Файл: Использование ресурсов сети Интернет на уроке по русскому как иностранному Оглавление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Методика преподавания русского языка как иностранного
1.1 История преподавания русского языка как иностранного и современные тенденции
1.2 Методика преподавания русского языка как иностранного как теория обучения
1.3 Основные положения методики преподавания русского языка как иностранного в Российской Федерации
Глава 2. Применения ресурсов сети Интернет в образовательном процессе
2.1 Понятие и типологии электронных образовательных ресурсов
2.2 Новые информационные технологии в обучении русскому языку как Иностранному
Глава 3. Использование сети Интернет на уроке по русскому языку как иностранному
3.1 Обучение навыкам аудирования на уроках РКИ с использованием материалов сети Интернет
3.1.1 Практическое применение аутентичных материалов во время прохождения производственной практики
3.2 Обзор Интернет-сайтов и программ, формирующих знание русского языка
Одним из существенных факторов необходимости использования информационных технологий является еще и дефицит источников учебного материала, возможность представления уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и т.д.). Наряду с этим, с помощью компьютерных технологий, мы решаем не только профессиональную задачу построения образовательного процесса, направленного на достижение целей образования, но и имеем возможность создавать и использовать образовательную среду, проектировать и осуществлять профессиональное самообразование, что актуально для нашей республики.
Использование НИТ на уроке РКИ не самоцель, а ещё один способ овладение студентов культурной страны изучаемого языка и языком в целом. Учебные ресурсы сети Интернет позволяют погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать участником того или иного праздника, традиции.
Задачи, стоящие перед преподавателем РКИ при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю РЯ необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Использование информационно-коммуникационных технологий идеально вписывается в структуру урока РКИ:
· при изучении нового материала;
· на повторительно-обобщающих уроках;
· заключительных лекциях по курсу и других типах уроков.
Методы обучения, применяемые на уроках РКИ с использованием РКИ:
· объяснительно-иллюстративный;
· частично-поисковый;
· проблемный;
· исследовательский. Применяемые приемы:
· разъяснение с применением презентации, видеофрагментов, поиск решения проблемы;
· исследование каких-либо явлений, объектов, прогнозирование и т.д.
Использование электронной техники возможно на различных этапах урока:
· на этапах орфографической разминки;
· закрепления новой темы;
· проведения самостоятельной работы.
Использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как:
· обучение в сотрудничестве;
· активизация познавательной деятельности;
· осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода;
· разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения.
Компьютерные технологии предполагают обучение общению иностранных студентов с компьютером, но одновременно и коррекции учителем процесса обучения. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы способствует повышению эффективности образовательного процесса. Доминантой внедрения НИТ в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы.
Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс - интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы - полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат.
Компьютерная деятельность на уроке РЯ ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию иностранного повышенного интереса к нему.
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Таким образом, обучение РЯ как раз та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты.
Взять одну из «болевых» точек изучения русского языка в школе - орфографическую грамотность учащихся. Здесь необходимо не только добиться знания и понимания правил, но и выработать «автоматическую грамотность», которая должна стать подсознательным навыком. В этой работе не найти лучшего помощника учителю, чем компьютер: учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы, создают для учащегося комфортную обучающую среду, в которой есть все, что нужно для самостоятельного освоения предмета.
Общеизвестно, что при использовании видеосюжетов мобилизуется психическая активность учащихся, повышается интерес к уроку, расширяется объём усваиваемого материала, формируются нравственные качества. Всё это позволяет понять практическую значимость использования видеосюжетов на уроках русского языка.
Отмечается, что видеосюжеты позволяют учителю более эффективно подготовить учеников к написанию сочинений и изложений разных жанров.
Видеосюжеты содержат интересный документальный и фактический материал, что помогает учителю обеспечить урок русского языка более совершенным изобразительным материалом по сравнению с репродукциями и фотографиями.
Необходимость работы с видеосюжетами на уроках русского языка бесспорна, однако в настоящее время этот вид работы является новым, и современной школе ещё предстоит его освоить.
Использование видеосюжетов о родном крае, о странах и народах способствует патриотическому и интернациональному воспитанию учащихся.
Просмотр видеосюжетов способствует развитию не только письменной, но и устной речи. Пересказывая увиденные сюжеты, дети учатся приёмам построения речи, речевому этикету.
Для того чтобы обучить учащихся умению наблюдать, анализировать, отбирать необходимый материал, можно использовать видеофрагменты продолжительностью 7-10 минут.
Уроки литературы - это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. На уроках РКИ применение НИТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал.
Сегодня на уроках РКИ все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание фрагментов аутентичные аудио-композиций, и просмотр видеофильмов .
Преподавание РЯ невозможно представить отдельно от преподавания литературы, так как эти предметы неразрывно связаны между собой. Постигая РЯ, иностранные студенты неизменно сталкиваются с реалиями изучаемого языка, с культуроведческими феноменами. Классическая литература раскрывает множество понятий, неизвестных для иностранных студентов. Использование фрагментов аутентичных текстов, обсуждение и разбор их на уроках дает иностранным студентам комплексное понимание страны изучаемого языка.
Многие классические произведения нашли свое воплощение в кинематографе. Фильмы служат хорошим подспорьем на уроках РЯ. Учитель может использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока, а может организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного кинофильма.
Самой распространенной формой работы на уроке РКИ можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе Power Point. Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации, могут быть разными. Основная функция презентации - служить наглядным материалом.
Индивидуальная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает студентам обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств.
В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения.
Поэтому, мы считаем, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения.
В основе преподавания РКИ иностранным студентам лежит коммуникативный подход, который следует понимать, как способ организации образовательного процесса, ориентированный на формирование умений и навыков речевой деятельности. А именно, умения построения высказываний и участия в коммуникации на изучаемом языке.
Одним из главных аспектов, на который обращается внимание, - это обучения иностранных студентов умениям работать с материалами, выделять нужную информацию. Такой подход к обучению ориентирован на формирование у студентов лексических, грамматических, а также фонетических навыков. Нельзя отрицать, что данные умения выступают как элемент формирования культурной компетенции. Язык в данном подходе следует в первую очередь понимать, как инструмент, необходимый для овладения навыков коммуникации, а так же для проникновения в культуры народа изучаемого языка. Такие навыки гарантируют студентам полное участие в межкультурном диалоге.
На сегодняшний день процесс обучения РКИ иностранных студентов требует поиска нового содержательного контента и формального наполнения всего процесса изучения РЯ, в данном контексте речь так же идет о приобретении как профессиональных, так и культурных знания на изучаемом языке.
Говоря о попытках модернизировать уроки РКИ для студентов разных стран-это использование новых информационных технологий (НИТ). Применение НИТ на уроках РКИ, по мнению многих учёных, а также преподавателей, является усовершенствованиям уроков и может использоваться на всех этапах образовательного процесса. Мы также считаем, что применение НИТ в обучении русскому языку должно проводиться в сочетании с традиционными принципами и методами.
Методы преподавания РКИ неизменно развиваются. В процессе развития появляются новые методики и модели, на сегодняшний день популярность получила полиформатная модель обучения [13, 120].
Реализация коммуникативной методики в полиформатной модели обучения РЯ позволяет преподавателям-практикам использовать на уроках аутентичные языковые материалы, как в печатном, так и в электронном формате. Такие материалы содержат страноведческую и культурологическую информацию, необходимую для межкультурной коммуникации.
Во время прохождения производственной практики в МГИМО и МПГУ мы использовали аудио-видео материалы для освоения изучаемой темы. В системе работы с аутентичным языковым материалом важно максимальное вовлечение иностранных студентов и использование содержания учебных материалов.
В процессе прохождения практики, мы убедились, что каждый источник языкового материала дает выход в изучение лексической, стилистической, грамматической структуры материала и приносит полифункциональный эффект сразу в нескольких областях (языковой, познавательной, мотивационной, логико-аналитической, культурологической). Такой принцип обеспечивает эффективность применения полиформатной модели на уроках РКИ.
Овладение иностранным языком происходит через призму родного языка, особенно говоря о начальном этапе изучения. Во время прохождения производственной практики на базе МГИМО группу иностранных студентов составляли учащиеся из Польши. Нельзя отрицать существование психолингвистической компетенции поляков в русском языке. Она является неизменным фактором, облегчающим процесс изучения РКИ. Во время овладение РЯ поляки активизируют положительную межъязыковую транспозицию, чем польские студенты неизменно интенсифицируют свою языковую деятельность.