ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 551
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
116
физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся
знаний, так и при помощи методов оценки.
В разделе «Строение Вселенной»
Обучающийся на базовом уровне научится:
демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании
современной научной картины мира, в развитии современной техники
и технологий, в практической деятельности людей (в том числе на
примере Курганской области);
демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;
использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания
(наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;
учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
понимать и объяснять целостность
физической
теории,
различать границы ее применимости и место в ряду других физических
теорий;
владеть приемами построения теоретических доказательств, а
также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и
процессов
на
основе
полученных
теоретических
выводов
и
доказательств;
характеризовать системную связь между основополагающими
научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле),
движение, сила, энергия;
выдвигать
гипотезы на основе знания основополагающих
физических закономерностей и законов.
1.2.4.14. «Биология» (базовый уровень)
117
В соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования
16
предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
На базовом уровне предметные результаты ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки учащихся.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности. Требования к предметным результатам освоения базового курса биологии должны отражать:
1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
В основной образовательной программе среднего общего образования
МКОУ «Введенская средняя общеобразовательная школа №1 имени Огненного выпуска 1941 года» требования к предметным результатам учебного предмета
«Биология» конкретизированы с учетом Примерной основной образовательной среднего общего образования. Предметные результаты распределены по разделам, соответствующим разделам Примерной основной образовательной среднего общего образования.
Перечень планируемых результатов изучения учебного предмета
«Биология» на уровне среднего общего образования
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 49
Раздел 1. Биология как комплекс наук о живой природе
Обучающийся на базовом уровне научится: раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
16
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480)
118 понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений; оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
характеризовать современные направления в развитии
биологии;
описывать их возможное использование в практической деятельности с
учетом специфики региона.
Раздел 2. Структурные и функциональные основы жизни
Обучающийся на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организма;
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, анализировать их, формулировать выводы;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические теории (клеточную);
– характеризовать современные направления в развитии биологии;
описывать их возможное использование в практической деятельности с
учетом специфики региона;
– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
119
– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по
предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и
половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или
митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов).
Раздел 3. Организм
Обучающийся на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм;
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать родство живых организмов на основе биологических теорий;
– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (способы размножения, особенности развития);
– объяснять причины наследственных заболеваний;
– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
– оценивать достоверность биологической информации в области
развития в Курганской области здравоохранения, влияния мутагенов на
здоровье человека, применение различных методов селекции для развития
сельского хозяйства в регионе, полученной из разных источников выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ
(алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
– объяснять последствия влияния мутагенов;
120
– объяснять возможные причины наследственных заболеваний,
характерных для региона.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические теории (клеточную), законы
наследственности, закономерности изменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии;
описывать их возможное использование в практической деятельности;
– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять
схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и
используя биологическую терминологию и символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по
заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды,
прогнозировать возможные последствия деятельности человека для
существования отдельных биологических объектов и целых природных
сообществ в Курганской области.
Раздел 4. Теория эволюции
Обучающийся на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: устанавливать взаимосвязь природных явлений;
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид;
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
– описывать фенотип многоклеточных растений и животных Челябинской
области по морфологическому критерию;
– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
– классифицировать биологические объекты,
обитающие/произрастающие на территории Курганской области на
121 основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов в большей
степени характерных для Курганской области;
– оценивать достоверность биологической информации в области
многообразия организмов Курганской области и их эволюционных
преобразований, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни с учетом
специфики региона.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям,
используя
биологические
теории
(клеточную,
эволюционную), законы наследственности, закономерности изменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии;
описывать их возможное использование в практической деятельности;
– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды,
прогнозировать возможные последствия деятельности человека для
существования отдельных биологических объектов и целых природных
сообществ в Курганской области.
Раздел 5. Развитие жизни на Земле
Обучающийся на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: устанавливать взаимосвязь природных явлений;
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: организм, вид;
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;