Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 793

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24
- поступок, действия человека, не соответствующие офици- ально установленным или фактически сложившимся в данном общест- ве нормам (стандартам, шаблонам);
- социальное явление, выраженное в массовых формах чело- веческой деятельности, не соответствующих официально установлен- ным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стан- дартам, шаблонам).
Отклонения могут происходить в сфере индивидуального пове- дения, они представляют собой поступки конкретных людей, запре- щаемые общественными нормами. Вместе с тем, в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются обще- принятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения опре- деляются как групповые.
Значение изучения этих проблем очевидно: отклоняющееся по- ведение представляет собой социальное и психологическое явление, которое имеет некоторые отклонения от признанных норм и законов, а иногда связанное с определенным антиобщественным поведением лю- дей. Сами отклонения могут принимать самые разные формы: пре- ступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д.
Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эф- фективные пути и средства предупреждения можно только при глубо- ком изучении психологии отклоняющегося поведения.

25
ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Социально-психологическая характеристика
подросткового возраста
Подростковый возраст исследуется и характеризуется в аспекте двух периодов социализации человека. Во-первых, как граница детст- ва, во-вторых, как граница взросления с радикальными переменами социальных ролей; поэтому период подросткового возраста можно определить как период взросления.
Развитие в подростковом возрасте имеет несколько течений.
1. Пубертатное развитие. В течение относительно короткого периода, занимающего в среднем 4 года, тело ребенка претерпевает значительные изменения. В связи с этим личности старшеклассника приходится решать следующие задачи:
- необходимость реконструкции телесного «образа Я» (схемы тела) и построения мужской или женской «родовой» идентичности;
- постепенный переход к взрослой генитальной сексуально- сти, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соеди- нением двух взаимодополняющих влечений.
2. Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изме- нениями. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями: развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы. Кроме того, все- стороннее и гармоничное развитие личности не может на каждом воз- растном этапе определяться лишь одним «ведущим типом деятельно- сти». В подростковом и раннем юношеском возрасте развитие интел- лекта обеспечивается учебной деятельностью, и для этой цели она яв- ляется ведущей; социальная активность задается соответствующей работой; нравственное развитие – взаимодействием с референтными личностями. Его действия, реализующие одну его деятельность, одно отношение, объективно оказываются реализующими и какое-то другое его отношение.
3. Преобразование социализации, проходящее в двух направ- лениях:
- освобождение от родительской опеки;
- вхождение в группу сверстников, где появляется конкурен- ция и кооперация.


26 4. Становление идентичности, подразумевающее:
- осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в бу- дущее;
- осознание себя как отличного от интериоризованных роди- тельских образов;
- осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности [46].
Возрастная стратификация содержит систему связанных с воз- растом социально-психологических ожиданий и санкций. «Юность» означает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завер- шение физического, в частности, полового, созревания, а с другой – достижение социальной зрелости.
Обзор литературы по проблеме взросления и практические на- блюдения позволяют говорить о рубеже развития личности, когда под- ростковый опыт уже недостаточен для нормального самочувствия, а взрослый опыт еще не освоен. В связи с этим можно выделить две ос- новные особенности старших школьников [28].
1. Повышенная по сравнению с другими возрастами значи- мость тесных эмоциональных контактов.
2. Интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу. Это, в свою очередь, приводит к усилению протестных реакций и эмансипирован- ного поведения со стороны старшеклассников, и к попыткам усилить контроль со стороны их родителей. В результате и дети, и родители переживают целый комплекс личностных проблем, который, в частно- сти, отражается на таком психологическом показателе, как тревож- ность.
Подросток вынужден в короткий промежуток времени находить решения основных задач дальнейшего развития. Главная проблема заключается в том, что эти задачи, при множестве различных социаль- ных институтов, способных оказывать ему помощь, человек в период взросления должен решать самостоятельно. «Движение» личности старшеклассника в процессе решения этих задач всегда противоречи- во, конфликтно.
Некоторая универсальность задач развития в подростковом воз- расте позволяет выявить типичные особенности личности ребенка, однако условия, в которых каждое новое поколение вынуждено решать эти задачи, могут существенно различаться. Это касается обществен- ных целей и ценностей, социально-педагогических условий обучения и

27 воспитания, культурной и национальной основы, экономической си- туации в стране и регионе.
Российские подростки сегодня оказались одновременно и на своем возрастном рубеже и на сложившемся так называемом «пере- крестке эпох», что не может не вносить определенных изменений в традиционное понимание особенностей подросткового возраста [70].
Различия, как правило, находят свое отражение в представлени- ях молодых людей о том мире, в котором они живут, об их жизненной перспективе, способах ее реализации, целях и ценностях, и все это мо- жет вносить заметные изменения в их психологические характеристи- ки, и даже затрагивать психофизиологические характеристики. Изме- нились нормы и ценности (не только социально-экономические, но и психологические), модели поведения, которые должен освоить моло- дой человек.
Доказано, что подростковый возраст является сензитивным для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности [81].
Основным новообразованием в подростковом возрасте тради- ционно считается жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем. Оптимальным для благополучного развития личности является удовлетворенность настоящим и в то же время устремленность в будущее [46].
Развитие личности в условиях природного и предметного мира происходит через межличностные отношения; в частности, для подро- стков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками.
Для них становится важным:
- умение познакомиться с понравившимся человеком;
- свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы;
- ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, мо- жет высказывать свои мысли и выражать чувства.
В понимании психических особенностей взросления с точки зрения психоаналитической модели упор делается на психоаналитиче- ское учение о развитии теории компонентов структуры личности.
Описывается фаза взросления как период возобновления прежних конфликтов (конфликтов предыдущих фаз), как фаза кризиса идентич- ности или ролевой диффузии, как фаза формальных операций; как аф- фективная стадия боязни телесных, социальных, интеллектуальных изменений, сексуальных отношений, потеря лица.


28
По мнению психоаналитиков, если процесс усиления «Я- функций» осуществляется постепенно, то период взросления протека- ет без особых проблем. Избыток конфликтных ситуаций указывает на неудовлетворительное преодоление трудностей развития и опасность регрессии. Таким образом, все классические теории сводятся к пони- манию содержания процесса взросления как адаптации «Я-функций»
(то есть личности) к инстинктам, иначе говоря, к достижению между ними равновесия. Вместе с тем, рядом ученых отмечается, что юноше- ское развитие сильно зависит от социального окружения – «психосо- циального моратория», представляющего собой пространство для экс- периментирования, гарантируемое обществом молодому человеку. В этот период возникает «нормативный кризис», обусловленный множе- ством задач (физическое созревание, усвоение роли взрослого, выбор профессии, партнера и т. д.), крайне затрудняющих собственную иден- тификацию. В рамках такого моратория опробуются крайности субъ- ективных переживаний, альтернативы идеологических направлений и более реалистические обязанности сначала в игровой форме, а затем в виде приспособления к требованиям общества. Развитие идентичности сопровождается целым рядом психосоциальных кризисов, осознание которых и понимание их сути подростком возможно в результате ква- лифицированной помощи воспитывающего взрослого [92].
Исходя из вышесказанного, можно описать следующие особен- ности подросткового возраста.
-
Подростку важно, чтобы его взрослость была заметна ок- ружающим.
-
Подростку важно, чтобы его форма поведения не была дет- ской.
-
«Героем» подростка является активный, целеустремленный, успешный человек.
-
Подросток склонен к мечтанию и фантазированию.
-
Группе подростков свойственно возникновение кодексов.
-
Подросткам свойственно обсуждение поведения взрослых, причем не в лицеприятной форме.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Личностное самоопределение
как основная задача подросткового возраста
Главное новообразование юношеского возраста – открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет «Я» на практическое включение в раз- личные виды жизнедеятельности. Этот процесс сопровождается нега-

29 тивными и позитивными проявлениями. Для допубертатного периода свойственны беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, метания, проти- воречивость чувств, абстрактность бунта, меланхолия, снижение рабо- тоспособности. Позитивные проявления выражаются в том, что у под- ростка появляются новые ценности, потребности, ощущение близости с природой, иное понимание искусства. Важнейшими процессами пе- реходного возраста являются: расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и увеличение числа лю- дей, на которых она ориентируется. Для подросткового возраста ти- пичными являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрес- сивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важ- нее разделяющие их границы, тем ярче проявляются напряженность и конфликтность.
От типа и свойств проблем с учетом собственных возможностей зависят стратегии преодоления трудностей в период взросления.
Преодоление трудностей начинается при столкновении подро- стка с опасностями, угрозами или требованиями и проходит три ста- дии: первичная (когнитивная и аффективная) оценка ситуации, вто- ричная оценка альтернативных возможностей решения проблемы и третичная оценка, то есть переоценка ситуации и выбор новых альтер- натив поведения.
Становление человека как индивида и личности в русле дея- тельностного подхода следует рассматривать как результат взаимодей- ствия двух автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития – биологического и социального. Это является главным но- вообразованием переходного возраста от детства к взрослости. В
«драму развития» вступает новое действующее лицо, новый качест- венно своеобразный фактор – личность самого подростка.
Самосознание подростка способствует более глубокому пони- манию других людей. Социальное развитие, которое приводит к обра- зованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития [89].
Наиболее сложным в подростковом возрасте является новообра- зование, которое представляет собой идентичность. Подростковый и младший юношеский возраст являются периодом «самостандартиза- ции»; молодые люди стремятся к поиску чувства «Я», к включенности в конкретные роли. Потребность в обретении чувства идентичности настолько остра, что человек может решить эту проблему, став делик-


30 вентом – т. е. выбрать идентичность, противоположную тому, что предлагает общество, лишь бы не остаться вовсе без идентичности. В частности, агрессивность особенно присуща подросткам как способ защиты личности от переживания «кризиса идентичности», эмансипа- ции от мира взрослых, преследующий стабилизацию самооценки: сле- довательно, становится актуальной проблема блокировки агрессии и невозможность ее выражения [26].
Формирование самосознания тесно связано с развитием пред- ставлений о времени. У подростка формируется представление о про- шлом и будущем, что приводит к открытию конечности существова- ния, вызывая тревогу и страх. Однако в последствии ощущение лично- стной идентичности предполагает среди прочего чувство стабильности и неизменности во времени, снижает тревогу перед различного рода неопределенностью. Идентичность, таким образом, основывается на осознании временной протяженности: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее, осуществляя значимые выбо- ры среди возможных путей развития личности. Идентичность также определяется в терминах тождественности самому себе и противосто- ит «разделяющим» тенденциям. «Я-идентичность» соответствует наи- более глубинно-функциональному единству, это те элементы, благо- даря которым «я узнаю себя», в отличие от тех, кто «совершенно не похож на меня», ибо они отличаются от того, кем я являюсь и кем хочу быть.
«Я» обеспечивает целостность поведения, поддерживает внут- реннее единство, обеспечивает связь внешних и внутренних событий и позволяет солидаризироваться с социальными идеалами и групповыми стремлениями. Это хранитель неделимости и идентичности личности, позволяющий «верить и развиваться наедине с самим собой».
Итак, основными составляющими чувства идентичности (в рос- сийской школе психологии аналогом является понятие личностного самоопределения), по Э. Эриксону, являются: временная перспектива
(формирование идентичности возможно лишь тогда, когда подросток может видеть свою жизнь в определенной перспективе; противопо- ложность – временная диффузия); уверенность в себе (противополож- ность – апатия); экспериментирование с ролями (идентичность зависит от успешного экспериментирования с широким набором ролей; проти- воположность – негативная идентичность); половая идентичность
(противоположность – бисексуальная диффузность); лидерская поля- ризация (реалистичное подчинение власти и готовность принять власть; противоположность – диффузия власти); идеологическая поля- ризация (противоположность – диффузность идеалов).