Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 805

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

203 открыто продаются. Приведем в пример некоторые примеры: «Носить бритву следует так, чтобы не пораниться самому... …лучше, если лез- вие зафиксировано плотно прилегающими деталями одежды…
…извлечение оружия не должно отнимать много времени…».
«…Наносимые бритвой удары по своей траектории напоминают скользящие удары кулаком…. …глаза, кожа лба (сильно кровоточит – ослепляет), шея, крупные артерии рук и ног, живот…. …мышцы брю- шины, нередко покрытые толстым слоем сала, пробиваются мощным круговым ударом... …для бритвы нет неуязвимых мест…, …а зажива- ет медленно, в отличие от ран, нанесенных тупым оружием…».
«Удар головой в лицо, гораздо опаснее предыдущих ударов – нанесенный быстро и с близкого расстояния, он почти неотразим.
…Сделайте бросок с упором ногой в живот… …не подпустить про- тивника на расстояние, удобное для такого нападения…». Неофашист- ские группировки изучают и постоянно практикуют данные советы.
Согласно концепции «удвоения» Лифтона лучшим закреплени- ем новой ролевой модели поведения является ее практическое приме- нение и вербовка новых членов [59]. Исходя из этого, можно предпо- ложить с большой уверенностью, что с каждым годом движение нео- фашистов становится все сплоченней и скоординированным, а так же растет число нападений и преступлений против «расовых врагов».
Статистика МВД РФ и правозащитных организаций доказывает это [22].
Футбольные фанаты, преимущественно подростки, являются лучшим источником для пополнения рядов скинхэдов. Практически на всех крупных футбольных матчах происходят хорошо спланированные и подготовленные акции – избиение и нападение на болельщиков дру- гой команды.
Мотивы участия подростков в неформальных группах
Присоединение к неформальной группе – нормальный и зако- номерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в не- формальные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Так, И. П. Башкатов полагает, что «вовсе не из- вращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т. п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не «нормаль- ные» сверстники, а такие же, как они, «отверженные» подростки, сти- хийно объединившиеся в неформальные группы». Выбор конкретной


204 неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации). Причины вступления в группы:
- одиночество – 27%;
- непонимание родителей – 24 %.
Среди прочих были названы:
- стремление к защищенности;
- обособленность;
- подражание,
- группирование;
- свобода;
- эмоциональная насыщенность общения;
- стремление компенсировать недостатки традиционных ин- ститутов семьи и школы.
Черты характера, которые нравятся им в подростках из группи- ровок:
- умение постоять за себя

54%;
- смелость

40%;
- независимость

35 %.
Отличительной чертой общения подростков во многих стихий- ных неформальных группах является беспредметность. Когда у ком- муникации в группе появляется постоянный предмет, группа перехо- дит в новое качество. Этот постоянный предмет впоследствии, как правило, и определяет тип субкультуры, принятый в группе: романти- ко-эскапистская или, может, гедонистско-развлекательная, радикаль- но-деструктивная или полуделинквентная, – т. е. определяет тип груп- пы, ценности и образ жизни. Изменение предмета коммуникации, осо- бенно, – появление постоянного предмета, есть зачастую первый сим- птом культурных перемен на микросоциальном уровне.
Объединение в группы можно рассматривать как средство вы- хода внутренней активности, реализации потребностей самоидентифи- кации, самоутверждения, свойственные отнюдь не только подростко- вому возрасту. Более того, некоторые неформальные объединения вы- полняют полезную функцию, направляя и управляя социальной актив- ностью молодежи [52], уводя их от принятия криминальных ценно- стей. Субкультуры во многом – своего рода «ростковые зоны» на теле
«большой» (мэйнстримовской) культуры. Они необходимы как гаран- тия от культурной стагнации. Они – своеобразный культурный аван- гард.

205
«Социальная малигнизация»
криминогенных подростковых групп
В редких случаях досуговые криминогенные группы подростков могут превращаться в преступные. Преступную группу от кримино- генной отличает четко проявляющаяся ориентация ее членов на пре- ступное поведение. Их связывает преступная деятельность и прямое предпочтение антиобщественных ценностей либо тех, которые дости- гаются преступным способом. Участники такой группы сами активно ищут и создают ситуации, удобные для реализации преступного умыс- ла. Члены же криминогенных групп четкой ориентации на совершение преступлений не имеют. Нормы криминогенных групп, хотя и проти- воречат официальным, но все-таки жестко не определяют поведение их членов как преступное. Отношения между членами преступной группы характеризуются жестким конформизмом, устойчивой иден- тификацией личности с группой, которая рассматривается как рефе- рентная, враждебная по отношению к другим «чужим» компаниям.
Происходит процесс усвоения ценностей преступной субкультуры со специфичной атрибутикой (традиции, символы, жаргон). Особенно быстро и облегченно этот процесс ассимиляции субкультурных ценно- стей осуществляется несовершеннолетними. Лидер или активные уча- стники преступной группы для ее сплочения поощряют и культивиру- ют различные формы эмоционально-импульсивного поведения (оргии, групповые попойки, разнузданность, распутство, акты вандализма).
Преступные группы подростков различаются степенью органи- зованности и террирориальной принадлежностью. В Татарии и Мор- довии это «конторы». Они образуются по месту учебы, жительства или работы. Их действия носят в основном одноразовый ситуативный ха- рактер. Существуют преступные группы, куда подростки входят наря- ду с взрослыми. В отличие от «контор» преступные группы (группы
«бизнеса!) имеют устойчивую криминальную направленность и могут функционировать довольно продолжительное время. Они имеют свою организацию, кассу «общак», из которой финансируют попавших в заключение, больницу, а также похороны «своих». Их возглавляет ли- дер, как правило, 19-22 лет, далее идут «старики» («боевики») 16-18 лет и, наконец, «шелуха» – 14-летние подростки.
По данным правоохранительных органов в группах действует жесткая дисциплина, свой кодекс поведения: «Попался – отвечай сам, говори: «Ничего не знаю, никакой группы нет, действовал один»». В ходе следствия группа ведет свое контрследствие. По утрам проводят
«планерки» с теми, кого вызывает следователь. Вечером обсуждают показания потерпевших, свидетелей и вырабатывают свой план, «как


206 обойти закон». Для таких целей используется специальная юридиче- ская литература.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

Криминальная субкультура и ее содержание
Основным фактором взаимной криминализации в криминаль- ных группах является криминальная субкультура. Для её обозначения применяются также другие термины, такие как: «вторая жизнь», «со- циально-негативные групповые явления», «асоциальная субкультура».
Считается, что в начале криминальная субкультура возникла в закрытых исправительных учреждениях, а затем распространилась за их пределами, захватив значительную часть подростково-юношеской популяции, прежде всего трудовых и педагогически трудных подрост- ков. Которые, кстати и составляют позднее основную массу осужден- ных «первоходков». Криминальная субкультура блокирует и извраща- ет воспитательные действия педагогов и окружающих, разрушает внутриколлективные отношения, замещая коллективистские отноше- ния отношениями круговой поруки, коллективизм – клановостью, то- варищество – лжетовариществом, оправдывает и поощряет преступное поведение и преступный образ жизни [9].
Криминальная субкультура, благодаря наличию в ней опреде- ленной доли романтических моментов, таинственности, необычности, привлекательности, сравнительно легко усваивается, особенно моло- дежью. Немаловажную роль играет и то, что криминальной субкуль- туре свойственен игровой и эмоциональный характер.
Приверженность криминальной субкультуре, усвоение ее норм и ценностей осуществляется, как правило, личностью, не получившей в силу различных условий признания и решившей добиться его, по крайней мере, в криминальном сообществе. Кроме того, усвоение норм и ценностей криминальной субкультуры может осуществляться и лич- ностью, неудовлетворенной своим низким статусом в системе офици- альных отношений.
Приобщение к криминальной субкультуре происходит относи- тельно быстро и является своеобразным способом компенсации не- удач, преследующих личность; особенно это касается лиц подростко- вого возраста.
Криминальная субкультура, как и любая другая субкультура по сути своей носит агрессивный характер. Она вторгается в культуру официальную, взламывая её, девальвируя её ценности и нормы, наса- ждая в ней свои правила, атрибутику. Известно, что носителем культу- ры является язык. Взять наш «великий и могучий русский язык». На сегодняшний день он оказался весь пронизан терминологией уголов-

207 ного жаргона, на котором охотно говорят как подростки, так и пред- ставители власти, депутаты государственной думы. А ведь утрата чис- тоты национального языка – серьезнейший симптом нарастания про- цесса глубокой криминализации общества. Особо важно подчеркнуть, что эта криминализация в первую очередь затрагивает подрастающее поколение, как наиболее активную в криминальном отношении часть общества и наиболее чуткую по своим возрастным особенностям к языковым инновациям.
Носителями криминальной субкультуры являются криминаль- ные группы, а персонально – рецидивисты. Они аккумулируют, пройдя через тюрьмы и колонии, устойчивый преступный опыт, «воровские законы», а затем передают его другим. Здесь можно говорить о трех психологических механизмах воспроизводства преступности. Первый
персонализированный, когда преступник рецидивист из числа взрос- лых и опытных берет «шефство» или «наставничество» над конкрет- ным индивидуумом. Второй механизм через криминализацию всего
населения, приобщая его к уголовному языку, приучая мыслить кри- минальными категориями. Третий психологический механизм – через
криминальную группу, которую укрепляют криминальная субкультура своими нормами и ценностями, способствует длительному её сущест- вованию. Поскольку криминальные группы по всей стране и с зару- бежьем связаны многочисленными каналами («дорогами», «трасса- ми»), постольку это и способствует универсализации, типизации норм и ценностей криминальной субкультуры, быстроте её распростране- ния. Можно еще выделить четвертый путь распространения крими- нальной субкультуры, когда лидеры преступных группировок специ- ально отбирают талантливых людей и на различных базах готовят из них боевиков, террористов, будущих лидеров преступного мира.
Итак, под криминальной субкультурой понимается совокуп-
ность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и
упорядочивающих деятельность криминальных сообществ, что спо- собствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей. Основу криминальной субкультуры составляют чуждые гражданскому обще- ству ценности, нормы, традиции, различные ритуалы объединившихся в группы преступников. В них в искаженном и извращенном виде от- ражены возрастные и другие социально-групповые особенности насе- ления. Ее социальный вред заключается в том, что она уродливо со- циализирует личность, стимулирует перерастание возрастной, эконо- мической, национальной оппозиции в криминальную, именно потому и является мощнейшим механизмом воспроизводства преступности.


208
Криминальная субкультура отличается от обычной культуры криминальным содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и с посторонними для группы лицами. Они прямо, непосредственно и жестко регулируют крими- нальную деятельность, преступный образ жизни, внося в них опреде- ленный порядок. В ней отчетливо прослеживается:
- резко выраженная враждебность по отношению к обще- принятым нормам и криминальное содержание субкультуры;
- внутренняя связь с уголовными традициями;
- скрытность от непосвященных;
- наличие целого набора строго регламентированных в груп- повом сознании атрибутов;
- попрание прав личности, выражающееся в агрессивном, же- стком и циничном отношении к «чужим» слабы и беззащитным;
- отсутствие чувства сострадания к людям, в том числе и к
«своим»;
- нечестность и двуличное отношение к «чужим»;
- паразитизм, эксплуатация «низов», глумление над ними;
- обесценивание результатов человеческого труда, выра- жающееся в вандализме;
- неуважение прав собственников, выражающееся в кражах и хищениях;
- поощрение циничного отношения к женщине и половой распущенности;
- поощрение низменных инстинктов и любых форм асоци- ального поведения.
Привлекательность криминальной субкультуры состоит в том, что её ценности формируются с учетом факторов перечисленных ни- же:
- наличие широкого поля деятельности и возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, постигших в человека в об- ществе;
- сам процесс криминальной деятельности, включающий в себя риск, экстремальные ситуации и окрашенный налетом ложной романтики, таинственности и необычности;
- снятие всех моральных ограничений;
- отсутствие запретов на любую информацию и, прежде все- го, на – интимную.
В отличие от законопослушных социальных групп в крими- нальных группах социально-психологическая стратификация закреп- ляется социальной стигматизацией (социальное клеймение). Это озна-

209 чает, что статус, роль и функции личности в группе отражаются в зна- ках, вещественных атрибутах и способах размещения индивидуума в пространстве, занимаемом криминальной группой. Таким образом, в криминальных сообществах действую определенные «знаки разли- чия», «читая» которые, можно точно определить «кто есть кто».
Средствами социальной стигматизации в криминальных груп- пах являются:
- татуировки, в которых с помощью надписей, рисунков, ус- ловных знаков, аббревиатур отражается опыт человека в криминаль- ной среде, степени его авторитета, притязания и ожидания;
- клички по степени благозвучности, возвышенности, кото- рых можно судить о положении личности в криминальном сообщест- ве;
- система вещественных атрибутов, к которым относятся но- сильная одежда и обувь, личные вещи, пища и тому подобное.
- размещение человека в пространстве (по спальным местам и так далее).
Наличие у некоторых подростков таких атрибутов преступной субкультуры, как татуировки является признаком полной идентифика- ции себя с преступной средой. Встречающиеся у подростков мужского пола вытатуированные собственные инициалы, имя, год рождения яв- ляются отражением примитивного стремления к самоутверждению.
Женские имена говорят об объектах влюбленности, а мужские – о
«верных» друзьях, с которыми нередко совершался обряд «братания кровью»: подростки, сделав надрезы на предплечьях, прикладывают друг к другу кровоточащие порезы. Обычно татуировка служит симво- лическим отражением специфических подростковых поведенческих реакций – эмансипации, группирования со сверстниками. Парящая птица, солнце с расходящимися лучами, разорванные кандалы, пере- крученная узлом колючая проволока являются эмансипационными символами «свободной жизни», неподчинения.
Более важной является связанная с реакцией группирования символика приобщения к преступному миру. Знак «зона»– пять точек: четыре по углам квадрата и одна в его центре символизируют четыре наблюдательные вышки и подростка между ними – этим знаком пони- мающему дается знать, что подросток был «под стражей» – в специ- альном воспитательном учреждении, в колонии. Крест обозначает су- димость или вызов на комиссию по делам несовершеннолетних, звез- дочка из восьми лучей – год в колонии. Топор рядом со знаком «зоны»
(«смерть в тюрьме») показывает желание навечно слиться с преступ- ным миром, и наоборот, цветок или знак в виде перечеркнутого квад-