Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 799

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

225
В самодеятельных внешкольных организациях трудновоспи- туемые чувствуют себя равными среди остальных и поэтому охотно в них участвуют. Поскольку общественно полезные интересы у таких ребят отсутствуют или недостаточно сформированы, особое значение приобретают благожелательность и терпение, поддержка даже чуть наметившихся позитивных сдвигов и изменений. Наиболее пригодны- ми внешкольными организациями для переориентации групп несо- вершеннолетних правонарушителей являются разновозрастные отряды по месту жительства, дворовые спортивные команды и клубы, различ- ные кружки и студии при домоуправлении, дворовые подростковые клубы по интересам, отряды юных друзей милиции при школах и профтехучилищах, военно-спортивные летние лагеря. Как показывает практика, наибольшими воспитательными возможностями обладают три последние разновидности самодеятельной организации.
Значительный потенциал в профилактической работе с группа- ми несовершеннолетних правонарушителей заложен в работе дворо- вых клубов по интересам. Создаваемые в микрорайонах, эти клубы ведут конкретную работу с подростками, в том числе и трудновоспи- туемыми, по вовлечению их в различные виды социально полезной деятельности. В этих клубах ребята с увлечением занимаются туриз- мом, боксом, спортивными играми, радиолюбительством, мотоциклет- ным и велосипедным спортом, музыкой, изобразительным искусством, различными играми, фотографией, киносъемкой и др. Практика убеди- тельно показывает, что там, где работа подростковых клубов ведется умело, резко сокращаются преступления и правонарушения среди не- совершеннолетних.
Четвертым способом переориентации групп несовершеннолет- них правонарушителей является включение ее членов в трудовые кол- лективы молодых взрослых. Эти коллективы могут быть постоянными
(студенческие педагогические отряды) и временными (студенческие строительные отряды). Участие трудновоспитуемых ребят в работе студенческого стройотряда дает им широкое поле для позитивного общественно полезного самоутверждения. Их перевоспитывает сама трудовая деятельность, дающая возможность честно заработать день- ги, строгая дисциплина труда и отдыха, личный пример и поддержка студентов, культурно-массовая работа, постоянное общение со взрос- лыми, здоровый трезвый образ жизни и т. д.

226
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

КОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ПРИ ПОДРОСТКОВОМ ДЕВИАНТНОМ ПОВЕДЕНИИ
Отклоняющееся поведение у подростков часто возникает как проявление острого кризиса переходного возраста. Мироощущение таких подростков построено на следующих типичных положениях: «Я невинная жертва, и то, что я делаю, побуждают меня делать другие»,
«Я имею право брать то, в чем мне отказывают, и наказывать тех, кто отказывает мне в том, чего я хочу», «Я лучше всех и понимаю все»,
«Заработать что-либо не так хорошо, как получить это, не работая» и др. Подобные убеждения могут служить надежным индикатором ост- рого подросткового кризиса и показанием для обращения к психологу.
В их контексте вырабатываются определенные стратегии поведения, поддерживающие, защищающие и реализующие эти убеждения, пре- увеличение собственной значимости, манипулирование добровольной заботой, уход от ответственности, провокационное поведение, выра- ботка параноидного взгляда на мир и др.
В настоящее время при подростковых поведенческих проблемах используются все известные методы психологического, психотерапев- тического, психофармакологического, коррекционно- педагогического и социального (в т.ч. и пеницитарного) воздействия.
Психологические и психиатрические методы
работы с подростком
Под психологической помощью понимается предоставление подростку информации о его психическом состоянии, причинах и ме- ханизмах появления психологических феноменов или психопатологи- ческих симптомов и синдромов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купирова- нию психопатологической симптоматики и реконструкции личности для формирования фрустрационной толерантности, стрессо- и невро- зоустойчивости.
Традиционно выделяют три вида психологической помощи:
психологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию.
Они представляют собой воздействие на различные стороны личности и имеют разнящиеся цели и способы, могут применяться раздельно и в сочетании. Основной целью психологического консультирования яв- ляется формирование личностной позиции, специфического мировоз- зрения и взгляда на жизнь, принципиальные и непринципиальные сто- роны человеческого существования, формирование иерархии ценно-

227 стей. Задачей психологической коррекции является выработка и овла-
дение навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохра- нения здоровья психической деятельности, способствующей личност- ному росту и адаптации человека в обществе. Психотерапия в узком понимании термина основной своей задачей ставит купирование пси-
хопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.
Оказание эффективной психологической помощи немыслимо без кооперирования перечисленных видов психологического воздейст- вия, поскольку адекватный стиль взаимодействия человека с окру- жающим миром невозможен, как без сформированной личностной позиций, проявляющейся в теоретическом осмыслении реальности и выборе наиболее подходящей мировоззренческой платформы с иерар- хией ценностей, так и без конкретных психологических навыков пре- одоления жизненных сложностей, а также «саногенных умений».
Под психологическим консультированием подразумевается про- ведение анализа психического состояния клиента или пациента с ис- пользованием различных методов психологической диагностики (ин- тервьюирования, экспериментов и пр.) с предоставлением ему объек- тивных данных и научных интерпретаций их результатов, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком обще- житейских проблем, формированию новых представлений о различ- ных подходах к решению психологических проблем, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты и компенсации, а также расширению его психологической культуры и личностному рос- ту. Таким образом, консультирование охватывает, во-первых, диагно-
стический процесс и способствует определению нормального или аномального развития человека, наличия или отсутствия психопатоло- гической симптоматики; во-вторых, процесс информирования индиви- да о структуре его психической деятельности и индивидуально-психо- логических особенностях, благоприятных и потенциально патогенных жизненных ситуациях; в-третьих, процесс обучения навыкам психоло- гической зашиты, аутотренинга и иных способов нормализации собст- венного эмоционального состояния.
Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на кли- ента или пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случаях диагностики у него каких-либо характерологических девиаций или личностных аномалий, а также для освоения им какой- либо деятельности. Психологическая коррекция в клинической психо- логии направлена на активное внешнее вмешательство в формирова-


228 ние адекватного и искомого психического состояния человека, его ак- тивности и душевного комфорта, гармонизации его отношений соци- альным окружением.
Психотерапия в узком понимании термина является видом ак- тивного психологического воздействия на пациента, имеющего психо- патологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни. Психотерапия подразумевает как купирование болезненных клинических проявле- ний, так и коррекцию индивидуально-психологических свойств чело- века с целью вторичной профилактики психогенных (невротических, психосоматических) расстройств и заболеваний с помощью специаль- ных способов психотерапевтического воздействия. Под данным видом психологического воздействия при широком толковании термина
«психотерапия» имеют ввиду все виды направленного психологиче- ского воздействия на индивида (консультирование, коррекцию и тера- пию).
Под воздействием в процессе оказания психологической помо- щи понимается изменение психической реальности другого человека с целью создания для него новых переживаний и качеств. Воздействие предполагает ценность другого человека как меру изменений психиче- ской реальности. Манипулированием обозначается изменение психиче- ской реальности человека в соответствии с целями и задачами кого- либо или чего-либо. Оно предполагает скрытое или явное обесценива- ние человека. Управлением называется изменение психической реаль- ности человека в соответствии с ее свойствами. Применяется при от- сутствии у индивида возможности адекватной саморегуляции, к при- меру, при патологии характера, личностных аномалиях или психопа- тологических симптомах невротического регистра. Формирование – это изменение психической реальности человека в соответствии с представлениями о её социальной и индивидуальной норме. В этом случае предполагается, что сам человек не может достичь этой нормы вследствие дефекта или дефицита каких-либо качеств, например, ин- теллектуальным или волевых. Различные виды психологической по- мощи включают вышеперечисленные способы психического воздейст- вия на человека в условиях клинического взаимодействия, но пред- ставлены они по-разному. Так, консультирование в большей степени ориентируется на психологическое воздействие в узком понимании этого термина, т. к. учитывает цели клиента (пациента), его индивиду- ально-психологические особенности и личностные ценности. Вследст- вие этого в процессе консультирования с помощью специальных мето- дов воздействия осуществляется нормализация психического состоя-


229 ния индивида и расширение представлений о себе, ситуации, вариан- тах преодоления жизненных сложностей и внутриличностных кон- фликтов и приобретения навыков психологической защиты и компен- сации.
Психокоррекция в большей степени ориентируется на процессы манипулирования, управления и формирования, что связано с неспо- собностью человека самостоятельно (даже при приобретении знаний и навыков саморегуляции) изменить параметры своей психической дея- тельности в силу аномалий или дефектов психики. В рамках психоте- рапии используется каждый из вышеперечисленных способов оказания психологической помощи в зависимости от структуры психической проблемы индивида, его индивидуально-психологических особенно- стей и теоретических воззрений психотерапевта.
Считается, что психотерапия относится к сфере деятельности медицинского работника (психиатра по профессии) в силу того, что, с одной стороны, ориентируется на симптомы и синдромы (т. е. болез- ненные проявления психической деятельности), с другой, в связи с возможностью развития неблагоприятных последствий оказания пси- хологической помощи. Перечисленных особенностей в различной сте- пени лишены иные виды психологического воздействия – психологи- ческое консультирование и коррекция – которые либо полностью, ли- бо частично исключают возможность развития негативных последст- вий для соматического или психического здоровья. Если сравнить психотерапию с консультированием и коррекцией, то обнаружится факт облигатности для нее показаний и противопоказаний. То есть психотерапевт склонен учитывать целую гамму особенностей при на- значении психотерапии – от индивидуально-психологических особен- ностей пациента до его соматического статуса. Противопоказаний для консультирования практически не обнаруживается, поскольку состоя- ние здоровья человека не имеет принципиального значения для оказа- ния данного вида психологической помощи. Психокоррекция в этом отношении занимает промежуточное положение между психотерапией и консультированием, поскольку косвенно может влиять на физиче- ское состояние человека и провоцировать ухудшение здоровья. Следо- вательно, при проведении некоторых психокоррекционных мероприя- тий целесообразен медицинский или психиатрический контроль.
Психологическое консультирование
Консультирование в процессе оказания психологической помо- щи подразумевает совместное обсуждение врача, клинического психо- лога, с одной стороны, и пациента или клиента, с другой, возникших у человека проблем, возможных вариантов их преодоления и профилак-


230 тики, а также информирование индивида о его индивидуально- психологических качествах, специфических типах реагирования, ме- тодах саморегуляции. Консультирование направлено на выработку активной позиции человека по отношению к психологическим про- блемам, фрустрациям и стрессам с целью обучения способам восста- новления или сохранения эмоционального комфорта в критических жизненных ситуациях.
Диагностические процесс в структуре психологического кон- сультирования включает клиническое интервьюирование и использо- вание батареи экспериментально-психологических методик для опре- деления особенностей функционирования психических процессов и параметров индивидуальности. Существенным при консультировании в практическом отношении является процесс информирования челове- ка об объективных параметрах его психической деятельности и свой- ствах индивидуальности, а также обучение способам психической са- морегуляции.
Информирование клиентапредставляет довольно деликатный и сложный процесс, поскольку предполагает не только беспристрастное преподнесение фактов, но и учет возможных реакций человека на ин- формацию о себе. Существует несколько стратегий информирования, принципиально различающихся степенью использования оценочных
категорий, фокусировкой и используемой терминологией.
Учитывая тот факт, что клинический психолог или врач полу- чают в процессе обследования клиента (пациента) достаточно большое количество объективных данных, возможна различная фокусировка
при информировании. Можно фиксировать внимание на:
- явных отклонениях функционирования организма и психи- ки;
- всех имеющихся отклонениях;
- отклонениях, которые индивид способен осмыслить и изме- нить;
- всем спектре проявлений – и нормальных и аномальных;
- нормативных признаках и проявлениях.
Известны три подхода при фокусировке внимания и информи- ровании человека: оптимистический, пессимистический и нейтраль-
ный. Одна и та же информация может быть воспринята как положи- тельная, отрицательная или индифферентная. Классическим примером может служить информирование о количестве жидкости в стакане во- ды: 1) стакан наполовину полон, 2) наполовину пуст или 3) жидкость в стакане занимает половину объема. Возможен выбор различных объ- ектов фокусировки внимания человека в процессе оказания психоло-