Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 806

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

196
Было установлено также, что в основе совершения насильствен- ных преступлений, особенно хулиганства, разбойных нападений, ле- жит такой психологический механизм, как гиперкомпенсация. В зна- чительной степени он характерен и для несовершеннолетних преступ- ников. Как отмечают А. Р. Ратинов и Г. X. Ефремова, «речь идет о стремлении устранить ощущение какой-то мнимой или действитель- ной неполноценности, доказав себе и окружающим хотя бы и в урод- ливой, антиобщественной форме сверхценность своей личности (под- ходящим наименованием этому явлению был бы «комплекс Геростра- та»). В суждениях просматривается стремление к самоутверждению, желание показать другим и почувствовать самому свою силу, сме- лость, бесстрашие, способность к риску. Указанные тенденции прояв- ляются в «семантической защите» совершенного деяния путем его пе- реименования и обозначения нейтральными терминами («взял» вместо
«украл»)».
В-третьих, криминогенные группы наглядно демонстрируют их членам образцы крайне безнравственного и преступного поведения. В данном случае к такому психологическому механизму регуляции по- ведения подростков, как конформизм, добавляется подражание. Под- ражание предполагает принятие очевидных моделей поведения и на- правлено на воспроизведение индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступков, которые характе- ризуются при этом определенной рациональной направленностью.
Склонность подростков к подражанию в значительной степени определяется их возрастными особенностями. Именно подражание способствует выработке у них сложного, социально значимого пове- дения. Однако нередко подростка захватывает чисто внешняя сторона поведения, и он слепо подражает образцам социально отрицательным и даже вредным. Особенно это характерно для несовершеннолетних правонарушителей.
Как свидетельствуют результаты многочисленных исследова- ний, довольно часто преступления совершаются одними членами кри- миногенных групп на глазах других (например, хулиганские действия, избиения, грабежи). Кроме того, подростки-правонарушители в разго- ворах со сверстниками в криминогенной среде хвастают своими пре- ступными действиями и получают одобрение собеседников.
В-четвертых, криминогенная группа является фактором, в зна- чительной степени снижающим у подростков страх перед возможным уголовным наказанием. «В результате, – как отмечает А. И. Долгова, – даже лишение свободы нередко не рассматривается как позор для са- мого несовершеннолетнего и его семьи, теряется общепревентивное


197 воздействие наказания на лиц, которые как раз больше всего в нем нуждаются. Только 13 % из опрошенных несовершеннолетних право- нарушителей ответили, что не слышали рассказов о жизни в исправи- тельно-трудовых учреждениях, которые приукрашивали эту жизнь и придавали ей определенный «романтический ореол».
Криминогенная группа является для несовершеннолетних сре- дой, которая формирует и стимулирует мотивацию антисоциального поведения. Преступления ее члены совершают и поодиночке, и в раз- ных сочетаниях друг с другом, порой даже совместно с лицами, не входящими в ее состав. При этом не все члены криминогенной группы характеризуются преступным поведением. Некоторые из них ограни- чиваются антиобщественными деяниями, не нарушающими уголовно- правовые нормы.
По существу такая криминогенная группа является неформаль- ным молодежным (или, если хотите – подростковым) объединением, носителем определенной субкультуры.
Под субкультурой здесь понимается система ценностей, уста-
новок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща от- носительно мелкой социальной общности, пространственно и соци- ально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образцы поведения, а также ценно- сти, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.
Молодежные субкультуры и молодежная контркультура, по на- шему мнению, выявили свое значение как часть механизма культур- ных инноваций, благодаря которому общество постмодерна может рассматриваться как более толерантное к иным точкам зрения, более плюралистичное, более раскованное и интеллектуальное.
Еленой Телятниковой предложена следующая их типология: романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкини- сты, с известными оговорками – байкеры), гедонистическо- развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т. п.), криминально- делинквентные («гопники», «люберы»), анархо-нигилистические (пан- ки) и экстремистские политизированные субкультуры «левого» и
«правого» толка, некоторые из которых можно также определить как радикально-деструктивные [94].
Характеристика некоторых субкультур
Хиппи. Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур в РФ.
Движение хиппи развивалось «волнами«: первая волна относит- ся к концу 60-х – началу 70-х гг., вторая – к 80-м гг. Примерно с

198 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данного движения. Однако в середине 90-х гг. неожиданно заявила о себе «третья волна« хиппи. Неофиты движения молодых (15-18 лет) и являются преимущественно школьниками и студентами младших курсов. В количественном отношении девушки преобладают над юношами.
Внешний вид хиппи «третьей волны« достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожа- ная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «фень- ки» (от англ. thing – вещь), т. е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи.
Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «феньки» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзак и три- четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Движение хиппи следу- ет отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к само- познанию и самоосознанию (мы назвали бы их рефлексирующими или рефлексивными).
Индеанисты. Молодежной субкультурой, относимой нами к числу романтическо-эскапистских, являются индеанисты. Они изуча- ют культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стре- мясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. По наблюде- нию Т. Щепанской, индеанисты

нечто среднее между клубом люби- телей американских индейцев и религиозно-мистическим движением.
При всей «этнографической» атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм,

пере- кликаются с традиционными российскими ценностями.
Толкиенисты и ролевики. В молодежной культуре 90-х гг. поя- вились толкинистское движение и связанная с ним, порожденная им же толкинистская субкультура. Известный английский филолог и пи- сатель Дж. P. P. Толкин (на сленге толкинистов – Профессор) родился в 1892 и умер в 1973 г. Его книги «Хоббит», «Властелин колец» и
«Сильмариллион» относятся к жанру fantasy – сказочной фантастики.
Толкин – мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги. Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для само- го автора социокультурный феномен – ролевые игры по книгам Тол- кина. Ролевая игра (roleplaying) близка к импровизированной теат- ральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда,


199 соответствующая толкиновскому условному средневековью). Мастера
– режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкина и предыстории сво- его персонажа, намечается сюжетная линия.
В начале 90-х гг. толкинисты появляются и в России, прежде всего в Москве и С.-Петербурге. Толкинистское субкультурное дви- жение стало частью и продолжением советской романтико- эскапистской традиции, находившей в разное время выражение и в хиппизме, и в туристическом движении. В 90-х гг. отечественные тол- кинисты стремительно вовлекли в свою «сферу влияния» и ассимили- ровали часть представителей других молодежных субкультур (хиппи, рокеров и даже панков). Появляются продолжения Толкина, написан- ные с иных мировоззренческих позиций, издается обширная фэн- пресса, есть масса веб-ресурсов, созданных и поддерживаемых толки- нистами. Это существенно отличается от движения западных почита- телей Толкина: известно, что там преобладают узость, изолирован- ность, деятельность толкинистов сводится к компьютерным играм, переписке по E-mail и узкоакадемическим штудиям.
В 1993-94 гг. движение толкинистов переживает кризис роста.
Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых сюжетов, включения в них не только произведений Толкина, но и других писа- телей-фантастов, а также исторических сюжетов. В это же время орга- низационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкинистам. Впрочем, организационное размежевание, кажется, никогда не было абсолют- ным.
Можно констатировать, что в России субкультура толкинистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и дина- мично.
Байкеры. С определенными оговорками можно отнести к ро- мантическо-эскапистским субкультурам также байкеров. Традиционно их относят к субкультурам соответственно спортивной и интеллекту- альной направленности.
Вместе с тем гонки на мотоциклах

особый, претендующий на элитарность мир мужского братства, как и уход в виртуальный мир, – можно рассматривать как своеобразный эскапизм.
Байкеры (от англ. bicycle – сокр. bike) – мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры это любители рок-музыки. Сообщество байкеров нельзя определять как сугубо мо- лодежное. Первых «настоящих» байкеров называли «харлеистами» – по известной марке мотоцикла «Harley-Davidson» (основана в 1903 г.

200
Уильямом Харли и братьями Девидсон). Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х годах ХХ века в США. В 40-х годах ряды байкеров солидно пополнились за счет ветеранов Второй мировой войны. Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила, по крайней мере, два подъема: один в конце 70-х – начале 80-х гг., другой – уже в 90-х гг. [52].
Растаманы. Субкультура, возникшая в 20-е гг. XX в. на Ямайке и уходящая корнями в синкретические культы стран Африки и Кариб- ского бассейна, на российской почве выглядит весьма экзотичным рас- тением. Красно-желто-зеленые (цвета флага Эфиопии) береты, волосы, заплетенные в косички (дреды) – вот наиболее броские черты внешне- го облика «растаманов». Можно смело утверждать, что мало кто из молодых россиян, примеривших на себя подобный стиль, глубоко зна- ком с идеологией национально-религиозного движения афро-амери- канского населения Ямайки, увидевшего в эфиопском императоре
Хайле Селассие мессию, своего рода собирателя «пребывающих в рас- сеянии» выходцев из Африки. В 1930 г. далекая Ямайка представляла гремучую смесь африканских сект с трудно выговариваемыми назва- ниями. Высланный из США Маркус Мосайя Гарви активно пропове- дует идею о том, что Иисус Христос был черным, поэтому следует ждать пришествия из Африки великого царя – избавителя черной расы.
2 ноября 1930 г. принц (рас) Тафари Маконен (или Рас Тафари – отсюда и название движения) короновался императором Эфиопии.
Тысячи людей сочли пророчества сбывшимися. Так зародилось раста- фарианство.
С самого первого дня своего существования оно было призвано помочь африканским нациям обрести потерянный рай и восстановить справедливость на Земле. Джа (иск. англ. Jesus) – главный Бог раста- фарианства. Растафари считают, что изначально Библия была написана на амхарском языке (язык Эфиопии) и только потом переведена на древнееврейский.
Растафари считают, что все ценное для человечества зародилось в Африке. Африка – это рай на Земле, где живут растафари, согласно воли великого Джа. Вавилон с их точки зрения – ад, губительный го- род, юдоль греха и смерти. Они объявляют Вавилону (белой культуре) войну. С их точки зрения, можно: любить людей, курить траву, без- дельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в


201 азартные игры, касаться мертвых, проповедовать недостойным. Раста- фари любят праздники. Их жизнь можно смело определить как
«праздник каждый день». Обычно они подрабатывают музыкой или любым другим творчеством, живут в квартирах своих знакомых.
Во внешнем облике, помимо маек с листом каннабиса, вязаных балахонов и шапок (самодельных) и расцвеченных под эфиопский флаг, у растафари имеются и другие знаки отличия. Например, расточ- ки. Это несколько длинных волосков с вплетенными в них нитками, камушками, шариками или еще чем-нибудь и, конечно же, дреды – длинные локоны, натертые воском для волос и скрученные в плотные тяжи.
Возвращаясь к субкультуре растафарианства в России, следует отметить, что молодые растафари, будучи практически не знакомы с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения, в большинстве своем являются просто поклонниками му- зыки реггей (зародилось в 60-е гг. на Ямайке).
Рэйверы. Из субкультур, названных нами гедонистическо-раз- влекательными, подробнее охарактеризуем рэйверов. Субкультура рэйверов (rave – англ. бред, бессвязная речь) возникает в 80-х гг. в
США и Великобритании. В России распространяется с начала 90-х гг.
В музыкальном отношении стиль рэйв

преемник стилей техно и эй- сид. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни

ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для оде- жды рэйверов характерны яркие краски и использование искусствен- ных материалов (винил, пластик).
Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распростране- нием наркотиков, в частности психостимуляторов амфетаминового ряда («экстази», «скорость»). Принятие стимуляторов и галлюциноге- нов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе и ди-джеи – ключевые фи- гуры рэйв-субкультуры

высказывали и высказывают крайне негатив- ное отношение к приему наркотиков.
Панки. Субкультуры, относимые нами к анархо-нигилис- тическим или даже радикально-деструктивным – маргиналы среди молодежных субкультур. Это, в частности, относится к панкам. Влия- ние панковской субкультуры в СССР и постсоветской России никогда не было значительным. Панки в ортодоксальном смысле слова – для
России скорее редкость, чем норма. Обычно люди, называющие себя панками, во многом используют и элементы атрибутики других суб- культур: футбольных и хоккейных фанатов, рокеров или ролевиков –


202 так или иначе «мигрируют» в направлении этих субкультур. Подобная культурная диффузия особенно характерна для неформальных моло- дежных групп российской провинции. Но не только для нее. В 90-е гг. на Западе такая диффузия, например, охватила субкультуры панков и металлистов (музыка стиля хэви-метал или трэш-метал). Среди рок- музыкантов и их слушателей появляются люди, называющие себя панк-трэш-металлистами. На Западе панк-культура оказала огромное влияние на развитие других течений и породила множество собствен- ных. Среди таких ответвлений есть и относительно «просоциальные» – например straight edge (SxE).
Нигилистический характер носит и субкультура сатанистов.
Еще в конце 80 гг. в США от субкультуры хэви-металлистов отдели- лась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами
Церкви сатаны Шандора Лавэя. Их идеология – идеология эпатажа и бунт против церковно-традиционалистской системы. Примерно с се- редины 90-х гг. можно говорить о наличии сатанистской субкультуры и в России. Те, кого у нас принято называть «сатанистами» в гопниче- ской среде, сами себя к таковым относят редко и скорее являются по- клонниками готик- и блэк-рока (т. н. готами).
Гопники. Наконец, речь зашла о криминально-делинквентых молодежных субкультурах. В первую очередь необходимо упомяуть т. н. «гопников», «группировочников», или «мотальщиков». Расцвет данной субкультуры приходится на 80-е гг. В середине 90-х появляет- ся новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое ей в меньшей степени. Они быст- ро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэйверов, роллеров и т. д. Любой подросток, заподозренный в принадлежности к той или иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен. Противо- стояние молодежных банд также еще не ушло в историю, но лишь пе- реместилось на периферию [86].
Скинхэды. Налицо проблема бесконтрольности существования противозаконных радикальных, часто преступных группировок, кото- рые называют себя «арийскими скинхэдами», а, по сути, являются неонацистскими группами.
Давайте рассмотрим некоторые факты. Вот названия книг и по- собий скинхэдов: «Хулиганский стиль рукопашного боя», «Используй то, что под рукою», «Драка, как она есть» и т. д. Все это подробные справочники как проводить уличные драки, как использовать подруч- ные средства, как нанести максимальные увечья и многое другое. Эти справочники штудируются и усиленно изучаются. Эти справочники