Файл: Протокол 14 от 22 мая 2020г Утверждено.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 527

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

34 направлению профессионального развития в теоретических и практических формах профессиональное учебное заведение и т. п.
3
Нравственно-
этическая
ориентация
3.1. Освоение и принятие
общечеловеческих
моральных
норм и ценностей
Знаниевый компонент:
 наличие знаний об основных общечеловеческих моральных нормах
(добро, зло, любовь, справедливость, долг, ответственность, совесть, стыд и т. д.);
 наличие знаний о базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, искусство и литература, природа, человечество, труд, творчество и т. д.)
Мотивационный компонент:
 интериоризация моральных норм и ценностей с учетом имеющегося жизненного опыта, личностных установок, положительных нравственных образцов;
 наличие внутреннего побуждения к нравственному поступку
Деятельностный компонент:
 умение охарактеризовать с опорой на основные моральные нормы и ценности поступки литературных персонажей, исторических личностей, ученых;
 демонстрация нравственного
3.1.
Сформированность
нравственного сознания и поведения
на
основе
усвоения
общечеловеческих ценностей
Знаниевый компонент:
 наличие знаний об основных общечеловеческих моральных нормах и общечеловеческих ценностях их значении в жизни отдельной личности и общества
Мотивационный компонент:
 осуществление любой деятельности только с ориентацией на моральные нормы и общечеловеческие ценности при устойчивом внутреннем побуждении к нравственному поступку
Деятельностный компонент:
 демонстрация нравственного поведения в школьном коллективе, семье и обществе, осуждение и непринятие деструктивного и безнравственного поведения

35 поведения в школьном коллективе, семье и обществе
3.2.
Сформированность 3.2.
Сформированность
современной
экологической экологического
мышления,
культуры, понимания влияния понимания
влияния
социально-
социально-экономических
экономических
процессов
на
процессов
на
состояние состояние природной и социальной
природной среды
среды;
приобретение
опыта
Знаниевый компонент:
 знание закономерностей развития экологических
эколого-направленной деятельности
Знаниевый компонент:
 знание закономерностей развития систем, особенностей экологических систем, влияния социально- особенностей влияния экономических социально-экономических процессов на состояние процессов на состояние природы родного края, природы родного края,
России и мира
Мотивационный компонент:
 наличие внутренних мотивов,
России и мира;
 знание реальных последствий деятельности человека на состояние направленных на экологических систем улучшение родного края, России и мира экологической обстановки родного края, России и мира
Мотивационный компонент:
 наличие устойчивых внутренних мотивов,
Деятельностный компонент:
 наличие опыта участия в реальных направленных на улучшение экологической обстановки родного края, России и мира экологических проектах на уровне образовательной
Деятельностный компонент:
 проявление активной позиции в инициации и (или) организации реализации реальных
(муниципалитета, экологических проектах на региона и т.д.) уровне образовательной организации
(муниципалитета, региона и т. д.)
3.3.
Принятие
ценностей 3.3.
Сформированность
семейной жизни
ответственного
отношения
к
Знаниевый компонент:
 знание основ этики и психологии
созданию
семьи
на
основе
осознанного принятия ценностей
семейной жизни
семейной жизни;
 знание основных положений
Семейного
Знаниевый компонент:
 знание основ семейной жизни, в том числе кодекса
Российской правовых
Федерации
Мотивационный компонент:
 наличие
Мотивационный компонент:
 наличие обоснованных мотивов к


36 обоснованных мотивов и желаний к созданию собственной семьи в перспективе
Деятельностный компонент:
 почитание и уважение членов собственной семьи созданию собственной гармоничной и благополучной семьи в перспективе;
Деятельностный компонент:
 осознание адекватной модели семейной жизни и воспитания детей
3.4.
Сформированность
эстетического отношения к
продуктам, как собственной,
так и других людей, учебно-
исследовательской, проектной
и иных видов деятельности
Знаниевый компонент:
 наличие элементарных знаний об эстетике, основных формах представления результатов учебно- исследовательской, проектной и иных видов деятельности
Мотивационный компонент:
 наличие эстетической мотивации как проявления потребности в уважении и признании
Деятельностный компонент:
 стремление к эстетике в представлении продуктов собственной учебно- исследовательской, проектной и иных видов деятельности
3.4.
Сформированность
эстетического отношения к миру,
включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта,
общественных отношений
Знаниевый компонент:
 наличие знаний об основных эстетических категориях: категории эстетической деятельности, категории общественной жизни, категории искусства
Мотивационный компонент:
 наличие устойчивой эстетической мотивации, направленной на удовлетворение высших потребностей в уважении, признании и самореализации
Деятельностный компонент:
 проявление сформированного эстетического вкуса в быту, научном и техническом творчестве, спорте, общественных отношениях
Учитывая социальную ситуацию развития старшего подростка, определены блоки сформированности личностных образовательных результатов среднего общего образования. Они отражают особенности развития его личности в следующих социальных кругах: «Я», «Семья», «Школа», «Родной край»,
«Россия и мир».
Социальная ситуация развития – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми (Л. С. Выготский). В старшем подростковом возрасте она определяется особенностями ведущей деятельности


37 данного возраста – учебно-профессиональной.
В этот период происходит формирование целостного образа «Я»
Системным новообразованием данного возраста является формирование мировоззрения и самосознания. Возрастает уровень профессиональных интересов, формируются мечты и идеалы. В этой связи выделен первый блок в социальной ситуации ребенка –
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

«Я».
Учитывая, что в старшем подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый уровень, в качестве второго блока определен блок «Семья». Семейные взаимоотношения закладывают основы адаптации подростка к новым условиям, формируют базовые ценности. Специфичным для данного возраста является то, что взаимоотношения «семья – подросток» детерминированы изменениями в мотивационной сфере, а также формированием идентичности. Блок «Семья» отражает нравственные ценности, связанные с семейными отношениями и формированием готовности к созданию собственной семьи. Ценность семьи является также одной из базовых национальных ценностей, отраженных в Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России. Он учит подростка бесконфликтному общению, сотрудничеству, уважению других. При этом подростковый возраст характеризуется возникновением новых ценностных ориентаций, конфликтами с родителями из-за неприятия его стремления к независимости.
Интимно-личностное общение, которое было ведущей деятельностью в подростковом возрасте, сменяется на учебно-профессиональную деятельность.
Меняется отношение к школе. Оно характеризуется большей сознательностью и одновременным «вырастанием» из нее (М. В. Гамезо). Поэтому третьим блоком в данных социальных отношениях выступает «Школа». Учеба в школе, приобретение новых знаний становятся средством подготовки к будущей профессиональной деятельностью. Блок «Школа» имеет тесную связь с блоком «Я» и характеризует личность старшего подростка с точки зрения формирования его мировоззрения, стремлении к тому, чтобы разобраться в разных точках зрения.
Старший подросток активно выходит в более широкие пространства.
Поэтому далее выделены блоки «Родной край» и «Россия и мир». Знать историю и особенности своего родного края важно для того, чтобы видеть траекторию своего личностного и профессионального самоопределения.
Причем с каждым возрастом идет расширение социального пространства обучающегося, что стимулирует его выход за границы малой родины в государственное и мировое пространство. Блок «Родной край»
отражает сочетание знаниевых и ценностных компонентов личности старшего подростка с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей, как конкретного региона, так и Курганской области в целом.
Блок «Россия и мир» связан с глобальными представлениями старшего подростка о стране, в которой он проживает, ее культурно исторических ценностях и традиция многонационального народа.

38
Выделенные выше личностные результаты конкретизированы для обучающихся 10-11 классов в соответствии с социальными блоками (Таблицы
2-3).
Таблица 2
Блоки личностных планируемых результатов (10 класс)
Критерии
сформиро
ванности
Блок «Я»
Блок
«Семья»
Блок
«Школа»
Блок
«Родной край»
Блок
«Россия и мир»
Код результата
Самоопред
еление
(личностн
ое,
профессио
нальное,
жизненное
)
1.1.
Сформированност
ь российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
уважения к
Отечеству и
своему народу,
чувства гордости
за свой край, свою
Родину
1.4. Устойчивая
установка на
принятие
гуманистически
х,
демократически
х и
традиционных
ценностей
многонациональ
ного российского
общества
1.2. Осознание
своих
конституционных
прав и
обязанностей,
уважение закона и
правопорядка
1.7. Осознание
значения
современного
уровня развития
науки и
общественной
практики в
контексте
диалога культур
1.3.
Сформированност
ь самоуважения и
«здоровой» Я-
концепции
1.5. Осознание
важности
служения
Отечеству, его
защиты
1.6.
Проектирование
собственных
жизненных планов
в отношении к
дальнейшей
профессиональной
деятельности с
учетом
собственных
возможностей, и
особенностей

39
рынка труда и
потребностей
региона
Смыслооб
разование
2.1.
Сформированност
ь устойчивых
ориентиров на
саморазвитие и
самовоспитание в
соответствии с
собственными
жизненными
ценностями и
идеалами
2.2.
Сформирован
ность
самостоятел
ьности в
учебной,
проектной и
других видах
деятельности
2.5.
Сформированно
сть
представлений о
негативных
последствиях
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по социальным,
религиозным,
расовым,
национальным
признакам для
личности и
общества
2.6. Наличие
потребности в
физическом
самосовершенство
вании, занятиях
спортивно-
оздоровительной
деятельностью,
неприятие вредных
привычек: курения,
употребления
алкоголя,
наркотиков
2.3.
Сформирован
ность умений
сотрудничес
тва со
сверстниками
, детьми
младшего
возраста,
взрослыми в
образователь
ной,
общественно
полезной,
учебно-
исследовател
ьской,
проектной и
других видах
деятельности
2.7.
Сформированност
ь ответственного
отношения к
собственному
физическому и
психологическому
здоровью, как
собственному, так
и других людей,
владение основами
оказания первой
помощи
2.4.
Способность
вести диалог
с другими
людьми,
достигать в
нем
взаимопонима
ния, находить
общие цели и
сотрудничат
ь для их
достижения
2.8. Способность к
самообразованию и
организации
самообразовательн
ой деятельности