Файл: Е. С. Набойченко психология отклоняющегося поведения подростков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 797
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
43 кий самоконтроль, неадекватная самооценка, обидчивость, повышен- ная конфликтность, слабость волевой деятельности, переживание чув- ства собственной неполноценности, неумение устанавливать межлич- ностные отношения, общая нестабильность эмоциональных состояний личности подростка, свойственная возрасту уязвимость: склонность к подражательству, повышенная внушаемость, подчиняемость группо- вому поведению.
Итак, периоду взросления свойственны специфические (психо- физиологические, психологические, социально-психологические и личностные) особенности, порождающие характерные для этого воз- раста типы девиантного поведения. Характерные особенности опосре- дуются контекстом психолого-педагогических и социально-экономи- ческих условий, влияние которых становится все более и более неоп- ределенным, неоднозначным и противоречивым. Склонность к девиа- циям зависит от степени социальной адаптации, которая, определяется общей психологической устойчивостью личности при решении задач взросления. В свою очередь, психологические особенности подростко- вого возраста могут облегчить формирование девиантных стратегий поведения.
44
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
КАК НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ
Типология девиантного поведения
Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общест- венного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широ- ком смысле девиант –любой человек, сбившийся с пути или отклонив- шийся от нормы. При такой постановке вопроса следует говорить о фор- мах и размерах отклонения. Наиболее податлива к девиациям моло- дёжь, особенно лишённая благоприятных условий социализации. Мо- дели девиантного поведения могут быть на ситуационном, средовом и персональном (индивидуальном) уровнях.
Кроме того, девиантное поведение следует рассматривать с точ- ки зрения структуры и динамических характеристик. Так, девиантное поведение может сочетать в себе несколько видов или ограничиваться единственным, иметь различную направленность и социальную зна- чимость.
Девиантные формы поведения могут быть временными и посто- янными, устойчивыми и неустойчивыми. Для временных девиаций характерна малая длительность существования отклоняющегося пове- дения, часть, связанная с групповым давлением и невозможностью быть вне группы. (Проявление подростком девиантного поведения находящимся в лагере вместе со сверстниками).
К постоянным девиациям относят такие формы отклоняющего- ся поведения, которые имеют склонность к длительному существова- нию и малой зависимости от внешних воздействий. Они составляют большинство форм поведения. Устойчивые девиации характеризуются монофеноменологичностью, т. е. в поведении человека преобладает лишь какая-либо единственная форма отклоняющегося поведения. При неустойчивой девиантности отмечается склонность к частой смене клинических проявлений девиации. (Например, чередование злоупот- ребления наркотическими веществами и нарушение пищевого поведе- ния) [42].
Выделяются разновидности отклоняющегося поведения: сти- хийные структурированные (организованные); спланированные струк- турированные (организованные); стихийные неструктурированные
(слабоорганизованные); спланированные неструктурированные (сла- боорганизованные).
Стихийные девиации имеют склонность к быстрому, хаотично- му и не спланированному формированию. Они возникают под влияни-
45 ем внешних обстоятельств и характеризуются внешним характером. В таком случае девиантное поведение заранее не запланировано, однако и не исключено из поведенческой программы, стечение обстоятельств и эмоциональный настрой индивида являются решающими в поведе- нии неадекватного поведения (стихийно совершаются агрессивные и аутоатоагрессивные поступки при деликвентном и патохарактерологи- ческом типах девиантного поведения).
Спланированные девиации носят характер регламентированно- сти, заданной и строгой очередности. Человек заранее готовится к их реализации, нередко испытывает волнение, радость, беспокойство в момент ожидания данного вида деятельности (к ним относится, на- пример, употребление алкоголя).
Структурированная (организованная) девиация – это групповая форма отклоняющегося поведения, в рамках которой четко расписаны роли всех ее участников.
Для неструктурированной (слабоорганизованной) разновидно- сти группового отклоняющегося поведения характерно отсутствие иерархических взаимоотношений, регламентации поступков.
Девиантные формы поведения по структуре могут быть экспан- сивными и неэкспансивными; альтруистическими и эгоистическими.
Экспансивные девиации, в отличие от неэкпансивных, характе- ризуются вторжением в сферы жизни и деятельности окружающих людей, склонностью игнорировать их интересы и даже посягать на их свободы (сексуальные аномалии, гиперобщительное поведение, агрес- сивность). При неэкспансивных девиациях индивид своим поведением формально может не задевать интересы окружающих (альтруизм, на- рушение пищевого поведения). Эти девиации отличаются саморазру- шающим для личности девианта характером, когда неадекватная и неэффективная деятельность приводит к личностной деградации или блокированию личностного роста.
Большинство форм отклоняющегося поведения можно назвать эгоистически ориентированными. Эгоистические девиации отличают- ся нацеленностью на получение удовлетворения или личной выгоды.
Злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами, сексуаль- ные девиации и перверсии пропитаны желанием и стремлением инди- вида получить новые ощущения, «ублажить себя», испытать радость.
Альтруистические девиации напротив направлены на интересы других людей, нередко сочетаются со склонностью к самопожертвова- нию и самоуничижению. (Альтруистические цели может преследовать суицидное поведение).
46
По параметру осознаваемости и критичности можно выделить осознаваемые и неосознаваемые девиации. Осознаваемые девиации – человек осознает как отклоняющееся от нормы поведение. Он может испытывать к своему поведению негативные эмоции, желание их ис- править. Критичность носит чаще волнообразный характер.
Неосознанные девиации, как правило, встречаются в рамках психопатологического типа девиантного поведения, на базе психиче- ских расстройств. Они характеризуются полной спаенностью откло- няющейся формы поведения с личностью девианта, его убежденно- стью в том, что поведение носит характер адекватный по сравнению с поступками окружающих и их отношения к нему, а так же отсутствием стремления изменить что-либо в своем поведении.
Используя «теорию ярлыков» Г. Беккера, предлагается выде- лить две разновидности девиаций, различающихся механизмами фор- мирования: первичные и вторичные.
Первичные девиации представляют собой любые формы ненор- мативного поведения. Вторичные девиации возникают в результате вольного или невольного следования девиантом за приклеенным ему обществом ярлыком, оправдывать их ожидания, стремиться подтвер- дить справедливость их мнений и убеждений в отношении собственно- го отклоняющегося поведения [65].
Основой оценки девиантного поведения человека является ана- лиз его взаимоотношений с реальностью, поскольку главенствующий принцип нормы – адаптивность, исходит из приспособления по отно- шению к чему-то и кому-то, т. е. реальному окружению индивида.
Под структурой девиантного поведения понимается специфика сочетания и динамика составных частей отклоняющаяся от нормы или гармонии поведения. К типам девиантного поведения относятся разно- видности отклоняющегося поведения в зависимости от особенностей взаимоотношения индивида с реальностью и механизма возникнове- ния поведенческих аномалий. Формы девиантного поведения включа- ют в себя клинические проявления отклоняющегося поведения.
Индивидуальные (изолированные) девиации включают в себя все клинические формы и типы отклоняющегося поведения, при кото- рых оно не носит характера зависимости от поведения окружающих.
Нарушение правовых, этических, эстетических норм происходит в данном случае вне связи с микросоциальными паттернами поведения.
Нередко индивид осознанно стремится к выбору изолированной де- виации, желая кардинально отличаться от окружения или конфликтуя
«со всеми и вся». Иногда он может не обращать внимание на наличие или отсутствие девиантных форм поведения у близкого окружения,
47 т. е. игнорировать реальность, не «изобретая» новую оригинальную девиацию. Особо ярко индивидуальные девиации проявляются при психопатологическом и патохарактерологическом типах отклоняюще- гося поведения. Известна лишь одна разновидность группового психо- патологического девиантного поведения, носящего название индуци- рованного – сформированного на механизмах прямого или косвенного внушения индивиду норм поведения и паттернов осмысления действи- тельности, произведенному авторитетным для него человеком, нахо- дящимся в болезненном психическом состоянии. Классическим при- мером является индуцированное бредовое поведение близких родст- венников душевнобольного.
К изолированным девиациям относятся коммуникативные фор- мы отклоняющегося поведения (нарцисстическое поведение, гипероб- щительность), аутоагрессивное поведение в виде суицидных попыток
(хотя возможны и групповые ритуальные формы), нарушение пищево- го поведения (анорексия и булимия), аномалии сексуального поведе- ния и развития, сверхценные психопатологические увлечения («фило- софическая интоксикация», разновидности маний – клептомания, дро- момания и т.д.), злоупотребления веществами, вызывающими измене- ния психической деятельности (наркотическая и алкогольная зависи- мость).
Групповые девиации. Их отличительной чертой является обли- гатность сходных форм девиантного поведения у близкого окружения, авторитетных лиц в референтной группе. Подавляющее большинство подростковых вариантов отклоняющегося поведения относится к групповым формам. Так, например, характерологические и патохарак- терологические реакции подростков носят групповой характер.
В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и на- рушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделя- ется на пять основных типов:
- деликвентное;
- аддиктивное;
- патохарактерологическое;
- психопатологическое;
- на базе гиперспособностей.
Как уже говорилось, даже статистические нормы психического здоровья подростков и юношей по большинству психологических тес- тов несколько иные, чем для взрослых. Как сказывается это на их по- ведении, что в нем считать нормальным, а в каких случаях следует обращаться к психиатру? Вслед за К. Леонгардом и А. Е. Личко, целе- сообразно различать, с одной стороны, возрастно-специфическне пси-
48 хические расстройства {заболевания) и, с другой, характерные для этого возраста акцентуации характера, т. е. крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, в резуль- тате чего появляется избирательная уязвимость к определенным пси- хогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчиво- сти к другим. Как связаны психические нарушения и закономерности нормального протекания переходного возраста? Здесь возможен ряд вариантов [59].
1. Болезнь начинается в подростковом периоде только потому, что ее латентный, скрытый период простирается на много лет и она просто не успевает развиться в детстве.
2. Нарушения вызываются тем, что в подростковом возрасте среда и общество начинают предъявлять индивиду непосильные для него требования. Например, усложнение учебных программ в старших классах выявляет у некоторых подростков так называемую погранич- ную умственную отсталость, неспособность справиться с заданиями.
3. Возраст определяет своеобразие болезненных переживаний, накладывает отпечаток на протекание болезни. Например, у подрост- ков разные психические заболевания внешне протекают в форме дис- морфомании.
4. Переходный возраст ускоряет, подталкивает развитие на- рушений, наметившихся уже в детстве.
5. Процессы переходного возраста предрасполагают подрост- ка, делают его особенно восприимчивым к определенным неблагопри- ятным воздействиям.
6. Период полового созревания (пубертат) провоцирует выяв- ление ранее скрытой патологии развития.
7. Пубертат и сам может быть причиной, ведущим звеном в серии патогенных изменений.
Таким образом, патохарактерологический тип девиантного по- ведения обусловлен патологическими изменениями характера, сфор- мировавшимися в процессе воспитания и на основе психобиологиче- ских особенностей ребенка, к ним относятся так называемые расстрой- ства личности (психопатии) и явные или выраженные акцентуации характера. Дисгармоничность черт характера приводит к тому, что изменяется вся структура психической деятельности человека. В вы- боре своих поступков такая личность характеризуется не реалистич- ными и адекватно обусловленными мотивами, а существенно изме- няемыми мотивами психопатической самоактуализации. Сущностью данных мотивов является ликвидация личностного диссонанса, в част- ности рассогласования между идеальным «Я» и самооценкой. По дан-
49 ным Л. М. Балабановой, при эмоционально-неустойчивом расстрой- стве личности (т. е. возбудимой психопатии) наиболее частым моти- вом поведения является стремление к реализации неадекватно завы- шенного уровня притязаний, тенденция к доминированию и властво- ванию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самовзвинчиванию и поиску поводов для разрядки аф- фективного напряжения.
У лиц с истерическим расстройством личности (истерической психопатией) мотивом девиантного поведения выступают, как прави- ло, такие качества, как эгоцентризм, жажда признания, завышенная самооценка. Переоценка своих реальных возможностей ведет к тому, что ставятся задачи, соответствующие иллюзорной самооценке, совпа- дающей с идеальным «Я», но превышающие возможности личности.
Важнейшим мотивационным механизмом является стремление к ма- нипулированию окружающими и контролю над ними. Окружение рас- сматривается лишь как орудия, которые должны служить удовлетво- рению потребностей данного человека. У индивидов с ананкастными и тревожными (уклоняющимися) личностными расстройствами (психо- стенической психопатией) патологическая самоактуализация выража- ется в сохранении ими привычного стереотипа действий, в уходе от перенапряжений и стрессов, нежелательных контактов, в сохранении личностной независимости. При столкновении таких людей с окру- жающими, с непосильными задачами в силу ранимости, мягкости, низкой толерантности к стрессу они не получают положительного подкрепления, чувствуют себя обиженными, преследуемыми [17].
К патохарактерологическим девиациям относятся невротиче- ские расстройства развития личности – патологические формы пове- дения и реагирования, сформулированные в процессе неврогенеза на базе невротических симптомов и синдромов. В большей степени они представлены обсессивными симптомами в рамках обсессивного раз- вития (по Н. Д. Лакосиной). Девиации проявляются в виде невротиче- ских навязчивостей и ритуалов, которые пронизывают всю жизнедея- тельность человека. В зависимости от их клинических проявлений че- ловек может выбирать способы болезненного противостояния реаль- ности (по долгу, в ущерб себе совершать стереотипные действия, от- крывать и закрывать двери определенное количество раз, запуская пассажиров в автобус), целью которых является снятие состояния эмо- ционального напряжения и тревоги [51].
К сходному параболезненному психохарактерологическому со- стоянию относятся проявления в виде поведения основанного на сим- волизме и суеверных ритуалах. В этих случаях поступки человека за-
50 висят от его мифологического и мистического восприятия действи- тельности. Выбор действий строится на основе символического истол- кования внешних событий (отказ сдавать экзамен из-за «неподходяще- го расположения небесных тел»).
Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющимися про- явлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний. Мо- тивы поведения психики больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут обнаружены основные признаки психических рас- стройств. Пациент может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушений восприятия – галлюцинаций и иллюзий (затыкать уши или к чему-то прислушиваться, искать несуществующий объект, разгова- ривать с собой), нарушений мышления (высказывать, отстаивать и пы- таться добиться поставленных целей на основе бредового истолкова- ния действительности, активно ограничивать сферы своего общения окружающим миром в силу навязчивых идей и страхов), совершать нелепые и непонятные поступки или месяцами бездействовать, совер- шать стереотипные вычурные движения или надолго застывать в од- нообразной позе из-за нарушений волевой активности.
Разновидностью патохарактерологического, психопатологиче- ского и аддиктивного типов девиантного поведения является самораз- рушающее (аутодеструктивное) поведение. Суть его заключается в том, что система поступков человека направлена не на развитие и лич- ностный рост, и не на гармоничное взаимодействие с реальностью, а на деструкцию личности. Агрессия направляется на себя (аутоагрес- сия), внутрь самого человека, тогда как действительность рассматри- вается как что-то оппозиционное, не дающее возможности полноцен- ной жизни и удовлетворения несуществующих потребностей.
Аутодеструкция проявляется в виде суицидного поведения, наркотизации и алкоголизации и некоторых других разновидностей девиаций. Мотивами к саморазрушающему поведению становятся ад- дикции и неспособность справляться с обыденной жизнью, психопато- логические изменения характера, а так же психопатологические сим- птомы и синдромы.
Наряду с общими для подростков и взрослых заболеваниями, переходный возраст имеет свои специфические расстройства. Прежде всего, это уже упоминавшаяся дисморфомания – бред физического недостатка и дисморфофобия – страх изменения своего тела. Этот синдром чаще всего возникает в период полового созревания (80 про- центов случаев) и преимущественно у девочек, Эти переживания варь- ируют от простой озабоченности подростка своей меняющейся внеш-