Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 811

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

184
Особый вред развитию личности ребенка и особенно подростка наносят частые физические наказания. Психологически этот вред за- ключается в следующем.
-
Родители (или родитель – отец или мать), систематически наказывающие ребенка, подростка физически, выступают для него в качестве антиидеала. Он никогда не будет уважать такого родителя, брать с него пример. Как говорят психологи, вследствие этого у ребен- ка, подростка задерживается формирование «идеального Я».
-
Частое физическое наказание вызывает у ребенка, подрост- ка состояние фрустрации. Накапливающаяся у него обида, раздражи- тельность, злобность вымещается на доступных ему объектах, прежде всего на сверстниках. В результате этого у него развивается агрессив- ное поведение во всех фрустрирующих ситуациях.
-
Частое физическое наказание наносит ущерб самооценке личности ребенка, подростка, вследствие чего у него развивается бо- лезненно чувствительное самосознание, легко ранимое самолюбие.
Систематическое физическое наказание в раннем детстве может привести к утрате отзывчивости, способности сочувствовать и сопере- живать другим людям. По отношению к родителям, часто наказываю- щим, вырабатывается негативизм, который впоследствии может пе- рейти во враждебность. Судебная практика показывает, что в подоб- ных семьях дети часто убегают из дома, бродяжничают, совершают кражи и другие преступления.
Дефекты правовой социализации в школе
Школе как главному после семьи агенту правовой социализации принадлежит важная роль в нравственно-правовом воспитании детей и подростков.
Имеется прямая связь между семейным воспитанием и школь- ным. При благоприятной обстановке в семье, при прочных эмоцио- нальных контактах родителей с подростками значительно усиливается стойкость последних к антиобщественным влияниям. С другой сторо- ны, школе принадлежит важная роль в исправлении ошибок семейного воспитания, приостановлении процесса деморализации личности под- ростка, который начался в семье. В случае совпадения, «сложения» недостатков семейного и школьного воспитания нередко наступает криминализация личности подростка.
Основной контингент несовершеннолетних правонарушителей составляют так называемые «трудновоспитуемые», «трудные дети», подростки.
Давая общую характеристику «трудновоспитуемых», И. А. Нев- ский отмечает, что они портят взаимоотношения между учениками в

185 классе, дурно влияют на слабых, неустойчивых учеников, плохо учат- ся, еще хуже ведут себя, нередко совершают хулиганские поступки, бросают школу, уходят в жизнь без знаний, без здоровых интересов, полноценного развития, без положительных перспектив и целей, без желания трудиться, иногда с ненавистью к учителям, школе, знаниям, культуре, образованию. Рано или поздно они оказываются на улице, втягиваются в асоциальные компании, в которых верховодят более сильные, старшие по возрасту и жизненному опыту подростки. Порвав социально позитивные связи со школой, учителями, товарищами по классу, обладая избытком свободного времени, эти ребята тратят свой досуг на развлечения, курение, распитие спиртных напитков, употреб- ление наркотиков. Они бродяжничают, хулиганят, занимаются вымо- гательством, мелкими кражами, попадают на учет в детскую комнату милиции, а затем и в воспитательно-трудовые колонии. Таким обра- зом, калечится детство, судьбы этих ребят, вся их последующая жизнь [71].
Среди «трудных» учащихся встречаются дети и подростки, имеющие ряд расстройств нервной системы, которые вызывают за- держку психического и интеллектуального развития. Большинство таких ребят выходит из неблагополучных семей, главным образом, криминогенных, аморальных. Но встречаются среди «трудных» школьники и из образованных, обеспеченных, благополучных семей.
Учителя в целом относятся к «трудным» резко отрицательно.
Обычно все их попытки справиться с неуспеваемостью и недисципли- нированностью этих ребят сводятся к методам так называемого «нега- тивного стимулирования» – к нравоучительным беседам, взысканиям, наказаниям, проработкам в присутствии всего класса и т. д. Все это не только не приносит позитивных результатов, но, наоборот, еще боль- ше озлобляет и восстанавливает «трудных» против учителей, против школы и учебы в целом.
Учителя с легкостью приклеивают таким школьникам ярлык
«трудный», «трудновоспитуемый», чтобы оправдать свое неумение, а то и педагогическое бессилие. В чем вред наклеивания ярлыка или так называемой стигматизации? Стигматизация является одним из средств социального контроля – социальных санкций. Она представляет «... сложный процесс социального взаимодействия, ведущий к отверже- нию лиц с определенными нежелательными признаками. Эта реакция человека или группы лиц, заключающаяся в девальвации (обесцене- нии) индивида, снижении его социального статуса». Стигматизирую- щие признаки гиперболизируются окружающими, переоцениваются ими и часто затмевают все. Другие, в том числе положительные черты


186 личности. Стигматизация является, по сути дела, реакцией членов об- щества на то неудобство, которое вызывает нестандартный человек.
Хорошо известно, что учителя предпочитают учеников покла- дистых, не доставляющих хлопот, послушных и явно недоброжела- тельно относятся к «трудным» ученикам, не щадят их самолюбия, вступают с ними в конфликт, а то и объявляют им «войну». В своей
«войне» с «трудными» учителя стараются опереться на класс, зару- читься его поддержкой. С этой целью выставляются напоказ и осуж- даются все отрицательные черты этих учащихся и в противовес им хвалятся, поощряются и поддерживаются положительные качества примерных, успевающих школьников. Это приводит не к перевоспи- танию «трудных», а к разрушению их отношений с классом, с коллек- тивом товарищей, с которыми они нередко учились вместе, начиная с первого класса. Все это оскорбляет их достоинство, наносит им глубо- кую душевную травму, восстанавливает против класса, против дейст- вительно примерных и хороших учеников.
В результате длительной неуспеваемости и постоянной недис- циплинированности у «трудных» складываются конфликтные отноше- ния с классом, учителями, родителями, что приводит к их изоляции в школе, разрыву дружеских, товарищеских отношений с одноклассни- ками. В результате они оказываются в изолированном, отверженном положении, испытывают чувство одиночества и неполноценности.
Положение отвергнутого классным коллективом вызывает у
«трудного» состояние глубокой фрустрации вследствие невозможно- сти удовлетворить базисные потребности в общении с одноклассника- ми, в завоевании личного и социального статуса. Лишенный возмож- ности реализовать указанные потребности хорошей учебой и пример- ным поведением, «трудный» пытается завоевать определенное поло- жение среди соучеников по механизму реактивного образования – с помощью негативизма, ярко выраженного непослушания, немотивиро- ванного упрямства, демонстративной агрессивности и конфликтности, бравады отрицательными качествами, курением, употреблением спиртных напитков, наркотиков и т. д.
Таким образом, школа, ПТУ перестают быть для «трудных» подростков основной сферой, где они удовлетворяют потребности в общении и статусные притязания. Эти ребята теряют прочные соци- альные связи с коллективом класса, приобретают отрицательное от- ношение к школе. Они ищут поддержки, утешения в асоциальных уличных компаниях, где они «застревают» и начинают проводить всё свободное время.


187
В результате фрустрации основной социально-позитивной дея- тельности – учебно-профессиональной – образуется своеобразный
«вакуум» социальной активности, который заполняется «трудными» подростками пустым и бездумным времяпрепровождением в уличных компаниях. В итоге по механизму регрессии они фиксируются, «за- стревают» на примитивных формах проведения досуга, где удовлетво- рение базисных потребностей в общении и статусных происходит примитивными способами – курением, выпивками, употреблением наркотиков, картежной игрой, прослушиванием низкопробных музы- кальных записей. «Примитивизация» деятельности – развлекательное времяпрепровождение – с неизбежностью приводит к дальнейшей
«примитивизации» личности таких подростков, что проявляется в от- сутствии элементарных культурных запросов, преобладании в струк- туре потребностей материальных, физиологических (сексуальных), извращенных квазипотребностей (алкоголь, наркотики и т. д.). На этом этапе своей деморализации «трудные» нередко становятся правонару- шителями, а затем и преступниками.
Таким образом, дефекты правовой социализации в школе затра- гивают все структурные элементы социализации и проявляются в де- фектах выполнения социальной роли, в разрыве эмоциональных связей школьника («трудновоспитуемого») со своими одноклассниками и учителями, в выходе из-под норм социального контроля, в формирова- нии извращенной примитивной структуры потребностей.
Правовая десоциализация
и молодежные неформальные группировки
В процессе социализации личности подростка большое влияние оказывают неформальные стихийные группы сверстников, которые возникают на основе совместной досуговой деятельности.
Установлено, что досуговая деятельность бывших несовершен- нолетних правонарушителей значительно отличалась от той, которая характерна для подростков, обладающих аналогичными социально- демографическими характеристиками, но не нарушающих закон. До- суговая деятельность правонарушителей имеет свою специфику: она преобладает над всеми другими (учеба, занятия спортом, различные виды социально-полезной внешкольной деятельности).
Для правонарушителей характерны связи с лицами, имеющими аналогичные взгляды, ориентации и привычки поведения. Часто такие межличностные связи принимают антисоциальную направленность, становясь, таким образом, криминогенными. Они устанавливаются и развиваются в основном в сфере досуговой деятельности уже доста- точно деморализованных подростков.


188
Конечно, нельзя считать образование досуговых товарищеских групп чем-то предосудительным, общественно опасным. Они вполне естественны для этой возрастной группы. Более того, потребность ре- бят в общении в наибольшей степени удовлетворяется именно в таких стихийных неформальных группах. В значительной мере это объясня- ется дефицитом внимания к подростку со стороны близких, которые ограничивают общение с ним почти исключительно заботой о его эле- ментарных нуждах (еда, одежда, деньги на карманные расходы и т. д.).
Подростку же больше хотелось бы видеть в родителях не столько
«кормильцев», сколько друзей и советчиков. При всей своей тяге к самостоятельности подростки остро нуждаются в жизненном опыте, помощи и поддержке старших. Однако реальные взаимоотношения подростков с родителями часто обременены конфликтами на почве непонимания друг друга.
Недостаток внимания со стороны взрослых – не единственная причина, побуждающая подростка искать группу сверстников. Не ме- нее важный мотив – стремление к неформальному общению, общению эмоционально значимому. Конечная цель такого эмоционального об- щения состоит не только в проведении досуга, но и в получении под- ростком информации об отношении сверстников к нему, то есть в оп- ределении своего личного статуса, и, в конечном счете, в самореализа- ции.
Качество общения, а, следовательно, и полнота удовлетворения потребности в нем у подростка могут быть различным. Выделяют три уровня общения: дефиниция – простое восприятие информации на уровне коммуникативного хобби, при котором у подростка не меняет- ся отношение к окружающему и оно не сопровождается эмоциональ- ными реакциями; идентификация, при которой личность слушающего претерпевает некоторое изменение: отождествляя себя с партнером, то есть принимая на себя его «роль», слушающий усваивает, хотя и час- тично, и систему его отношений к другим людям, к происходящим событиям и явлениям, новую для него систему ценностей; эмпатия
(сопереживание) – когда подросток полностью сливается с партнером по общению, когда он вместе с ним живет, действует, переживает. Яс- но, что эмоциональное участие подростка, степень удовлетворения его потребности в общении будут в каждом случае различными. Подрос- ток стремится к самому эмоционально насыщенному уровню общения
(уровень эмпатии) вследствие чувства одиночества, которое, как отме- чают психологи, наиболее остро переживается в подростковом возрас- те.


189
Ввиду отсутствия глубокого взаимопонимания между подрост- ком и взрослыми, особенно у «трудных» ребят, наиболее высокого уровня эмоционального общения они могут добиться в кругу сверст- ников – в стихийных неформальных досуговых группах. В процессе такого общения со сверстниками подросток стремится выразить свой внутренний мир, свои переживания и состояния. При этом в процессе переживания он стремится к самовыражению, как бы требует понима- ния себя другими. Если же другие не понимают внутренний мир под- ростка, то есть не эмпатируют или неадекватно эмпатируют, то в меж- личностном общении возникает определенный диссонанс, нарушение душевного равновесия, что приводит к конфликтным ситуациям, со- стоянию фрустрации, сопровождаемому аффективными агрессивными вспышками.
Следует отметить, что общение на уровне эмпатии представляет определенные трудности для подростков, поскольку требует высокой психологической подготовки, психологического опыта, который у них еще недостаточен.
Основными механизмами эмпатического общения являются проекция и интроекция. Проекция в межличностных отношениях озна- чает приписывание своих особенностей, склонностей, побуждений и чувств другим людям. Интроекция – противоположный процесс. Она понимается как приписывание личностью себе наклонностей, побуж- дений, переживаний и чувств других людей. Посредством интроекции человек (собеседник) создает внутреннюю картину личностных осо- бенностей и психических состояний других людей (партнеров по об- щению).
На первом этапе общения проекция осуществляется либо в форме отождествления (переноса) своих личностных качеств и побуж- дений с личностными качествами и побуждениями партнера, либо в форме уподобления личностных особенностей партнера тем эталонам, которые выработаны на основе представления о других людях.
В процессе же интроекции происходит как бы абсорбция, то есть поглощение, впитывание образа другой личности, его внутренне- го состояния.
Но, несмотря на трудность достижения подлинно глубокого эмоционального общения подростка со сверстниками, общение с ними в неформальных группах, тем не менее, позволяет удовлетворить сле- дующие потребности:
- в безопасности (защищенности);
- в снятии (разрядке) нервно-психического напряжения;
- в понимании, сочувствии, сопереживании;

190
- в дружбе (в ощущении своей нужности другому);
- в самостоятельности, независимости, автономии от взрос- лых;
- в положительной оценке, уважении со стороны равных себе сверстников (завоевание личного статуса);
- в утверждении себя, завоевании популярности, признании
(приобретение социального статуса);
- в получении новой информации;
- в достижении эмоционального комфорта.
Свойственная подросткам, членам досуговых групп, склонность противопоставлять себя окружающему миру, взрослым проявляется в ряде особенностей их поведения, имеющих демонстративный харак- тер. Сюда относятся в первую очередь такие признаки (символы) их независимости и противопоставленности взрослым, как особенности одежды, жаргон (юношеское арго). Употребляемые подростками тер- мины нередко грубы, подчеркнуто условны, сплошь и рядом словам придается смысл, противоположный их обычному значению, часто встречается заимствование словечек из блатного лексикона. Вся эта словесная игра выполняет функцию отделения «своих» от «посторон- них», а также упрочивает групповую солидарность.
Но не только этими чисто внешними атрибутами ограничивает- ся различие между миром взрослых и миром подростков.
В настоящее время в связи с массовым распространением сти- хийных досуговых подростковых компаний (групп) наметился опреде- ленный разрыв между ценностями, принятыми в этих группах, и нрав- ственно-правовыми общепринятыми ценностями мира взрослых, что не может не вызывать чувства тревоги по следующим причинам. Во- первых, при определенных негативных социальных условиях в досу- говых стихийных подростковых группах могут возникать и получать распространение такие уродливые явления, как пьянство, наркомания, токсикомания, проституция, преступность. Во-вторых, возрастная от- чужденность может сопровождаться резким ослаблением социального контроля, нарушением важнейшей функции процесса социализации подрастающего поколения – ослаблением преемственности между по- колениями вследствие деформации системы передачи и усвоения со- циального опыта старших. Нравственно-правовые ценности взрослых, такие, как доброта, взаимное доверие, готовность к сотрудничеству и взаимопомощи, честность, порядочность, трудолюбие, социальная от- ветственность, справедливость, уважение к закону и многие другие, не передаются по наследству. Они должны быть усвоены в процессе нравственно-правовой социализации, воспитания, в процессе общения