Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 798
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
36 структуре и содержанию реально происходящего саморазвития расту- щих людей, в том числе и тех закономерностей этого саморазвития
(самосознания, самоопределения и др.), которые выступают внутрире- гулирующими моментами процесса развития [102].
Основным новообразованием подросткового возраста является рост самосознания – следствие расширившегося общения, усложнив- шихся отношений подростка с обществом, с взрослыми и со сверстни- ками. Развивающееся самосознание приводит к относительно устойчи- вой самооценке и определенному уровню притязаний. Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возмож- ностей в плане участия в общественно значимых делах, приводя к раз- витию такого характерного для этого возраста новообразования как взрослость.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 21
Эмоциональные особенности подростка
Подростковый возраст характеризуется также выраженной эмо- циональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, бы- стрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям.
Бурные аффективные вспышки в подростковом возрасте нередко сме- няются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отноше- нием к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний
(вплоть до суицидального поведения). Целеустремленность и настой- чивость у старшеклассников сочетаются с импульсивностью и неус- тойчивостью, повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении – желанием уединиться, развязность соседст- вует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью.
В этот период формируется осознанное отношение к своим по- требностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, пережи- ваниям и мыслям. Самосознание выражается также в эмоционально – смысловой оценке своих субъективных возможностей, которая, в свою очередь, выступает в качестве обоснования целесообразности дейст- вий и поступков.
Формирование самосознания в подростковом возрасте обуслов- ливает появление и развитие специфичных для данной возрастной
37 группы эмоционально-поведенческих реакций. В. Кондрашенко выде- ляет следующие реакции.
1. Реакция эмансипации. В основе реакции лежит характерная для подростков потребность в освобождении от контроля и опеки взрослых, протест против установленных правил и порядков, стремле- ние к независимости, самостоятельности и самоутверждению себя как личности. Факторы возникновения: гиперопека, мелочный контроль, полное лишение подростка самостоятельности, инициативы, отноше- ние к нему, как к маленькому ребенку, критика, грубость и насмешки.
Считая себя взрослым, подросток протестует против мелочной опеки, контроля, беспрекословного послушания, несправедливого, с его точки зрения, наказания.
Сложность взаимоотношений подростка и взрослого заключает- ся еще и в том, что, с одной стороны, подросток стремится к самостоя- тельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой – сталки- ваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опа- сения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет от- крыто признаваться в этом. Среди реакции эмансипации выделяется также два подвида:
- явная эмансипация: непослушание, грубость, патологиче- ское упрямство, прямое игнорирование мнений и распоряжений взрос- лых, существующих порядков и традиций, алкоголизм, наркомания, правонарушения;
- скрытая эмансипация: бродяжничество, половая свобода, создание неформальных групп.
2. Реакция группирования со сверстниками. Группа сверстни- ков для подростка служит, во-первых, важным каналом информации, которую он не может получить от взрослых; во-вторых, новой формой межличностных отношений, в которой подростки глубже познают ок- ружающих и самого себя; в-третьих, группа представляет собой новый вид эмоциональных контактов, невозможных в семье.
Подростковое сообщество воспроизводит те нормы и модели, которые дает ему в распоряжение общество взрослых. Ибо различные задачи отрочества (утвердить половую идентичность, достичь соци- альной самостоятельности) строятся исходя из предоставляемых взрослым обществом социальных программ, которые определяют пе- реход к взрослому статусу. С этой точки зрения наше общество созда- ло систему отторжения и ограничения подростков, фактически из- гнанных со сцены социальной жизни, тем самым, лишив себя свежести подросткового видения жизни.
38 3. Реакция увлечения (хобби). Увлечения – средство самовы- ражения, коммуникации и идентификации, средство достижения пре- стижного статуса в своей среде. Иногда увлечения выступают своеоб- разным типом психологической защиты.
4. Реакции, обусловленные сексуальными влечениями. В сек- суальном развитии подростка наряду с генетическими факторами ре- шающее значение имеют полоролевое поведение родителей и первые собственные опыты с сексуальными партнерами. Неудачный или травмирующий первый сексуальный опыт, который может относиться еще к раннему детству, часто ведет к неприятию сексуальности и предрасполагает к нарушениям в этой сфере.
5. Реакции, обусловленные, формированием самосознания.
Поиски ответов на вопросы «кто я?», «что я?» и осознание своей осо- бенности, несхожести с другими небезразличны для любого подрост- ка, но нередко в условиях травмирующей ситуации внимание на этих вопросах заостряется, а поиски ответа сопровождаются эмоциональ- ным напряжением, чувством растерянности, тревогой и нарушением поведения.
Внимание к внешности. Сравнивая себя с «эталоном», подрост- ки находят «недостатки» в своей внешности, что вызывает беспокой- ство и неуверенность в себе, доходящие до дисморфомании и дисмор- фофобии.
Внимание к внутреннему миру. Формирование абстрактного мышления сопровождается у подростка потребностью в отвлеченных рассуждениях о себе, о своем месте среди людей, о смысле жизни. При этом вместе с чувством наслаждения появляется смутное беспокойст- во, тревога [41].
Факторы формирования
девиантных стратегий поведения
Подростковый возраст с его глубокой биологической пере- стройкой организма, мощным психоэндокринным сдвигом является тем «критическим периодом» онтогенетического развития, когда вследствие изменения общей и нервной реактивности значительно по- вышается риск возникновения различных пограничных нервно- психических расстройств и связанных с ними поведенческих девиа- ций.
Подросток вынужден в короткий промежуток времени находить решения основных задач дальнейшего развития. Главная проблема заключается в том, что эти задачи, при множестве различных социаль- ных институтов, способных оказывать ему помощь, человек в период
39 взросления должен решать самостоятельно. «Движение» личности старшеклассника в процессе решения этих задач всегда противоречи- во, конфликтно.
Личность – понятие динамическое. Как отдельные ее проявле- ния, так и личность в целом или претерпевает поступательное разви- тие, или происходит ее деградация, саморазрушение. В подростковом возрасте наблюдается пик этих расстройств. Возможные увечья, бо- лезнь, туманная перспектива смерти и наказания никогда не являлись у подростков барьером на пути принятия решений [85].
Некоторая универсальность задач развития в подростковом воз- расте позволяет выявить типичные особенности личности ребенка, однако условия, в которых каждое новое поколение вынуждено решать эти задачи, могут существенно различаться. Это касается обществен- ных целей и ценностей, социально-педагогических условий обучения и воспитания, культурной и национальной основы, экономической си- туации в стране и регионе.
Российские подростки сегодня оказались одновременно и на своем возрастном рубеже и на сложившемся так называемом «пере- крестке эпох», что не может не вносить определенных изменений в традиционное понимание особенностей подросткового возраста. И в качестве возможных причин формирования различных девиаций нам хотелось бы предложить следующие:
- неспособность подростка к продуктивному выходу из си- туации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей;
- несформированность и неэффективность способов психоло- гической защиты подростка, позволяющей ему справляться с эмоцио- нальным напряжением;
- наличие психотравмирующей ситуации, из которой подрос- ток не находит конструктивного решения.
Кроме того, некоторые авторы понимают стремление к деви- антному поведению как эквивалент депрессивных состояний [91]. На самом деле, объективные (социальные) и субъективные (психологиче- ские) факторы, действующие на растущий организм подростка, так или иначе вводят подростка если не в депрессивное, то, во всяком слу- чае субдепрессивное (оно не является психотическим) состояние. Од- нако, как уже было показано выше, герой подростка – отнюдь не де- прессивный человек, наоборот, целеустремленный, общительный и активный. Поэтому, находясь объективно в депрессивном состоянии, подростки пытаются избегать его, очень часто в этих целях прибегая к девиантным стратегиям.
40
Итак, рассмотрим основные причины, по которым, находясь объективно в равных условиях, некоторые подростки все же сохраня- ют конструктивные стратегии поведения, а другие начинают вести себя девиантно. Анализ литературы и практическая работа позволили выявить следующие особенности старшеклассников, определяющие склонность к девиантному поведению.
Во-первых, подростки отличаются: психологическими особен- ностями в переживаниях, а также способах разрешения внутрилично- стных и межличностных конфликтов, т. е. поведением в условиях конфликтных взаимоотношений. Подростки, способные к конструк- тивному поведению в конфликтных ситуациях со взрослыми или свер- стниками, значительно устойчивы в отношении девиантного поведе- ния.
Во-вторых: подростки различаются фактором стрессоустойчи- вости, то есть дети, обладающие индивидуальной внутрипсихологиче- ской способностью или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность, значи- тельно более устойчивы к формированию девиантных стратегий пове- дения, чем дети, не умеющие этого делать. Данное личностное качест- во может быть сформировано психологическими средствами и служит целям профилактики девиантного поведения [67].
В понятие психологической устойчивости входят особенности переживаний жизненных трудностей и напряжений в среде подростков и молодежи индивидуально проявляются как способ отношения к ту- пиковым, трудно разрешимым или вообще неразрешимым проблемам.
По мнению М. Селигмана, важнейшим фактором, определяющим пси- хологическую устойчивость личности, является уровень оптимизма
(пессимизма). Выделяются три параметра, характеризующих эту оцен- ку [69]:
- представление о постоянстве или временности успехов и неудач;
- представление об их ситуативности или всеобщности;
- приписывание их себе или окружению.
Психологическая устойчивость – это целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Она вырабатывается и формируется одновременно с развитием личности и зависит от типа нервной системы человека, от опыта личности, приобретенного в той среде, где она развивалась, от выработанных ранее навыков поведения и действия, а также от уровня развития основных познавательных структур личности.
41
Устойчивость к стрессу понимается по-разному:
- как способность выдерживать интенсивные или необычные стимулы, представляющие собой сигнал опасности и ведущие к изме- нениям в поведении;
- как способность выдерживать чрезмерное возбуждение и эмоциональное напряжение, возникающее под действием стрессоров;
- как способность выдерживать без помех для деятельности высокий уровень активации.
Решающее значение в развитии психологической устойчивости принадлежит познавательному отношению к трудной ситуации.
Под «стрессоустойчивостью» мы будем в дальнейшем понимать способность совладания с психотравмирующим фактором путем пре- образования эмоционального напряжения в поисковую активность. С психологической точки зрения ситуация представляет собой систему отношений человека с окружающим миром, значимую с точки зрения жизни, развития и деятельности данной личности. О проблемной си- туации можно говорить в том случае, когда система отношений лично- сти с ее окружением характеризуется неуравновешенностью, либо не- соответствием между стремлениями, ценностями, целями и возможно- стями их реализации, либо качествами личности. Среди таких ситуа- ций можно выделить несколько групп.
1. Трудные жизненные ситуации (болезнь, опасность инва- лидности или смерти).
2. Трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (затруднения, противодействие, помехи, неудачи).
3. Трудные ситуации, связанные с социальным взаимодейст- вием (ситуации «публичного поведения», оценки и критика, конфлик- ты и давление).
Человек, находящийся в проблемной ситуации, получает ин- формацию относительно разных ее элементов – о внешних условиях, о своих внутренних состояниях, о ходе и результатах собственных дей- ствий. Обработка этой информации осуществляется посредством по- знавательных, оценочных и эмоциональных процессов. Результаты обработки информации в этих трех аспектах влияют на дальнейшее поведение личности в данной ситуации. Осознание нарушения равно- весия между отдельными элементами ситуации квалифицируется как осознание трудности, которая всегда означает определенный уровень угрозы стремлениям личности. Если в эти стремления включено соб- ственное «Я» личности, то угроза воспринимается как личная угроза.
Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности, которая в ре- зультате расшифровки значения этой информации для субъекта при-
42 обретает форму отрицательных эмоций различной модальности и си- лы. Роль эмоции в психологическом механизме поведения в трудных ситуациях может быть троякой.
1. Детектор трудности.
2. Оценка значения ситуации для личности.
3. Фактор, приводящий к изменению действий в ситуации.
Психологическая устойчивость в своих основных параметрах зависит от способности личности к адекватному отражению ситуации, несмотря на переживаемые трудности. В этом и заключается, как мы считаем, основная трудность в развитии стрессоустойчивости. Под- росток еще не обладает опытом анализа психотравмирующей ситуа- ции, точнее, ее влиянию на него самого (это связано, прежде всего, с недостаточным развитием рефлексивного компонента личности), по- этому не может адекватно отражать эту ситуацию. Таким образом, напряженность от неспособности справиться с проблемой умножается на напряженность по поводу неспособности что-либо предпринимать вообще. Так появляются установки на бессилие («Я бессилен перед трудностями»), одиночество («Я одинок в этой жизни», «Мне никто не может помочь»), неудачу («Я по жизни неудачник») и т. д. А, как из- вестно, особенности представлений человека о себе являются осново- полагающими в развитии и формировании личности подростка: рисуя образ «Я», подросток как бы предопределяет собственный путь разви- тия, пишет сценарий своей жизни, начинает жить и действовать, стре- мясь не покидать намеченной линии. Прогноз на развитие в этом слу- чае не может быть благоприятным [72].
Для того чтобы подросток был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо сохранять позитивное представление о себе. И напротив, люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это затрудняет всякую воз- можность дальнейшего конструктивного развития «Я-концепции».
Кроме того, они не только сами очень низко оценивают результаты своей деятельности, но и крайне озабочены мнением других, если со стороны последних наиболее вероятна неблагоприятная оценка. Мно- гие авторы [У. А. Абшаихова., Н. А. Сирота 1991; Б. Ф. Райский, 1986;
В. Е. Рожнов, А. С. Слуцкий, 1986] отмечают резкие колебания само- оценки в подростковом возрасте с появлением ориентации на обще- ние, на сверстников, на референтную группу. Следовательно, очевидна особенная уязвимость подростков перед манипулятивным воздействи- ем и давление группы [8].
Нельзя не уделить внимание особенностям личности, которые обычно перечисляются в литературе: эмоциональная незрелость, низ-