Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 795

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

239 пациента заключается лишь в желании измениться, но отнюдь не в экзистенциальной работе над собой. Человек готов «вручить себя» клиническому психологу или психотерапевту для того, чтобы тот вос- полнил имеющиеся недостатки, исправил отклонения, привил новые умения и навыки. Даже, если речь идет о психокоррекции личностных или характерологических свойств, то имеется в виду, что основным способом изменений и психологической помощи должен быть процесс научения эффективному принятию себя и реальности, а не философ- ское осмысление своего места в мире, своих возможностей и способ- ностей.
Психокоррекция в отличие от психологического консультиро- вания использует в качестве основных методов манипулирование,
формирование и управление человеком, имея четкие представления об искомом состоянии, уровне развития психических функций или инди- видуально-личностных качеств. Заданными оказываются эталоны и идеалы. Человек выступает в роли материала, из которого «лепится» оптимальный для него или идеальный для общества образ. Ответст- венность за психологические изменения ложится исключительно на психолога. Классическим является спектр манипулятивных методик: от советов Карнеги до нейролингвистического программирования и разнообразных тренингов (женского обаяния, личностного роста, сек- суальный тренинг и пр.).
В клинической психологии психокоррекция используется при выявляемых у клиента психологических проблемах, возникающих в связи с характерологическими девиациями и личностными аномалия- ми, а также при невротических психосоматических расстройствах.
Выработка оптимальных навыков происходит в процессе тренингов, среди которых наиболее известными являются: аутотренинг, поведен-
ческая (бихевноральная) терапия, нейролингвистнческое программи-
рование, психодрама, трансактный анализ.
Аутогенная тренировка (аутотренинг) является методикой, на- правленной на овладение навыками психической саморегуляции с по- мощью релаксационных способов. Под релаксацией (расслаблением)
понимается состояние бодрствования, характеризующееся понижен-
ной психофизиологической активностью, ощущаемое либо во всем
организме, либо в любой его системе. В клинической психологии, осо- бенно при психосоматических расстройствах и заболеваниях исполь- зуются такие разновидности как: собственно аутогенная тренировка с т. н. нервно-мышечной релаксацией и методика биологически обрат- ной связи.


240
При прогрессивной мышечной релаксации происходит обучение человека контролированию состояния мышц и вызыванию релаксации
(расслабления) в определенных группах мышц с целью снятия вторич- ного эмоционального напряжения. Аутогенная тренировка проводится в несколько этапов, направленных на освоение упражнений по ослаб-
лению нервно-мышечного напряжения к конкретной мышце или группе
мышц, с последующим становлением «привычки отдыхать».
Поведенческая психотерапия изобилует методиками, основан- ными на выработке условно-рефлекторной деятельности с целью ку- пирования психопатологической симптоматики или навыков адекват- ных привычек взамен неадекватным, невротическим. Наиболее из- вестными методиками являются методики «систематической десенси- билизации» и «парадоксальной интенции», применяемые для лечения навязчивых страхов. При «систематической десенсибилизации» про- исходит погружение человека в ситуацию, вызывающую страх (вооб- ражаемое или реальное) с формированием новой адекватной реакции на ситуацию и затуханием старой болезненной. Методика, называемая
«парадоксальной интенцией», направлена на изменение отношения пациента к фобиями за счет «переворачивания» этого отношения и доведения ситуации до абсурда (при эрейтофобии, страхе покраснеть научение настроить себя так: «Ну, покажи-ка всем, как ты умеешь краснеть. Пусть все увидят, как это тебе удается»). Задача парадок- сальной интенции – лишить эмоционально негативного подкрепления страхов, заменив их на иронию и юмор.
Нейролингвистическое программирование представляет собой систему психологических манипуляций на основании изучения лин- гвистической метамодели человека, суть которой заключена в призна- нии шаблонности для каждой группы людей или одного человека лин- гвистической системы познания мира и самого себя, выражения чувств и решения проблем. Для этого в нейролингвистическом программиро- вании (НЛП) существует понятие модальности – наиболее типичном и характерном для индивида способе восприятия и отражения окру- жающей реальности. Выделяют три разновидности модальности: визу- альная, аудиальная и кинестетическая. После выявления доминирую- щей модальности человека предполагается коррекция его поведения, которая может самим человеком осознаваться или не осознаваться. В первом случае можно говорить об управлении индивидом, во втором – о манипулировании им с помощью вербальных и невербальных мето- дов. Целью программирования является выработка определенной стра- тегии поведении, желательной для человека или окружения.


241
В рамках нейролингвистического программирования использу- ется несколько техник: «якорение», «взмах», «взрыв», «метафора».
Основным же считается «рефрейминг» – переформирование личности, придание ей новой заданной формы. В основе рефрейминга лежат следующие базовые положения нейролингвистического про- граммирования.
-
Любой симптом, любая реакция либо поведение человека изначально носят защитный характер и поэтому полезны. Вредными они считаются только тогда, когда используются в несоответствую- щем контексте.
-
У каждого человека существует своя субъективная модель мира, которую можно изменить.
-
Каждый человек обладает скрытыми ресурсами, позволяю- щими изменить и субъективное восприятие, и субъективный опыт, и субъективную модель мира.
Рефрейминг осуществляется чаще всего в шесть этапов. На пер- вом определяется симптом; на втором пациенту предлагается произве- сти своеобразное расщепление себя на части (здоровую и патологиче- скую, представленную симптомом), вступить в контакт с частью, отве- чающей за формирование и проявление симптома и осмыслить меха- низм его возникновения; на третьем – производится отделение сим- птома от первоначального мотива (намерение); на четвертом – обна- ружение новой части, способной удовлетворить это намерение иными путями с «постановкой якоря» (ассоциативной связи между событиями или мыслями); на пятом и шестом – формирование согласия всего «Я» на новую связь.
В процессе психодрамы происходит разыгрывание человеком ролей с целью изучения внутреннего мира и выработки навыков опти- мального социального поведения. Как правило, психодрама использу- ется при наличии у индивида характерологических девиаций и «ком- плекса неполноценности». Человек в процессе игровой деятельности усваивает стереотипы поведения в различных жизненных ситуациях, апробирует их, выбирает наиболее подходящие ему и тем самым пре- одолевает коммуникационные проблемы.
Трансактный анализ рассматривает личность человека как со- вокупность трех состояний «Я», условно названных «Родитель»,
«Взрослый» и «Ребенок». Сутью их является генетически запрограм- мированный паттерн поведения и проявления эмоциональных реакций.
«Ребенок» проявляет себя инфантильными чертами характера и отно- шения к реальности, «Взрослый» – признаками зрелой психической деятельности, а «Родитель» характеризуется наличием нормативных и


242 оценивающих стереотипов поведения. Психологическое взаимодейст- вие, с точки зрения Эрика Берна, происходит в виде диадного контакта
(трансакции) при использовании тех или иных ролей [12]. Основная цель трансактного анализа состоит в том, чтобы дать понять индивиду особенности его взаимодействия с окружающими с помощью соответ- ствующей терминологии и обучить его нормативному и оптимальному поведению.
Психотерапия
Психотерапия – это один из видов оказания психологической помощи и психологического воздействия на пациента с целью купиро- вания психопатологической (в первую очередь, невротической и пси- хосоматической) симптоматики. Как было показано выше, психотера- пия относится к сфере медицинской деятельности, поскольку:
- сочетает в себе психологические и общемедицинские зна- ния в отношении показаний и противопоказаний;
- накладывает на психотерапевта ответственность (в том чис- ле, уголовную) за ненадлежащее или несоответствующее (неквалифи- цированное) использование методов и способов психотерапии.
Целью психотерапии в узком понимании термина становится исцеление пациента от психопатологической симптоматики в рамках невротических, характерологических (личностных) или психосомати- ческих расстройств. Выбор конкретной психотерапевтической методи- ки зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объ- ективных выделяется:
- характер психопатологического симптома (синдрома);
- этиопатогенез психических расстройств;
- индивидуально-психологические особенности пациента.
Наиболее известными и распространенными психотерапевтиче- скими методами являются: супротивные (гипноз и иные формы вну- шения), психоаналитические (психодинамические), поведенческие, фе- номенологически-гуманистические (к примеру, гештальт-терапия), используемые в индивидуальной, коллективной и групповой формах.
Под суггестивными методами понимаются разнообразные пси- хологические воздействия с помощью прямого или косвенного внуше- ния, т. е. вербального или невербального влияния на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к опреде- ленным действиям. Нередко внушение сопровождается изменением сознания пациента, создания специфического настроя к восприятию информации со стороны психотерапевта. Оказание суггестивного воз- действия подразумевает наличие у человека особых качеств психиче- ской деятельности: внушаемости и гипнабельности.

243
Внушаемость – это способность некритично (без участия воли) воспринимать получаемую информацию и легко поддаваться убежде- нию в сочетании с признаки повышенной доверчивости, наивности и иных черт инфантилизма. Гипнабельность – это психофизиологиче- ская способность (восприимчивость) легко и беспрепятственно вхо- дить в гипнотическое состояние, поддаваться гипнозу, т. е. изменять уровень сознания с формированием переходных между сном и бодрст- вованием состояний.
Выделяют три стадии гипноза: летаргическую, каталептическую и сомнамбулическую. При первой у человека возникает сонливость; при второй – признаки каталепсии – восковая гибкость, ступор (обез- движенность), мугизм; при третьей – полная отрешенность от реально- сти, снохождения и внушенные образы. Применение гипнотерапии является обоснованным при истерических невротических, диссоциа- тивных (конверсионных) расстройствах и истерических личностных расстройствах.
Внушение, используемое в виде гетеросуггестии (внушения, производимого другим лицом) и аутосуггестии (самовнушения), на- правлено на снятие эмоциональных невротических симптомов, норма- лизацию психического состояния человека в кризисные периоды, по- сле воздействия психических травм и как способ психопрофилактики.
Эффективно применение суггестивных методов психотерапии для сня- тия психологических дезадаптивных типов реагирования индивида на соматическое заболевание. Используют косвенные и прямые способы внушения. При косвенном прибегают к помощи добавочного раздра- жителя.
Психоаналитическая психотерапия исходит из бессознательно- го механизма формирования психопатологической симптоматики
(невротической, психосоматической) и вследствие этого направлена на перевод бессознательных влечений в сознание человека, их переработ- ку и отреагирование. В классическом психоанализе выделяются такие психотерапевтические методики, как: метод свободных ассоциаций,
реакции переноса и сопротивления. При применении метода свобод- ных ассоциаций человек продуцирует поток мыслей, воспоминаний детства, не поддавая их анализу и критике, а психотерапевт- психоаналитик оценивает их, рассортировывая в зависимости от зна- чимости, стараясь выявить вытесненные из сознания патогенные дет- ские переживания. Затем от пациента требуется отреагирование (ка- тарсис) значимых переживаний с целью избавления от их негативного влияния на психическую деятельность. Сходным образом происходит процесс терапии при анализе сновидений, ошибочных действий (опи-


244 сок и оговорок) человека, за которыми, как считается в психоанализе, стоит символическое обозначение симптомов и проблем в связи с вы- теснением их из сознания.
Из феноменологически-гуманистического направления психо- терапии, также близкого к психологическому консультированию, наи- более технически разработанной является гештальт-терапия. К ос- новным методикам гештальт-терапии относятся: упражнения, направ- ленные на расширение осознания с использованием принципа «здесь и теперь»; формирование завершенных гештальтов с помощью интегра- ции противоположностей; работа с мечтами и др. [3].
Возможности психофармакотерапии
Психофармакотерапия – лечение психических расстройств (в том числе и поведенческих) с использованием психотропных лекарст- венных средств. Психофармакотерапия назначается врачом-психи- атром при наличии медицинских показаний к ее применению.
Для коррекции расстройств поведения используются следую- щие группы лекарственных препаратов: нейролептики, транквилизато- ры, антидепрессанты, психостимуляторы, ноотропы, нормотимики.
Нейролептические средства обладают антипсихотическим дей- ствием, т. е. способностью ослаблять продуктивную симптоматику психозов (бред, галлюцинации, психические автоматизмы). Механизм действия нейролептиков связан с угнетающим влиянием на дофами- нергическую передачу в негростриатной, мезолимбической и мезокор- тикальной областях мозга, чем объясняются как собственно психо- тропное, так и некоторые проявления побочного действия препаратов данной группы, проявляющиеся в виде экстрапирамидных расстройств
(паркинсонизма, поздней дискинезии). Обоснованным считается на- значение нейролептиков для купирования девиаций психопатологиче- ского типа – при эксплозивности (гневливой злобности). Например, вполне оправданным будет назначение нейролептиков при поведенче- ских нарушениях, сопровождающих бред ревности, при отсутствии критичности к своему поведению.
Транквилизаторы (сибазон, феназенам, хлозепид и др.) оказы- вают анксиолитическое и успокаивающее влияние на центральную нервную систему, в связи с чем широко используются при различных эмоциональных расстройствах невротического и неврозоподобного характера (эмоциональной напряженности, тревоге, страхе и т. п.).
Кроме того, они обладают умеренным снотворным, противосудорож- ным и мышечно-расслабляющим действием), что позволяет назначать транквилизаторы в качестве снотворных средств, а также при лечении некоторых форм эпилепсии и заболеваний ц.н.с., протекающих с по-