точ- но такие же сверстники.
В криминогенных и аморальных семьях дефекты правовой со- циализации в наиболее концентрированном виде выражены и в струк- туре общения (между родителями и детьми отсутствуют или резко ослаблены эмоциональные связи), практически отсутствует должный социальный контроль, искажается процесс усвоения социальных ро- лей, что в итоге приводит к формированию у детей, подростков де- формированной структуры потребностей, ее примитивизации. В итоге уже в этом возрасте формируется асоциальная личность, для которой характерны такие установки, ценностные ориентации, которые непри- емлемы для общества и осуждаются в нем.
Формирование такой личности происходит, как правило, в виде реакции протеста против родителей, учителей, против школы и даже против общества, когда по механизму эмоционального переноса отно- шение к части, в данном случае к родителям, учителям, распространя- ется на целое, т. е. на всю нравственно-правовую систему, представ- ляемую этой частью. Эта реакция протеста и связанное с ней отрица- ние общепринятых нравственно-правовых норм приводят подростка к неправильному выбору референтной группы, которая является носите- лем иных, часто противоположных нравственно-правовых норм.
Асоциальные лица усваивают из окружающего только негатив- ное, отрицательное. К ним буквально липнет все плохое. «Ребенок или подросток такого типа быстро втягивается в группы старших ребят с криминальным поведением, усваивает их систему ценностей, жаргон, форму поведения. Таких детей берут на учет детские комнаты мили- ции, их поступки разбираются комиссиями по делам несовершенно-
182 летних. Это потенциальные правонарушители. Они перенимают («ус- ваивают») алкоголизм, поскольку он, наряду с курением, хулиганст- вом, правонарушениями, является неотъемлемым атрибутом и нравст- венной нормой референтной группы».
Разновидностью неблагополучной семьи является проблемная
семья. Она характеризуется соперничеством между родителями за гла- венствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. Господствующая в семье конфликтная ситуация создает по- стоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, подростков, которые стремятся как можно меньше нахо- диться дома, «улизнуть» под любым предлогом на улицу, где и прово- дят большую часть времени. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершенно- летних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.
Определенные сложности в процессе правовой социализации детей и подростков могут возникать в неполных семьях.
Дефекты в структуре родительской семьи в современных усло- виях могут отрицательным образом сказываться на формировании личности ребенка, подростка. В одних семьях дети не видят, а потому не знают своего отца или свою мать с момента рождения. В других они теряют кого-либо из них в сознательном возрасте.
Один из негативных факторов неполной семьи связан с явлени- ем эмоционального дискомфорта, который испытывает ребенок, под- росток в такой семье. Он характеризуется комплексом психологиче- ских реакций и переживаний, которые у детей и подростков носят ча- ще отрицательный характер, порождая у них чувство собственной не- полноценности, «ущербности», зависти, эмоционального голода. Такая ситуация порождает у детей, подростков повышенный интерес к своим переживаниям, пренебрежение к переживаниям взрослых, недоброже- лательство к отцу или матери, бросившим семью.
Наибольший эмоциональный дискомфорт испытывают мальчи- ки, воспитывающиеся без отца. Отец нужен мальчику, и, прежде всего подростку, как образец для подражания, для формирования мужского начала. Именно у отца мальчик учится таким качествам, как мужество, смелость, решительность, благородство, уважительное отношение к женщине.
В семьях без отца возрастает опасность феминизации мальчи- ков, которые боятся этого и начинают демонстративно проявлять мас-
183 кулинность в поведении: они склонны к агрессивности, драчливости, грубости.
Очень болезненно отражается на воспитании ребенка развод ро- дителей. На подростка же, воспринимающего окружающий мир осо- бенно чувствительно, разрушение родительского брака действует сильнее, чем на детей всех других возрастов. Однако следует заметить, что факт расторжения семейных уз сам по себе не всегда означает вред. Конечно, в интересах нормального развития у ребенка, подрост- ка должны быть мать и отец, но хорошие. Ему не нужны жестокие, грубые родители, родители-алкоголики, отцы-деспоты. Поэтому не- редко освобождение от жестокой, аморальной личности приносит ре- бенку облегчение, а оставшемуся с ним взрослому – отцу или матери – покой и нормальные условия для воспитания.
Разводу предшествует общее ухудшение семейной жизни. Соз- дается тяжелая психологическая атмосфера, в которой вынужден жить ребенок. Он становится свидетелем скандалов между отцом и мате- рью, видит сцены грубости, унижения, насилия. Родители, которые ссорятся и втаптывают друг друга в грязь, падают в глазах подростка.
Занятые своими бедами, ссорами друг с другом, родители фак- тически оставляют детей, подростков на произвол судьбы. Чувствуя себя отчужденным, подросток старается как можно больше времени проводить вне дома, тратить его бесцельно, впустую. Возникает кри- миногенно опасная ситуация, так как роль воспитателя в его жизни берет на себя улица, где подросток общается с кругом таких же ребят.
Общие семейные неурядицы сплачивают их, могут толкнуть на созда- ние асоциальных групп.
Как и в проблемных семьях, здесь дефекты правовой социали- зации проявляются в ослаблении или даже отсутствии надлежащего социального контроля, в ослаблении эмоциональных связей подростка и родителя.
Псевдоблагополучная семья, или, как ее определяют психотера- певты, псевдосолидарная семья, отличается ярко выраженным деспо- тическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, нали- чием жестких взаимоотношений (держать всех в «ежовых рукавицах»), применением физического наказания как основного средства воспита- ния.
Жизнь наглядно подтверждает тот факт, что если родители по- варварски жестоко относятся к детям, они вряд ли этим добьются хо- рошего. Жестокое обращение никогда не приучит детей к сознатель- ной дисциплине.
криминального поведения подростков
Существует общая схема процесса деморализации с последую- щей криминализацией (дефекты социализации) детей, подростков:
- конфликты с родителями (дефекты семейной социализа- ции);
- трудности, неудачи в школе (дефекты социализации в шко- ле);
- контакты, сближение с деморализованными сверстниками
(дефекты социализации в группах сверстников).
Семейные дефекты социализации
Утрата положительного влияния семьи, неудачи в школе и сближение с негативной группой сверстников могут иметь различную последовательность, но почти во всех случаях, предшествующих анти- социальному поведению несовершеннолетних, наблюдается взаимо- действие этих трех моментов. Семья, школа, группа сверстников – ес- тественная среда для всех детей, подростков. Они являются важней- шими социализирующими факторами личности несовершеннолетних.
Причем семье принадлежит особая роль в формировании молодого человека, поскольку ее воздействие на личность многогранно, всесто- ронне.
Дефекты, нарушения в усвоении нравственно-правовых норм, принятых в данном обществе, наблюдаются «по вине» семьи в сле- дующих случаях.
-
Родители словесно и на деле (своими поступками) утвер- ждают аморальные или даже антисоциальные образцы поведения. В
179 этом случае может произойти прямое усвоение ребенком (подростком) норм асоциального поведения.
-
Родители словесно придерживаются общепринятых нравст- венных норм поведения, но совершают действия, поступки, им проти- воречащие. В этом случае у детей воспитывается лицемерие, ханжест- во, в целом аморальные установки.
-
Родители вербально (словесно) и на деле придерживаются общепринятых норм, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребенка (подростка). Отсутствие же прочных эмоцио- нальных, дружеских контактов родителей с подростками значительно затрудняет нормальный процесс социализации.
-
Родители применяют неправильные методы воспитания
(методы, основанные на принуждении, насилии, унижении личности ребенка (подростка)).
Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение право- нарушений и преступлений, криминологи называют неблагополучны- ми.
Выделяют следующие виды неблагополучных семей:
- криминогенная семья;
- аморальная семья, характеризующаяся алкогольной и сек- суальной деморализацией;
- проблемная семья, характеризующаяся постоянной кон- фликтной атмосферой;
- неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре;
- псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания.
Криминогенная семья – такая, члены которой совершают пре- ступления.
Согласно криминологическим исследованиям, судимость одно- го из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) увеличи- вает вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4-5 раз. Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.
Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам образец антиобщественного поведения, порождает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает ее (семьи) кри- миногенный потенциал.
Значительную криминогенную опасность представляют амо-
ральные семьи.В них концентрируются различные отрицательные
180 факторы, такие, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические кон- фликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухуд- шение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родите- лям, развивается мрачный, озлобленный характер.
Каждый из перечисленных отрицательных факторов сам по себе уже способен нанести значительный ущерб надлежащему формирова- нию личности ребенка, подростка. Все вместе они исключают возмож- ность нравственного воспитания несовершеннолетнего в такой семье.
Среди осужденных несовершеннолетних пьянствующие роди- тели встречаются в 6-7 раз чаще, чем среди законопослушных ребят.
В воспитательной колонии для девушек осужденных за грабеж, разбой, хулиганство было проведено анкетирование. Среди вопросов был и такой: «Что Вы можете рассказать о своей семье, об условиях, в которых росли и воспитывались?» Получены были следующие ответы:
«Отцу я не доверяла. Он пил, скандалил. Я привыкла не приходить домой»; «Отец все время приходил пьяным. Мать плакала. Разговор дома был только об этом. Отец нас с братом не замечал, он даже не знал, в каком классе я учусь».
Вредное воздействие на детей в аморальных семьях оказывают родители, которые не только не пресекают опасное увлечение детей спиртным, но часто сами приобщают их к алкоголю. Большинство осужденных из «девичьей» воспитательной колонии пишут, что впер- вые выпили в кругу семьи, с ведома, а то и по прямому предложению родителей: «Взрослые заставили выпить, потому что был праздник»,
«Выпила впервые, когда мне было лет пять. Отец налил, а мама не возражала», «Смотрела, как отец пьет, и тоже стала. Вначале ему на- зло. А потом втянулась».
Родители или знакомые приобщали к выпивке. Важно то, что в семьях знали об этом, но остановить девушек уже никто из близких не мог. Или не считали нужным. Недаром начало своего падения воспи- танницы зачастую связывают именно с этим: «А потом я начала пить, курить».
Аморальные семьи характеризуются систематическим наруше- нием нравственных норм, дезорганизацией семейного микроклимата, ссорами, а то и драками между родителями на глазах у детей, что на- носит детям сильную психическую травму.
Такие семьи калечат детей не только нравственно, но и физиче- ски. Они не обеспечивают им должного интеллектуального и эмоцио-
181 нального развития, формируют психопатические черты характера, своевременно не выявляют различного рода заболевания, причиняют детям травмы в результате побоев, выгоняют их из дома. Подростки вынуждены скитаться на улице, по подъездам и вокзалам. В школу они приходят менее или совсем не подготовленными, чем их ровесники из благополучных семей. У них часто отсутствуют нормальные условия для приготовления домашних заданий из-за скандалов, устраиваемых пьяными родителями. Они резко отстают в учебе. Нередко в классе их называют «тупицами», «двоечниками», что порождает у них повы- шенную чувствительность и душевную ранимость. Болезненно пере- живая свое положение, они ожесточаются, вступают в конфликт с учи- телями, одноклассниками. Оказавшись в позиции изолированных или
– еще хуже – пренебрегаемых, не находя понимания и поддержки в семье, в школе, среди одноклассников и педагогов, они начинают ис- кать товарищей на стороне, в уличных компаниях, где собираются точ- но такие же сверстники.
В криминогенных и аморальных семьях дефекты правовой со- циализации в наиболее концентрированном виде выражены и в струк- туре общения (между родителями и детьми отсутствуют или резко ослаблены эмоциональные связи), практически отсутствует должный социальный контроль, искажается процесс усвоения социальных ро- лей, что в итоге приводит к формированию у детей, подростков де- формированной структуры потребностей, ее примитивизации. В итоге уже в этом возрасте формируется асоциальная личность, для которой характерны такие установки, ценностные ориентации, которые непри- емлемы для общества и осуждаются в нем.
Формирование такой личности происходит, как правило, в виде реакции протеста против родителей, учителей, против школы и даже против общества, когда по механизму эмоционального переноса отно- шение к части, в данном случае к родителям, учителям, распространя- ется на целое, т. е. на всю нравственно-правовую систему, представ- ляемую этой частью. Эта реакция протеста и связанное с ней отрица- ние общепринятых нравственно-правовых норм приводят подростка к неправильному выбору референтной группы, которая является носите- лем иных, часто противоположных нравственно-правовых норм.
Асоциальные лица усваивают из окружающего только негатив- ное, отрицательное. К ним буквально липнет все плохое. «Ребенок или подросток такого типа быстро втягивается в группы старших ребят с криминальным поведением, усваивает их систему ценностей, жаргон, форму поведения. Таких детей берут на учет детские комнаты мили- ции, их поступки разбираются комиссиями по делам несовершенно-
182 летних. Это потенциальные правонарушители. Они перенимают («ус- ваивают») алкоголизм, поскольку он, наряду с курением, хулиганст- вом, правонарушениями, является неотъемлемым атрибутом и нравст- венной нормой референтной группы».
Разновидностью неблагополучной семьи является проблемная
семья. Она характеризуется соперничеством между родителями за гла- венствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. Господствующая в семье конфликтная ситуация создает по- стоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, подростков, которые стремятся как можно меньше нахо- диться дома, «улизнуть» под любым предлогом на улицу, где и прово- дят большую часть времени. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершенно- летних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.
Определенные сложности в процессе правовой социализации детей и подростков могут возникать в неполных семьях.
Дефекты в структуре родительской семьи в современных усло- виях могут отрицательным образом сказываться на формировании личности ребенка, подростка. В одних семьях дети не видят, а потому не знают своего отца или свою мать с момента рождения. В других они теряют кого-либо из них в сознательном возрасте.
Один из негативных факторов неполной семьи связан с явлени- ем эмоционального дискомфорта, который испытывает ребенок, под- росток в такой семье. Он характеризуется комплексом психологиче- ских реакций и переживаний, которые у детей и подростков носят ча- ще отрицательный характер, порождая у них чувство собственной не- полноценности, «ущербности», зависти, эмоционального голода. Такая ситуация порождает у детей, подростков повышенный интерес к своим переживаниям, пренебрежение к переживаниям взрослых, недоброже- лательство к отцу или матери, бросившим семью.
Наибольший эмоциональный дискомфорт испытывают мальчи- ки, воспитывающиеся без отца. Отец нужен мальчику, и, прежде всего подростку, как образец для подражания, для формирования мужского начала. Именно у отца мальчик учится таким качествам, как мужество, смелость, решительность, благородство, уважительное отношение к женщине.
В семьях без отца возрастает опасность феминизации мальчи- ков, которые боятся этого и начинают демонстративно проявлять мас-
183 кулинность в поведении: они склонны к агрессивности, драчливости, грубости.
Очень болезненно отражается на воспитании ребенка развод ро- дителей. На подростка же, воспринимающего окружающий мир осо- бенно чувствительно, разрушение родительского брака действует сильнее, чем на детей всех других возрастов. Однако следует заметить, что факт расторжения семейных уз сам по себе не всегда означает вред. Конечно, в интересах нормального развития у ребенка, подрост- ка должны быть мать и отец, но хорошие. Ему не нужны жестокие, грубые родители, родители-алкоголики, отцы-деспоты. Поэтому не- редко освобождение от жестокой, аморальной личности приносит ре- бенку облегчение, а оставшемуся с ним взрослому – отцу или матери – покой и нормальные условия для воспитания.
Разводу предшествует общее ухудшение семейной жизни. Соз- дается тяжелая психологическая атмосфера, в которой вынужден жить ребенок. Он становится свидетелем скандалов между отцом и мате- рью, видит сцены грубости, унижения, насилия. Родители, которые ссорятся и втаптывают друг друга в грязь, падают в глазах подростка.
Занятые своими бедами, ссорами друг с другом, родители фак- тически оставляют детей, подростков на произвол судьбы. Чувствуя себя отчужденным, подросток старается как можно больше времени проводить вне дома, тратить его бесцельно, впустую. Возникает кри- миногенно опасная ситуация, так как роль воспитателя в его жизни берет на себя улица, где подросток общается с кругом таких же ребят.
Общие семейные неурядицы сплачивают их, могут толкнуть на созда- ние асоциальных групп.
Как и в проблемных семьях, здесь дефекты правовой социали- зации проявляются в ослаблении или даже отсутствии надлежащего социального контроля, в ослаблении эмоциональных связей подростка и родителя.
Псевдоблагополучная семья, или, как ее определяют психотера- певты, псевдосолидарная семья, отличается ярко выраженным деспо- тическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, нали- чием жестких взаимоотношений (держать всех в «ежовых рукавицах»), применением физического наказания как основного средства воспита- ния.
Жизнь наглядно подтверждает тот факт, что если родители по- варварски жестоко относятся к детям, они вряд ли этим добьются хо- рошего. Жестокое обращение никогда не приучит детей к сознатель- ной дисциплине.