ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
109
Максимизация прибыли в краткосрочном периоде (рис. 3.6). Фирма, руко- водствуясь правилом максимизации прибыли (
???????? = ????????), выбирает объем вы- пуска, равный
????
1
. При выбранном объеме выпуска
????
1
цена соответствует уровню
????
????
и средние издержки
???????? – величине в точке 1. При объеме выпуска ????
1
средние издержки
???????? не минимальны. Следует обратить внимание, что минимальное зна- чение средних издержек
???????? достигается в точке 3 при объеме выпуска, равном
????
3
. Но при таком объеме выпуска
????
3
выполняется условие
???????? > ????????, и фирма будет увеличивать объем выпуска с целью извлечь максимальную прибыль.
Рис. 3.6. Максимизация прибыли совершенно конкурентной фирмы
Случай самоокупаемости совершенно конкурентной фирмы в краткосроч- ном периоде (рис. 3.7).
На рис. 3.7 показано снижение рыночной цены
????
????
до уровня минимального значения средних издержек
????????, при этом фирма будет продолжать выпускать товар, не получая прибыли. В сложившейся ситуации, т. е. при неизменности цен на факторы производства, увеличение или уменьшение объема выпуска приведет к убыткам. Поэтому фирма будет осуществлять производство при нулевой при- были.
110
Рис. 3.7. Условие самоокупаемости совершенно конкурентной фирмы
Минимизация убытков совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде показана на рис. 3.8.
Рис. 3.8. Минимизация убытков совершенно конкурентной фирмы
На рис. 3.8 представлен случай снижения цены
????
????
на рынке ниже средних издержек
???????? фирмы, что приводит к убыткам. Поскольку фирма продолжает компенсировать часть издержек, то она будет продолжать свою деятельность.
Прекратит выпуск фирма только в том случае, если рыночная цена
????
????
снизится до минимального уровня средних переменных издержек
????????????. Следовательно, в
111 краткосрочном периоде фирма всегда минимизирует убытки за счет приостанов- ления своей деятельности, если рыночная цена меньше средних переменных из- держек (
???? < ????????????).
Таким образом, точки оптимального объема расположены на кривой пре- дельных издержек
????????, что отражает взаимосвязь между ценой и объемом вы- пуска. Линия, представленная частью кривой предельных издержек
???????? фирмы выше пересечения кривой средних переменных издержек
????????????, называется кри- вой предложения фирмы (рис. 3.9).
Рис. 3.9. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы
На предложение совершенно конкурентной фирмы оказывают влияние ряд факторов: размер фирмы; цены на переменные факторы производства; уровень применяемой технологии.
В
долгосрочном периоде фирмы могут приспособиться к различным пере- менам на рынке. Рассмотрим механизм становления рыночного равновесия в долгосрочном периоде (рис. 3.10). Увеличение спроса (
????
1
→ ????
2
) приводит к ро- сту цены на рынке до
????
2
. Стремление фирмы максимизировать прибыль будет способствовать увеличению выпуска до уровня
????
2
, что означает и увеличение отраслевого предложения. Так как цена
????
2
больше минимальных средних долго- срочных издержек
????????????????, то фирмы в отрасли будут получать экономическую прибыль. Возможность получать прибыль привлечет в отрасль новые фирмы, что выразится в увеличении отраслевого предложения. Рост предложения отрасли до
112
????
2
приведет к снижению цены до уровня
????
2
. На этом этапе производство для не- которых фирм станет убыточным, и они остановят свою деятельность. Как след- ствием – изменится предложения на рынке до
????
3
и произойдет возврат равновес- ной цены к первоначальному уровню
????
1
. При
????
1
= ???????????????? экономическая при- быль фирмы будет равна 0. Приток новых фирм в отрасль прекратится из-за от- сутствия экономической прибыли. Таким образом, отрасль и фирма оказываются в положении долгосрочного равновесия. Положение долгосрочного равновесия фирмы и отрасли означает, что фирмы производят товар с минимальными дол- госрочными средними издержками и не извлекают экономической прибыли.
Рис. 3.10. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в долгосрочный период
Следует заметить, что нулевая экономическая прибыль в долгосрочном пе- риоде – это отсутствие любой прибыли у фирмы. Фирмы в долгосрочный период могут извлекать бухгалтерскую прибыль. Также получать прибыль могут те фирмы, у которых низкие издержки.
Пример 3.7
Предположим, на рынке действует 20 фирм, у которых издержки в долго- срочном периоде постоянны. Для всех фирм предельные издержки в краткосроч- ном периоде
???????? и в долгосрочном периоде ???????? принимают следующий вид:
???????? = ????
2
− 12 ∙ ???? + 36, где ???? – объем выпуска каждой фирмы. Отраслевой спрос
113 на продукцию принимает вид
???? = 189 − ????. Средние издержки одной фирмы принимают минимальное значение:
в краткосрочном периоде при ???? = 8 ед.;
в долгосрочном периоде при ???? = 9 ед.
Определите:
1. Находится ли отрасль в равновесии в долгосрочном периоде
?????????
2. Что произойдет, если новые фирм, которые появились на рынке, будут предлагать продукцию по цене в краткосрочном периоде
???????? при ???? = 5 ден. ед.?
Решение
1. Определяем равновесное состояние фирмы в долгосрочном периоде
????????.
В табл. 3.7 достижение равновесия в долгосрочном периоде соответствует усло- вию
???? = ???????????????? = ????????????????
????????????
. Другими словами, цена
???? равна минимальным сред- ним издержкам в долгосрочном периоде
????????????????
????????????
. По условию средние из- держки в долгосрочном периоде достигают своего минимального значения при
???? = 9 ед. Предложение на рынке 20 фирм составит
????
????
= 20 ∙ ???? = 20 ∙ 9 = 180 ед.
Равновесная цена составит
???? = 189 − ???? = 189 − 180 = 9 ден. ед.
Определяем оптимальный объем выпуска фирмы по правилу максимиза- ции прибыли:
???????? = ????????, при ???? = ???????? = 9;
9 = ????
2
− 12 ∙ ???? + 36;
???? = 9 ед.
Фирма в долгосрочном периоде максимизирует прибыль при
???? = 9 ед., что соответствует исходным данным.
2. Определяем поведение фирм и рынка, что вызвано снижением цены до
5 ден. ед.
Следует обратить внимание, что на совершенно конкурентном рынке фирма не может оказывать влияние на цену, и объем выпуска фирмы определя- ется условием
???? = ????????. Предложение фирма осуществляет:
114
в долгосрочном периоде при ???? = ????????????????
????????????
;
в краткосрочном периоде при ???? = ????????????
????????????
В краткосрочном периоде
????????????
????????????
(
????????????
????????????
= ????????) при ???? = 8 ед.:
????????????
????????????
= ???????? = ????
2
− 12 ∙ ???? + 36;
????????????
????????????
= ???????? = 8 2
− 12 ∙ 8 + 36;
????????????
????????????
= ???????? = 4 ден. ед.
В краткосрочном периоде при снижении цены до 5 ден. ед. фирмы покры- вают минимальные издержки и продолжат производство продукции.
В долгосрочном периоде
????????????????
????????????
(
????????????????
????????????
= ????????) при ???? = 8 ед.:
????????????????
????????????
= ???????? = ????
2
− 12 ∙ ???? + 36;
????????????????
????????????
= ???????? = 9 2
− 12 ∙ 9 + 36;
????????????????
????????????
= ???????? = 9 ден. ед.
В долгосрочном периоде при снижении цены до 5 ден. ед. фирмы не по- крывают минимальные издержки и прекратят производство.
Ответ: 1.
В долгосрочном периоде при ???? = 9 ед. фирма максимизирует прибыль. 2. В краткосрочном периоде фирмы будут продолжать производство, а в долгосрочном – прекратят.
Отраслевое предложение фирмы в условиях совершенной конкуренции формируется по принципу суммирования кривых предложения в краткосрочном периоде отдельных фирм.
Изменение размеров отрасли (увеличение или сокращение) не оказывает влияния на равновесную цену. Однако такое допущение возможно только при условии, что цены на факторы производства остаются без изменений. В долго- срочном периоде цены на факторы производства могут меняться. В табл. 3.8 представлены особенности долгосрочного предложения отрасли в зависимости от динамики изменения издержек.
Следует заметить, что сокращение цен на производственные ресурсы в ре- зультате расширения отрасли – редкое явление.
115
Таблица 3.8
Долгосрочное предложение отрасли
Тип отрасли
Характеристика
Отрасль с постоян- ными издержками
Цены на производственные ресурсы (факторы производства) посто- янные.
Рост рыночного спроса стимулирует фирмы увеличивать выпуск.
Механизм рыночного взаимодействия приводит к подстройке цен к первоначальному положению. Таким образом, кривая долгосрочного предложения будет представлена горизонтальной линией
Отрасль с расту- щими издержками
Цены на производственные ресурсы (факторы производства) увели- чиваются.
Рост рыночного спроса стимулирует фирмы увеличивать выпуск при более высоком уровне издержек.
Механизм рыночного взаимодействия приводит к становлению но- вого рыночного равновесия, при котором уровень цен вырастет. Та- ким образом, кривая долгосрочного предложения будет представ- лена линией с положительным наклоном
Отрасль со снижа- ющимися издерж- ками
Цены на производственные ресурсы (факторы производства) сокра- щаются.
Рост рыночного спроса стимулирует фирмы увеличивать выпуск при более низком уровне издержек (действует эффект масштаба произ- водства, сокращение управленческих издержек фирмы и т. д.).
Механизм рыночного взаимодействия приводит к становлению но- вого рыночного равновесия, при котором уровень цен снижается. Та- ким образом, кривая долгосрочного предложения будет представ- лена линией с отрицательным наклоном
Пример 3.8
Предположим, что совершенно конкурентная отрасль представлена двумя группами фирм. Предложение группы 1 задано функцией
????
????1
= ???? − 10 , а пред- ложение группы 2 –
????
????2
= ???? − 15 . Определите цену, при которой кривая пред- ложения отрасли будет иметь излом.
Решение
1. Выводим обратные функции предложения.
Предложение 1-й группы фирм:
???? = 10 + ????
????1
Предложение 2-й группы фирм:
???? = 15 + ????
????1 2. Определяем минимальные цены производителей (цены, при которых предложение на рынок осуществляться не будет).
????
????????????1 1-й группы фирм:
????
????????????1
(0) = 10 ден. ед.
????
????????????2 2-й группы фирм:
????
????????????2
(0) = 15 ден. ед.
116 3. Определяем цену, при которой кривая предложения отрасли будет иметь излом.
При
???? ниже 10 ден. ед. предложение продукции на рынок не будет осу- ществляться. При
????
????????????
= 15 ден. ед. предложение продукции осуществляет 2-я группа фирм. При
???? > 15 ден. ед. предложение продукции на рынок осуществ- ляют обе фирмы. Излом кривой предложения имеет место при
???? = 15 ден. ед.
Ответ:
???? = 15 ден. ед.
117
1 2 3 4 5 6 7 8
ТЕМА 4. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ И СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ
В теме «Поведение производителя и конкуренция» рассмотрен совер- шенно конкурентный рынок, на основе которого был сделан ряд предположений: наличие большого числа участников на рынке; отдельная фирма не может влиять на рыночную цену товара; свободный вход в отрасль и выход из нее; продукция фирм достаточно однородна (товары – совершенные субституты). Все эти допу- щения делают совершенно конкурентный рынок малореалистичным. Однако эта модель помогает анализировать многие реальные ситуации.
В теме «Рыночные структуры и стратегии поведения» рассмотрим случаи рынка монополии, олигополии и монополистической конкуренции.
4.1. Поведение монополии
Монополия представляет рыночную структуру, в которой отраслевое пред- ложение сконцентрировано у одного продавца. Причиной такой концентрации выступает уникальность продукции или услуги, которые не имеют близких за- менителей; наличие высоких административных и экономических барьеров при вступлении в отрасль. Таким образом, фирма-монополист способна оказывать влияние на рыночную цену.
Рассмотрим основные источники власти фирмы-монополиста (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Источники монопольной власти
Источник монопольной
власти
Характеристика
Исключительные права
Права предоставляются фирме-производителю на ведение опре- деленного вида деятельности. Некоторые права предоставля- ются государством – оказание почтовых услуг, производство ядовитых и опасных товаров и т. д. Источником монопольной власти могут выступать авторские права
Контроль над производ- ственными ресурсами
(факторами производства)
В собственности фирмы находится весь объем предложения ба- зового (ключевого) производственного ресурса, необходимого для выпуска продукции
Эффект масштаба
Наблюдается устойчивый рост экономии от масштаба производ- ства, обеспечивающего рыночный спрос
Потребительские пред- почтения
Устойчивые лояльность и предпочтения определенной торговой марки
118
Представленные источники монопольной власти позволяют выделить сле- дующие типы монополии.
Если монопольное положение фирмы защищено законодательно, то на рынке присутствует закрытая монополия. Этот тип монополии достаточно устойчив.
Если монопольное положение фирмы защищено авторскими правами са- мой фирмы (запатентован новый продукт или новая технология), то на рынке действует открытая монополия. Особенностью такого типа монополии является ее временный характер.
Тип естественной монополии наиболее характерен для отраслей, в которых минимальные средние издержки возможны только при обеспечении всего спроса на рынке.
Для монопсонии характерна концентрация рыночной власти у покупателя.
Специфической чертой монополии как рыночной структуры является то, что единственная фирма представляет предложение целой отрасли. Следова- тельно, кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста совпадает с кривой рыночного спроса.
Следует сделать несколько уточнений:
− спрос на продукцию монополии неэластичный;
− в условиях монополии предельная выручка
???????? не равна цене ???? про- дукции (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Выручка фирмы-монополиста