Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 808
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
191 со старшими, которые этими качествами обладают, сознают их цен- ность, стараются привить подросткам. Речь идет, таким образом, не о биологическом наследовании, а о социальном, которое не может про- исходить без активного участия старшего поколения. Если же подро- стки находятся в контакте лишь со своими сверстниками, если только их группа является для них референтной, то они не усваивают типы поведения, обусловленные культурными традициями и основанные на взаимном уважении, нравственно-правовых началах поведения.
При неблагоприятных социальных условиях досуговые подро- стковые группы могут постепенно перерастать в асоциальные, а затем и антисоциальные.
На первом этапе негативного развития группы связи ребят в ней неглубоки, случайны, группы аморфны, признанного вожака нет. Чле- нами такой группы являются «трудные» подростки, которым свойст- венны негативное отношение к учебе, недисциплинированность, эпи- зодическое девиантное поведение (курение, азартные игры, употреб- ление спиртных напитков, наркотиков, мелкие кражи, бродяжничест- во).
На втором этапе, если группа сохраняется, она стабилизируется, численность ее уменьшается, в ней появляется вожак. Негативное от- ношение к учебе перерастает во враждебное отношение к педагогам, лучшим ученикам, в целом к школе. Члены таких групп уже регулярно совершают не только аморальные поступки, но и серьезные правона- рушения – кражи, хулиганские действия.
На третьем этапе деформации группа начинает жить по своим узкогрупповым нормам, оправдывающим асоциальное поведение. Ли- дером группы в большинстве случаев становится лицо, отбывшее на- казание. Происходит окончательный разрыв со школой, ПТУ; деви- антное поведение перерастает в преступное (хищения, грабежи, злост- ное хулиганство, угон автотранспортных средств и др.). Таким обра- зом, группа перерастает в криминогенную.
Механизм разлагающего влияния криминогенных групп на ее членов выглядит следующим образом: доминирующей, а затем един- ственно возможной формой досуга рано или поздно становится бес- цельное времяпрепровождение, пьянство, наркомания, общение с женщинами аморального поведения, драки между собой, изнасилова- ния, кражи и грабежи с целью добычи денег для приобретения спирт- ного, наркотиков. Все это неизбежно приводит к деградации личности.
Если подросток «застревает» в такой группе надолго, то нега- тивные последствия дефектов правовой социализации могут стать не- обратимыми.
192
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 21
Социально-психологическая характеристика
преступного поведения подростков
Эмоциональный комфорт, утрачиваемый подростками в резуль- тате семейного неблагополучия и школьных неудач, нуждается в ком- пенсации, так как никто «не может жить в обществе под гнетом посто- янного нерасположения и дурного мнения своих близких и тех, с кем он общается. Это бремя слишком тяжело для человеческого терпения».
Компенсация эмоциональной неудовлетворенности происходит у под- ростков за счет самоутверждения в досуговых товарищеских группах.
Такие группы играют большую роль в социализации несовершенно- летних. Еще более значима их роль в криминализации личности под- ростка, утратившего прочные контакты с семьей, школой. Конечно же, подростки собираются в группы совсем не ради преступлений. Они стремятся к общению, дружбе, а случайные встречи используют для совместных развлечений. Опасность возникает в том случае, когда подростки подпадают под влияние дурного начала, когда ведущую роль в группе получает циничный, агрессивный, чаще всего старший по возрасту, молодой человек. Этот вожак может быть подростком, но, как правило, им оказывается более взрослый, достаточно деморализо- ванный человек, который внушает, что мужское поведение заключает- ся в сквернословии, употреблении спиртного, что если нет денег, то их можно добыть преступным путем.
Первоначально подростки сплачиваются на основе одинаковых возможностей и одинаковой бесконтрольности в проведении свобод- ного времени. Они стремятся удовлетворить потребность в таком об- щении, которое даст возможность избежать отрицательных эмоций, связанных с их статусом «изолированных» и «отвергаемых» в фор- мальных группах (классе, школе). Более того, в процессе такого обще- ния удовлетворяется их желание быть понятыми. Указанные основа- ния (межличностный статус) сближают тех, кто находится в примерно одинаковых условиях. Среди себе подобных подросток встречает со- чувствие, может откровенно говорить о своих неудачах и переживани- ях, семейных конфликтах, неприятностях в школе и т. п., поскольку его слушателями здесь оказываются лица со сходными переживания- ми, с такими же неудачами в школе, семейными неприятностями. Их сочувственная искренняя реакция импонирует подростку. Законопос- лушные же одноклассники, знакомые, соседи часто не в состоянии понять положение таких подростков, которым не всегда удобно, да и не очень-то хочется отрицательно отзываться о своих родителях.
Чувствуя себя вполне комфортно в такой группе (досуговой), подростки в большинстве случаев не испытывают потребности уйти из
193 нее. Они закрепляются в ней и «закрывают» глаза на очевидное без- нравственное и даже противоправное поведение, поведение, которое пока еще противоречит их личным взглядам и убеждениям.
Постепенно вырабатывается стереотип общения, который со- провождается изменением круга общения. Общение с одноклассника- ми редуцируется, становится менее эмоционально насыщенным, а за- тем и безразличным. Такие ребята (одноклассники) постепенно оттес- няются на задний план и выпадают из среды общения.
И наоборот, отношение к членам досуговых, а затем и кримино- генных групп, сопровождаемое полным удовлетворением потребности в общении, становится все более эмоционально насыщенным. По- скольку подросток оценивает своих сообщников по тому, как они оце- нивают его, насколько ему эмпатируют, совершенно очевидно, что их недостатки он не замечает, игнорирует. Словом, подросток предпочи- тает общаться с теми ребятами, чье отношение к нему наиболее близко его самосознанию.
До сближения подростков с досуговой криминогенной группой у них, как правило, еще не сформировались твердые негативные взгля- ды и установки. Исключение составляют установки несовершеннолет- них из крайне аморальных семей, члены которых совершают антисо- циальные поступки. Хотя и в данном случае нельзя категорически ут- верждать, что наличие таких установок характерно буквально для всех подростков, выходцев из таких семей.
Для большинства подростков, попадающих в такие группы, нормы этих групп вначале чужды, нередко они колеблются, решая во- прос, остаться ли в них, принять ли эти нормы. Важную роль в подоб- ных случаях играют объективные и субъективные возможности само- утверждения. Ранее отмечалось, что подростками больше всего ценят- ся такие «взрослые» качества, как смелость, верность другу, физиче- ская сила, сохранение тайны, групповая солидарность и др. Демонст- рация этих качеств дает возможность утвердиться в глазах группы, заслужить одобрение ее членов, особенно вожака.
Таким образом, для одних подростков сближение с группой становится решающим фактором в формировании их криминогенных ориентаций, установок, взглядов; у других негативное отношение к общепринятым нормам и ценностям, искаженные потребности бывают сформированы уже ранее, в семье, в результате иного жизненного опыта и под влиянием группы лишь стимулируются и укрепляются.
Кроме того, категория несовершеннолетних дополняет и усиливает антисоциальную направленность групповых норм и взглядов отдель- ных членов группы.
194
Постоянное пребывание деморализованных подростков в кри- миногенной досуговой группе приводит к тому, что она становится для них специфической средой, которая, будучи в значительной мере изолированной от позитивного воздействия общественных институтов
(семья, школа), дает возможность деморализованным подросткам удовлетворять потребность в общении, беспрепятственно пьянство- вать, проводить время в соответствии со сложившейся искаженной системой ценностей и интересов, утверждать себя посредством анти- социальных действий.
В значительном числе случаев преступления совершаются под- ростками под давлением группы, ее «морали», по таким мотивам, как слепое стремление поддержать друзей (независимо от характера за- щищаемых ценностей), упрочить занимаемое в группе положение, за- служить «авторитет» равного среди равных.
Следует специально остановиться на социально-психологи- ческом механизме влияния группы в целом на поведение ее членов, а также на психологическом механизме взаимовлияния членов группы.
Устойчивость, сплоченность криминогенной досуговой группы обеспечивается посредством совершения подростками преступлений.
В основе преступного поведения несовершеннолетних лежит ряд мо- тивов, среди которых на первом месте находятся мотивы самоутвер- ждения, стремления занять свое место в группе.
К их числу принадлежат, например, «мотивы роста», которые проявляются в противоречивой форме: с одной стороны, подросток убеждает группу: «я как все», с другой стороны, подчеркивает: «я – личность». Раскрывая содержание «мотивов роста», А. И. Долгова от- мечает: «Из позиции «я как все», вытекает активное поддержание обы- чаев, традиций микросреды, подражание товарищам («куда они, туда и я», «что они, то и я»), стремление не отставать от группы, не потерять уважение товарищей, активность преступных действий. Другая пози- ция – «я – личность» – проявляется, как правило, при взаимоотноше- ниях с другими, не «своими», а в собственной микросреде – в исклю- чительных, крайних случаях. С этой позицией связано резкое реагиро- вание на обиду, замечания, даже обоснованные по существу, потреб- ность как-то выделиться, следовать моде или, наоборот, нарушать нормы в одежде и прическе – бросать тем самым вызов, но не «своей» микросреде» [30].
Криминогенная группа посредством специфических психологи- ческих механизмов оказывает на ее членов многостороннее влияние.
Оно проявляется, в частности, в следующем. Во-первых, криминоген- ная группа является базой формирования взглядов и установок, лежа-
195 щих в основе преступного поведения. Осуществляется это не столько посредством определенного целенаправленного воздействия, сколько путем «навязывания» аморальных и преступных норм поведения. Да- же если несовершеннолетний, попавший в такую группу, придержива- ется другой системы ценностей и взглядов, преступление он может совершить вопреки им, поддаваясь групповому нажиму, давлению.
Психологическим механизмом, с помощью которого группа оказывает давление на своего члена, является конформизм. Чем более выражена антисоциальная направленность такой группы, тем более жестким яв- ляется конформизм в ней. Посредством конформизма вначале осуще- ствляется частичная идентификация подростка с криминогенной груп- пой, при которой он только внешне подчиняется нормам группы. Впо- следствии она переходит в полную, жесткую идентификацию, при ко- торой подросток усваивает ценности, взгляды, нормы группы.
Во-вторых, идентификация подростка с криминогенной группой приводит к ослаблению внутренних тормозов, мотивов, препятствую- щих совершению преступления, а также уменьшению чувства личной ответственности. В основе этого явления лежат так называемые меха- низмы психологической защиты, которые снижают, нейтрализуют или вовсе снимают социальный контроль, его барьерное, тормозящее дей- ствие. Именно на этой основе происходит самоопределение и внут- реннее высвобождение от ответственности за совершаемое и совер- шенное преступление. Говоря о психологических механизмах самоза- щиты, А. Р. Ратинов и Г. X. Ефремова указывают, что имеется в виду
«... не столько сознательное приискание способов реабилитации себя и своих поступков (что также имеет место), сколько бессознательные или не вполне осознаваемые тенденции, формирующие искаженное видение действительности. Эти иллюзорные представления позволяют преступнику внутренне противостоять общественным требованиям и санкциям, сохраняя веру в свою правоту, высокую самооценку и ми- нимальный душевный комфорт» [83].
Для подавляющего числа обследованных преступников харак- терно стремление снять с себя ответственность за совершение престу- пления, переложить вину на других лиц или обстоятельства. Так, среди насильственных преступников, совершивших убийства, разбой, хули- ганство, наиболее распространена позиция «во всем виноват потер- певший», «виноваты окружающие лица и сложившаяся обстановка»,
«я не виноват, виновата водка». Для корыстных преступников (кражи, грабеж) характерны суждения типа «все так делают», «ничего особен- ного», «зря пропадает больше».