Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 800
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
217 психологических причин появления несовершеннолетних правонару- шителей.
Еще одной формой родительской безответственности является передача воспитательных функций общественным учреждениям, что выражается в стремлении родителей пристроить подростков в секции, кружки, музыкальные школы и т. д., т. е. полностью переложить забо- ту о подростках на педагогов, тренеров, организаторов.
Рассмотрим основные пути повышения родительской ответст- венности. Прежде всего, это – формирование педагогической культуры у родителей.
Основными источниками педагогических знаний являются: спе- циальная педагогическая литература, советы учителей, передачи по радио и телевидению, материалы из газет и журналов и др. Наиболь- шими возможностями для приобщения родителей к педагогической культуре располагают педагогические факультеты при школе. Их пре- имущество состоит в наличии постоянной связи с родителями, в зна- нии индивидуальных особенностей воспитывающихся в семье детей.
Следующий путь повышения родительской ответственности как следствие роста педагогической культуры – изменение методов воспи- тания в семье и в целом всей нравственно-психологической атмосферы в ней. Вместо авторитарных методов воспитания, основанных на за- претах, приказаниях, слепом повиновении детей, физическом наказа- нии и т. д., родителям необходимо перейти (хотя это и не так просто) к демократическим методам – советам, разговору по душам, большему использованию различного рода поощрений и т. д. Все это должно привести к оздоровлению психологического климата в семье, установ- лению духовного контакта между родителями и детьми. Важная роль в этом плане принадлежит совместному проведению досуга, что расши- ряет возможности общения, способствует установлению более тесных эмоциональных контактов и взаимопонимания, помогает родителям проникнуть в духовный мир ребят, удовлетворить их потребность в общении, понимании, признании. Определенную роль в повышении родительской ответственности играет общественное мнение, которое осуждает тех, кто бездумно относится к выполнению своего родитель- ского и общественного долга. Особое место в этом должны занимать и трудовые коллективы.
Таким образом, формирование родительской ответственности является одним из главных средств предупреждения семейного небла- гополучия.
В настоящее время весьма эффективным средством предупреж- дения семейного неблагополучия, особенно в проблемных (конфликт-
218 ных) семьях, является семейная психотерапия, цель которой - измене- ние межличностных отношений и устранение эмоциональных наруше- ний в семье. Последние имеют, как правило, характер семейных кон- фликтов, возникающих между супругами, родителями и детьми. Пси- хотерапия как раз и направлена на разрешение конфликтов путем пе- рестройки нарушенных семейных отношений, установления теплой психологической атмосферы в семье.
Значительную трудность представляет профилактика кримино- генности неполных семей. Основная причина появления неполной се- мьи – развод родителей, который часто приводит к отрицательным последствиям. Достаточно напомнить, что одна треть несовершенно- летних правонарушителей выходит из неполных семей. Поэтому пре- жде чем решаться на развод, родители должны серьезно задуматься о вредных последствиях семейного разрыва для ребенка. Об этом пре- достерегал А. С. Макаренко: «Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят их воспитать как можно лучше, они будут старать- ся и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ста- вить детей в самое трудное положение» [61]. Если же развод становит- ся неизбежным, родителям необходимо сделать все для смягчения его вредных последствий: по возможности сохранить нормальные отно- шения между собой и дать ребенку возможность свободно общаться с отцом и с матерью.
Определенную роль в повышении стабильности и жизнеспособ- ности браков могут сыграть консультационные пункты по вопросам брака и семьи, созданные в различных городах. Работникам консуль- тации удается предотвратить развод в каждом третьем случае.
Наиболее сложной представляется проблема сохранения моло- дой семьи, где развод встречается довольно часто. Во многом он сти- мулируется потребительским отношением молодых супругов к браку, так называемым «инфантильным гедонизмом», т. е. стремлением к наслаждению одними прелестями жизни в браке при безответственном отношении к супружеским и родительским обязанностям.
Поэтому первостепенной задачей в деле укрепления и сохране- ния молодой семьи является формирование ответственности личности перед семьей, готовности к выполнению своих семейных обязанно- стей, т. е. воспитание педагогической зрелости как составной части гражданской зрелости будущих родителей.
Преодоление возникшего отчуждения между детьми и родите- лями, установление прочных эмоциональных связей между ними, вос- питание родительской ответственности – таковы основные пути про- филактики семейного неблагополучия.
219
Профилактика школьной дезадаптации
Семейное неблагополучие трудновоспитуемого может и должно компенсироваться школьным благополучием. Однако в большинстве случаев происходит как раз наоборот: семейное неблагополучие труд- ного подростка усугубляется его школьным неблагополучием, ситуа- ция отчужденности, одиночества в семье – дополняется аналогичной ситуацией в школьном классе, в группе ПТУ.
Основной путь преодоления школьного неблагополучия – уст- ранение формализма и авторитарности из педагогического процесса.
Антигуманная педагогика, отравляющая нравственную атмосферу в школе, искажающая отношения школьников с учителями и родителя- ми, порождающая правонарушения, должна уступить место педагоги- ке сотрудничества, основанной на уважении и доверии к личности ученика, обеспечивающей демократизацию школьной жизни.
Многие издержки, упущения в деятельности школы, ПТУ явля- ются следствием того, что с трудными подростками не ведется инди- видуально-профилактическая работа.
Индивидуальный подход заключается не в стремлении во что бы то ни стало искоренять отдельные недостатки трудного подростка, а в апелляции к имеющимся у него достоинствам, в их стимулирова- нии и развитии.
Как свидетельствует положительный опыт работы школ, ПТУ с трудными подростками, начинать необходимо с установления в кол- лективе доброжелательного, уважительного отношения учителей, вос- питателей ко всем учащимся, к трудным в первую очередь. Это отно- шение должно быть искренним со стороны всех педагогов. Решающая роль в налаживании доброжелательной обстановки в школе, ПТУ при- надлежит директору.
Дефицит дружеского общения, эмоциональную неудовлетво- ренность, которые трудные подростки испытывают в семье, могут и должны восполнить учителя, воспитатели. Доверительное общение необходимо в первую очередь для преодоления механизма отчужде- ния, возникающего между педагогом и трудным учащимся. Причиной появления этого отчуждения является излишне строгое, формальное отношение педагога к учащемуся, стремление первого как можно больше находить промахов, ошибок в поведении подростка, постоянно делая ему замечания, упреки, вынося наказания. В этом случае страда- ет самолюбие учащегося, его поведение принимает форму защитной реакции в виде негативизма, протеста, пренебрежительного отношения к педагогу.
220
В основу формирования доброжелательных отношений с воспи- туемым должна быть положена методика положительного стимулиро- вания. В чем ее суть?
Прежде всего, должно быть исключено малейшее предвзятое отношение учителя, мастера к трудному подростку, каким бы колю- чим, ершистым он ни был.
Отсутствие предвзятости в отношениях с трудновоспитуемыми ребятами является предпосылкой для следующего этапа положитель- ного стимулирования, который состоит в оказании им доверия. Одной из характерных особенностей педагогически запущенных подростков является обостренная реакция на дефицит доверия к ним со стороны взрослых – родителей, учителей, воспитателей. Такие ребята во время учебы в школе хотя и свыкаются с тем, что ничего важного и ответст- венного им не поручают, тем не менее, болезненно переживают по- добное отношение, стараясь компенсировать дефицит доверия в школе отношениями равноправия и поддержки в неформальных группах.
Оказанное доверие развивает у многих учащихся чувство ответствен- ности.
Третий этап положительного стимулирования состоит в умелом использовании разнообразных форм поощрения трудновоспитуемых – одобрения, похвалы, поощрения, благодарности, награды и т. д.
Формирование доброжелательных отношений между учащими- ся и педагогами, воспитателями предполагает распространение этих отношений и на родителей трудновоспитуемых. Необходимо, прежде всего, изменить эмоциональное отношение к неблагополучным семь- ям, перестать неприязненно относиться к родителям трудных, ругать их за плохое поведение детей в школе. Следует чаще отмечать то хо- рошее, что удалось подметить в поведении и в учебе таких детей, хва- лить их при посещении семей, публично – на родительских собраниях, во время бесед с родителями в школе. Хвалебные отзывы о воспита- тельной работе родителей с детьми целесообразно посылать на произ- водство, в учреждения.
Таким образом, установление эмоционально положительных отношений учителей, воспитателей с родителями трудновоспитуемых позволяет расположить к школе, ПТУ подавляющее большинство этих родителей, привлечь их к воспитательной работе с собственными детьми.
Завершающим и самым трудным этапом индивидуально- профилактической работы с трудным подростком является пробужде- ние у него потребности в самовоспитании. Педагогическую запущен- ность учащихся невозможно преодолеть без формирования и стимули-
221 рования самовоспитания, «... поскольку в случае использования только внешнего воздействия и контроля коррекция негативного поведения будет тоже «внешней», сведется к выработке в лучшем случае кон- формности учащегося, т. е. следования запретам и указаниям без внут- ренней солидарности с ними, потому что иначе возможны неприятно- сти. Сколько-нибудь серьезного испытания на прочность такая пози- ция не выдерживает: групповое давление, соблазны и тому подобные факторы немедленно приводят к срыву, так как личная ответствен- ность подростков и юношей за свое поведение, собственные поступки не выработана или заглушена».
В худшем случае трудновоспитуемый будет стремиться свести к минимуму контакты с учителями, воспитателями, придерживаясь прежней линии поведения, «включая» во время бесед механизм отчу- ждения, отделываясь пустыми обещаниями, заранее невыполнимыми.
На начальном этапе самовоспитания важную роль играет во- время замеченный успех учащегося, любое, пусть самое незначитель- ное усилие, направленное на преодоление отрицательных свойств ха- рактера, дурных привычек, вредного влияния окружения, других не- благоприятных жизненных обстоятельств.
Успех самовоспитания у трудного учащегося целиком зависит от наличия у него нравственного идеала, образца для подражания. Та- ким образцом для подражания может выступать любимый учитель или мастер производственного обучения. Только глубоко увлеченный сво- им делом знаток, человек с чистой совестью и самоотверженной верой в силу добра и справедливости – только такой учитель или мастер мо- жет стать для подростков реальным образцом для подражания.
Профилактика десоциализирующего влияния
неформальных группировок
Затравленные домашними неурядицами, школьными неуспеха- ми, страдающие от презрения преуспевающих сверстников и от ни с чем не сравнимого подросткового одиночества, трудновоспитуемые учащиеся сбиваются в уличные компании, которые для многих стано- вятся родной стихией. Именно в таких стихийных группах совершает- ся подростками подавляющее большинство подростковых правонару- шений.
Профилактика негативных, в первую очередь криминогенных, влияний этих групп представляет наибольшую трудность.
Существует следующая практика нейтрализации и предупреж- дения отрицательного влияния стихийных подростковых групп.
222
В зависимости от степени социальной опасности стихийных групп к ним могут быть применены различные средства воспитатель- ного воздействия, а именно: разобщение или переориентация.
Разобщение – насильственное разъединение членов подростко- вой группы с целью предотвращения совершения ими преступлений.
Переориентация – такой способ воздействия, цель которого – изменение направленности стихийной группы подростков в позитив- ную сторону.
Выше давалась характеристика трех разновидностей стихийных подростковых групп – досуговых, криминогенных и преступных. Как показывает опыт, методы разобщения и переориентации наиболее це- лесообразно применять к криминогенным группам. Преступные груп- пы несовершеннолетних как наиболее социально опасные – это уже сфера воспитательных воздействий суда и исправительных учрежде- ний.
Метод разобщения применяют, как правило, к криминогенным группам после безуспешных попыток использовать иные воспитатель- ные меры. На практике метод разобщения осуществляется следующим образом: всех или большинство членов группы направляют в специ- альные воспитательные учреждения закрытого типа (спецшколы, спецпрофтехучилища), в детские дома, школы-интернаты и т. д., воз- можна также перемена места жительства или учебы. При этом вожака группы и наиболее социально запущенных подростков целесообразно посылать в учреждения со строгим педагогическим режимом, по- скольку с воспитанием этих ребят ни семья, ни школа, ни обществен- ность не справятся.
Наибольшее распространение получил второй путь воспита- тельного воздействия на криминогенные подростковые группы – пере- ориентация. В основе применения этого метода лежит идея А. С. Ма- каренко о двух видах педагогического воздействия на личность: пря- мом (индивидуальное воздействие) и косвенном (параллельном) педа- гогическом воздействии через коллектив.
Переориентация группы позволяет не разрушать дружеских свя- зей между ее членами. Она возможна только на основе какой-либо по- зитивной, главным образом внешкольной, деятельности. В процессе такой деятельности у подростков постепенно формируются и развива- ются разумные потребности и интересы, воспитываются чувство от- ветственности, дисциплинированность, возникают и упрочиваются конкретные жизненные планы. Одновременно такая деятельность по- могает им постепенно избавиться от распущенности, грубости, циниз- ма и других отрицательных качеств, способствует вытеснению ложной
223 романтики блатной жизни романтикой здорового соревнования, спор- тивной борьбы, сотрудничества и творчества.
Внешкольная позитивная деятельность открывает перед подро- стками перспективы самоутверждения, признания сверстников, взрос- лых. Происходящие положительные изменения в поведении, нравст- венном облике ребят приводят к изменению характера их личных взаимоотношений с одноклассниками, педагогами, что в свою очередь положительно сказывается на их успеваемости. Как показывает прак- тика, переориентации антисоциальной направленности криминоген- ных подростковых групп в социально позитивную можно добиваться на основе любого вида социально полезной деятельности. Однако есть такие виды занятий, которыми ребята увлекаются с наибольшим энту- зиазмом и которые поэтому наиболее способствуют переориентации. К ним относятся в первую очередь такие, которые требуют демонстра- ции инициативы, силы, ловкости и т. д. Это технические и прикладные виды спорта, туризм, атлетическая гимнастика, спортивные единобор- ства и игры. Для ребят, проявляющих интерес к эстрадной музыке, привлекательными являются занятия музыкой в составе самодеятель- ных (тем более профессиональных) вокально-инструментальных ан- самблей.
В профилактической деятельности используются четыре основ- ных способа переориентации стихийных криминогенных подростко- вых групп: через вожака группы, через подключенного к ней шефа, через позитивный подростковый коллектив, через трудовой коллектив молодых взрослых.
Переориентация группы через вожака возможна в том случае, когда у него имеется какой-либо достаточно устойчивый позитивный интерес.
Следует отметить, что возможности переориентации группы че- рез вожака все же весьма ограничены, поскольку далеко не каждого подросткового лидера удается увлечь какой-либо социально- позитивной деятельностью.
Гораздо большими профилактическими возможностями облада- ет второй способ переориентации – подключение к криминогенной группе взрослого шефа. Зная, что подростки испытывают дефицит об- щения с взрослыми, тянутся к более старшим и опытным из них, ше- фами лучше назначать молодых рабочих, студентов старших курсов, тренеров и т. д.
Основная задача шефа на первоначальном этапе – установить психологический контакт с членами группы, завоевать у них доверие, а затем уже вовлечь ребят в интересную деятельность, в ходе которой
224 и осуществляется процесс перевоспитания. Если процесс самодеятель- ных занятий с ребятами организован шефом психологически правиль- но, то вскоре они сами начинают испытывать потребность в изменении прежнего образа жизни. Как показывает практика, наиболее легко трудновоспитуемые подростки увлекаются спортом, особенно такими его видами, как атлетическая гимнастика, тяжелая атлетика, бокс, вос- точные единоборства и т. д. Включение ребят в перечисленные виды спорта, регулярные беседы с ними шефа-тренера сразу же подтягива- ют их, переключают интересы в позитивную сторону. Значительная занятость, физическая загрузка тренировками, беседы тренера о необ- ходимости строгого соблюдения режима, недопустимости курения и употребления алкоголя, постоянные напоминания об особой ответст- венности спортсменов, владеющих специальными приемами, – все это, безусловно, положительно сказывается на поведении и учебе ребят.
Многие из членов криминогенных групп проявляют интерес к эстрадной музыке, хотят участвовать в ансамблях. Умелый и опытный музыкант (шеф) может вовлечь таких ребят в серьезные занятия музы- кой в составе самодеятельного вокально-инструментального ансамбля.
Важную роль в профилактической деятельности социально за- пущенных подростков играет вовлечение их в военно-патриотическую работу. Особый интерес она приобретает тогда, когда связана с туриз- мом и военно-прикладными видами спорта.
Третий способ переориентации стихийной группы – включение большинства (или даже всех) ее членов в деятельность подросткового коллектива с положительной направленностью. Наибольшими профи- лактическими возможностями в этом плане обладают коллективы внешкольных детских (подростковых) учреждений, поскольку воздей- ствие ученических коллективов на трудновоспитуемых ребят, находя- щихся в длительном конфликте с учителями и одноклассниками, ока- зывается, как правило, малоэффективным.
Вовлечение социально запущенных подростков в ту или иную форму общественно полезной деятельности дает положительные ре- зультаты тогда, когда они лично заинтересованы в коллективных дей- ствиях (занятия в секциях, кружках, дворовых клубах и т. д.). «Под личной заинтересованностью, – пишет Ф. С. Махов, – в данном случае подразумеваются: интерес к данному роду занятий или деятельности; благожелательное отношение к участвующим в этой деятельности ли- цам (к руководителю и остальным членам кружка, секции или участ- никам отдельного мероприятия); готовность к самодеятельным дейст- виям по реализации соответствующего интереса».