Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 796
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
231 гической помощи. Это могут быть отдельные функции или деятель- ность всего организма наличности («У Вас качественно нарушен про- цесс мотивационного опосредования деятельности и изменена иерар- хия ценностей» или «У Вас отмечаются существенные отклонения в поведении, вследствие акцентуаций характера и нарушения волевой регуляции деятельности»).
В процессе информирования отмечается различный подход не только к фокусировке, но и к описанию и оценке выявляемых в про- цессе интервьюирования и диагностики клинических феноменов. Воз- можны оценочный или описательный подходы. В первом случае ин- формирование включает оценочные категории (адекватный – неадек- ватный, нормальный – патологический, здоровый – больной, дефект- ный и т. д.). Во втором – психолог или врач при информировании ста- раются избегать оценочных категорий и ориентируются лишь на опи- сание клинических феноменов, предоставляя в случае необходимости многовариантность истолкования полученных фактов.
Обучение навыкам саморегуляции в процессе психологического консультирования осуществляется различными способами с ориента- цией на приоритетность предоставления клиенту или пациенту макси- мально возможной информации о способах и методах психологиче- ской защиты и компенсации, сано- и патогенетических паттернах мышления и прогнозирования, закономерностях развития, этапах и исходах межличностных и внутриличностных конфликтов. Индивид в процессе консультирования обучается навыкам рефлексивного стиля мышления, здравомыслию и адаптивным формам реагирования ис- ключительно с помощью информирования, поскольку тренинговый способ входит в структуру иного вида психологической помощи – психокоррекции.
В первую очередь, клиент или пациент приобретают знания способов психологической защиты. Сутью их является сохранение баланса между внешними силами, действующими на человека, и внут- ренними ресурсами. Выделяют следующие варианты психологических защитных механизмов: рационализация, проекция, вытеснение, иден- тификация, компенсация, гиперкомпенсация, фантазирование, доми- нирующие идеи.
Рационализация – стремление к самооправданию, поиск причин и мотивов своих поступков во внешней среде. Обвинение, например, окружающих людей в возникновении болезни или психологической проблемы. Больной при этом старается найти максимально убедитель- ные и правдоподобные доказательства внешней обусловленности его болезненных высказываний и неадекватных поступков, стремясь соз-
232 нательно или подсознательно уйти от признания тягостного факта раз- вития у него болезни.
Проекция –приписывание другим своих неблагоприятных черт характера. Такой механизм личностной защиты наиболее часто отме- чается у подростков с пограничной психической патологией (при лич- ностных расстройствах и неврозах). Больной осознанно или неосоз- нанно старается создать у врача впечатление, что его болезненный срыв является следствием отрицательных черт характера близких ему людей.
Вытеснение – проявляется в забывании, игнорировании оче- видных фактов неправильного поведения или симптомов болезни, вплоть до полного ее непризнания. Наиболее ярко вытеснение прояв- ляется при истерических расстройствах – пациент часто не помнит наиболее неприятные и тяжелые для него события.
Идентификация –достижение внутреннего психического успо- коения путем сопоставления, идентификации себя с кем-либо другим
(например, со своими детьми – желание, чтобы они достигли в жизни того, чего он не достиг сам).
Компенсация основана на стремлении к достижению успеха в какой-то области и, таким образом, к компенсации неудач в другой области, вызванных, например, недостаточными физическими способ- ностями, отсутствием дарований, дефектом речи (например, усилен- ные занятия музыкой, чтобы чем-то отличаться от кого-то и привлечь к себе внимание).
Гиперкомпенсация – стремление к достижению успеха и чувства значимости именно в той области, которая до сих пор была наиболее трудной (физически слабый с помощью интенсивных тренировок ста- рается быть самым сильным в каком-либо виде спорта; робкий и трус- ливый человек прикрывается напускной развязностью и грубостью; лживый человек стремится убедить других и отчасти даже сам убеж- ден в своей исключительной честности).
Фантазирование проявляется в виде воображения исполнения неосуществимых желаний или успешного разрешения какой-то тяго- стной ситуации, в идентификации себя с каким-то литературным или былинным героем. Оно способствует снижению тягостного внутри- психического напряжения, вызванного жизненной неудачей или бо- лезнью.
Доминирующие, или сверхценные, идеи – убеждения с сильным эмоциональным зарядом, которые принимаются за самые важные в жизни и служат мотивационным стимулом к достижению какой-то определенной цели, несмотря на возникающие трудности. При этом
233 собственные неудобства и наносимые окружающим обиды не прини- маются в расчет.
Усвоение подростком знаний о механизмах психологической защиты способно сформировать новый взгляд на собственную психи- ку, закономерности и особенности психического реагирования в стрес- совых ситуациях; изменить эти представления, если они оказываются неприемлемыми после соответствующего анализа. Таким образом, в процессе консультирования и получения информации о методах пси- хологической защиты сам человек сможет выбрать из предлагаемых вариантов подходящие ему. При консультировании не происходит на- вязывание клиенту или пациенту единственно верного пути решения межличностных или внутриличностных проблем, а дается многовари- антный обзор возможного поведения. В отличие от психокоррекции и психотерапии, выбор способа разрешения проблем или личностной трансформации остается за индивидом.
Наиболее известными методиками, которые относятся к спосо- бам психологического консультирования, являются рациональная пси-
хотерапия (P. Dubois), логотерапия (V. Frankl), психология самореали-
зации (А. Maslow), позитивная психотерапия (N. Peseschldan), когни-
тивная терапия (А. Веск), рационалъно-эмотивная психотерапия
(A. Ellis) и психотерапия «здравым смыслом». Несмотря на то, что в названии методик присутствует термин терапия, фактически данные методики следует признать консультативными. Это связано, во- первых, с тем, что психологическая помощь оказывается посредством влияния на мировоззрение; во-вторых, потому, что основным методом является метод информирования клиента и, в-третьих, из-за «терапев- тической мишени», которой в данном случае является мировоззрение и миропонимание человека, и вторично психологические проблемы и невротические симптомы. К отечественным методикам, которые также следует причислить к консультативным, в первую очередь, относится т. н. патогенетическая психотерапия, основанная на теории отношений личности В. Н. Мясищева. Основной задачей патогенетической психо- терапииявляется информирование пациента или клиента с целью:
- осознания мотивов своего поведения, особенностей своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций;
- осознания неконструктивного характера ряда своих отно- шений, эмоциональных и поведенческих стереотипов;
- осознания связи между различными психогенными факто- рами и невротическими (психосоматическими) расстройствами;
- осознания меры своего участия и ответственности в возник- новении конфликтных и психотравмирующих ситуаций;
234
- осознания более глубоких причин своих переживаний и способов реагирования, коренящихся в детстве, а также условия фор- мирования своей системы отношений;
- научения понимания и вербализации своих чувств;
- обучения саморегуляции.
Патогенетическая психотерапия осуществляется в четыре этапа.
На первом происходит преодоление неправильных представлений па- циента о его болезни; на втором – осознание психологических причин и механизмов болезни; на третьем – решение конфликта и на четвер- том – реконструкция системы отношений личности.
Логотерапия относится к гуманистическому направлению пси- хотерапии в широком понимании термина и ставит своей целью тера- пию ноогенных неврозов с помощью приобретения утраченного чело- веком в силу каких-то причин смысла жизни. Механизм развития пси- хологических проблем и невротических симптомов усматривается в нравственных исканиях человека, конфликте совести и, в целом, в «эк- зистенциальном кризисе». Задачей логотерапии становится восстанов- ление или приобретение человеком потерянной духовности, свободы и ответственности, исходя из известной позиции А. Эйнштейна, выра- женной в следующих словах: «Человек, считающий свою жизнь бес- смысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни». Виктор Франкл считал, что вернуть утраченный смысл воз- можно с помощью метода убеждения. Убеждение использует систему логических обоснований уникальности ценностей (смысла) жизни при абсолютной ценности трансценденции – сущности существования.
Основой логотерапии становится исцеление души с помощью форми- рования осмысленного стремления к смыслу и даже к конечному смыслу (сверхсмыслу) в противовес стремлению к наслаждению или власти.
В рамках психологии самореализации упор делается на выработ- ку психологической стратегии максимально использовать в жизни собственный личностный потенциал, который включает:
- внутреннюю природу человека, его индивидуальную са- мость в виде основных потребностей, способностей, индивидуально- психологических особенностей;
- потенциальные возможности, а не реальные окончательные состояния, реализация которых детерминирована экстрапсихическими факторами (цивилизацией, семьей, окружением, образованием и т. п.);
- аутентичность – способность познать истинные собствен- ные потребности и возможности;
- способность принимать себя;
235
- потребность в любви.
A.Maslow признавал, что у индивида существуют ценности бы- тия (Б-ценности) и ценности, формирующиеся по принципу ликвида- ции дефицита (Д-ценности). К ценностям бытия относятся такие, как:
- целостность – единство, интеграция, стремление к однород- ности, взаимосвязанность;
- совершенство – необходимость, естественность, умест- ность;
- завершенность – конечность;
- справедливость – законность, долженствование;
- жизненность – спонтанность, саморегуляция;
- полнота – дифференцированность, сложность;
- простота – искренность, сущностность;
- красота – правильность;
- праведность – правота, желанность;
- уникальность – неповторимость, индивидуальность, не- сравненность;
- непринужденность – легкость, отсутствие напряженности, изящество;
- игра – веселье, радость, удовольствие;
- истинность – честность, реальность;
- самодостаточность – автономность, независимость, умение быть самим собой без участия других людей.
Позитивная психотерапия исходит из принципа обладания че- ловеком способностью к саморазвитию и гармоничности. Основными целями позитивной психотерапии являются:
- изменение представлений человека о себе, своих актуаль- ных и базисных способностях;
- познания традиционных для него, его семьи и культуры ме- ханизмов переработки конфликтов;
- расширение целей его жизни, выявление резервов и новых возможностей для преодоления конфликтных ситуаций и болезней.
Для этих целей используется транскультуральный подход к оценке тех или иных психологических феноменов и болезненных сим- птомов. Суть его заключается в предоставлении клиенту или пациенту информации об отношении к сходному с имеющимися у него психоло- гическими проявлениями, симптомами, проблемами или болезнями в иных культурах. К примеру, при патологической эмоциональной реак- ции индивида на выявляемую у него аллопецию (облысение) ему при- водят пример отношения к облысению в некоторые африканских пле- менах, где эталоном красоты считается не густая шевелюра, а лысая
236 голова. Транскультуральные сравнения направлены на выработку у клиента понимания относительности жизненных ценностей. Еще од- ним способом в позитивной психотерапии является позитивная интер- претация любых проблем и симптомов (например, импотенция тракту- ется как способность избегать конфликтов в сексуальной сфере, фри- гидность – как способность телом сказать «нет», анорексия – как спо- собность обходиться минимумом пищи и т. д.).
Особое внимание в позитивной психотерапии уделяется форми- рованию личностной и характерологической гармоничности с помо- щью предоставления информации о традиционных транскультураль- ных способах переработки конфликтов и формирования ценностей.
Когнитивная терапия рассматривает механизмы возникновения различных эмоциональных феноменов в связи с имеющимися у паци- ента отклонениями в оценке реальной действительности в виде «сис- тематических предубеждений». Считается, что эмоциональные рас- стройства возникают из-за «когнитивной уязвимости» – предрасполо- женности к стрессу в силу использования при анализе внешних собы- тий жестко заданных иррациональных заблуждений («когнитивных искажений»). Среди них выделяются:
- сверхгенерализация (неоправданное обобщение на основа- нии единичного случая);
- катастрофизация (преувеличение последствий каких-либо событий);
- произвольность умозаключений (бездоказательность и про- тиворечивость при вынесении умозаключений);
- персонализация (склонность интерпретировать события в контексте личных значений);
- дихотомичность мышления (склонность к использованию в мышлении крайностей);
- выборочность абстрагирования (концептуализация ситуа- ции на основе детали, извлеченной из контекста).
Целью когнитивной терапии является исправление ошибочной переработки информации и модификация убеждений в сторону ее ра- ционализации и выработки жизненной стратегии здравого смысла.
Близкой по смыслу к когнитивной терапии считается рацио-
нально-эмотивная терапия, нацеливающаяся на искоренение когни- тивных искажений и т. н. «иррациональных установок и мыслей».
A. Ellis описал двенадцать основных иррациональных идей, которые в процессе консультирования должны быть исправлены.
1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы ка- ждый его шаг был привлекателен для окружающих.
237 2. Есть поступки порочные, скверные. И повинных в них сле- дует строго наказывать.
3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.
4. Все беды навязаны нам извне – людьми или обстоятельст- вами.
5. Если что-то пугает или вызывает опасение – постоянно будь начеку.
6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их пре- одолевать.
7. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном чем то, что он ощущает в себе.
8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекват- ным, разумным и успешным.
9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда бу- дет влиять на нее.
10. На наше благополучие влияют поступки других людей, по- этому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.
11. Плыть по течению и ничего не предпринимать – вот путь к счастью.
12. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испы- тывать их.
В соответствии с принципами рационально-эмотивной терапии со стороны клиента или пациента должен произойти «отказ от требо- ваний» к действительности и самому себе, основанных на иррацио- нальных идеях (установках), которые делятся на четыре группы: уста-
новки долженствования («люди должны быть честными», «супруг должен быть верным»); катастрофические установки («все ужасно и непоправимо»); установка обязательной реализации своих потребно-
стей («я должен быть счастлив»); оценочная установка. Основным способом терапии является сократовский диалог – когнитивный дис- пут с использованием законов логики.
На логическом переубеждении клиента или пациента основан также метод рациональной психотерапии, направленный на обучение человека правильному мышлению, избеганию логических ошибок и заблуждений с целью предотвращения появления невротических сим- птомов.
Психотерапия «здравым смыслом» включает в себя, наряду с элементами рациональной психотерапии, т.е. переубеждения человека на основании логической аргументации и формирования правильного мышления, основанного на определенности, последовательности и
238 доказательности, становление многовариантного способа осмысления действительности. Противопоставляется одновариантному (ригидно- му), являющемуся частью патологического мыслительного паттерна при так называемой каузальной атрибуции. Базой личностной позиции при психотерапии «здравым смыслом» считается «антиципационная
состоятельность» [63] – способность человека предвосхищать ход событий, строить процесс прогнозирования на многовариантной гиб- кой основе, используя прошлый жизненный опыт. Считается, что гар- моничные характерологические черты и свойства личности, а также неврозоустойчивость способны формироваться лишь в случае исполь- зования таких принципов, как: а) отказа от претензий («мне никто ничего не должен»); б) отказа от однозначности (при истолкований происходящих событий – «это может значить все, что угодно»); в) от-
каза от фатальности (при истолковании будущих событий – «все возможно»); г) выработки стратегии «антиципирующего совладания»
и «предвосхищающей печали» взамен «предвосхищающей радости».
Психологическая коррекция
Целями применения психологической коррекции (психокоррек- ции) является оптимизация, исправление и приведение в норму каких- либо психических функций подростка, отклонений от оптимального уровня его индивидуально-психологических особенностей и способно- стей. Выделяется пять видов стратегий психокоррекции [99].
1. Психокоррекция отдельных психических функций и компо- нентов психики (внимание, память, конструктивное и вербальное мышление, фонематическое восприятие, ручная умелость, познава- тельная деятельность и т.д.), либо коррекция личности.
2. Директивная или недирективная стратегия психокоррек- ционного воздействия.
3. Коррекция, направленная на индивида или сконцентри- рованная на семье.
4. Психокоррекция в форме индивидуальных или групповых занятий.
5. Психокоррекция как компонент клинической психотерапии в комплексном лечении нервно-психических заболеваний, либо как основной и ведущий метод психологического воздействия на человека с отклонениями в поведении и социальной адаптации.
В отличие от психологического консультирования при психо- коррекции роль клиента или пациента оказывается не столь активной и даже чаще пассивной. Коррекция подразумевает выработку новых психологически адекватных и выгодных навыков в процессе специ- ально разработанных тренинговых программ. Активность клиента или